Эти предметы настолько уникальны и удивительно искусно изготовлены, что на современных рынках древностей и в антикварных салонах составляют серьезную конкуренцию таким признанным лидерам, как памятники древних государств Египта, Передней и Юго-Восточной Азии.
Народ майя на самом деле - это несколько десятков народов, говорящих на родственных языках. Более пяти миллионов современных майя живут в южных штатах Мексики, Гватемале и прилегающих к ним районах Гондураса, Сальвадора и Белиза. Примерно ту же территорию занимали и их далекие предки, строители величественных пирамид, пересекающих джунгли многокилометровых дорог — сакбе, создатели удивительно точного календаря и прекрасной развитой иероглифической письменности.
Научное изучение культуры майя началось, по существу, только с начала прошлого века. И примерно в то же время появился интерес к коллекционированию и изучению предметов майяской археологии. Эти предметы настолько уникальны и удивительно искусно изготовлены, что на современных рынках древностей и в антикварных салонах составляют серьезную конкуренцию та ким признанным лидерам, как памятники древних государств Египта, Передней и Юго-Восточной Азии. Особенно же, конечно, коллекционирование вещей, сохранившихся от древних майя, популярно среди музеев и частных собирателей США. Почти каждый университетский музей этой страны имеет в своем собрании памятники искусства древних майя.
Цивилизация была одной из наиболее богатых и развитых среди культур доколумбовой Америки. Дошедшие до нас материальные источники, предметы археологии майя, поражают искусствоведов и обывателей своей выразительностью и самобытностью. Всем хорошо известные пирамиды, уникальная керамика, предметы мелкой пластики и рельефные изображения на стелах, притолоках и алтарях — все это исполнено гениальными мастера. ми древности, чей статус в том обществе был очень высок. Авторство — это одна из особенностей предметов искусства майя. Многие произведения имеют подпись мастера, изготовившего вещь, будь то стела или ваза. А характер имен художников дает основание предполагать, что многие из них принадлежали к элите майяскоrо общества.
Кроме высокой художественной ценности, эти предметы имеют еще одну отличительную — на фоне многих других коренных бесписьменных культур Америки — особенность: они содержат текстовую информацию. Древние майя широко использовали свою собственную словесно-слоговую письменность. Надписи помещались почти на всех типах предметов (архитектурные элементы и монументальная скульптура, керамика, украшения и т. д.).
Как и в любой другой культуре, среди артефактов, сохранившихся от древних царств майя, можно условно выделить высокохудожественные изделия и простые предметы быта. Такое деление тем более условно, что первая группа предметов от второй не отличима без анализа художественной ценности вещи, а это всегда остается, по существу, субъективным критерием. Особое значение имеют те памятники искусства майя, на которые нанесены иероглифические надписи: это повышает научную ценность памятника и, соответственно, его рыночную стоимость.
Более правильно было бы группировать предметы по их функциональной принадлежности, не обращая внимания на первом этапе на их художественную ценность. Первая группа — монументальная скульптура: стелы, алтари, притолоки, рельефные настенные панели, иероглифические лестницы, штуковые рельефы и маскароны, другие элементы скульптурного декора зданий.
Вторая группа — керамика: сосуды различных типов, курильницы и терракотовые статуэтки, другие изделия.
Третья группа — предметы мелкой пластики: небольшие антропо- и зооморфные фигурки, погребальные маски, ювелирные украшения и детали костюма, в том числе пекторали, и т. п., изготовляемые из камня, кости, раковин, дерева и металла.
Четвертая группа — детали вооружения, орудий труда и музыкальных инструментов.
Пятая группа — текстовые документы на индейской бумаге «аматэ» из луба фикуса — т.н. кодексы. В настоящий момент известно только четыре кодекса: Дрезденский, Мадридский и Парижский кодексы, а также кодекс Гролье. Первые три относятся к постклассическому периоду цивилизации майя (ок. 900-1521 годов), а подлинность кодекса Гролье вызывает сомнение у специалистов.
