Портретная миниатюра, как и многое в светской культуре России, появилась при Петре I. В 1697 году московский царь Петр Алексеевич в составе Великого посольства отправился в Западную Европу. Во время его пребывания в Англии король Вильгельм III заказал придворному живописцу Г. Неллеру (1648—1723) портрет Петра I в рост, в рыцарских доспехах, с горностаевой мантией на плечах на фоне раскрытого окна с видом на море с парусными кораблями. Это было первое изображение русского царя, выполненное в традициях европейского парадного портрета. Видимо, портрет понравился царю, так как он заказал художнику Ш. Буату, работавшему при английском дворе, несколько оплечных повторений с неллеровского оригинала. Буат работал в технике миниатюры на эмали.
Эмалевые царские портреты, вставленные в рамки, украшенные бриллиантами и увенчанные царской короной, предназначались для высочайших пожалований отличившимся на государственной службе дипломатам, военачальникам, высокопоставленным чиновникам. До нашего времени дошло несколько живописных портретов государственных мужей петровского времени с жалованными медальонами (эмалевыми миниатюрными портретами Петра I) на груди. Это, в частности, хранящийся в Одесском государственном художественном музее портрет купца, «именитого человека» Григория Дмитриевича Строганова (1656—1715), неоднократно оказывавшего финансовую помощь Петру I во время Северной войны. В Третьяковской галерее хранится портрет генерала Родиона Христофоровича Боура (?) (1667—1717) с жалованным портретом Петра I, полученным за Полтавское сражение. В фондах Государственного Эрмитажа находится портрет видного дипломата петровского времени графа Петра Андреевича Толстого (1645—1729), грудь которого наряду со знаками орденов Андрея Первозванного и Белого Орла украшает медальон с портретом царя в драгоценной оправе. Многие жалованные медальоны давно «потеряли» свои алмазы и драгоценные рамки — остались лишь миниатюры.
Очень интересным для истории наградных медальонов является живописный портрет Петра I на эмали, сохранивший свое драгоценное обрамление. До нашего времени дошло лишь несколько таких экземпляров. Четыре из них хранятся в музейных собраниях России: в Государственном Историческом музее, в Алмазном фонде в Москве и в Государственном историкокультурном музее-заповеднике «Московский Кремль». Один экземпляр проходил на аукционе Sotheby’s в 1996 году, другой - на аукционе Christie’s в 2001 году. Большое внимание специалистов и коллекционеров привлекла недавняя продажа на аукционе Sotheby’s (Нью- Йорк, 2 ноября 2009 года, лот № 124) медальона с портретом Петра I в наградном обрамлении (видимо, это тот самый наградной медальон, который находился в собрании сенатора Г.А. Милорадовича и был воспроизведен в журнале «Художественные сокровища России» в 1904 году как экспонат «Исторической выставки предметов искусства», проходившей в ноябре 1904 года в Музее Штиглица. Он был пожалован Петром I в 1715 году гадяцкому полковнику Михаилу Милорадовичу, умершему в 1726 году).
В России эмалевые портреты редко выходили за пределы Зимнего дворца. Эмалевые портреты наследников Петра Великого — императора Петра II, императрицы Анны Иоанновны и императрицы Елизаветы Петровны из коллекции SEPHEROT Foundation, предоставленные для экспозиции в ГИМе этой зимой, также, скорее всего, изначально являлись жалованными медальонами. Об этом говорит и то, что все они исполнены по «апробированным» оригиналам придворного художника Л. Каравака.
Вторая половина XVIII — первая половина XIX века — время, когда ведущей была классическая техника: миниатюры писали акварельными и гуашевыми красками на специально приготовленных тонких (от 0,3 до 1 мм) костяных пластинках, чаще овальной формы. Нередко и такие миниатюры, как эмалевые, имеют иконографический прототип в живописном оригинале. Но, обладая особым художественным языком, миниатюра строит изображение по своим эстетическим законам.
В той же коллекции немало миниатюр, выполненных по живописным оригиналам. Это два портрета молодого Петра I с оригинала Г. Неллера, эмалевый «Портрет Екатерины II в дорожном костюме» работы П.Г. Жаркова с живописного портрета кисти М. Шибанова, портрет Екатерины II с цепью ордена Св. Андрея Первозванного, выполненный Ж.-Д. Френе по оригиналу А. Рослена, изображение императрицы Екатерины II в профиль по портрету работы Ф.С. Рокотова, портрет графа А.С. Строганова по оригиналу Ж-А. Монье и другие.
