Среди известных стекольных заводов Франции, которые успешно проявили себя на поприще изготовления парфюмерного флакона, наиболее мощное производство, профессионально отвечающее требованиям своего времени, — старейший стекольный завод Баккара. Основанный в Лотарингии, известном «стекольном крае» Франции, в 1764 году, он на протяжении всей своей истории сохранял и поныне сохраняет лидирующую роль в стекольной индустрии Европы. Марки «Baccarat» как в прошлом, так и в настоящем по праву считается символом роскошного стекла.
В 1816 году на Баккара начинается производство свинцового хрусталя (рецепт этого вида стекла был разработан в Англии еще в конце XVII века, в Европе освоен в начале XIX столетия), а в 1820 году появляются знаменитые французские опалины — цветные полупрозрачные стекла. Из этой разнообразной стеклянной материи на протяжении всего XIX века на Баккара создают замечательные туалетные наборы для парфюма, состоящие из пудрениц, коробочек для крема, флаконов для душистых вод.
С конца XIX века на Баккара в серийном варианте изготавливают небольшие хрустальные призматические флакончики с круглыми гранеными пробками, заказанные известными парфюмерными фирмами Victor Vaissier, D'Orsay и др. Наполненные фирменными духами, они впервые в истории парфюмерного производства получили право на независимое существование рядом с флаконом из туалетного набора. В этот период их формы еще были достаточно просты и лишены индивидуальности. Знаком фирмы становится этикетка. Тем не менее эти бутылочки уже решительно отличаются от крупных емкостей для душистых вод, распространенных на протяжении XIX века, содержимое которых переливали в красивые туалетные флаконы (илл. 1).
Первые серийные парфюмерные бутылочки, изготовленные на Баккара, определили дальнейшее направление в упаковке духов. Их появление ознаменовало начало нового этапа в парфюмерной индустрии: емкость для духов превращается в уникальный туалетный флакон.
С 1907 года фирма активно разрабатывает серийные проекты стеклянных флаконов по заказам многочисленных французских парфюмеров, среди которых одним из первых стал Коти. (В дальнейшем Коти заказывал флаконы у Лалика.) Длительное сотрудничество связывает Баккара с одной из старейших парфюмерных фирм Герлен. В 1912 году для знаменитого Герлена был создан хрустальный флакон в форме призмы, с необычной «покатостью плеч» и пробкой в форме «шапки жандарма», в котором содержался несравненный аромат «Mitsouko» (илл. 2).
В дальнейшем для дизайнеров Баккара неизменным импульсом в работе со стеклом становится индивидуальный характер парфюма, который они выражают образной формой флакона. Неповторимость аромата подчеркивается цветом стекла, графическим или живописным декором, скульптурной пробкой («Ье Porte-Bonheur» от D'Orsay, 1913 г. — илл. 3).
Например, для духов от Убигап фирма создает стекло, формой напоминающее маленькие столовые бутылочки времен Людовика XVI, расписанные золотыми силуэтами в духе пасторалей XVIII века («Parfum d'Argeville», 1913 г.; «Quelques Fleurs», 1925 г.— илл. 4,5).
Вечная французская египтомания породила оригинальные флаконы в образах пирамид, сфинксов, обелисков, рождающих иллюзии роскошных пряных ароматов эпохи Клеопатры («Chypre», «Yavahna» от Bichara, 1913 г; «Sybmee» от Cottan, 1917 г.; «Le secret du Sphinx» от Ramses, 1917 r.). Своеобразие художественных решений этих флаконов состояло также в контрастном сочетании прозрачного и матового стекла гладкого корпуса и скульптурной пробки (илл. 6, 7, 8).
Навсегда пленившая европейца магия Востока вызвала к жизни скульптурные флаконы в виде сидящих фигурок «китайского мудреца» («Subtilite» от Убиган, 1919 г.) и гейши («Ming Гоу» от Forest, 1923 г.), платье которой украшено эмалью с золотом. Забавные «стеклянные куклы» хранили секрет экзотических восточных ароматов с привкусом ванили и мускуса и пользовались успехом у парижской публики первого послевоенного десятилетия. Неиссякаемая энергетика «шинуазри» продолжала вдохновлять новое поколение французских художников, творчество которых принадлежало эпохе ар деко (илл. 9,10).
Широкий диапазон художественных исканий «Стиля 25» вдохновлял на поиски разнообразных творческих решений в проектировании стекла для парфюма. В моду входят строгие хрустальные формы, геометризироваиный абрис которых подчеркнут золотом, создающим неуловимое ощущение шика. Наряду с множеством бесцветных хрустальных флаконов встречаются и густо окрашенные смальтовые стекла с «атласной» поверхностью — синие, пурпурные, изумрудно-зеленые, лиловые, созданные в форме драгоценных ларцов с «золотыми» крышками («Cceur de Femme», «1000 joies» для Муоп, 1928 г.). Наделенные весомостью стеклянной массы, они, как цветные камни, контрастируют с сияющей прозрачностью флаконов бесцветного хрусталя (илл. И, 12, 13).
