Произведения этих североевропейских стран сегодня — редкость не только на антикварном рынке, но ив музейных собраниях. Важным аспектом изучения скандинавской керамики можно считать их принадлежность, то есть имя владельца, которое окружает объект особым ореолом. Пример тому — датский фаянс, напрямую связанный с именами российских императриц Марии Федоровны и Александры Федоровны.
В Скандинавии небольшие керамические мастерские появились в начале XVIII века. Одна из преуспевающих фаянсовых фабрик была основана при Стокгольмской коммерческой коллегии в Рёрстранде (около Стокгольма) в 1726 году. Возглавлял ее художник-керамист из Нюренберга Иоганн Вольф. С 1753 по 1782 год фабрикой владели Норденстольпе. Вначале здесь вырабатывали фаянс, покрытый непрозрачными (оловянными) глазурями, а с 1773 года — фаянс с прозрачными (свинцовыми) глазурями и «кремового цвета», в подражание английским «cream ware». Марка фабрики состояла из надписи «Rorstrand», даты изготовления и монограммы мастеров. Сохранилась тарелка с волнистым бортом и цветочной росписью, выполненная в технике росписи по сырой эмали (илл. 1). Согласно марке, она датируется 1773 годом. По манере росписи тарелка близка к немецким изделиям того же времени. В 1782 году Рёрстрандская фабрика была присоединена к предприятию, располагавшемуся рядом, в Мариеберге. Во второй половине XIX века Рёрстрандское акционерное общество выпускало изделия из каменных масс, фарфора, майолики в «исторических стилях». В конце XIX века, с приходом на фабрику в качестве консультанта и художника Альфа Валландера (1862 —1919), здесь начали производить высококачественные изделия в стиле модерн.
Вторая, конкурирующая с Рёрстрандской фабрика, тоже близ Стокгольма, была основана Грюнером в 1758 году в Мариеберге и проработала тридцать лет. Она славилась фаянсом замечательного качества. Ранние предметы покрывались «мраморными глазурями», имели прекрасную роспись и выполнялись в формах рококо. Здесь изготовляли скульптуру; птиц или персонажей итальянской комедии. С 1769 года на фабрике освоили печатный полихромный рисунок и фаянс кремового оттенка, стали выпускать мягкий, а с 1778 года и твердый фарфор. Своими успехами мануфактура была обязана талантливому ученому в области естественных наук Иоганну Эберхарду Эренрайту (J.E.Ehrenreich), работавшему в Мариеберге с 1760 по 1766 год. Впоследствии он будет руководить мануфактурами в Штральзунде и Кенигсберге. После Эренрайта, в 1766 году, Мариебергское производство возглавил Пьер Бертевин (Pierre Berthevin), с 1769 года — Генрик Стен (Henrik Sten). Марка Мариеберга состоит из изображений трех корон, соединенных букв «М» и «В» и дополняется монограммами директоров и художников. Изделия Мариеберга очень близки по формам и росписи к фаянсам Хехста, а иногда и полностью копируют немецкие оригиналы. Среди сохранившихся предметов — части столового сервиза, супницы с крышкой, декоративных изделий из Мариеберга — есть блюдо, расписанное так называемыми немецкими цветами в технике надглазурной росписи, значительных размеров (диаметр — 37 см, илл. 2). Согласно марке, оно выполнено в 1766 году на белье 1765 года. Супница с крышкой с навершием в виде птицы повторяет форму изделий из Хехста 1750—1755 годов (илл. 3). Роспись в технике по сырой эмали выполнена мастером И.Отто Фратценом, о чем свидетельствует монограмма художника «О» и «F». Известно, что он работал в Мариеберге с 1764 по 1769 год. Редкая тарелка с «китайскими сюжетами» выполнена в период, когда директором работал Генрик Стен, и датируется по марке изделия 1771 годом (илл. 4). Техника и сюжет характерны для керамики Англии, где они возникли и были очень популярны.
Еще один предмет — грушевидная паза, форма и роспись которой повторяют немецкие образцы. Изображение кролика, стремящегося в спои дом, расшифровывается так: «Мы должны быть бдительными, ибо нас подстерегают тысячи опасностей». В книге «Эмблемы и символы» кролик (заяц) трактуется как символ изобилия или боязни и страха. Ваза датируется по марке 1771 годом. Интересно, что подобные предметы будут выпускать и в Штральзунде, где директором тоже работал И.Э.Эренрайт.
