Россия первой в мировой практике создала систему награждения холодным оружием, и она по-своему уникальна. В царское время наградное оружие занимало особое, почетное, исключительное место.
Такую награду мог получить только офицер, участвовавший в боевых действиях и проявивший личную храбрость. Но исторически сложилось так, что первые награждения холодным оружием, или пожалования, как их называли в России в ХVII-ХХ веках, проходили эпизодически и носили, если так можно выразиться, аморфный характер. Впрочем, четкой регламентации и не могло быть, поскольку, скажем, в начале XVII века не было регулярной армии.
Среди первых награжденных были князья, воеводы, стольники, гетманы, то есть те люди, которые смогли изгнать иноземных захватчиков, как, например, князь Скопин-Шуйский, освободивший Москву от поляков в 1610 году, или князь Дмитрий Пожарский, собравший и вооруживший ополчение, и десятки других людей, участвовавших в различных войнах XVII века.
Эта традиция награждений «иррегулярных» военных была, бесспорно, архаичной и даже порой не имела никакого отношения к ведению боевых действий. Доказательство тому — награждения казаков, ежегодно посещавших столищ по довольно прозаичным делам, таким, например, как получение денежного довольствия из казны, различных видов снаряжения, боеприпасов и т.д. Вместе с тем первоначальная система была абсолютно демократичной, так как в числе награжденных были не только атаманы, войсковые старшины, есаулы, сотники, но и рядовые казаки. То же самое можно сказать и о награждениях иноверческой верхушки на Кавказе, в Средней Азии, Башкирии, усердно служившей царице или царю. Здесь уместно отметить, что слова «жаловать», «жалованье», «вознаграждение», «награждение», «награждать», «награда» — одного смыслового значения и подразумевают награду за то или иное деяние на пользу государству, отмеченное верховной властью в лице монарха.
Жалованная система для казачества, которая сложилась в годы правления Анны Иоанновны, просуществовала почти столетие, вплоть до окончания царствования императора Александра I. Самые поздние клинки с торжественными, а иногда наивными и пространными надписями, выполненными в технике золотой или латунной всечки по стали или булату с датами от 1801, 1821, 1822, 1823 годов, сохранились в Эрмитаже, некоторых музеях среднеазиатских стран СНГ и частных собраниях. Более поздние награждения подобного типа мне не известны, хотя сам термин «жаловать» встречается в наградных документах вплоть до 1917 года.
Наградные сабли для казачества XVIII-начала XIX века — явление уникальное. С точки зрения оружейного искусства они поражают индивидуальностью, точной адресностью, персонизацией и многими другими отличиями. Конкретных людей награждали за мужество и твердость духа, проявленные в неприятельском (татарском и турецком) плену, за бесценную и такую необходимую работу толмача (переводчика), просто за «службы в Москве», «за многие верные службы», «за немаловременную его и добропорядочную службу» (читай — выслугу лет), «за... храбрые против неприятеля поступки» и так далее.
Наибольшее количество жалованных сабель было у донских казаков. В музеях и частных собраниях есть отдельные наградные клинки и для других казачьих войск — Гребенского (впоследствии Терского), Уральского, Запорожского.
Этот вид наград (жалованные казачьи сабли) досконально не исследовался и не описан. Это отдельная тема, требующая многих научных изысканий. Можно лишь с определенной долей уверенности говорить о том, что ни одно казачье войско не было обойдено наградами. О подобных наградных клинках периодически поступают сведения из Болгарии, Румынии, Сербии, Украины, Польши, Канады, Великобритании и других стран. Доказательство существования материальных памятников призовая шашка кубанского казачьего войска, выполненная в честь 200-летия ККВ в 1893 году в традиционной технике XVIII века.
Что же представляло собой наградное холодное оружие до того времени, как на нем (на разных его элементах) появилась надпись «За храбрость». Сразу оговоримся, что речь пойдет о наградах высших воинских чинов и военной элиты российской регулярной армии, созданной Петром Первым, о XVIII веке, в котором Россия одержала блистательные победы на Севере, Западе и Юге. Соответственно победам оценивался и ратный подвиг тех военачальников, которые проявили себя в боях на воде и на суше.
