Художественно -промышленные выставки, призванные отражать стиль времени и технологические достижения, стали для нас привычными. Их история насчитывает уже почти два с половиной столетия, а документальные свидетельства этих выставок— ценнейший, но пока недостаточно использованный источник изучения Мебельного искусства.
Первая в мире выставка мануфактурного произ- водства состоялась в Лондоне в 1761 году. Она показала самой широкой публике подъем европейского фабричного и ремесленного производства, в котором мебель играла не последнюю роль. Вслед за этим первым, весьма удачным опытом последовала серия подобных экспозиций в других странах, в том числе парижские выставки 1798, 1801, 1802, 1806 годов. Во многом благодаря последним из них стиль ампир, порожденный наполеоновской эпохой, быстро распространился по всей Европе. Специально для выставок был выполнен целый ряд проектов, в том числе альбом рисунков мебели и деталей интерьера, опубликованных Дюгером де Монтрозье к выставке французской промышленности 1806 года.
Участие мебельных мануфактур в подобных экспозициях служило для них мощной рекламой. Так, произведения французского мебельщика Денара, представленные на парижской выставке 1834 года и продемонстрировавшие зарождение историзма в рамках еще не ушедшего ампира, привели к последующей широкой популярности этого мастера. Наиболее интересные экспонаты, отражавшие новые стилистические тенденции, нередко приобретались для королевских и аристократических интерьеров. Так, представленный на выставке 1844 года палисандровый библиотечный шкаф, инкрустированный розовым деревом, костью и другими материалами, был приобретен для одного из замков короля Луи-Филиппа. Огромный успех на парижской выставке 1867 года имел шкаф «в стиле Меровингов», хранящийся в музее Орсе. Выполненный из древесины кедра по рисунку Ж.Брандели французским мебельщиком Ш.Г.Дилем, он поражал, прежде всего, великолепием и обилием золоченого бронзового декора, автором которого был скульптор Э.Фремье. Позже Диль повторил этот шедевр. Второй его экземпляр ныне находится в частной коллекции. Такие предметы — лучшее свидетельство того, что мебель периода историзма представляет собой интереснейшее, но мало исследованное явление декоративно-прикладного искусства.
Русская мануфактурная промышленность уже в начале XIX века достигла весьма высокого уровня. Многие товары, в том числе предметы обстановки, ни в чем не уступали иностранным. Этому способствовало и введение в 1822 году таможенных пошлин на импорт, что стимулировало отечественных производителей и ограждало их от иностранного соперничества. Однако довольно часто изделия русских предприятий, изготовленных на европейском уровне, продавались в целях рекламы как зарубежные. Как отмечал современник, «обман сей хотя и служил к чести русского фабриканта, но вредил общему делу; успехи наших фабрик оставались закрытыми, и всеобщее предубеждение, укоренившееся веками и поддерживаемое умышленно, не хотело верить, что и у нас уже вырабатываются изделия, не уступающие лучшим иностранным. Надлежало рассеять сие оскорбительное для русских предубеждение и явить свету успехи наших мануфактур в полном их блеске и величии».
Потребность в организации русских мануфактурных выставок стала очевидной к 1820-м годам. В 1825 году в Москве было учреждено Общество поощрения мануфактурной промышленности, одной из задач которого являлось «открытие экспозиций отечественной промышленности». Такие же цели ставили перед собой и многие другие общества, число которых росло с каждым годом.
Первая публичная выставка Российских мануфактурных изделий торжественно открылась в 1829 году в Петербурге, в «Экспозиционной зале» — специально возведенном по этому случаю здании на стрелке Васильевского острова (ныне здесь размещается Зоологический музей). Выставка стала важнейшим событием в экономической и художественной жизни России. Что касается русской мебельной промышленности, то именно с этой выставки можно начать отсчет нового этапа в ее развитии. Здесь впервые публике была представлена серийная продукция знаменитой мебельной фирмы П. Гамбса, являвшегося придворным поставщиком. Более того, именно эти серийные предметы были прямо на выставке приобретены для стоившегося в то время в Петергофе царского «Коттеджа». Это здание, возведенное архитектором А.А. Менела- сом по образцу английского буржуазного дома, начинало новую эпоху в русском дворцовом строительстве.
Петергофский «Коттедж», в отличие от дворцов предыдущего периода, уже не поражал воображение великолепием парадных анфилад. Это был скорее удобный особняк, предназначенный для комфортного семейного проживания. Его демократичность подчеркивалась и мебелью, не специально созданной архитектором именно для этих интерьеров, а уже готовой, отражавшей при этом новый, лишь нарождавшийся стиль. Именно с того времени
в парадные и жилые комнаты русской аристократии, а затем и других слоев общества начинает проникать историзм, основанный на использовании стилей прошедших эпох. Первый из них — готика — послужил источником при создании форм и декора новой мебели Гамбса. Экспонаты выставки 1829 года не только стали основой обстановки нового царского дома, но и распространились в других домах Петербурга и Москвы. С одной стороны, в этом отразилась общая тенденция к демократизации русского интерьера. С другой — здесь было положено начало новым принципам обстановки богатого или просто зажиточного дома: она все чаще стала строиться не на заказной, а на готовой мебели.