Большинство же миниатюр, исполненных в технике акварели и гуаши на костяной основе, не имеют живописных прототипов. Процесс их создания начинался с рисунка на бумаге с натуры (углем, карандашом, пастелью), затем художник по своему рисунку создавал эскиз карандашом в размер миниатюры и расцвечивал его акварелью. В окончательной стадии художник-миниатюрист по эскизу писал миниатюру на кости, подписывал и иногда датировал ее.
На знаменитой выставке русского портрета в Таврическом дворце (1905 г.) экспонировались два парных рисунка работы неизвестного художника. На них запечатлено одно семейство. На первом — «женская» половина: Прасковья Михайловна Толстая (1777-1844), дочь полководца, героя Отечественной войны 1812 года М.И. Кутузова, жена Матвея Федоровича Толстого с дочерью Анной (1808/09-1897) и младшими сыновьями Николаем (1802-1879) и Иваном (1806-1867). Этот групповой портрет хранится в Отделе рисунка Государственного Русского музея. На втором рисунке изображен глава семейства Матвей Федорович Толстой (1772—1815) с сыновьями Павлом (1800—1883) и Федором (1799-1817). Местонахождение второго рисунка нам неизвестно. Рисунки, видимо, являются эскизами двух семейных портретных миниатюр. В собрании SEPHEROT Foundation хранится миниатюрный портрет Матвея Федоровича Толстого, подписанный художником Иваном Григорьевичем Григорьевым. Он «дословно» воспроизводит портрет М.Ф. Толстого, запечатленный на рисунке Таврической выставки. Несомненно, И.Г. Григорьев по своему рисунку писал миниатюрный портрет, и оба рисунка Таврической выставки являются работами Григорьева.
Миниатюры на кости вследствие простоты исполнения и относительной дешевизны материалов получили широкое распространение не только в аристократических кругах, но и среди среднего и мелкопоместного дворянства. Широкий спрос на миниатюрные портреты привлекал в Россию многих знаменитых европейских мастеров. В разные годы в Российской империи в области миниатюры работали художники, чье творчество разнообразно представлено в выставленной коллекции. Это уроженцы Швейцарии А.-Ф.-Г. Виоллье, Ф. де Сомсуа, Николя Соре, немецкий художник А. Молинари, австрийские художники И. Крейцингер и И.Б. Лампи Старший, итальянец Д. Босси и целая когорта французских художников: Ж.-Л. Вуаль, Ж.-А. Беннер, Л.-А. Колла, А.Ф. Лагрене и другие.
Одновременно с иностранными мастерами успешно трудились русские художники-миниатюристы: П.Г. Жарков, АТС. Ритт, П.О. Росси, А.И. Чернов, И.М. Жерен, И.Г. Григорьев, М. Зацепин, П.Э. Рокштуль, AM. Вегнер, ИА. Винберг и другие. Некоторые портреты, представленные на выставке, выполнены европейскими миниатюристами, никогда не бывавшими в России. Во время путешествий, дипломатических вояжей, военных походов россияне заказывали свои портреты местным художникам. Миниатюрный портрет полководца, графа, впоследствии князя Александра Васильевича Суворова выполнен в 1795 году польским художником Шарлем Бешоном во время пребывания Суворова в Варшаве. Услугами мастерской знаменитого французского миниатюриста Ж.-Б. Изабе, специально приехавшего в Вену для получения выгодных заказов на портретирование участников конгресса, воспользовался видный военачальник, участник Отечественной войны 1812 года и заграничных походов 1813—1814 годов Федор Петрович Уваров. Во время одного из заграничных путешествий графиня Елизавета Ксаверьевна Воронцова, предмет увлечения А.С. Пушкина и адресат нескольких его стихотворений, заказала свой портрет знаменитому австрийскому художнику-миниатюристу ММ. Даффингеру.
Среди неизвестных художников, чьи имена пока не установлены, могут «скрываться» как художники-профессионалы, так и талантливые любители. Отрадно отметить, что многие миниатюры сохранили свои старинные рамки. Некоторые из них представляют интерес как произведения декоративно-прикладного искусства, (например, искусное обрамление портрета Екатерины II в дорожном костюме).
