Возникновение индустриального дизайна как области человеческой деятельности, имеющей дело с оформлением промышленных изделий, тесно связано с немецкой школой архитектуры и художественного Конструирования - Баухауз (1919—1933).
Школа и ее организация
Ремесло как основа учебного процесса
Возникновение индустриального дизайна как области человеческой деятельности, имеющей дело с оформлением промышленных изделий, тесно связано с немецкой школой архитектуры и художественного конструирования — Баухауз (1919—1933). Интенсивно развивающаяся индустрия диктовала художнику начала XX века новые правила — теперь в строительстве и оформлении вещи он был вынужден учитывать не только достижения науки и техники при использовании современных материалов и технологий, но и условия быта и образа жизни человека новой эпохи. Главную свою цель основатели Баухауза (в переводе с немецкого — «Дом строительства») видели в воспитании архитектора нового поколения, способного не только хорошо проектировать на бумаге, но и так же уверенно вести строительство на практике. Именно здесь впервые, в рамках одного учебного заведения, объединили художественное творчество с практической ремесленной деятельностью, то есть решительно устранили традиционное для предыдущих столетий разделение академического и прикладного обучения.
Необходимым этапом па пути воспитания такой разносторонне развитой личности стала трехлетняя практика в одной из мастерских школы. После обязательного для всех полугодового вводного курса учащиеся выбирали для себя специализацию — мебель, керамика, металл, текстиль, графика... На этом этапе у них было сразу два руководителя: мастер формального курса — художник-проектировщик и мастер технического курса — ремесленник-производственник (в дальнейшем о&ьединить обе эти функции смогут лишь мастера, прошедшие обучение в Баухаузе). Только ученика, успешно освоившего программу обоих курсов и показавшего себя настоящим мастером оформления бытовой вещи («малой архитектуры»), допускали в строительный класс.
Собственно архитектурное отделение в школе открылось в 1926 году, спустя семь лет после ее основания. Судьба не была к нему благосклонна, даровав ему весьма короткую жизнь: уже в 1933 году по указке гестапо новое учебное заведение было закрыто по политическим причинам. К сожалению, большинству архитектурных идей Баухауза не суждено было осуществиться, а нам сегодня приходится признать парадоксальный факт — крупнейшая архитектурная школа Германии в конечном счете оказала заметное влияние не столько на развитие архитектуры XX столетия, сколько дизайна, и в первую очередь — искусства оформления мебели, образцы которого давно и прочно вошли в нашу жизнь и очень хорошо нам известны.
История развития
К концу 1920 года к уже действующим переплетной, печатной и ткацкой мастерским добавились еще четыре: мастерская росписи по стеклу, по работе с металлами, керамическая и столярная. Основной задачей столярной мастерской стала разработка мебели. Вначале наставником формального курса (то есть в работе с формой предмета) был Вальтер Гропиус, известный архитектор, первый директор Баухауза; первым техническим мастером был Иозеф Цахманн (до 1922 года), затем его сменил Райнхольд Вайдензее/Reinhold Weidensee/ (до 1925 года).
С самого начала работы мастерской основополагающим фактором оформления вещи стали функциональная оправданность формы и удобство в использовании. Главное внимание уделялось мебели для сидения. Учащиеся и работники мастерской систематически проводили исследования в области физиологии и анатомии, жизнедеятельности человека во взаимосвязи с конструкцией отдельных предметов мебели, тем самым положив начало одной из ключевых дисциплин современного дизайна — эргономике.
После вынужденного переезда школы в 1925 году из Веймара в центр промышленного района Германии город Дессау столярную мастерскую переименовали в мебельную, что больше соответствовало основному направлению ее деятельности. Марсель Бройер /Breuer/ — бывший учащийся школы, мастер, которого сегодня считают классиком мебельного дизайна, возглавил реорганизованное отделение школы, став его художественным и производственны м руководителем.
Первоначально все силы мастерской были сосредоточены на разработке предметов интерьера нового здания школы, в комплекс которого входили учебный, административный и жилой корпуса. Но по-прежнему актуальной оставалась и разработка единичных предметов. К продукции мастерской в те годы предъявлялись все более жесткие требования типизации изготавливаемых предметов, ибо в дальнейшем они должны были стать образцами серийных изделий, необходимых для оборудования дешевого массового жилья. Постепенно мебель, которую делали в школе, стала поступать в местные магазины, однако затраты на ее производство превышали доходы от ее продажи, поэтому Баухауз продолжал материально зависеть от городского магистрата, выделявшего ему мизерные дотации.
