Уральские расписные подносы XIX века пока не пользуются большой популярностью на отечественном антикварном рынке. Широкому кругу коллекционеров зачастую известны лишь большие подносы- панно первой половины столетия, украшенные сюжетными изображениями, которые заимствовались из западноевропейских живописи и рисунка. В сбое время такие произведения оценивались очень высоко. Они имели важное значение как одно из средств украшения дворянских особняков. Между тем, как показывает опыт, даже «расхожая» продукция уральских мастеров смотрится вполне органично и в современном интерьере.
В истории отечественного искусства тагильскийпромысел занимал далеко не последнее место. Роспись подносов и других предметов быта являлась частью русских декоративных росписей. Однако на ряду с этим уральская роспись имела и ряд отличительных особенностей, что объясняется спецификой исторических, географических и социально-экономических условий, которые сложились на уральских территориях к началу XVIII века.
С давних пор на Урале были благоприятнейшие предпосылки для зарождения и развития промысла по обработке металлов. В крае, богатом железом, медью, свинцом, золотом, доступ к ним был значительно проще, чем в других регионах России. Кроме того, городская администрация не препятствовала местным жителям заниматься «приготовлением» различных металлических изделий: ковшей, приисковых принадлежностей, подносов, гвоздей, чайников и др. Как указывает один из авторов XIX века, «...среди уральских заводоуправлений Тагильское выгодно выделяется от других, по крайней мере, терпимостью к местным кустарям... Без этой терпимости металлическая кустарная промышленность не достигла бы такой степени развития, на которой мы застаем эту промышленность теперь [в XIX веке. — Г.П.]»... Это благоволение местной администрации к подобным занятиям тагильчан вполне объяснимо. Покупая на заводе материал для своих мастерских (зачастую это был производственный брак), кустари тем самым способствовали его сбыту. К тому же, по замечанию многих современных исследователей и ученых-путешественников XVIII века (например, академика П.С. Палласа), уровень благосостояния уральских кустарей (чаще хозяев мастерских) вполне позволял им покупать значительное количество металла для его обработки. Известно, что тагильский мастеровой Сидор Дубасников в честь своего освобождения из крепостной зависимости пожертвовал 10000 рублей на содержание реального училища, а кустарь Ушаков в 40-х годах XIX века провел на свои средства канал длиною в 20 верст. У людей, производивших изделия из расписного металла, зачастую были лучшие в заводском поселке дома. Некоторые из таких ремесленников владели и довольно большими мастерскими, в которых вместе с ними трудились наемные рабочие. Среди заводского люда «лакирщики» к тому времени представляли особый слой местного населения, который помимо того, что пользовался всеобщим уважением, имел торговые и дружеские отношения с представителями тагильской администрации.
И, наконец, одной из самых важных составных, способствовавших развитию местного промысла обработки металлов, было скопление на Урале многочисленных ремесленников из других регионов России. Этот район представлял собой гигантский «котел», в котором перемешались различные народности с их традициями, обычаями, религиями.
Уральская промышленность выросла на базе заводов центральной России. В Тагил, Невьянск, Каменск переводились тысячи мастеров, туда перевозили оборудование и материалы. Правительство пристально следило за развитием этого центра металлургической промышленности. На формирование Урала как промышленного центра огромное влияние оказали внешние факторы. То же самое можно сказать и об искусстве: наряду с элементами культуры местных народов значительную роль здесь играло искусство пришлого населения. В росписи уральских подносов, шкатулок и других металлических изделий заметно влияние искусства народов Поволжья, Заонежья, Украины.
К числу самых распространенных уральских промыслов относится изготовление расписных подносов. Почти сразу на лидирующие позиции в этой области вышел завод Нижнего Тагила (или Нижнетагиль- ска, как его называли в XVIII веке). Можно сказать, что это предприятие было образцовым среди других уральских заводов. В конце XIX века в Тагиле было 5 церквей, 2 единоверческих молитвенных дома, госпиталь, аптека, детский приют, несколько училищ и прекрасная библиотека. Ни на одном другом уральском заводе не было столько общественных заведений. Кроме того многие путешественники отмечали хорошее качество демидовских дорог и даже сравнивали центр Тагила с центральными частями знаменитых европейских городов.
Одна из причин превосходства тагильских подносов над изделиями других мастеров — великолепное качество лака, которым тагильчане покрывали свою продукцию. Каждый, кто когда-нибудь писал о Тагиле, непременно упоминал о местном «хрустальном» лаке, который, по словам А.Ярцева («действительного статского советника и кавалера»), «на железе, меди и дереве ни мало не трескается и с которым в России лаки в доброте и прочности равняться не могут, даже самый аглицкий лак он превосходит и равняется с китайским». Секрет изготовления этого лака был известен только тагильским мастерам, которые тщательно оберегали свою тайну.