Следующая промышленная выставка состоялась в 1831 году в Москве, в здании Благородного собрания. Там же впоследствии располагались и другие Всероссийские мануфактурные выставки — 1835, 1843, 1853 и 1865 годов. Первая подобная экспозиция в русской провинции была развернута в Смоленске в 1836 году, что стало началом стремительного распространения выставочной деятельности не только в крупных губернских городах, но и в самых отдаленных населенных пунктах. В 1865 году министр финансов России М.Х. Рейтерн писал: «Выставки обратились по всей Европе из предмета, так сказать, любопытства в серьезное средство к улучшению промышленности».
Новым этапом выставочной деятельности стала XIV Всероссийская мануфактурная выставка 1870 года в Петербурге. Впервые она была размещена на огромной площади Соляного городка, превратившегося впоследствии в крупнейший русский выставочный центр. Автором деревянных павильонов стал один из основоположников русского стиля в архитектуре и мебельном искусстве В.А. Гартман, получивший за эту работу звание академика.
В.В. Стасов называл его основным автором художественной концепции выставки в целом. Именно эта выставка положила начало традиции выделять художественную экспозицию в самостоятельный раздел. Произведения учащихся Петербургской рисовальной школы, Строгановского училища, многочисленных мебельных и художественных мастерских продемонстрировали многообразие стиля историзма, а самое главное — стремление к возрождению национальных художественных традиций. Так, здесь впервые было представлено кресло «Дуга топор и рукавицы», выполненное в мастерской известного петербургского мастера-мебельщика В.П. Шутова, впоследствии преподавателя Центрального училища технического рисования барона А.Л. Штиглица. Это произведение, остроумно сконструированное из реальных атрибутов народного быта — конской дуги, ямщицкой рукавицы, топоров-подлокотников, балалайки — стало символом «передвижнического» понимания русского стиля в мебельном искусстве. Популярность кресла была огромна — в течение почти пяти десятилетий его в разных вариантах повторяли многие мебельщики. Оно вошло в интерьеры не только разных социальных слоев, но и в частные собрания произведений искусства — например, император Александр II приобрел такое кресло для своей коллекции.
Крупнейшими событиями в отечественной выставочной деятельности стали всероссийские выставки 1882 года в Петербурге и 1896 года в Нижнем Новгороде. Они уже ни в чем не уступали Всемирным выставкам. Среди сотен экспозиций, ежегодно разворачивавшихся в конце XIX — начале XX века, многие были посвящены конкретным отраслям, в частности — непосредственно связанным с мебельным производством.
Проблема дешевого жилища, ставшая на рубеже веков весьма острой, привела к идее устройства специализированной «Выставки жилищ рабочих и народного питания», состоявшейся в Риге в 1907 году. На ней были продемонстрированы несколько идеализированные образцы домов для рабочих поселков — многоквартирных, казарменного типа и индивидуальных. Целью этого мероприятия было выработать тип жилища, способного привязать огромные массы квалифицированных рабочих, чаще всего происходивших из крестьянской среды, к условиям жизни в большом городе. Кроме того на выставке были продемонстрированы 11 специально созданных типовых комплектов мебели в качестве образцов для тиражирования их русскими столярными мастерскими. В них проявилась новая тенденция в мебельном искусстве, выразившаяся в приоритете функциональности, в стремлении к более простым, рациональным формам, что как нельзя более соответствовало и задачам рижской выставки, и насущным потребностям того времени в целом.
В начале XX века, с приходом в русские дома стиля модерн, выставки все большее внимание уделяют мебельному искусству. Этот синтетический стиль, являвшийся в большой степени стилем создания среды, в русском интерьере в первую очередь определялся характером наполнявшей его мебели. Все возраставшую роль в этом процессе играли художники-живописцы, активно участвовавшие в проектировании мебели. Важнейшими экспозициями того времени, выносившими на суд публики не только реализованные или предназначенные для серийного изготовления проекты, но и поисковые, уникальные, демонстрировавшие новые тенденции в мебельном искусстве, стали следующие: выставка «Современное искусство» (Петербург, начало 1903 года), «Выставка Нового стиля» (Москва, конец 1902 — начало 1903 года) и «Международная художественно-промышленная выставка мебели, декоративных работ и принадлежностей домашней обстановки» (Петербург, 1908 год).