Как ни странно, зачинателем системы награждений роскошным золотым оружием, украшенным бриллиантами, был лично скромный Петр I. У него самого такого оружия не было, но совершенно очевидно, что, будучи в европейских странах, нечто подобное он видел при других дворах. Не исключено, что не страдавший скромностью А.Д.Меньшиков подсказал ему идею особых награждений. Но поводом для такого награждения стал разгром шведской эскадры (очень достойного и известного противника Петра I) при острове Гренгам 27 июня 1720 года. Генералу М.М.Голицыну, командовавшему русским флотом, «в знак воинского его труда была послана шпага золотая с богатым украшением алмазов». Это, бесспорно, боевая награда. После почти 20-летнего перерыва (источники пока не найдены) последовали другие награждения по результатам военных кампаний причем с 40-х годов XVIII века золотыми шпагами и кортиками были жалованы десятки боевых генералов русской армии и флота. Среди них —П.С.Салтыков, Е.Лаудон, А. В. Бутурлин, де Брильи, В. Лопухин, М.Н. Волконский и многие другие. По особому случаю — за разгром основных отрядов бунтаря Пугачева — золото и шпагой с бриллиантами был награжден подполковник И.И.Михельсон.
При Екатерине II в наградных документах за 177± год впервые появилась формулировка «За храбрые труды», «За храбрые предприятия». Но на оружии в бриллиантах никаких надписей пока не делали. Стоимость наградных шпаг по тем временам была астрономической — от 5 000 до 15 000 рублей золотом. Наградная шпага бесспорного храбреца Потемкина-Таврического оценивалась в 21 000 рублей.
Подобных шпаг сохранились единицы. Все они уже тогда считались уникальными произведениями русского ювелирного искусства. Судя по дошедшим до нас экземплярам и их изображениям на портретах награжденных, двух одинаковых шпаг не было. Можно с полной уверенностью сказать, что в большинстве своем клинки наградных шпаг — трофейные, то есть европейского происхождения (шведского, немецкого, редко английского).
Наградное оружие с бриллиантами значительно отличалось от образцов средних строевых офицерских шпаг. А о наградных золотых палашах, саблях и шашках в период с 1 720 по 1788 год сведений нет.
Золотым оружием, украшенным бриллиантами, отличившихся в ратном труде продолжали жаловать на протяжении XIX и начала ХХ века. На наградном оружии стали появляться украшения в виде лавровых листьев или веточек. С 1913 года Георгиевское оружие, например, обязательно украшалось лавровым декором.
До 1844 года золотое оружие с бриллиантами и без оных могло быть похожим на уставное лишь в общ их чертах. Это касалось в основном эфесов шпаг и сабель. Клинки, как уже было отмечено, могли быть довольно произвольными и очень часто -заграничного происхождения. С 1849 года наградное оружие должно было полностью соответствовать высочайше утвержденным строевым образцам. Золотое оружие старых и неуставных образцов носить разрешалось, но только вне строя.
В 1854 году император Николай I повелел несколько удешевить золотое наградное оружие. С этого года проба золота для его изготовления понижалась с 72-й до 56-й. Некоторые исследователи считают, что все золотое наградное оружие выдавалось из Кабинета императора, но это было не совсем так. Есть достоверные сведения, что награжденным выдавали определенные суммы денег на изготовление золотого оружия (с бриллиантами в том числе), и уже сам награжденный заказывал его у оружейных мастеров. Учитывая, что большинство офицеров были небогатыми, они, в лучшем случае, обычную строевую шпагу или саблю слегка обновляли, на эфесе гравировали надписи, заново его золотили, хотя он оставался латунным. На поверку бриллианты чаще всего оказывались горным хрусталем или стразами.