Штральзунде кая (Стральзундская) фаянсовая фабрика в Померании была основана Иоахимом Ульрихом Гизе в 1755 году. В 1766—1770-х годах здесь трудился И.Э.Эренрайт. В 1770 году взрыв уничтожил фабрику. Позднее Гизе пытался ее восстановить, но она испытывала финансовые трудности и работала с большими перерывами, а в 1792 году закрылась. Маркой Штральзунда является изображение герба города, буквы «Е» и монограмм художников. В собрании IМК есть две овальные вазы, декорированные крупными рельефными розами (илл. 6). Согласно указанным маркам, они датируются 1771 и 1772 годами. По форме они повторяют оригиналы, выполнявшиеся в Хехсте в 1750-х годах. Так, в каталоге изделий Музея декоративно-прикладного искусства Франкфурта-на-Майне упоминается такая ваза, выполненная в Хехсте в те годы, и ваза из Штральзунда 1770-х годов. Рельефный цветочный декор делали не только на фабрике в Хехсте, но и в Страсбурге и Нидервиллере.
Керамическая фабрика в Густавберге (Густафберге) располагалась на острове Вердме (около Стокгольма) с 1825 года. Ее основали оптовый торговец Оман и предприниматель Веннеберг. Здесь выпускали фарфор и фаянс. В 1850 году производство приобрел дом «Годениус и К», в 1857 году образовалось акционерное общество во главе с В.Одельбергом и произошла значительная техническая реформа. На фабрике выпускали майолику, парьен, фаянс, следуя английским оригиналам Маркой изделий служили надпись в тесте «GUSTAFS-BERG», якорь и цифры. К предметам этого завода, согласно марке, относится декоративная тарелка, сделанная в 1871 году (илл. 7). Ее роспись имитирует знаменитые «яшмовые массы» Веджвуда, а орнамент в «древнескандинавском стиле» свидетельствует о национально-романтических тенденциях, характерных для середины XIX века. В конце XIX столетия фабрикой руководил Гуннаре Веннеберг, и именно тогда начали выпускать предметы в стиле модерн, которые успешно экспонировались на международных выставках в Париже в 1900 и 1925 годах и Турине в 1902 году.
Удивительные образцы «датского стиля» (вазы, блюда, тарелки) — ярчайшее воплощение стиля модерн в области керамики конца XIX— начала XX пека. Фаянсовую фабрику «Алюминиа» в 1863 году основали инженер А.Шиоттоми и руководитель производства англичанин В.Эдвардс. С 1869 года совладельцем ее стал талантливый и предприимчивый Филипп Скоу (1838 —1922), благодаря которому начался ее экономический взлет. В 1872 году образовалось акционерное общество, еще через 10 лет оно объединилось с Королевской фарфоровой мануфактурой. Скоу стал во главе объединенного предприятия. Старейшее датское про изводство вышло из экономического упадка и превратилось в нового европейского лидера 1900—1910 х годов.
Родоначальник нового декоративного стиля — руководитель Королевской фарфоровой фабрики Арнольд Крог (1856—1931). Скоу и Крог в 1885 году соверши ли совместную поездку по Бельгии, Голландии, Англии и Франции, что сыграло важную роль в формировании «датского стиля». Большое влияние оказало также знакомство Скоу и Крога с великолепной частной коллекцией японского искусства Самуэля Бинга (1838 — 1919), сюжет и темы которого были творчески вое приняты и успешно продолжены датскими керамиста ми. Прежде всего А.Крог обратил внимание на технику подглазурной росписи: была разработана широкая цветовая палитра синего, получен матовый зеленый, красные и коричнево-черные тона, что явно обогатило тональное решение росписи предметов. Основной продукцией «Алюминиа» стали декоративные изделия. Мастера обыгрывали теплый, желтоватый фон и пористость фаянсовой массы, были разработаны характерные для модерна формы изделий, которые идеально сочетались с ручной индивидуальной росписью орнаментального характера. Прозрачная глазурь, покрывавшая роспись, придавала краскам глубину и заставляла их словно светиться изнутри. Это прекрасно демонстрируют уникальные крупные вазы, изготовленные в 1903 — 1910-х годах. Изображение павлина на вазе, идеально вписанное в форму, выполнено в изысканных холодноватых тонах, роспись отличается богатством тонального звучания (илл. 8). Мастер работал широкой кистью, отдельно положенные мазки придали дополнительную экспрессию прихотливому силуэту птицы. Крупные декоративные букеты приближены к зрителю и играют роль кулис по отношению к централь ному изображению Такой прием был характерен для искусства Японии и Китая (знаменитые старинные свитки) Изображение павлина дополнено ажурной решеткой и лентой, облегающей тулово вазы с волнообразным ритмом модерна. Форма второй вазы в виде «двух тыкв» свидетельствует об интересе датских керамистов к дальневосточному искусству. Ручная роспись выполнена мастерски и продолжает датские керамические традиции XVIII века в изображении реальной флоры и фауны этой страны (илл. 9). Фризовая ком позиция выстроена так, словно все видится из-за ветвей, склонившихся над водой, и в глубине, среди водорослей, можно различить больших и малых рыб. Их силуэты создают волнообразный ритм, характерный для нового стиля.