Многое в этом промысле менялось на протяжении всей его истории: стиль росписи, формы подносов, технические средства, формы организации труда. Что касается последних, то здесь шли по пути укрупнения: от небольших домашних производств, где было задействовано 2—3 человека, до фабричных цехов с 200 живописцами. Между этими формами находились большие частные заведения. История росписи по металлу на Урале складывалась, как мозаика, из историй многочисленных мастерских различного уровня и различной специализации. К числу заведений подобного рода относится и мастерская Н.А. Пере- золова, которую на конец XIX — начало XX века можно считать одним из бесспорных лидеров тагильского промысла. Наряду с Перезоловым известны были также промышленники Головановы, Наболины и др. В 20—30-е годы XX века они составили достойную конкуренцию артелям «Пролетарий» и «Красная заря».
Самой крупной считается мастерская Л.П. Голованова, которая изготавливала металлических изделий на 20 000 рублей в год. Однако самое известное в России, получившее к тому же больше всего наград на выставках, — именно заведение Н.А.Перезолова, отмеченное медалями на Екатеринбургской, Казанской, Санкт-Петербургской и Тагильской выставках (в 1887, 1890, 1902 и в 1908 годах соответственно).
Отсчет истории этой мастерской следует начинать не со второй половины XIX века, а с конца XVIII столетия. Речь идет о том, что все достижения, награды и даже манеру росписи металлической продукции, которую она выпускала, невозможно отделить от всех предыдущих этапов истории семейного дела уральских промышленников Перезоловых. Главными лицами в самом начале его становления были Каллистрат Перезолов и его сын Терентий.
Ход развития подобных производств прекрасно описан в «Каталоге... на Всероссийскую кустарно-промышленную выставку 1902 г.»: «Торговцы эти вышли из среды тех же кустарей. Постепенно расширяя свою мастерскую, более зажиточные кустари открывают для сбыта изделий лавку на местном рынке для самостоятельного сбыта, затем начинают отправлять товар на крупные ярмарки и, наконец, не ограничиваясь изделиями собственной мастерской, начинают скупать изделия у мелких кустарей и раздавать им работу на дом, выдавая материал; по мере усложнения и увеличения оборотов от работ в мастерской отстает сначала глава семьи, а затем и младшие члены, которые становятся необходимы в качестве помощников в большом торговом деле».
Однако, вероятнее всего, начальный период деятельности заведения несколько отличался от подобных ему производств. Каллистрат Иванович Перезолов, которого считают основателем династии, во второй половине XVIII века был служащим у Демидовых. В литературе упоминается некий караванный приказчик Перезолов, с которым связана неприятная история. На него, как и на некоторых других, служитель Гаврилов написал донос, обвинив их во взяточничестве. Перезолов отрицал все обвинения, утверждая, что доносчик стремился скрыть собственные недочеты и ошибки. Маловероятно, что Каллистрат Иванович был живописцем, который сумел завоевать признание своим искусством. Это, скорее всего, был ловкий и цепкий купец, один из ярких представителей уральского торгового сословия XVIII века (что, конечно, не исключает его собственных живописных экспериментов; его сын Терентий упоминает о художественных занятиях отца). Не сохранилось ни одного произведения, которое можно было бы отнести к кисти Каллистрата Перезолова. Вероятно, в этой мастерской с самого начала ее существования значительная роль отводилась наемному и надомному труду. На хозяина заведения работало немало тагильских мастеров, он одним из первых привлек женщин к росписи подносов.
Преемник Каллистрата, его сын Терентий, портрет которого хранится в Тагильском краеведческом музее, владел основами живописи. Пример тому — пейзаж, который приписывается его кисти. Он исполнен маслом по жести и называется «Вид Нижнетагильского высокогорного железного рудника». Эта работа свидетельствует о том, что художник был знаком с классическими принципами композиции. Кроме отца и его мастеров обучить Терентия Перезолова основам живописи мог художник Федор Иванович Дворников. С ним связано любопытное происшествие, касающееся мастерской Перезолова, которое часто описывается в научной литературе. Живописец, отправленный в Петербург для продолжения учебы в Академии художеств, вскоре снова оказался в Тагиле и попал в сторожа. Виной всему стало его пьянство. Демидов не мог допустить, чтобы хороший живописец растерял все навыки, и по просьбе Каллистрата Перезолова определил художника в его мастерскую для обучения местных мастеров. Тем самым, по словам исследователя промысла О.Н. Силоновой, «на базе перезоловской мастерской были созданы своеобразные курсы повышения художественного мастерства, причем без отрыва от производства».
