Мы уже не можем вообразить себе наше жизненное пространство без мебели. Она пленяет разнообразием форм, стилей, декоративных элементов. Чего стоит только один изящный поставец, утопающий в резных рокайлях, который может свести с ума любого коллекционера.
Стремление человека к удобствам неизменно сопровождалось желанием окружить себя вещами красивыми, приятными для восприятия. Еще в древности люди знали все основные виды мебели — стол, стул, сундук — и умели богато и пышно украшать их деревом, металлом, фаянсом, драгоценными камнями. В Древнем Египте и Месопотамии шкафы, скамейки, табуреты, стулья, кресла, раскладные столы, игральные столики, кровати, кушетки, сундуки были в широком обиходе. Их изготавливали не только из дерева, а еще из тростника, пальмовых листьев, сухожилий и кожи. С тех далеких пор создание предметов мебели стали считать искусством.
В средние века обыватели не стремились к декоративности и пышности. Многое из древней культуры было забыто и утрачено, люди мастерили самую простую и необходимую мебель. Но уже к XII веку вновь, как и в прежние времена, стала проявляться тяга к роскоши. Тогда же мастера-мебельщики начали специализироваться, появились столешники, шкапники, сундучники. Сундуки, кстати, сыграли большую роль в развитии мебельного искусства. Они служили не только вместилищем денег, посуды и платьев, но могли быть и кроватью. Более того, именно сундук стал прообразом и основоположником нового предмета убранства — комода.
Каждый мастер старался быть особенным, изготавливая мебель по индивидуальным заказам, и она становилась произведением искусства. Поставцы, столы и стулья были показателем социального положения. Далеко не каждый мог позволить себе приобрести шкаф с инкрустацией из черепахи, не говоря уже о том, чтобы сидеть на стуле во время трапезы или беседы — это еще 500 лет назад было привилегией только дворян и представителей духовенства. Простые люди садились на что придется: на ящики, чурбаки, пни. Тем не менее мебель отражала стилистические особенности эпохи наравне с другими видами декоративно-прикладного искусства.
Для шкафов в стиле барокко, например, была характерна обильная резьба — плоская и рельефная, местами прорезная, часто позолоченная. Широко и свободно использовали резьбу в виде раковин и завитков довольно высокого рельефа, стилизованных цветов, птиц, фруктов. Зачастую гpaницa, отделявшая орнамент от предмета, стиралась, и весь предмет превращался в одно объемное украшение.
Для поставцов стиля рококо типичны причудливо изогнутые ножки и стенки, а в их декоре — обилие за витков с «проросшими» из них цветами и листьями, раковины с волнистыми изогнутыми или изорванными краями. Для таких украшений твердые породы дерева были непригодны, поэтому использовавшийся в бароккодуб сменился мягкой липой или березой. В отдельных случаях причудливые изгибы линий достигали предела — конструкция исчезла, оказываясь погребенной под сплошной резьбой, которая клубилась, вилась и изгибалась в разные стороны. Кроме резьбы активно использовалась роспись по белому или светлому цветному левкасу, которая скрывала естественный цвeт и фактуру дерева. Края ножек, углы и кромки плоскостей обводили тонкими полосками краски внутри образовавшихся рамок писали орнамент мелкие веточки, розы, незабудки, переплетавшиеся рокайльными завитками. Основное отличие рококо от барокко — асимметричность, за счет чего достигалась eгo воздушность. Рококо еще называют «летящим барокко».
Классицизм же построен на форме и пропорции — золотое сечение. Для него характерно полное отсутствие декоративности, на нем нет резьбы. Из классицизма развился ампир — декоративный классицизм.
В противовес пышности, неконструктивности и камерности поставцов рококо поставцы классицизма больше ориентированы на художественные формы античного искусства: в них преобладают геометрическая правильность линий, ясность и четкость членений. В мебели рококо переходы одних конструктивных частей и деталей в другие, как правило, незаметны или умышленно замаскированы; в мебели классицизма конструкция предметов и сочленения деталей выражены очень ясно и четко.