В дворянской культуре миниатюра играла особую роль. Маленькие портреты дарили родственникам, друзьям и знакомым на память, брали с собой в путешествие. Часто важные события в жизни людей отмечались заказом миниатюр: парные портреты при заключении брака заказывали молодые супруги, производство в очередной чин, награждение орденом также становились поводом для заказа миниатюрного портрета. Коллекция содержит интересные примеры, иллюстрирующие эту традицию. Так, миниатюра С.С. Колычева была заказана А.Х. Ритту в связи с пожалованием Колычева 6 мая 1793 года в кавалеры ордена Св. Анны, с которым он и изображен. Имеющий авторскую дату «1828», портрет работы П.О. Росси, несомненно, был заказан АЛ. Лобановым-Ростовским в связи с получением им ордена Св. Георгия IV класса и чина генерал-майора за отличие при взятии Варны 29 сентября 1828 года во время русско-турецкой войны. Очевидно, в конце 1828 года, после приезда князя АЛ. Лобанова- Ростовского в Петербург, художник П.О. Росси выполнил его миниатюрный портрет с новой наградой.
Коллекция содержит богатый материал, касающийся моды, военного мундира, наградной системы Российской империи. Все элементы костюмов и наград изображались миниатюристами с большой точностью. А на крошечных изображениях наградных портретов, украшающих грудь героев портретных миниатюр, легко узнается каждый из изображенных монархов. Возглавлявший коллегию иностранных дел в екатерининское время князь А.А. Безбородко, проявивший преданность наследнику престола Великому князю Павлу Петровичу при его восшествии на престол и осыпанный неслыханными милостями нового императора, запечатлен на миниатюрном портрете с жалованным портретом Павла I. Великий русский полководец князь Италийский, граф А.В. Суворов-Рымникский изображен с жалованным портретом австрийского императора Франца II. Грудь светлейшего князя Г.А. Потемкина-Таврического украшает жалованный медальон на голубом банте с портретом императрицы Екатерины II. Интересное наблюдение принадлежит поэту Г.Р. Державину. В «Объяснениях» к своим стихам он писал: «При ходьбе и при дыхании миниатюрный портрет, носимый на груди, двигался и как будто оживлялся».
Иногда миниатюрные портреты родителей и их детей, родственников, принадлежащих к одной семье, объединялись на одном планшете в группу. Художник А.-Ф.-Г. Виоллье выполнил в 1788 году миниатюрные портреты Великой княгини Марии Федоровны и ее шестерых детей. Вероятно, сама Мария Федоровна пожелала соединить на овальном планшете все семь миниатюр.
В последней четверти XVIII — начале XIX века в России получили широкое распространение силуэтные миниатюрные портреты, выполненные в технике эгломизе. Художник на выпуклом стекле (часто овальной формы) черным лаком рисовал силуэт, а фоном для него служил тончайший листок сусального золота, приклеиваемый к стеклу. Иногда на стекло наклеивали лист сусального золота, на котором иглой процарапывали силуэт и заливали процарапанный контур черным лаком или черной краской.
Замечательное техническое достижение — изобретение в январе 1839 года светописи, как называли тогда фотографию, — обернулось для миниатюры смертельным приговором, фотография быстро развивалась. Отпечатки на бумаге стали стоить намного дешевле акварельных и миниатюрных портретов. Известный русский гравер Ф.И. Иордан писал в 1854 году из Флоренции: «Сильно меня пугает фотография, которая здесь делает большие успехи, и портретисты здешние сидят вовсе без работы; теперь она карает портретистов, а потом возьмется и за граверов» (Кубасов И. Архив Брюлловых. СПб., 1900). Миниатюристы начинают подражать фотографам, пишут модель статично, натуралистично изображают лица модели, одежду, аксессуары. Некоторые художники-миниатюристы в конце XIX века писали портреты с фотографий. Развитие миниатюрного портрета как особого рода живописи заканчивается в середине XIX века.
