Среди насущных нумизматических проблем одна из важнейших — выявление подделок в массе разнородного коллекционного материала, где кроме всего прочего встречаются новоделы и копии, браки и фальшивки, пробные оттиски и муляжи, подделки и демонстрационные образцы и т. д. Все они — объекты пристального внимания коллекционеров, но, конечно, их нумизматическая, культурная и познавательная ценность отнюдь не одинакова.
Напомним читателю, что в нумизматике подделка — это имитация монеты, изготовленная частным лицом или организацией для одной-единственной цели — реализации ее в качестве подлинника, напрямую или через посредника, коллекционеру либо государственному музею. Несколько слов о различии фальшивки и подделки. Эти нумизматические понятия используют тогда, когда речь идет о преступных или мошеннических действиях, связанных с изготовлением или подделкой денежных знаков. «Фальсификация» в переводе с латинского — «подделывание» или «подделка», поэтому существующие в русском языке термины «фальшивка» и «подделка» близки по смыслу. Это и объясняет сумбурность использования многими нумизматами обоих терминов, отсутствие четких определений того и другого. Фальшивками правильнее всего называть денежные знаки, противозаконно изготовленные для ввода в денежное обращение и получения наживы, а подделками — монеты, изготовленные (чаще из подлинных денежных знаков) для обмана коллекционеров и получения наживы при реализации их в качестве подлинников. (В конце XX века сотрудники финансовых организаций предложили свой подход: считать все денежные знаки, предназначены они для ввода в обращение или для обмана коллекционеров, фальшивками, если они полностью изготовлены из сырья, сделаны заново, а подделками — если они переделаны из подлинных денежных знаков, в которые внесены какие-то изменения в надписи или изображения.)
В России интенсивное изготовление подделок редких монет началось, видимо, в первой половине XIX века, вместе с возросшим интересом к нумизматическому коллекционированию. Поскольку пробелы веще немногочисленных тогда собраниях восполняли, как правило, покупая необходимые монеты у торговцев, то к коллекционерам попадало много подделок, ведь многие не видели подлинников. Особо изощренную подделку в XVIII—XIX веках называли немецким словом «кунштюк», а позднее — «беккер» (по имени немецкого авантюриста К.Беккера, успешно подделывавшего в 1815—1825 годах древние, средневековые и современные ему монеты). Для изготовления подделки иногда берут подлинную монету, на которой каким-либо способом меняют дату, обозначение монетного двора, знак минцмейстера. Затем «улучшенную» монету реализуют как редкую подлинную. Характерные для каждой эпохи подделки, наряду с подлинниками, — объекты нумизматического исследования. Коллекция подделок Государственного Эрмитажа в 1971 году уже насчитывала около 1000 экземпляров, и она постоянно увеличивается при разборке новых поступлений. Совсем примитивную подделку называют кустарной. Многие старые подделки узнаются прежде всего по низкокачественному исполнению гурта (кстати, с него и следует начинать изучение монеты), но у большинства нынешних подделок повторение гурта весьма умелое. У мошенников от нумизматики в запасе много объектов для изготовления подделок: подделки под перечекан, под новоделы и под монеты с надчеканками, под монеты престижные и очень редкие (с приданием антикварного вида подделкам пробных монет), самые невообразимые фантастические подделки.
В последнее время не затихает полемика по поводу того, как лучше информировать нумизматическую общественность о подделках. Описывать детально, помогая выявлять их, или же не делать этого, чтобы мошенники не могли устранять свои недочеты? Думаю, в сравнении с собирателями мошенники в целом профессионально более подготовлены, ведь от этого зависит их «заработок». Поэтому откровенный конкретный разбор недочетов нужен прежде всего малоосведомленным собирателям.
И так, о некоторых наиболее распространенных способах изготовления подделок.
ПОДДЕЛКА АНОДИРОВАНИЕМ ЗОЛОТОМ — это покрытие поддельной монеты, изготовленной из недорогого металла, тончайшим слоем золота методом электролиза. (Не путать с золочением подлинных портретных серебряных монет XVIII века, после заключения в оправу превращавшихся уже в украшения.)
ПОДДЕЛКА ДАТЫ — изменение одной или двух последних цифр в подлинной дате на монете. Это позволяет обычную монету выдать за редкую по году, чтобы продать ее значительно дороже монеты, использованной для изготовления подделки.