Для награждения генералов, одержавших наиболее значимые победы, разрабатывались особые образцы оружия. В некоторых случаях император лично вносил поправки в эскизы, как правило, удешевлял стоимость оружия, распоряжался о количестве, размерах и даже расцветках драгоценных камней, украшавших золотое оружие. В соответствии с высочайшим указом при переводе награжденного из одного рода войск в другой и, естественно, смене штатного холодного оружия надписи повторялись, именно поэтому одна и та же надпись может быть обнаружена на сабле и на шпаге, на палаше, шашке и кортике.
С 1859 все офицеры, награжденные золотым оружием, были приравнены к георгиевским кавалерам. В связи с этим на золотом оружии теперь нужно было носить темляк не на серебристой галунной ленте, как прежде, а на георгиевской, черно-оранжевого цвета. Генералы носили украшенное бриллиантами или камнями, заменяющими их, оружие без темляка, поскольку сам его внешний вид говорил об особом статусе награды.
Говоря о жалованном оружии XVIII — начала XIX века, необходимо отметить, что в надписях на казачьих и иноверческих саблях прямо указывались фамилия, имя, звание награжденного, за что он награждался и, в первую очередь, какой монарх его жаловал. Все надписи так и начинались: «Мы, Божией милостью Императрица (Император) Великой Белой Руси и пр. и пр.».
С 20-х годов XIX века на клинках строевого оружия стали появляться не только точные даты победных или особо кровопролитных сражений, но и названия подразделений, фамилии офицеров, заказывавших оружие своим командирам или сослуживцам. Наградные клинки с такими характерными надписями говорят о высокой степени уважения и восхищения сослуживцев или близких людей.
В одной из частных коллекций есть наградной клинок за русско-японскую войну, на котором каллиграфическими буквами вырезано женское имя. Это свидетельствует, скорее всего, о том, что клинок мог быть изготовлен для награжденного по заказу любимой женщины.
Как уже было отмечено, золотое оружие выдавалось до момента полного объединения статусов золотого и георгиевского оружия, то есть до 1913 года. Последний раз золотым оружием награждали за, в общем-то, проигранную Россией русско-японскую войну 1904-1905 годов. По разным причинам золотое оружие за эту кампанию выдавалось с опозданием в пять и более лет, впрочем, задержки бывали и более длительными.
Согласно известным источникам, золотое оружие с бриллиантами и без них (до момента, когда награжденные были приравнены к георгиевским кавалерам) выдавалось более 5800 раз. Количество клинков в обиходе должно быть значительно больше по причинам:
а) обязательный дубликат оружия без украшений алмазами, бриллиантами, изумрудами — для повседневного ношения на службе;
б) повтор атрибутов наградного оружия на вновь принятый на вооружение образец;
в) существование двух видов оружия в родах войск: сабля-кортик — на флоте, палаш-шашка — в гвардейской тяжелой кавалерии, сабля-шашка — в легкой гвардейской кавалерии;
г) подарочные варианты наградного оружия (от сослуживцев и близких). Если это факт, то количество наградных предметов должно быть почти вдвое больше числа награждений. В первую очередь это касается наградного оружия с драгоценными камнями, но, как мы знаем, не только;
д) известны также случаи повторных награждений.
Опираясь на иконографию и сохранившиеся до наших дней образцы наградного оружия с надписью «За храбрость», можно с уверенностью сказать, что на казачьем оружии XVIII — начала XIX века она могла быть на клинке, ножнах, крестовине сабли, на спинке или боковой щечке рукояти. По клинку надпись выполнялась в технике всечки по стали на лицевой, то есть правой голомени клинка. Пример — сабельный клинок, датированный 1786 годом, из собрания МИДК.
Надписи на ножнах и боковых щечках располагались также на лицевой стороне сабли, в зависимости от способа ее ношения. А способ этот, в свою очередь, зависел от расположения портупейских колец ножен. По моде того времени и, конечно, согласно привычке владельца сабли крепились на портупее лезвием вверх или лезвием вниз. Именно поэтому лицевой могла оказаться как правая, так и левая стороны клинка. Это прекрасно видно на парадных портретах собрания Новочеркасскогo музея истории донского казачества. Надпись на крестовине диктовалась тем же обстоятельством и впоследствии делалась на обеих сторонах крестовины сабель и головках шашек (за исключением кавказских).