Несмотря на внушительные размеры монумент майя был и остается популярным предметом продаж в среде коллекционеров и музейных агентов. Из Мексики и Гватемалы нелегально вывозились и вывозятся сейчас, как правило, через Белиз, подчас бесценные археологические находки. Нельзя не сказать об огромных потерях, связанных с утратой ценных экспонатов, попавших в частные и не демонстрируемые коллекции, о фактах вандализма со стороны археологов. Показательна в этом плане судьба панели, происходящей из области бассейна верхней Усумасинты. Она была распилена грабителями на несколько частей и продана в различные музейные и частные коллекции. Сегодня нам известны только две части (из, предположительно, четырех), хранящиеся в музейных коллекциях Денвера и Брюсселя.
В этом отношении особенно пострадали археологические памятники Гватемалы. Например, в 1996 году группа вооруженных грабителей захватила археологическое городище Наранхо (один из крупнейших политико-экономических центров древности) и в течение нескольких дней вывезла отсюда большинство предметов монументальной скульптуры. Все эти памятники были распроданы по частным коллекциям, и их местонахождение сейчас неизвестно. Только недавно одну из украденных стел совершенно случайно обнаружили в Египте при таможенном досмотре грузовика.
Монументы майя изготовлены преимущественно из известняка, поскольку это был наиболее доступный и долговечный материал для такого рода памятников. Хотя надо отметить что в различных регионах майя плотность известковой породы значительно различалась, так что в некоторых городищах сохранность монументов зачастую оставляет желать лучшего. Кроме того, встречаются предметы монументальной скульптуры, сделанные из более твердых пород (например, базальта), а также из дерева и штука. Как правило, стелы, настенные панели, притолоки и алтари представляют собой плоскую каменную плиту с нанесенной по сторонам резьбой. Но на некоторых городищах, например, Копан, Киригуа, Тонина, есть паамятники, высеченные в более изысканном стиле антропо- и зооморфной круглой скульптуры. Монументы эти достигают порой поистине гигантских размеров.
Критерии оценки майяской скульптуры таковы: художественное совершенство и уникальность для мезоамериканской культуры, а также (что в последнее время, с развитием эпиграфики, приобрело основное значение) наличие на предмете текста и его содержание. Кроме того, непреложным фактом остается зависимость ценности предмета от его датировки.
Определить реальную стоимость предметов монументальной скульптуры майя труднее всего. Дело в том, что после принятия правительствами Мексики и Гватемалы законов, запрещающих вывоз памятников истории, вся торговля новыми находками стала, по сути, нелегальной. Если очень приблизительно, то цена за такие предметы может достигать 10-15 тысяч долларов на территории Мексики или Гватемалы. Однако за пределами Центральной Америки на черных рынках она многократно возрастает. Периодически монументы майя появляются на официальных аукционах, таких, как «Сотбис» и «Кристи». Так, в 1986 году на аукционе «Сотбис» неизвестному частному коллекционеру из Израиля была продана небольшая иероглифическая панель за 38 тысяч долларов. И хотя в последнее время крупные аукционные дома стараются не выставлять на продажу памятники сомнительного происхождения, контрабандные майяские древности все же появляются. С торгов все того же «Сотбис» в 1991 году по требованию правительства Гватемалы была снята стела, украденная из городища Эль-Перу.
Высокохудожественные керамические изделия были очень популярны в культуре майя. Существовало несколько типов керамических сосудов: простые цилиндрические сосуды, чаши-вазы, блюда и особые блюда — триподы, отличавшиеся от простых наличием ножек-подставок. Классический керамический сосуд майя полихромно окрашен и, как правило, имеет роспись и/или рельефное изображение (процарапанное или лепное). Основные цвета окраски — красный, желто-оранжевый, белый и черный, иногда голубоватый. В науке сложилась традиция группировать керамические сосуды по характеру изображения на них или по фрагментам текста (так называемые Ik'-style — сосуды с упоминанием в тексте цapя области Ik', современное городище Мотуль-де-Сан-Хосе; или так называемые сосуды в стиле кодексов, «codexstyle» и т. д.).