Декоративные тарелки — разных размеров и датируются 1903 —1910 годами. Три из них — равновелики и, безусловно, являются памятными сувенирами (илл. 10). Судя по марке на них (в тесте — «ALU-MINIA» и далее — надпись «А» и «Copengagen denmark»), здесь использовалось более раннее белье, то есть выполненное до 1903 года. Даты и геральдические изображения на тарелках связаны с политическими событиями в Дании начала XX века. На дне изделий помещены две цифры, которые указывают на номера формы и росписи каждого предмета. Совсем миниатюрная тарелочка декорирована букетом примулы. Согласно флоральной символике, этот цветок известен с кельтских времен и принадлежал богине весны Фрее, Конкретное изображение цветов здесь неслучайно. Художники Дании, создавая новый декоративный стиль, опирались на традиции, находя вдохновение в национальных преданиях и легендах своей страны. Датская керамика и ее создатели пережили небывалый триумф на Парижской выставке 1900 года. Многие европейские магазины торговали изделиями «Алюминиа», которые и в дальнейшем удостаивались высоких наград: в Сент-Луисе — в 1404 году, в Брюсселе — в 1910, Генте — в 1913 и Сан-Франциско — в 1915 году. Художественными руководителями фабрики в то время были Харольд Скотт-Молер и Иоахим Петерсен. С 1913 года предприятие стало называться «Копенгагенская фаянсовая фабрика». Сегодня она входит в объединение «Королевский Копенгаген».
Во второй половине XIX века среди керамических производств Дании прочное место заняла мастерская, получившая название «Вдова П.Ипсен». Ее основал Расмус Петер Ипсен в 1843 году, изделия начали выпускать через четыре года. В 1860 году мастерская перешла к вдове, Луизе Ипсен (1822—1905), немного позже ей стал помогать сын Бертель Христиан Ипсен. С 1870 года предприятие стало называться Королевской терракотовой фабрикой. Большим успехом пользовались терракотовые вазы в «античном стиле». Они появились, когда в 18~ 1 году художественным руководителем был назначен Анкер Лунд (1840—1922). Технику обжига разработал Бертель Ипсен. К такому типу относится ваза в форме чернофигурной гидрии. Многофигурная сцена битвы мастерски исполнена в технике сграффито, силуэты воинов и орнамент нанесены тонким слоем черного. Большую роль играет фон, где использован естественный цвет терракоты (илл. 11).
Марка помещена у ручки, на горле: «P.Ipsen Kjobenhavn Eneret 26» и дата «1893». Надпись (по-гречески) «Hictor i Spidse ...Grvakornesd» — неразборчива. Можно сделать вывод, что на вазе изображена сцена из «Илиады» Гомера, так как назван участник Гектор (возможно, битва с Большим Аяксом или Ахиллесом). В собрании Петродворца есть ваза этой мастерской, выполненная в виде краснофигурной ойнохои, а в собрании ГМИИ — ваза в виде гидрии-кальпис. В первом случае предмет точно повторяет вазу из раскопок Г.Шлимана, во втором — частично повторяет античный оригинал в сочетании с элементами неоклассицизма (роспись по мотивам Торвальдсена). Предметы такого типа получили высокую оценку на международных выставках. Фабрика также выпускала изделия, спроектированные в других исторических стилях. После 1895 года было организовано акционерное общество и в 1900-х годах стали выпускать предметы в новом стиле модерн, а также скульптурные группы и рельефы по моделям известных скульпторов конца XIX — начала XX века. Это предприятие проработало до 1960-х годов.
С керамикой Финляндии 1870—1910 годов, дополняющей наши представления об искусстве Скандинавии, нас знакомят две фабрики — «Арабиа» (Гельсингфорс) и «Або» (Турку), на которых ее изготавливали в так называемых исторических стилях. «Арабиа» бы ла основана в 18^4 году как филиал Рёрстрандской фарфоровой фабрики и обслуживала финский рынок. Здесь делали майолику, фаянс и фарфор. Предметы отличала устойчивая приверженность к традициям. В 1900 году на предприятии были заняты 290 человек, оно успешно экспонировало предметы на Всемирной выставке в Париже. К 1904 году оно уже находилось в ведении акционерной компании во главе с Г.Ф.Стокманом. Марки ставились на дне изделий: надписи в тесте «ARABIA», а также «HS» (Гельсингфорс) или «А» и «YY». В архитектуре 1830 — 1890-х годов преобладало стремление к спокойным, удобным формам с макси мяльной загруженностью пространства всевозможными предметами, поверхность которых заполнялась яркой декорировкой. Такими предметами являются ваза с крышкой в виде кубка с рельефным орнаментом и кувшин с дисковидным рельефным туловом и гербом (илл. 12—13). Мастера эпохи историзма заимствовали и творчески перерабатывали формы и элементы орнамента барокко и чаще всего сочетали их с ренессансными элементами, причем иногда бывает трудно отдать предпочтение одному из стилей.