На казачьих шашках донского типа, которые штатно носили лезвием вверх, надписи делали на обеих сторонах головки при помощи резца, и только от мастерства гравера зависело качество надписи. В любом случае, это были вариации мягкой округлой каллиграфии (илл. 1). Следы позолоты в надписях встречаются не всегда, так как по получении знака ордена св. Анны или св. Георгия многие заказывали надпись на своем любимом и проверенном оружии и мало заботились о блеске позолоты и новизны оружия.
Офицерские шашки кавказского и азиатского образцов, оправленные в серебро и даже в золото, отличаются большим разнообразием, но общее в них — только одна надпись «За храбрость» на лицевой части головки рукояти. Встречаются как каллиграфические надписи, так и почти печатные прямоугольные шрифты (илл. 2, 3).
В ранних и более дорогих образцах оружия в самом орнаменте были специально выгравированные и об означенные под тот или иной знак места. Некоторые награжденные помещали надпись «по-старинному» — на лицевой части черенка рукояти. Чаще всего встречаются шашки с припаянной или приклёпанной на орнамент серебряной лентой с надписью «За храбрость» и посаженным в центре головки знаком ордена. Надписи встречаются штампованные и гравированные, с чернью и без нее. Опять-таки на ранних предметах буквы могут быть накладными (1831 г.).
На наградных саблях и шашках офицеров грузинского происхождения встречаются надписи на двух языках (русском и грузинском) с обеих сторон крестовины сабель и головки рукоятей шашек.
Общее название жалованного оружия для казачества XVIII века — сабля. Но в царствование Екатерины II появились и жалованные шашки с типичными «головастыми» рукоятями, без защитных сабельных крестовин.
С точки зрения типологии или классификации наградного оружия для казачества XVII — начала XIX века, сабли по количеству сохранившихся памятников материальной культуры — на первом месте. Можно выделить три основных типа сабель: персидский, турецкий и польский. Основные различия прослеживаются по рукояткам. Материалами для их изготовления и отделки были: дерево (тополь, самшит), рог, нефрит, сталь, серебро, латунь, кожа. Отделка тоже разнообразна — всечка по стали золотом, серебром, медью. Гравировка, чернение, золочение, накладные вензеля и растительный орнамент, литье и чеканка — словом, все известные технологии обработки металлов.
То же можно сказать и о клинках. Они, в большинстве своем, восточного происхождения. От простых по форме клиновидных до сложных однодольных, двудольных, многодольных с елманью. На многих клинках встречаются персидские, турецкие и крымские клейма, иногда фигурные картуши в технике всечки золотом с сурами из корана. Много клинков из булата.
В знак уважения к национальным традициям «жалованные» надписи на некоторых клинках дублируются по-арабски (для мусульман). Есть надписи на грузинском языке.
С конца XVIII века на наградном оружии появилась лаконичная надпись «За храбрость», которую помещали как на эфесах, так и на клинках.
Опираясь на документы Капитула орденов, еще 20 мая 1797 года было высочайше утверждено, что орденская шпага (оружие) при перемене класса ордена остается у награжденного. Это значило, что награжденный 3-й степенью ордена св. Анны после получения более высоких наград II или I степени продолжал одновременно носить оружие со знаком низшей, 3 -й степени. Наградное оружие, впрочем, как и другие высшие награды, возвращалось в Капитул орденов. После окончания наполеоновских войн в 1815 году орден св. Анны получил 4 степени, сохранив за низшей 4-й степенью холодное оружие.
Хотя надпись «За храбрость» на «аннинском» оружии официально была закреплена уставом ордена в 1829 году, этот акт был формальностью. Надпись существовала с екатерининских времен, помещалась на всех видах офицерского холодного оружия, полученного за боевые действия (илл. 4-6).