Коренным образом изменен характер резьбы: она более скромная и расположена в основном в конструктивных узлах шкафов, например, места скрепления ножки и царги декорировали резными розетками. Излюбленными мотивами ампира были пальмовые ветви, лавровые листы, гирлянды, венки, вазы с цветами, ленты и банты. Резьба всегда располагалась на предмете в точном соответствии с его конструкцией, мотивы вытягивались и сжимались в зависимости от формы, которую они украшали.
Нельзя не сказать и о деревенской мебели, которая вызывает немалый интерес у коллекционеров и дизайнеров. Деревенская культура удивительна тем, что она сохранила свою таинственную чистоту, обособившись от каких-либо влияний. Она как будто шла параллельной дорогой со стилями классицизм, барокко, ампир и модерн, распространенными в городской среде, оберегая свои традиции и культы.
Русская крестьянская мебель отличалась необычайной массивностью, прочностью и устойчивостью. Лаконичные и суровые формы ее настолько сливались с архитектурой самой избы, что точно сказать, где мебель, а где сами стены дома, было непросто. К подвижным предметам в русской избе можно отнести только скамьи, стулья, короба, сундуки и стольницы (табуретки). Все остальные предметы наглухо крепились к стенам. Изготовлением мебели обычно занимались плотники, которые использовали в отделке те же приемы, что и в постройке дома. Отсюда — монументальность и устойчивость форм. Особенность и неповторимость деревенского стиля в сочетании индивидуальности и традиций.
Что касается деревенских шкафов, то сначала они тоже были неподвижной частью интерьера. К стенам прикрепляли специальные «судные», или посудные полки, которые нередко устраивали одну над другой и скрепляли боковыми стенками. Такие полки назывались «поставцами» («поставчиками») и обычно задергивались занавеской, которая, однако, не спасала вещи от пыли. По этой причине занавеску стали заменять деревянными дверцами на петлях, что и привело к появлению нoвoгo типа крестьянской мебели — шкафа или, как его называли, поставца. В процессе эволюции поставец «отделился» от стены избы и приобрел заднюю стенку, то есть стал передвижным. Впоследствии у него появился второй ярус с откидной доской, в нижнем отделении — удобные выдвижные ящики. Подобная «комбинированная» форма поставца в конечном итоге привела к изготовлению различных известных нам форм «буфета» — кухонных, витринных,секретеров, бюро и т.д. Например, платяных шкафов в деревенском быту российского Севера вообще не было, потому что северная изба сохранила традиции XVIII века со встраиваемыми гардеробными комнатами.
Большое место в оформлении фасадов и интерьеров домов в деревенской культуре занимала роспись.Пышные растительные орнаменты, фигуры львов с очеловеченными головами и такие сказочные зооморфные персонажи, как птица Сирин в царственной короне и берегини в образе русалок, встречаются и в росписи поставцов. Она очень декоративна, немногословна, цветовая палитра яркая, но гармоничная. Наиболее часто встречается пышный растительный узор,стелящийся круглыми завитками по резным створкам «судного» шкафа, заплетаяв свои побеги то крупные головки цветов, то грозди винограда, то какие-то плоды, похожие на огромные шишки сказочных деревьев. Для вологодской росписи, например, самый характерный орнамент — вазон, из которого выходили стебли цветочной гирлянды. Композиция из нескольких бутонов и листьев размещалась на филенках верхних и нижних створок. Основная поверхность шкафа была монохромной или с так называемой мраморной росписью. Такие сочетания иногда давали совершенно невероятный эффект: сочно-красные филенки с вазоном сияли на темно-бордовом «мраморном» фоне, на котором вместо холодных каменных прожилок вырисовывались витиеватые линии судьбы.
Деревенские поставцы удивительны своей простотой, эмоциональностью, свободой выражения и неповторимостью — в этом их притягательная сила и причина нынешней популярности в странах Западной Европы, Америки, в Канаде и многих других.Сегодня модное течение докатилось и до России,где прогрессивные дизайнеры все чаще вписывают деревенский антик в современную среду обитания.
Михаил ОРЛОВ
Материал предоставлен магазином «Larusse».
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 15 (март 2004), стр.88