Такое смешение вытекало из понятия «равнозначности» стилей, ибо критерий прекрасного в эпоху романтизма связан с представлениями новизны, необычности, многообразия форм выражения.
Скульптурное украшение в виде птицы Сирин служило, вероятно, значительной деталью, акцентировавшей центр печи или камина, или украшавшей их верх. Фигура Сирин выполнена в конце XIX — начале XX века на изразцовом заводе акционерного общества «Або» (г. Турку, илл. 14). На предмете есть марка (в тесте) — «АЪо» и «KFOR». Продукция «Або» часто рекламировалась в печатных изданиях того периода. Общество имело свои магазины в Санкт-Петербурге и Одессе. Каталог изделий насчитывает 150 моделей печей и каминов, они украшали частные дома и учреждения от Вологды до Ярославля. На Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде в 1896 году завод был награжден золотой медалью, образцы его продукции экспонировались и на выставке 1908 года в Санкт- Петербурге. Художники-керамисты конца XIX — начала XX века, как в Европе, так и в России, обращались к традициям национального культурного наследия, в мифах и легендах находя новые темы и сюжеты. Надо отметить, что в те годы желание иметь в интерьере печь или камин в «русском стиле» становилось для владельца «программным» и демонстрировало в конечном счете его собственные пристрастия и политическую ориентацию.
Очень редки в собраниях музеев предметы финской фабрики «Ирис» (Порвоо). Она работала с 1897 по 1902 год и полностью связана с личностью ее создателя — графика, живописца, дизайнера Луиса Спарре (1863—1964). Швед по происхождению, он учился в Академии художеств Стокгольма (с 1886 года) и Академии искусств Жюльена в Париже (1866 —1890). В 1889 году вместе с художником Галлен Каллела он посетил далекую Карелию и навсегда остался поклонником ее традиционного народного искусства. В 1897 году он выиграл конкурс по проектированию мебели в финском стиле и открыл фабрику «Ирис» в старинном городе Порвоо. Л.Спарре проектировал мебель и рюйю — ковры ручной работы. В основе его творчества — продолжение народных ремесленных традиций, он становится родоначальником нового промышленного дизайна. Его целью было создание единой эстетической среды повседневного пребывания человека с обязательным включением предметов индивидуального творчества. Фабрика «Ирис» стала центром нового художественного конструирования, которое активно внедрялось в разные сферы художественной промышленности. Продукция продавалась в магазинах Хельсинки и Санкт-Петербурга. Примечательно, что здесь мы видим, как совпадали цели Спарре и художников Абрамцева и Талашкина: новая эстетическая среда создается на основе уважения к прошлому, отношения к природе как важнейшему источнику вдохновения и компоненту гармоничной среды. Неслучаен был успех этих художников в Париже в 1900 году. Павильон Финляндии напоминал старинную финскую церковь. В нем как составная часть была устроена столовая «Ирис-комната» с мебелью, коврами и керамикой этой фабрики. Изделия ее наградили серебряной медалью. Успехами в области керамики фабрика «Ирис» была обязана художнику полубельгийцу-полуангличанину Альфреду Уильяму Финчу (A.W.Finch) (1854—1930). Дело в том, что во время посещения выставки в Брюсселе Спарре познакомился с лидером бельгийского авангарда Финчем и пред ложил ему открыть на «Ирисе» керамическое отделение. Еще в 1893 году в Лондоне Финч проникся идеями «Движения искусств и ремесел» и стал их проводником. С 1898 года на «Ирисе» Финч делал чаши, вазы, лампы, кувшины, блюда, подсвечники, которые отличает стилевое единство с предметами мебели и коврами фабрики, а также яркий национальный характер. Подтверждение тому — две вазы, на дне которых в тесте: «AWF» и «IRIS», «Finland». Им свойственны простота форм, сдержанность в декоре, растительный стилизованный орнамент в стиле модерн (илл. 15).
Хочется надеяться, что подобные сведения, полученные в результате исследований, будут полезны коллекционерам при уточнении датировки выполнения предметов, указании названий и мест нахождения фабрик в Скандинавии, раскрытии истории со: дания изделий и установлении круга авторов — технологов и художников.
Ольга НОВИКОВА
Иллюстрации предоставлены автором.
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 23 (декабрь 2004), стр.118