По функциональному назначению четко определяются три группы сосудов. Во-первых, цилиндрические сосуды и чаши-вазы, в надписи их «основного стандарта» дословно написано «ytich'ib'», то есть — «для питья». Благодаря надписи среди них можно выделить сосуды для какао — более глубокие и для кукурузного напитка атоле — помельче. Вторая группа сосудов — блюда для твердой пищи, подписанные «'u-lak» — «его тарелка» или «'u-we'ib'» — «его [тарелка] для еды». К третьей группе можно отнести кремационные урны, как правило, не столь изысканно окрашенные и не содержащие в отделке текста. Есть также иконографические и археологические подтверждения существования палеток для размешивания краски.
Обработка поверхности полихромных сосудов майя выполнена в сложной технике, известной в современной керамической технологии как «Terra Sigillatа». Не вдаваясь в тонкости обработки глины, важно отметить, что использование такой сложной техники мастерами майя позволило сохранить краски, блеск и четкий орнамент росписи даже самых ранних сосудов. Стиль росписи и форма керамики во многом зависят от времени и места изготовления предмета и, конечно, от мастерства автора. Вся керамика майя — обоженная и вылеплена без по мощи гончарного круга, не известного в доколумбовой Америке. Наибольшего расцвета искусство керамики, как, впрочем, и другие искусства майя, достигло в классический период развития этой цивилизации (250-900 гг. н. э.), особенно изящно расписывались сосуды с начала IV века.
Из-за внешнего великолепия, нарративной и иконоrрафической содержательности их росписей сосуды мая — очень популярный предмет коллекционирования. В настоящее время абсолютное большинство известных сосудов находится в частных коллекциях. Крупные собрания керамики майя хранятся в некоторых музеях, например, в гватемальском музее Пополь Вух.
Первые два типа полихромно окрашенных сосудов встречаются довольно часто. Сегодня известно около 10 тысяч сосудов. Почти все они систематизированы в едином фотокаталоrе коллекционера и исследователя Джастина Керра. Их принято называть по номеру в этом каталоге. Например, «Кеrr1599» или «Кеrr 27 84». Каталог размещен в Интернете и находится в свободном доступе (http: www.famsi.org/mayavase/).
Некоторые частные коллекционеры тоже занимаются каталогизацией расписных сосудов. В научном мире хорошо известно имя немецкого исследователя и весьма состоятельного человека — Николаса Хельмута, который создает собственную базу данных о сосудах майя. К сожалению, его каталог не так доступен, как база Джастина Керра.
Курильницы представляют собой глиняные скульптуры, часто изображающие одного из богов пантеона майя. В их полую внутреннюю часть клалась и поджигалась смола-копал, а дым выходил через художествен но исполненные отверстия (в форме рта божества и т.п.). Такие курильницы в высоту могли достигать метра и более. Наиболее известны курильницы из археологических городищ Паленке — в Мексике и Копан — в Гондурасе. Терракотовая скульптура, вероятно, не была в числе наиболее популярных заказов на изготовление предметов искусства у элиты майя. Об этом говорит редкость изображения на ней текста, что, по мнению древних майя, повышало престиж вещи и ее хозяина. Несмотря на это среди терракотовых статуэток майя встречаются настоящие шедевры, способные разжечь страсть понимающего коллекционера.
Среди материалов, использовавшихся для изготовления ценных предметов мелкой пластики, безусловным лидером был жад — так называемое «зеленое золото майя». По воле случая, цивилизация майя сформировалась на территории, где не было достаточного количества руды, чтобы развивалась металлургия, скудной на драгоценные и полудрагоценные камни. Единственным красивым и мягким камнем в этом регионе оказался жад, точнее говоря, один из подвидов этого камня — жадеит. Жад, как и обсидиан, был дорогим материалом, его добывали только в бассейне реки Рио-Мотагуа в Горной Гватемале. Значительную часть жада привозили из других регионов, в частности, с восточного побережья современной Коста-Рики. Поэтому все изделия из этого камня были частью сокровищ правителей майя, Ценными подарками или данью, а иногда и частью приданого в междинастических браках. Понятно, что искусство, с которым вырезались предметы из жада, было исключительным даже для такой богатой культуры, как майяская. Археологические находки последних лет и реконструкция работ древних мастеров майя, которую провела немецкий ученый Елизабет Вагнер, показали, что жадеитовые блоки распиливались веревками из деревянного волокна, а для вырезания рельефа майя использовали острые, но хрупкие обсидиановые орудия.