Уход в 1928 году директора школы В. Гропиуса и назначение на его место швейцарского архитектора Ганса Майеpa /Meier/, бывшего руководителя архитектурного отделения, сказались и на деятельности мастерских, и на их структуре. Уже в следующем, 1929 году три мастерских — мебельная, стенописи и по обработке металла объединили в одну — мастерскую отделочных работ, которой заведовал архитектор Альфред Арндт.
Слияние трех отделений способствовало более тесному сотрудничеству работников разных специальностей, что, несомненно, положительно сказалось прежде всего на мебельной отрасли, мастера которой получили возможность напрямую общаться с мастерами, занимающимися обработкой металла. Это плодотворное сотрудничество привело к небывалой ранее интенсификации производства мебели с использованием металла, собственно и принесшей мировую агаву своим создателям.
Новый директор требовал, чтобы продукция школы стала экономически выгодной и была ориентирована на массового потребителя. Поэтому постепенно стала исчезать разница между собственно учебными занятиями и практической деятельностью, а мастерская, превратившись в самостоятельное хозяйственно-производственное объединение, начала активно сотрудничать с мебельными фабриками, которые создавали вещи по проектам мастеров школы. Сотрудничество же с профсоюзными и рабочими организациями обеспечивало Баухауз многочисленными заказами на оборудование общественных зданий и жилых поселков.
В 1930 году Г.Майера, отстраненного от директорства школы по политическим мотивам, сменил на этой должпости известный берлинский архитектор Мис ван дер Роэ, интересы которого сосредоточились на деятельности архитектурно-строительного отделения. Так что при нем производственная деятельность Баухауза постепенно сошла на нет, однако сотрудничество с промышленными предприятиями продолжалось. Мебель но моделям мастерской будут изготавливать и после закрытия школы в Дессау (в 1932 году), когда к власти пришли национал-социалисты. Но из каталогов мебельных фирм сразу исчезли название проектирующей организации и фамилии разработчиков.
Во время очень непродолжительного пребывания Баухауза в Берлине на правах частной школы ван дер Роэ (до 1933 года) ни одна из художественных мастерских не успела возобновить своей деятельности, таким образом, история мебельной мастерской, как, впрочем, и других, заканчивается вместе с закрытием школы в Дессау. Однако и ее идеи, и ее достижения, несомненно, отразились на развитии мебельной индустрии на протяжении всего XX века, их влияние заметно и в наши дни — стоит только повнимательнее оглядеться вокруг.
Стиль
На формирование стилистики мебели Баухауза огромное влияние оказали идеи И.Итгена — руководителя вводного курса школы, известного сегодня своими фундаментальными трудами по теории цвета и формы. Согласно его учению, тем самым общим алфавитом творца, который связывал художников, скульпторов и архитекторов, являются простейшие формы и цвета (первоэлементы формы и цвета). Они должны быть основой для создания всего, что окружает человека, — чайника, стула, дома... Именно простые формы, стремящиеся к элементарным геометрическим телам — кубу, цилиндру, конусу, шару, пирамиде, и стали отличительной особенностью мебели Баухауза. Сегодня мы называем этот стиль конструктивизмом, а вплоть до середины прошлого века в европейских языках бытовал такой термин, как «стиль Баухауза».
В духе национального романтизма
Самые первые изделия мастерской очень выделяются из общего ряда баухаузовской мебели, да и вообще это удивительно оригинальные вещи, словно случайно возникшие на стыке двух эпох. Сегодня они известны разве что специалистам, и то лишь по музейным экспозициям да редким архивным фотографиям. Появление их на антикварном рынке было бы большой удачей для коллекционеров мебели.
Р> рамках всеобщего стремления к обновлению искусства В.Гропиус обращается к типично романтической идее возрождения средневекового ремесленного способа производства. Школа мыслилась ему как сообщество ремесленных гильдий, где не было как таковых профессоров и студентов, а были бы мастера, подмастерья и ученики. Внешний же облик произведений школы во многом определялся эстетикой народного творчества.