Самое лучшее представление о мастерской Перезоловых можно составить себе по изделиям Никиты Александровича Перезолова, так как в музеях страны (в Русском музее, Эрмитаже, Пермском краеведческом музее и др.) хранятся подносы в основном именно его заведения. Считается, что официально мастерская Н.А. Перезолова появилась в 1895 году. Однако на оборотной стороне подносов из коллекции Русского музея указано, что в 1887 году Перезолов получил медаль на екатеринбургской выставке. Чтобы удостоиться такой чести, хозяин мастерской должен был затратить определенное время на развертывание производства, налаживание сбыта продукции, рекламу и т.д. Кроме того, должен был уже сложиться стиль мастерской, на что требуется не один десяток лет. Следовательно, появление мастерской Н.А. Перезолова можно отнести примерно к 1860—1870 годам.
По сведениям, почерпнутым из каталогов и описаний выставок, заведение состояло из клепальной, кузницы, лу- дильни и красильни. Производились не только подносы различных форм и размеров, но и ковши «азиатские», наливки луженые, поваренки черные и луженые, тазы крашеные и луженые, ведерки. Всей этой металлической продукции выпускали на 10 000 рублей в год. По этому показателю мастерская Н.А. Перезолова была одной из самых крупных в Нижнем Тагиле. В ней работали 15 мужчин и 10 женщин наемных. Поначалу производство было исключительно ручным, без разделения труда между рабочими, оно, как и применение различных механизмов для ускорения производства, появилось позже, на рубеже веков. Н.А. Перезолов выдавал материал работникам и обеспечивал их помещением для изготовления металлических подносов, ковшей, наливок. У каждого наемного рабочего был помощник, оба получали плату за каждое изделие. Подносы через ярмарки сбывали в Персию, Бухару, Ташкент, на Кавказ, ковши и тазы — во внутренние губернии России.
Стоимость изделий мастерской Н.А. Перезолова не превышала среднего уровня цен на уральскую металлическую продукцию. В сравнении с ценами на продукцию другого известного тагильского заведения, хозяином которого был Л.П. Голованов, стоимость изделий Н.А. Перезолова была даже несколько ниже (на Всероссийской выставке 1902 года в Петербурге подносы Голованова длиной 14 вершков стоили 45 копеек, а Перезолова — 40 копеек, подносы длиной 12 вершков — 25 и 23 копейки соответственно и т.д.). Это касается не только подносов, но и всех остальных видов изделий. Однако дешевизна вовсе не означала, что они были плохого качества. Это подтверждают как медали, завоеванные Н.А. Перезоловым на выставках, так и высказывания некоторых посетителей, которые описывали свои впечатления о российских выставках. Сохранившиеся изделия дают четкое представление о продукции мастерской. Как уже упоминалось, ассортимент товаров, предлагавшийся покупателю, был очень широк. Оставим в стороне всю остальную продукцию, кроме подносов, поскольку заведение Н.А. Перезолова чаще получало награды именно за них. Кроме того на подносах яснее видны особенности уральской росписи: характерные композиции, цветовые сочетания, принципы наложения мазков. Основные формы перезолов- ских подносов — круглые, овальные и гитарообразные. Наряду с росписью от руки применялись и трафареты, пример тому — небольшой поднос, хранящийся в Эрмитаже. Трафарет использован как для украшения зеркала, так и для орнаментации бортов. Золоченый орнамент, который обрамляет зеленое прямоугольное поле зеркала подноса, тоже трафаретный. Однако это ни в коем случае не умаляет художественных достоинств изделия. Прекрасно подобраны цветовые сочетания. Зеленое поле хорошо согласуется с пояском золоченого орнамента. Композиция трафаретного узора, хотя и заполняет почти всю лицевую поверхность подноса, не создает впечатления перегруженности. Такой же поднос есть и в собрании Нижнетагильского краеведческого музея. Трафарет как способ украшения использовался почти на всех изделиях мастерской Н.А. Перезолова. Однако не на всех подносах он играл одинаково значительную роль. Например, в подносе из Русского музея трафарет виден только в орнаментальных поясках, отделяющих разноцветные поля друг от друга. В этом изделии гораздо большее значение имеет роспись от руки. И, наконец, полное отсутствие трафарета заметно на другом подносе из мастерской Н.А. Перезолова, хранящемся также в Русском музее. Орнамент на бортах и на основном поле изделия выполнен уверенными размашистыми движениями кисти художника. Роспись выполнена по цветным фонам: чаще синим, красным, зеленым. Встречается и черный цвет (как на подносе из Пермского краеведческого музея). Заведение Н.А. Перезолова использовало многие характерные элементы уральской росписи в украшении своих изделий (позже сходные мотивы будут отчетливо видны в продукции артелей «Пролетарий» и «Красная заря»). Растительный орнамент на бортах подносов в виде переплетающихся веточек с листьями, выполненный от руки, встречается также на изделиях мастерских С.