В начале XX века в России появился интерес к миниатюрному портрету XVIII — первой половины XIX века как к предмету коллекционирования. Он был оценен по достоинству как высокое художественное явление и носитель иконографической информации. До революционных событий 1917 года интересные в художественном и историческом плане собрания миниатюрных портретов принадлежали Марии Александровне Васильчиковой, Ивану Александровичу Всеволжскому, Сергею Николаевичу Казнакову, графу Дмитрию Ивановичу Толстому, Петру Ивановичу Щукину.
Самой внушительной по художественным достоинствам и по иконографическому материалу была коллекция миниатюр видного российского историка, неутомимого исследователя александровской эпохи, члена Российского императорского дома Великого князя Николая Михайловича. В каталоге художественной выставки предметов искусства (СПб., 1904), к сожалению, не иллюстрированном, перечислено 172 миниатюрных портрета, принадлежавшие «Его Императорскому Высочеству Великому Князю Николаю Михайловичу», но это была лишь часть коллекции. Великий князь обильно иллюстрировал свои труды портретами из собственного собрания. Больше всего их воспроизведено в издании «Русские портреты XVIII и XIX столетий» (СПб., 1905—1909, т. I—V). К сожалению, полностью издать свое собрание Николай Михайлович не успел.
После Октябрьской революции 1917 года Великий князь был расстрелян вместе с другими членами царской фамилии, его коллекция исчезла, и ее дальнейшая судьба неизвестна. Лишь шесть миниатюр из собрания Николая Михайловича хранится в Эрмитаже и две — в Русском музее. Старейшие сотрудники ленинградских музеев ВМ. Глинка и А.В. Помарнацкий рассказывали, что существуют две версии по поводу дальнейшей судьбы этого собрания. Первая: коллекцию миниатюр похитил камердинер Великого князя и тайно вывез ее из страны. По второй версии, коллекцию «национализировали» большевики и тайно продали за границу. Специалисты склоняются ко второй версии.
После революции тяжелые условия жизни вынуждали многих коллекционеров распродавать свои собрания за бесценок. К сожалению, в это время «исчезли», рассыпались все частные собрания миниатюр, названные выше (кроме коллекции П.И. Щукина, в 1905 году поступившей в Императорский Российский Исторический музей). Барон Николай Егорович Врангель, отец известного историка русского искусства, первого исследователя русской миниатюры барона Николая Николаевича Врангеля, был страстным коллекционером. Описывая в своих «Воспоминаниях от крепостного права до большевиков» (М., 2003) жизнь Петрограда в 1918 году, он писал: «Особо бойко шла торговля старинными вещами. Я тоже распродавал свои картины и предметы искусства, собранные мною с такой любовью в течение полстолетия... В первые дни (января 1918 года. — Ю.Е.) я продал коллекцию миниатюр за 18 тысяч рублей; теперь я мог бы получить за них миллион, но выбора у нас не было».
Из остатков дореволюционных семейных собраний и частных коллекций, распроданных в годы Гражданской войны, сформировались собрания ленинградских и московских коллекционеров. Наиболее известным московским собранием русского портрета XVIII — первой половины XIX века была коллекция Ф.Е. Вишневского, подаренная им государству. Небольшое, но отменное по уровню художественного мастерства собрание миниатюр составил москвич В.С. Попов.
В Ленинграде небольшие собрания миниатюр принадлежали ВМ. Голод, В.В. Ашику, М.Д. Ромму, Г.Д. Душину. Они экспонировались на выставках русского искусства из частных собраний, были известны сотрудникам музеев, а после кончины собирателей попали в государственные хранилища.