Но и самые удачные подделки опытные собиратели обычно узнают, тщательно рассмотрев: 1) контуры вырезанной цифры, 2) небольшой участок поля монеты вокруг вырезанной цифры (вопреки стараниям, следы работы остаются), 3) детали, отличающие монету «желаемого» года от монеты-заготовки. Если есть сомнение в подлинности монеты редкой по году, приобретать ее не стоит: когда-то попадется несомненно подлинный экземпляр. (Не надо путать переделку даты на монете с перебивкой даты на штемпеле, которую иногда производят на монетном дворе.)
ПОДДЕЛКА ОБОЗНАЧЕНИЯ МОНЕТНОГО ДВОРА - операция, подобная подделке даты. Характерный пример
переделка ЕМ в ТМ на пятаках 1787—1788 годов. Мошенники просто «в упор не видят», что орлы таврических и екатеринбургских пятаков различны. Часто удаляют буквы, выдавая пятаки 1763-ЕМ и 1765-ЕМ за редчайшие пятаки этих лет без обозначения монетного двора. Но в местах удаления букв неизбежно остаются следы... У подлинников всегда есть характерные особенности, и при тщательном изучении подделка наверняка выявится. (Не пугать с перебивкой обозначения монетного двора, производимой монетчиками на штемпеле.)
ПОДДЕЛКА ПЕРЕЧЕКАНКОЙ ПОДЛИННИКОВ — это один из новейших, достаточно изощренных приемов изготовления подделок, предназначенных прежде всего для любителей российской тематики. Подбирают монеты-заготовки (подлинные рублевики XVIII века) плохой сохранности (что обеспечивает малую себестоимость подделок) и подлинные рублевики различных монетных типов в отличном состоянии. С помощью современных технологий получают почти идентичные штемпеля обеих сторон монеты, отлично сохранившейся. Затем производят чеканку, точнее, перечеканку, монеты-заготовки. При этом удается избежать перегурчивания подделки, так как гурт подлинника плохой сохранности полностью остается, и опасность приобретения подделки малоопытным собирателем возрастает. Фрагменты прежнего изображения или надписей, заметные почти всегда, выдаются за следы плановой перечеканки. (Нередки экземпляры, на которых следы прежней монеты не видны.)
Порой подделки абсурдны: под портретом Пeтра III — портрет Екатерины II (?!). фрагмента прежних изображений могут быть лишь на рублевиках 1704—1705 годов (перечеканка из талеров), на рублевиках
Елизаветы 1741—1743 годов (из рублевиков Иоанна III) и на рублевиках Екатерины II 1762—1763 годов (из рублевиков Петра III). В остальных вариантах за редким исключением предлагаемые изделия — подделки.
ПОДДЕЛКА СКЛЕИВАНИЕМ КРУЖКОВ — прежде наиболее частый способ подделки, с соединением заготовок, полученных из распиленных вдоль плоскости монет (чаще такие подделки, где орел — с обеих сторон, предназначались для игры в «орлянку»), или же заготовок, полученных методом гальванопластики. Обычно след соединения на гуртовой поверхности легко обнаружить. Чтобы затруднить выявление подделки, соединительный шов дополнительно маскируют гуртовой лентой. Один из признаков склеенной подделки — более глухой, по сравнению с подлинником, звон. При проверке па звон, если рядом нет нужного подлинника, можно взять подлинный экземпляр близкого монетного типа.
ПОДДЕЛКИ ЗАРУБЕЖНЫХ ФИРМ — новейшие подделки, повторяющие достаточно редкие монеты, чаще рублевики. Появившись впервые в конце 1970-х годов («гангут», «бородинский» полуторник, рублевики 1705, 1707, 1714 годов и др.), эти пагубные плоды применения новейших технологий уже к середине 1990-х годов заняли прочные позиции на российском нумизматическом рынке. Затем в поле зрения фальсификаторов попали и медные монеты, например, 1830-СПБи 1849-СПМ. Подделки монет XIX века, отчеканенных в кольце, выявить довольно трудно, требуется большой опыт. Если его недостает, лучше обратиться к опытным коллекционерам или музейным работникам.