С. Боброва и Л.П. Голованова. Изображение веточек, как бы перечеркнутых тонкими листьями, можно видеть и на зеркале подносов мастерской Л.П. Голованова. Кроме того тонкие линии различных цветов (чаще белого и красного), отделяющие основное поле подноса от борта, заметны на продукции И. Серебрякова и С.С. Боброва. То же самое можно сказать и о композициях росписи на подносах. Почти все тагильские мастерские второй половины XIX века использовали «секторные» композиции. Поле подноса разбивалось на несколько секторов, отделенных друг от друга полосками с золоченым орнаментом (почти всегда трафаретным). В центре каждого сектора, который мог быть различной формы и различного цвета, помещалось изображение небольшого букета цветов. Подобные композиции использовала и мастерская Н.А. Перезолова. Наряду с «секторной» композицией во второй половине XIX века (а затем и в 20—30-х годах XX века) использовалось и другое размещение цветочных изображений. В центре подноса писали небольшой букет из 3—4 плодов или цветов, обрамленный ягодками или листьями. Изображение оживлялось тонкими веточками, которые «прикрепляли» букет к цветному фону. В качестве примера можно привести поднос, хранящийся в Русском музее. В центре его — четыре плода, но какие именно — догадаться невозможно, их изображение носит условный характер. Это «плоды вообще». По бокам от них — две виноградные ветви. Мастер не совсем удачно попытался передать их объемность, высветляя ягоды. При этом он использовал либо тампон, либо собственный палец. Все изображение на подносе обрамлено листьями с веточками, некоторые из них переданы тонкой линией, перечеркнутой многочисленными штрихами. Последнее может стать характерным признаком, по которому следует отличать уральские подносы от изделий других мастерских (отличительным признаком может также служить секторная композиция, которая встречалась только на подносах уральских заведений). Зеркало подноса отделено от его борта двумя полосами — белой и красной. Такой способ подчеркивания формы изделия очень характерен для Урала, в отличие от Подмосковья. Видна уверенная, «приученная» рука мастера. Скорее всего, это поточное изделие. Для выставок изготовляли более дорогие вещи. Кроме упомянутых сходств в изображении растительных мотивов и одинаковых композиций, характерных для многих тагильских мастерских, стиль росписи мастерской Н.А Перезолова был подобен и общей стилистике уральской живописи по металлу. Мы имеем в виду крайнюю обобщенность в изображении цветов и плодов, их плоскостность, общую яркую тональность росписи, использование локальных цветов, равновесие композиции. Все эти сходства не удивляют: мастерские участвовали в одних и тех же выставках, сбывали свой товар на одних и тех же ярмарках, мастера общались между собой — это была одна среда, одна эпоха, одно мировоззрение. Однако, как видно из каталогов выставок и отзывов покупателей, продукцию мастерской Н.А. Перезолова отмечали гораздо чаще, чем изделия других тагильских заведений, она получила наибольшее число медалей и похвальных отзывов. Что же отличало перезоловские подносы от других? Вряд ли это качество материала и росписи. Подносы Н.А. Перезолова хоть и были по этим показателям на самом высоком уровне, скорее всего не представляли собой что-то из ряда вон выходящее. Росписи отличались декоративностью и мастерством исполнения, железо было очень ковким, позволявшим выделывать из него изделия очень сложных форм, однако не это отличало подносы перезоловского заведения. Скорее всего кроме низкой цены (не в ущерб качеству) изделия мастерской Н.А. Перезолова отличались превосходными свойствами лака и прочностью красок. Крайне редко кто из тагильчан во второй половине XIX — начале XX века был отмечен на выставках «за прочную окраску подносов», крайне редко какая-либо мастерская кроме «подносов обыкновенного рыночного сорта» выпускала «подносы особенной прочной краски и лакировки», «приготовление которых составляет секрет экспонента». История мастерской Н.А. Перезолова заканчивается в ЗО-е годы XX века. Ее существование прекратилось не только из-за жесткой конкуренции с артелями «Пролетарий» и «Красная заря». Скорее всего сама форма организации мастерских, находившихся в частных руках, изжила себя в эпоху коллективизма. Наступало время общей собственности, артельного начала. К тому же тагильские кустари еще в конце 80-х — начале 90-х годов XIX века пытались организовать артель. Так что мастерская Н.А. Перезолова стала анахронизмом. Начинался новый этап истории тагильского подносного промысла.
Глеб ПУДОВ
Иллюстрации предоставлены автором
Журнал Антиквариат №10 (41) Октябрь 2006 Предметы искусства и коллекционирования.