Выставка «Современное искусство» была организована художниками «Мира искусства» и рассматривалась ими как начало деятельности целого художественно-промышленного предприятия, призванного пропагандировать и внедрять в жизнь их замыслы в области интерьерного и мебельного искусства. Среди художников, чья мебель демонстрировалась на ней, были А.Н. Бенуа, Е.А. Лансере, Л.С. Бакст, К.А. Коровин, А.Я. Головин, И.Э. Грабарь. Деятельность этого предприятия, увы, не имела продолжения. Главная причина этого — организационные неудачи, о чем впоследствии писал Грабарь: «Не будучи слишком практическими талантами, мы создали предприятие недостаточно жизнеспособное и, прежде всего, далекое от принципа хотя бы частичной самоокупаемости». Однако важно отметить то влияние, которое экспонаты выставки оказали на дальнейшее развитие мебельного искусства в России, во многом стимулировав создание рациональной мебели простых, но выразительных форм. Метод стилизации, ориентацию на русское классическое наследие и
многие художественные находки производители массовой мебели заимствовали у выставочных экспонатов, и, таким образом, их стилеобразующие черты сыграли свою роль в становлении мебельного стиля 1900—1910-х годов.
«Выставка Нового стиля» открылась в Москве в конце 1902 года на углу Петровки и Столешникова переулка. Одним из основных организаторов ее был архитектор И.А. Фомин. Здесь были представлены изделия различных предприятий, выполненные по рисункам видных архитекторов (самого Фомина, Ф.О. Шехтеля, В.Ф. Валькотта и др.), а также продукция мебельных фабрик, сделанная по проектам работавших там художников (например, мебель фабрики «Мюр и Мерилиз» по рисункам Л.И. Лиштвана). При общей стилистической близости экспонатов обеих выставок, поскольку некоторые художники выставили свои работы и в Петербурге, и в Москве (например, А.Я. Головин и К.А. Коровин), московская экспозиция имела свои особенности. Прежде всего это участие многих предпринимателей, рассматривавших московскую выставку, в первую очередь, как рекламу своей продукции, и преследовавших главным образом коммерческие цели.
Если петербургская выставка имела преимущественно программный характер поиска, то московская во многом стала широкой демонстрацией новейшей мебельной продукции, к изготовлению которой уже приступили самые смелые предприниматели. У промышленного изготовления мебели был огромный потенциал, оно получило мощное развитие в этот период, отмеченный бурным ростом русских городов. Особенно интересно отметить присутствие на этой выставке венской гнутой мебели, сыгравшей огромную роль в формировании жилого и общественного интерьера рубежа XIX—XX веков. Кроме того И.Фомин в процессе подготовки выставки стремился познакомить публику с достижениями интерьерного искусства не только России, но и Европы в целом. В результате свои произведения для экспонирования прислали такие выдающиеся проектировщики, как бельгиец А. Ван де Вельде и шотландец Ч. Макинтош.
Обе выставки достаточно широко освещались на страницах журнала «Мир искусства». В отличие от них «Международная художественно-промышленная выставка мебели, декоративных работ и принадлежностей домашней обстановки», состоявшаяся в Петербурге в 1908 году, известна гораздо меньше. Тем не менее, судя по сохранившемуся каталогу, она была весьма представительной. Экспонаты прибыли не только из разных стран Европы, но даже из Японии, продемонстрировавшей главным образом мебель из бамбука. По своему характеру она была ближе московской «Выставке Нового стиля» — ее русский раздел был полностью построен на продукции различных предприятий. Так, петербургская мебельная мастерская А. Г. Васильева представила мебель по рисункам одного из главных организаторов выставки — А.Н. Дурново.
Среди выставок последнего предреволюционного десятилетия выделяются экспозиции, приуроченные к празднованию 300-летия Дома Романовых. С точки зрения мебельного искусства наибольший интерес представляет Вторая всероссийская кустарная выставка 1913 года, развернувшаяся в Петербургском Ботаническом саду, на берегу реки Карповки. Представительный каталог этой выставки демонстрирует тот огромный размах, который получило кустарное изготовление мебели по всей России, в целом ориентировавшееся на вкусы массового потребителя. В этой среде производителей предметов домашней обстановки по-прежнему был актуален русский стиль, востребованный уже не одно десятилетие и подвергавшийся постоянным стилистическим изменениям в соответствии со вкусами времени.
В целом все выставки не только отразили процессы и борьбу идей, характеризующие художественную жизнь того периода, но и продемонстрировали реальную ситуацию в мебельном искусстве во всем ее разнообразии и сложности, которая во многом предвосхитила более поздние достижения мебельной промышленности.
Ольга СТРУГОВА
Иллюстрации предоставлены автором.
Журнал Антиквариат №10 (41) Октябрь 2006 Предметы искусства и коллекционирования.