Продукция, выпущенная в 1919 — начале 1921 года, представлена, как правило, корпусной мебелью очень простых геометрических форм. Она сделана из струганных вручную досок и декорирована в фольклорном духе резьбой и росписью. Однако не менее интересен и сам орнамент, составляющими элементами которого были все те же простейшие геометрические формы и их производные — прямоугольник, треугольник, круг и сегмент, каждый из которых выделен соответствующим цветом. Их комбинации зачастую напоминают упражнения начинающих художников в решении композиционных задач.
Новым интерьерам - новые веши
Стремление соответствовать тенденциям времени, по возможности постараться удовлетворить резко возросший после Первой мировой войны спрос на дешевую мебель для дешевого народного жилья наталкивает мастеров Баухауза на идею полного отказа от декоративности. Уже в начале 1920-х годов мебельщики школы делают ставку на красоту самой конструкции предмета и выразительность его формы, максимально выражающей функцию той или иной вещи.
В мебели все так же продолжают господствовать прямые очертания и углы, однако теперь их украшает лишь цветная раскраска отдельных элементов. Как эстетическое явление начинают рассматривать и саму форму, и выразительность гладких плоскостей объема. Тут надо сказать, что в немалой степени новая стилистика изделий школы была связана с уходом из Баухауза Й.Иттена в 1923 году и всеобщим увлечением деятельностью работавших в то время в Германии голландца Тео ван Дусбурга, одного из основателей объединения художников-конструктивистов «Де стиль», и русского художника-конструктивиста Эль Лисицкого.
Огромный интерес у мебельщиков вызывают новые, нетрадиционные материалы и методы их использования. Так, будучи еще учащимся Баухауза, М.Бройер впервые сделал стул, сиденье и спинка которого были целиком из ткани. Ее специально разработала для использования в мебели учащаяся ткацкой мастерской Г.Штольц, которая пос таралась объединить в ней все необходимые для этого качества — эластичность и в то же время прочность, что достигалось благодаря наличию в ее составе натурального конского волоса, относительную дешевизну и практичность, поскольку она не впитывала пыль благодаря искусственным волокнам.
Главным принципом в конструировании Баухауз провозгласил удобство использования. Мебель, создаваемая для тесных интерьеров новых квартир, должна выполнять сразу несколько функций и максимально разумно использовать каждый сантиметр жилой площади. К слову, именно с Баухауза началось использование в интерьерах малогабаритных квартир складной мебели.
Стремясь максимально удешевить свою продукцию, чтобы привлечет!» как можно больше покупателей, мастерская никогда не использовала дорогие породы дерева (за исключением случаев, когда это было оговорено в заказе), ограничиваясь сосной, реже — грушей и кленом. Именно в эти годы начинается активное использование фанеры, как дешевого и наиболее доступного ма териала. Для обработки дерева в Баухаузе применяли новую технологию «шлайфлак», то есть поэтапную полировку деревянной доски до, в процессе и после окрашивания и создающую эффект очень ровной, глянцевой цветной поверхности.
В число основных предметов мебели из дерева входят стулья и кресла, письменные и журнальные столы, книжные полки, шкафы-витрины и гардеробы, кухонные столы и ящики, несколько реже встречаются прикроватные тумбы, кровати, табуретки и комоды.
Идеи целостного оформления интерьера
Наиболее полно идеи Баухауза воплотились в эксклюзивных ансамблях мебели, выполненных по заказу, но с учетом общего интерьера помещения.
Первый крупный заказ мастерской (1920—1921) — декоративные панели и меблировка частного дома берлинского предпринимателя Адольфа Зоммерфельда, построенного по проекту архитекторов Баухауза В.Гропиуса и А.Майера.
В этой ранней постройке еще чувствуется связь школы с явлениями позднего романтизма. Дом, весь из дерева, напоминает сельскую виллу в стиле американских коттеджей Ф.-Л. Райта эпохи модерна. Мебель здесь еще отличается индивидуальным характером — приземистая и массивная. По желанию владельца были использованы относительно дорогие материалы — грушевое и вишневое дерево, кожа. Однако характер форм и орнаментов выдают типичный для того времени интерес школы к простейшим геометрическим формам.