В 1845 году для нехристиан, награжденных орденами св. Анны 4-й степени, по высочайшему указу, вместо креста помещался черный эмалевый орел, но, как и прежде, — под императорской короной, увенчанной крестом.
В 1859 году, в связи с изменениями «Положения о наградах по службе», было отмечено, что классные чины, находившиеся под обстрелом противника, однако в боевых действиях не участвовавшие, могли быть награждены орденом св. Анны 4-й степени, но без написания надписи «За храбрость» на холодном оружии. При этом полагался и орденский темляк. Само оружие было утвержденное строевое, приданное тому, или иному роду войск. Есть незначительные различия в отделке и размерах эфесов, которые объясняются тем, что было много частных мастерских и магазинов офицерских вещей, заводских изготовителей, мастерских оружейных арсеналов и крупных полковых мастерских Кроме того офицеры могли заказывать оружие для себя и своих сослуживцев будучи на отдыхе за границей (в Германии, Испании, Австро-Венгрии и других странах). Надписи «За храбрость» гравировались в России. Известны случаи из времен Первой мировой войны, когда, получив приказ о награждении орденом св. Анны 4-й степени, офицеры за неимением хороших граверов заказывали сделать надпись на их личном оружии часовым мастерам.
До 1914 года в Россию по разным каналам ввозилось огромное количество офицерских клинков, исчислявшееся тысячами пудов (илл. 7-17). Приблизительно 60% клинков для офичерского оружия производилось в России (илл. 18-23). Варшавский, Киевский, Московский, Санкт-Петербургский арсеналы перемонтировали тысячи трофейных клинков, ставя на них русские эфесы. В.А. Дуров в своей книге пишет, что бронзовые элементы оружия — эфесы и приборы — не всегда покрывались позолотой. Это неверно. В музеях и частных собраниях нет ни одного предмета, на котором не сохранились бы следы первичной позолоты. Это касается строевого штатного оружия. У офицерских казачьих шашек кавказского и азиатского образцов были серебряные и стальные, с серебряной или золотой всечкой приборы — такие, какие заказывал владелец.
Нельзя не сказать о знаках ордена св. Анны, для холодного оружия. По имеющимся источникам, первые знаки были томпаковыми, но в коллекциях их нет. Первые известные знаки начала XIX века есть в нескольких коллекциях. Они изготовлены из тонкого листового золота высокой пробы, толщина пластины 1 мм, диаметр внешней окружности 16 мм, высота окружности вместе с короной 21 мм. Знак выполнен вручную в технике гравировки. В Москве известны два идентичных знака: первый — в ГИМ, второй — в частном собрании. Оба знака крепятся на огнивцах кавалерийских сабель начала XIX века при помощи двух тонких лапок и пайки оловом (илл. 4).
Когда началась Отечественная война 1812 года, Капитул орденов отправил в войска томпаковые знаки. Мы знаем точно, что эти знаки без шпаг стали поступать с 1813 года. Золотые знаки встречаются на пехотных полусаблях образца 1826 года, на кирасирских палашах образца 1826 года, на кавказских шашках. На кавказских и азиатских шашках очень часто встречаются знаки, выполненные и в серебре ( илл. 2, 3).
Размеры и вес знаков св. Анны не регламентировались, поэтому в разные периоды они могли быть и были разными. Цвет эмали варьировался от морковного, до темно-вишневого (илл. 24, 25, 26). Среди знаков времен царствования Николая II встречаются четыре типа: литые, эмальные, цельнолитные вместе с головкой или крепежной гайкой шашек образца 1881 и 1909 год без эмали, штампованные, покрытые эмалью на двух лапках и гравированные вручную, покрытые эмалью и даже стойкой краской. Поскольку появилось много подделок, подлинность знака могут определить честный, опытный коллекционер или музейный эксперт.