Эта работа была довольно сложной, и тем не менее древние майя оставили большое количество предметов мелкой пластики из жада. Из скульптурных произведений — антропоморфные фигурки и головы; детали костюма — бусины, так называемые кельты — части парадного костюма, получившие неверное название за сходство их формы с известным типом топора, а также более крупные нагрудные подвески — пекторали. Из жада делалось большинство нательных украшений — бус, ушных вставок и др. Для изготовления украшений использовались также раковины, жемчуг, редко — обсидиан и несохранившиеся органические материалы (перья, кость и т.п.). Кроме того, в захоронениях находят погребальные маски, изображающие иногда лица правителей, а иногда — богов, с которыми правитель имперсонировался. Встречаются также деревянные сосуды, покрытые жадеитовым мозаическим рельефом (например, сосуд из гpoбницы 196 в Тикале, Гватемала). Жадовые находки представляют собой наиболее ценные экспонаты археологии Майя. Поэтому они становятся самой желанной добычей участников «черных раскопок».
Несмотря на отсутствие «основного стандарта» на предметах мелкой пластики и, в частности, на украшениях часто встречается «владельческая» надпись — своего рода ярлык, или лейбл (name tag), включающий в себя название предмета (например, «'u-tuu'p» — «его серьга» или «yuuh» — «его бусинка, ожерелье, пектораль») и имя владельца. Такая надпись, по мнению некоторых современных ученых, повышала значимость вещи, ее ценность, делала ее исключительно персональным украшением. В наше время цена на жадеитовое изделие древних майя, при наличии на нем иероглифической надписи, резко повышается.
Предметы вооружения древних майя и орудия тру да имели составной характер, то есть это — почти всегда кремниевый или обсидиановый наконечник или вставка на деревянном древке, независимо от того, дротик это или палица-мечь макана. Духовые инструменты из раковин стромбус или панциря черепахи иногда представляют исключительный интерес, особенно когда они украшены резьбой, включающей иероглифический текст. Интересный коллекционный предмет - и древние зеркала. Их изготавливали из вулканического стекла - обсидиана, пирита или сланца. Они были широко распространены и часто изображены в росписях у трона правителя. До нас доходят зеркала в виде овальных каменных пластинок, которые в древности были обрамлены деревянной рамкой.
Думается, необходимо сказать несколько слов и о так называемых кодексах. Дело в том, что при раскопках в зоне майя очень редко находят сохранившиеся памятники из органических материалов. Особенно трудно ожидать, что в достаточно влажной почве джунглей вдруг отыщется свернутая гармошкой полоска бумаги, которая будет не столь ветхой, чтобы ее нельзя было развернуть и прочесть. Несмотря на это почти каждый год появляется информация, что тот или иной археолог или коллекционер якобы слышал об обнаружении нового кодекса. Слухи эти подогреваются убеждением ученых в том, что древние майя охотно и много использовали бумагу. Кроме того, в археологических городищах встречаются целые здания, вероятно, использовавшиеся в древних городах как хранилища рукописей. Соблазн тем более велик, что интерес к письменным документам с каждым годом только возрастает, а памятники на бумаге, как правило, отличаются от надписей эпиграфических.
Это подталкивает фальсификаторов на изготовление подделок. Последнюю такую подделку пытались продать в позапрошлом году за полмиллиона долларов одному из европейских ученых. Все переговоры велись по электронной почте в условиях исключительной конфиденциальности, а после высказанного сомнения по поводу подлинности кодекса продавец пропал. Единственное, что спасает антикварный рынок от опасности наводнения высококачественными подделками, — это ограниченное число людей, обладающих достаточными знаниями для имитации грамматически верного текста, особенно в Латинской Америке, где работают лишь несколько серьезных специалистов по древнему языку майя.
Рафаил МАНСУРОВ
Иллюстрации предоставлены автором.
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 15 (март 2004), стр.104