В Советском Союзе до начала 1970-х годов портретная миниатюра почти не привлекала внимания исследователей, возможно, потому, что с публикации барона Н.Н. Врангеля «Очерки по истории миниатюры в России» («Старые годы», октябрь, 1909) искусство миниатюрного портрета считалось «искусством дворянских усадеб», а значит, враждебным интересам рабоче-крестьянского государства. Важную роль в изучении русской миниатюры сыграло издание научных каталогов государственных музеев. Пионерами в этом деле были видные искусствоведы, научные сотрудники Государственного Русского музея Кира Владимировна Михайлова и Георгий Викторович Смирнов, подготовившие и издавшие первый в СССР научный каталог «Портретная миниатюра из собрания Государственного Русского музея XVIII — начала XX века» (Л., 1974, 1-е изд.; 1979, 2-е изд.) с описаниями трехсот лучших портретов из тысячного музейного собрания. Авторами был удачно найден формат каталога, структура представления биографического и исторического материала, расположение справочного материала. Принципы издания научного каталога миниатюр были приняты специалистами, что выразилось в идентичном формате последующих публикаций собраний миниатюр Государственного Эрмитажа, Государственного Исторического музея, Всероссийского музея А.С. Пушкина, Государственного музея А.С. Пушкина и Литературного музея Пушкинского дома. В новейшей истории культуры России событием стало издание портретной миниатюры XVIII — первой половины XIX века из частных собраний Москвы (Подстаницкий Сергей. Портретная миниатюра из частных собраний. М., 2007). В кругу некогда существовавших и ныне существующих частных собраний коллекции SEPHEROT Foundation принадлежит выдающееся место. Она замечательна в количественном отношении (свыше 160 произведений) и с этой точки зрения занимает в истории российского коллекционирования второе место после исчезнувшего собрания Великого князя Николая Михайловича. В то же время она отличается высоким художественным уровнем. В коллекции представлены все наиболее известные русские и писавшие русских людей западноевропейские художники-миниатюристы. Особо следует высоко оценить богатый иконографический материал, который, несомненно, привлечет внимание как специалистов, так и любителей русской истории. В собрании можно выделить своеобразную миниатюрную галерею дома Романовых: царствовавших императоров и императриц - Петра I, Петра II, Анну Иоанновну, Елизавету Петровну, Петра III, Екатерину II, Павла I, Александра I, Николая I, Александра II; жен самодержавно правивших государей — императриц Марию Федоровну, Елизавету Алексеевну, Александру Федоровну; несостоявшегося российского императора Великого князя Константина Павловича, дочерей Павла I и Марии Федоровны, российских княжон Александру, Елену, Екатерину и Марию. Век Екатерины Великой представлен ее сподвижниками, в частности, «тайным» супругом светлейшим князем Г.А. Потемкиным- Таврическим, фаворитом А.Д. Ланским, адмиралом графом И.Г. Чернышевым, дипломатом, возглавлявшим коллегию иностранных дел, графом А.А. Безбородко, государственным деятелем графом А.Н. Самойловым. Из военных портретов коллекции можно составить своеобразную военную галерею участников антинаполеоновских войн, Отечественной войны 1812 года и заграничных походов 1813—1814 годов. Здесь представлены портреты светлейшего князя М.И. Кутузова; генерала, графа И.О. Витта; генерала от инфантерии графа НМ. Каменского; «спасителя» Петербурга, графа П.Х. Витгенштейна; генерала от кавалерии Ф.П. Уварова; генерал-адъютанта, командира лейб-гвардии Семеновского полка Я.А. Потемкина; генерал-лейтенанта НМ. Сипягина; генерал-майора князя С.Г. Волконского и других военачальников.
Видную роль в истории русской государственности XVIII—XIX веков сыграли князья Александр Борисович и Алексей Борисович Куракины, А.З. Хитрово, петербургский почт-директор КЛ. Булгаков, президент петербургской Академии художеств, «строитель» Казанского собора граф А.Г. Строганов, видный дипломат князь А.К. Разумовский, государственный и военный деятель, первый русский министр финансов граф А.И. Васильев. Их миниатюрные портреты также имеются в коллекции.
Коллекция предоставляет обширное поле деятельности и для дальнейших искусствоведческих и иконографических исследований. Как обычно в больших собраниях, в ней находятся и миниатюры неизвестных авторов, и миниатюры, утратившие имена изображенных лиц. Ждут своего иконографического определения дворянин Московской губернии работы Хорнонга, неизвестный георгиевский кавалер, живший в последней четверти века, неизвестный генерал-поручик с орденами Св. Георгия 4-й степени и Св. Анны, неизвестный генерал, участник Отечественной войны 1812 года и знаменитого кровопролитного Кульмского сражения. Нет сомнения, что выставка и издание этого прекрасного частного собрания русских миниатюрных портретов конца XVII — веков, состоящего из первоклассных работ выдающихся художников и включающего редкий иконографический материал императорской России, станет широко востребованным в научных публикациях и займет достойное место в истории изучения искусства русской портретной миниатюры.
Юрий ЕПАТКО
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 83 (январь-февраль 2011), стр.26