Своеобразной демонстрацией успехов мастерской стала меблировка помещений опытного малогабаритного жилого дома «Ам Хорн», построенного архитектором школы Г.Мухе на окраине Веймара в рамках первой выставки Баухауза, прошедшей летом 1923 года под девизом «Искусство и техника — новое единство». Каждое помещение в доме было строго обусловлено функционально, что подчеркивала и предназначенная для него мебель. Здесь была широко использованы именно встроенные буфеты и гардеробы. Кроме того, для каждого помещения разработали специальные комплекты (дамскую спальню, детскую, кухню и др.).
В новом жилище, созданном Баухаузом и меблированном целиком силами одной мастерской, не было никаких излишеств — ни предметов роскоши, ни безделушек, ни сувениров. Общий стиль интерьеров — пуританская простота и чистота. Ровные линии и гладкие поверхности мебели были единственными украшениями интерьеров с гладкокрашеными стенами. Основные характеристики работы мастерской здесь сводятся к максимальному упрощению всех предметов мебели и выявлению их функциональных свойств.
Конструкция из металла - революция в производстве мебели
Сенсационным изобретением мастерской, благодаря М.Бройеру, стала мебель, сконструированная из металлических трубок, с тех пор уже никогда не выходившая из моды и начавшая главное направление в мебельном дизайне XX века. В 1925 году впервые был сделан стул, основой которого был металлический каркас, состоявший из полых трубок, изготовленные из специальных стальных сплавов и покрытых никелем, придающим блеск. Его спинку и сиденье дополняли уже привычные для Баухауза текстильные части. Символом мебельного дизайна школы стало кресло, названное автором в честь известного художника-абстракциониста Василия Кандинского, преподававшего в эти годы в живописном классе Баухауза. Вслед за стульями и креслами металлический каркас начали использовать в табуретах, столах (для столешниц чаще всего использовали стекло, реже — крашеное дерево), этажерках и книжных полках.
Художественный эффект этих вещей строился на выразительности линий каркаса, его почти графическом решении, а также сочетании металлического блеска с фактурой темных матовых тканей. Большое преимущество такой мебели — ее небольшой вес, удобство в использовании и гигиеничность. Именно эти качества сделали мебель подобного типа незаменимой при меблировке общественных помещений — приемных, залов ожидания, актовых и кинозалов, столовых. Дальнейшие поиски в области модернизации мебели привели к появлению складных кресел с крутящимся сиденьем и откидными или выезжающими на пружинах частями.
Мебельные идеи Баухауза в XX веке
Деятельность мебельной мастерской школы, без сомнения, стала целой эпохой в истории дизайна XX столетия. Все, что сегодня ассоциируется у нас с понятием современной мебели, на самом деле имее т уже почти столетнюю историю. А местом рождения, норой даже самых смелых, хай-тековых решений стала именно мебельная мастерская Баухауза. Как это ни парадоксально, но сам факт закрытия школы способствовал распространению и популяризации ее идей. Бывшие преподаватели, сотрудники и ученики Баухауза разъехались из нацистской Германии в разные концы света — Швейцарию (М.Бройер), Англию (В.Гропиус), Америку (Мис ван дер Роэ, а позднее М.Бройер и В.Гропиус) и даже в СССР (Г.Майер). Мебель из металлических трубок, фанеры и пластмассы, с четко выраженной конструкцией и нарочито подчеркнутой функциональной значимостью, начинают изготавливать в промышленных масштабах на самых разнообразных предприятиях. В Советском Союзе в 1960-х годах одно только признание дизайна (правда, в СССР тогда его называли художественным конструированием) как уже повсеместно существовавшего явления (а не только как извращенной культурной формы буржуазного Запада) вызвало небывалый всплеск интереса к его истории и истокам: малогабаритные хрущевки на долгие годы заполнила типовая постбаухаузовская мебель, к тому времени уже начавшая постепенно выходить из моды на Западе. Однако интерес к классике мебельного дизайна не исчезал и в эпоху зарождающегося постмодернизма, демонстрируя тем самым вечность «классических» традиций. Узнаваемые формы мебели Баухауза использовались как объекты для культурно-исторического цитирования юмористического «ре-дизайна».
Анастасия КОРОЛЕВА
Иллюстрации предоставлены автором.
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 32 (ноябрь 2005), стр.24