Знаки ордена св.Анны должны были крепиться на утвержденных приказами местах. Правда, помимо «приказных» мест «клюква», как называли знак в войсках крепилась на черенках рукоятей драгунских шашек образца 1881, 1909 годов (илл. 27), на лицевой (илл. 28) и торцевой частях головки драгунских шашек (илл. 29), на нижней оковке рукояти, на устье ножен и даже на стальных ножнах легкокавалерийских сабель образца 1827-1913 годов (илл. 30), на чашках и гайках чиновничьих шпаг (илл. 31, 32), на отдельных щитках — после награждения золотым или георгиевским оружием (илл. 33).
По разным подсчетам, знаками св. Анны 3-й, а за -тем 4-й степени на оружие за период их существования было награждено более 13 тысяч человек.
С момента полного слияния золотого и георгиевского оружия, которое стало называться «георгиевским», то есть с 1913-гo, а фактически с 1914 года, продолжилась традиция украшать генеральские эфесы бриллиантами. Статут 1913 года официально закреплял правила изготовления георгиевского оружия и з недрагоценного металла с обязательным его золочением, но в примечании допускал изготовление эфеса и прибора из золота за счет средств самого награжденного. Для всех видов оружия обязательным стало украшение прибора лавровым орнаментом. Как и в давние времена, орнамент четко не регламентировался, поэтому лавровые листья и веточки, особенно на приборах, могли отличаться — в зависимости от места изготовления оружия. Различные частные фирмы наносили «лавровый» орнамент по своему усмотрению и делали это в разной технике — от литья и штампа до индивидуальной чеканки и гравировки. Как правило, основным материалом была латунь, но встречается и красная медь с последующей позолотой. В официальных распоряжениях писали: эфес и прибор ножен — медный ( илл. 34).
Сами знаки ордена св. Георгия тоже изготавливали из разного металла, в зависимости от вида и размера холодного оружия. У самого маленького креста для кортика расстояние между окончанием лучей — всего 9 мм. (илл. 35), у томпакового с эмалью — средний размер около 16 мм. На одном из кортиков размер креста без эмали 19,5 мм (илл. 36). Средний размер крестов для шашек приблизительно 21 мм (илл. 37). На одной из кавказских шашек серебряный крест с эмалью -размером 25,5 мм (илл. 38) крепится в основном на 2-4-х лапках.
Георгиевское оружие — это прежде всего награда за Первую мировую войну, в которой офицеры русской армии проявили поистине массовый героизм. За три с небольшим года георгиевским оружием были награждены более 5700 человек, больше, чем были пожалованы золотым оружием за весь XIX век. Этот вид наград довольно полно представлен в музеях и частных собраниях. В последние годы вообще попадается редко.
У нынешних российских коллекционеров много вопросов, касающихся этого вида собирательства. Например, можно или, точнее, разрешено ли в нашей стране собирать холодное оружие, в том числе наградное? Поощряет ли государство такое частное коллекционирование?
Судя по тому, что от Владивостока до Белгорода или Калининграда есть множество частных собраний холодного оружия разного качества и количества, —можно. Но, согласно действующего законодательства, любое его перемещение, покупка, продажа и даже реставрация — уголовно наказуемые действия. Без устранения этого противоречия нормального цивилизованного собирательства быть не может. Отдельные клинки, а порой и целые коллекции сотрудники МВД периодически изымают и не всегда возвращают их законным владельцам даже через год.
Кроме того сегодня можно запросто приобрести подделку. За последние 10 лет мне неоднократно попадались грубые или, наоборот, слишком изящные подделки, фантазийные и весьма профессионально сделанные. Внимание надо обращать на подгонку и маркировку элементов эфесов, резьбы, крепление знаков на оружии, надписи, клейма и т. д. Не стоит покупать или обменивать предмет коллекционирования без консультаций музейных экспертов и опытных собирателей. И eщe: любую реставрацию вашего коллекционного холодного оружия доверяйте только проверенным специалистам, но никак не случайным знакомым.
Валерий САБЛИН
Фото Игоря НАРИЖНОГО.
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 15 (март 2004), стр.62