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДДЕЛКИ. Золотые монеты: 1) чеканка из высокопробного золота сохранившимися подлинными или скопированными с применением новейших технологий штемпелями поддельных 10- и 5-рублевиков Николая II; 2) чеканка из высокопробного золота новорезанными штемпелями, возможно, новейшего изготовления, подделок, имитирующих так называемые монеты «для использования в дворцовом обиходе» — 2-рублевиков, рублевиков и полтин Елизаветы и Екатерины II. Платиновые монеты: чеканка «улучшенными», «зеркальными» штемпелями, скопированными с подлинных монет, подделок всех номиналов 1828—1845 годов, прежде всего 12-рублевиков. Серебряные монеты: чеканка из высокопробного серебра скопированными с подлинных монет штемпелями, видимо, зарубежного производства подделок памятных рублевиков и наиболее редких рублевиков массового выпуска. Медные монеты: чеканка скопированными с подлинников штемпелями, вероятно, отечественного производства подделок некоторых монет XIX века. Среди них: серии монет нового образца 1830 года, серия монет 1840 СПБ, 1/2 копейки 1848 MW, серии монет 1849 года. Используемые мошенниками как образцы для подражания монеты XIX века сами по себе достаточно редки и дороги. Многие из них повторялись и в новоделах, так что появление нынешних подделок очень высокого уровня исполнения очень запутывает ситуацию.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОПИЙ. Среди изготовителей монетовидных суррогатов есть фирмы и предприниматели, которые не экономят на покупке подлинных монет-образцов. Изготовленные ими копии практически тождественны подлинникам. Но некоторые люди, купив такие копии, затирают их, травят кислотами и т.д, превращая в подделки, после чего их уже невозможно уверенно выявить.
МИМИКРИЯ ПОДДЕЛОК (МИМИКРИРУЮЩИЕ ПОДДЕЛКИ — от англ. Mimicry — подражательность) (проф.) — нумизматическое понятие, употребляемое тогда, когда речь идет об умышленном придании подделкам облика подлинных монет с учетом их многообразных отличительных особенностей. Повторяются дефекты чеканки (непрочеканы, трещины и раковины штемпеля) и дефекты, образовавшиеся при обращении (проявления окисления, пребывания в пожаре, покрытие лаком, смолой, потертости). Виды маскирующих дефектов: 1) искусственная зелень — наводится на поддельную монету, чтобы создать впечатление ее «безусловной подлинности»; 2) искусственная патина — наводится на поддельных монетах, чтобы придать им «благородный» вид, при этом маскируются дефекты, присущие гальваническим подделкам, в том числе соединительные швы (патина, однако, не скрывает специфические особенности, присущие «гальвано»); 3) искусственное чернение с помощью угля, сажи, йода, смолы, графита — применяется мошенниками для усиления «правдоподобности» подделок, а также сокрытия дефектов подлинных монет; 4) полировка гюля — обычна для подлинных монет, с испещренной царапинами и забоинами поверхностью поля (от подлинников, сохранивших первоначальный чеканный блеск, заглаженное г голе, несмотря г га все ухищрения, отличается, даже если оно для маскировки патинировалось или чернилось). Мимикрия подделок как новый вид нумизматического мошенничества активизировалась в конце XX века. Необходимо особое внимание при экспертизе монеты на подлинность. Чтобы распознать мимикрирующие подделки, требуется постоянная бдительность и непрестанное совершенствование профессиональных навыков.
ПОДДЕЛКИ ДЛЯ ИГР НА ДЕНЬГИ — изделия, ставшие обычными в России, видимо, еще в XVIII веке. Их появление связано с вводом в оборот первых крупных медных монет умеренной номинальной стоимости, прежде всего пятаков 16-рублевой стопы, что позволяло игрокам-мошенникам использовать половинки двух распиленных однотипных монет, соединенных одной и той же стороной, при игре в орлянку. «Орел» — с обеих сторон. Беспроигрышный вариант!
Есть ли тот логический ряд объектов нумизматического исследования, где бы все члены (а каждый — это особая категория) стояли в порядке объективного убывания их ценности и информативности? Вполне представляя всю субъективность моей оценки, рискну предположить такую последовательность: ПОДЛИННИК — БРАКОВАННАЯ МОНЕТА —ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ОБРАЗЕЦ — ПРОБНЫЙ ОТТИСК — НОВОДЕЛ — ФАЛЬШИВКА — AНТИКВАРНАЯ ПОДДЕЛКА — ПОДДЕЛКА — КОПИЯ — МУЛЯЖ. Подделка занимает позицию ближе к правому флангу и, кажется, вполне обоснованно.
Теперь всмотримся в ситуацию пристальнее. Рассмотрим непредвзято отрицательные и положительные моменты явления в целом — переполнение нумизматического массив бессчетными подделками.
ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ МОМЕНТЫ
1. Чрезвычайное засорение нумизматического рынка подделками и копиями, выдаваемыми за подлинники.
2. Трата средств на приобретение псевдоценностей.
3. Материальная подпитка мошенников и невольное способствование постоянному их техническому переоснащению.
4. Публикация работ, посвященных монетам, которые затем оказываются всего лишь подделками.
5. Потеря времени на поиск и приобретение необходимой монеты, оказавшейся, к сожалению, подделкой.
6. Утверждение научных выводов, построенных на ложном основании.
Немало и других неприятных моментов, среди которых не в последнюю очередь — моральные издержки. Например: 1) разнообразные осложнения, связанные с некоторой неизбежной дискредитацией коллекционера, вольно или невольно предложившего коллеге подделку; 2) в коллекции сделана замена: приобретен экземпляр, лучшего качества, чем прежний, который уже реализован как дублет. Позже, скажем, при тщательном изучении или при демонстрации коллегам новоприобретенной монеты, или при просмотре своей коллекции вдруг выявляется, что приобретена, увы, подделка. Ее надо возвращать прежнему владельцу. Хорошо, если вы знакомы. Л если случайное лицо — то куда ее теперь девать? (У кого-то в этой ситуации может возникнуть искушение и самому продать подделку как подлинник, чтобы вернуть потраченные деньги.) Более того, теперь, после преждевременной продажи своего плохонького подлинника, возникла необходимость восполнить неожиданно возникший в коллекции пробел.
ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ МОМЕНТЫ (неожиданный ракурс).
1. Напоминание о том, что коллекционеру следует постоянно соблюдать бдительность. Его радость, даже маленькая, «нейтральная», оттого, что увидел (пусть всего лишь увидел, а не приобрел) интересную редкую, возможно, даже не встречавшегося ему ранее монетного типа либо просто очень красивую монету, почти всегда неотделима от тревоги: не подделка ли это?
2. Коллективное творчество интеллектуальной нумизматической лаборатории. Обычно, если монета дорогая, проводятся многосторонние откровенные консультации, опросы коллег, сопоставляются различные точки зрения. Если монета представлена на обсуждение в клубе, где собирается нумизматическая элита, то можно выслушать практически весь спектр мнений о предмете — от явной, 100-процентной, уверенности в подлинности, через промежуточные суждения типа «80% — за и 20% — против», «фифти-фифти» (50% па 50%) либо «скорее нет, чем да» и, наконец, «10% за и 90% против» до радикального «Я бы такую себе в коллекцию никогда (и даром!) не взял», то есть — до 100-процентной уверенности в подделке. Вспоминаются различные и аналогичные ситуации. Монету взвешивают, проверяют на звон, цвет и натуральность патины, состояние поверхности, в том числе в отраженном свете, гурт, как один из наиболее ответственных участков. Выявлению подделок способствуют различия стиля и конфигурации отдельных деталей, слишком прямолинейные буквы в легенде, грубые зубчатые ободки и тд. фактически проводится коллективная экспертиза.
3. Несомненно вырос уровень профессиональных знаний широкого круга нумизматов-дилеров. Регулярно закупая монеты для перепродажи их коллекционерам, дилеры вынуждены все время повышать уровень нумизматических знаний, развивать и тренировать профессиональную интуицию, чтобы не потерять деньги, приобретя подделку, не скомпрометировать себя ненароком перед коллекционером-клиентом, тем более — постоянным.
Выявление подделок всегда, а особенно сейчас, — задача чрезвычайно актуальная, что подтверждает и число синонимов к слову «подделка»: (разг.) КУСТАРЩИНА, НОВОДЕЛ, ПОДДЕЛЬНАЯ МОНЕТА; (жарг.) «ЛЕВАЯ» МОНЕТА, «ЛЕВАК», «САМОДЕЛ», «САМОПАЛ», «СВЕЖАК», «ТУФТА», «ФАЛЬШАК», «ФУФЕЛ», «ФУФЛО» и т.п. Уже одно их такое название, несомненно, отражает крайне негативное отношение нумизматов к этому «товару».
Так, никогда не затихая, продолжается очевидное противоборство между «сочинителями» и «ниспровергателями» подделок. Создается впечатление, что борьба идет на равных, но если равновесие и нарушается, то всегда в пользу «сочинителей». Впрочем, во все времена фальсификаторы, как бы они ни изощрялись, все же не достигали внешнего тождества подделки с подлинником редкой монеты. Причина, как правило, банальна — У НИХ ПЕРЕД ГЛАЗАМИ НЕТ ОРИГИНАЛА. Приобрести для образца редкую монете они не могут либо не хотят. Поэтому коллекционеру при проверке редкой монеты на подлинность не следует лениться, надо как можно тщательней изучить мелкие детали: ведь об иных тонкостях мошенники и не подозревают.
Владимир РЗАЕВ
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 32 (ноябрь 2005), стр.132