Художественное своеобразие флаконов от Баккара определяется эксклюзивным характером ароматов и стилем времени. Невероятная популярность графики и плаката, модных иллюстрированных журналов с портретами киподив нашли отражение в дизайне парфюмерного стекла 1920—1930-х годов. Флакон для духов «Макс» («1’arhtm Мах», 1927 г.), на котором виртуозной стилизованной линией очерчены силуэты дамы в меховом манто и стоящей рядом грациозной фигурки антилопы, предназначался деловой и элегантной женщине «стремительной эпохи». Он олицетворял собой моду на шик и вкус к роскоши, присущие эпохе ар деко (илл. 14).
Постоянное стремление к яркой оригинальности парфюмерного стекла становится отличительным признаком дизайнерских проектов от Баккара. Творческая дерзость находит воплощение в ряде эксклюзивных форм: в феерически прекрасном флаконе в виде банта из хрусталя цвета морской волны, поверхность которого окрашена золотом («Coque d'Or», Герлен, 1937 г.), в удивительном флаконе в виде перламутрового веера с золотой окантовкой, увенчанного хрустальным конусом-пробкой и украшенного съемной бутоньеркой («Cyclamen», Элизабет Ардан, 1938 г.), в необычном флаконе в виде белоснежной дамской ручки, сжимающей позолоченный флакон с крышкой-цветком («It s You», Элизабет Ардан, 1939 г.). Эта тенденция не прекращается и поныне (илл. 15,16,17).
Безграничной фантазией художника флаконы превращены в своеобразную стеклянную пластику во вкусе 1930-х годов. Предчувствие долгих бед военного времени вернуло моде щемящую женственность, которая нуждалась в изысканно прекрасных вещах и тонких цветочных ароматах.
Именно на Баккара были воплощены дерзновенные идеи создания флаконов для парфюма от ведущих Домов моды Парижа. Мода «от кутюр» (haute couture) остро почувствовала необходимость в ароматах «от кутюр», погруженных во флаконы «от кутюр». Вдохновителем этих новаций можно назвать Поля Пуаре, знаменитого модельера эпохи модерна, который еще в 1911 году предложил сочетать модную линию одежды с модной линией эксклюзивного парфюма. Первыми в этом ряду стали «Духи Розины», названные имнем его дочери. Широко реализовать смелый замысел удалось только после Первой мировой войны. В 1920—1930 годах на сцену выходят именитые модельеры: Коко Шанель (1883—1971), Жанна Ланвен (1867—1946), Эдвард Молино (1891 — 1974), Эльза Скиапарелли (1890—1973), которые разрабатывали не только индивидуальные коллекции одежды, но и подвигли парфюмеров на производство собственных композиций духов. Создается своего рода «душистая индустрия» эксклюзивных ароматов.
В 1924 году на Баккара был изготовлен хрустальный флакон для чувственно фруктовых духов от Жана Пату (1880—1936) «Amoure amoure», предназначенных брюнеткам, шикарным и непредсказуемым. Его элегантная форма, изысканная в своей простоте, увенчана пробкой в виде золотой шишечки. Духи от Пату были презентованы на Всемирной выставке декоративных искусств в Париже в 1925 году и имели успех (илл. 18).
В 1929 году осуществляется мечта известного кутюрье: появляется флакон невероятной формы, выполненный на Баккара по эскизу известного художника эпохи ар деко Луи Сю (Luis Sue, 1875—1968). Он представлял собой стеклянный корабль, наполненный духами «Normandie», — в честь первого рейса этого роскошного трансатлантического лайнера.
В 1937 году артистичная Эльза Скиапарелли предлагает обществу духи «Shoking» в оригинальном флаконе в форме обнаженного женского торса (1937 г.). На этом опа не останавливается. В 1938 году Скиап, как тепло называли ее друзья, заказывает па Баккара флакон для своих новых духов «Sleeping» в виде горящей свечи. Склонная к театрализации is своем моделировании, Э.Скиапарелли обнаружила это качество и в собственной линии парфюма (духи от Скиап всегда назывались с буквы S). Ее творчество тех лет вдохновляли невероятные идеи сюрреализма, поэтому в своих модных коллекциях она нередко перевоплощает живописные образы Сальвадора Дали (1904—1989) в ошеломляющие формы головных уборов, детали платья, аксессуаров, украшений. В конце Второй мировой войны Скиап обращается к мэтру Дали с просьбой создать особенный эскиз флакона для ее новых духов «Ее Roy Soleil» («Король-Солнце»), Так в пластике стекла рождается знаменитый флакон-образ в виде солнечного диска, восходящего над голубой рябью тронутых золотом прозрачных вод в ореоле сияющих лучей, вырезанных из цельной хрустальной массы. На диске изображены темные силуэты летящих птиц, распластанные крылья которых образуют черты лица, создавая ироничный облик грустного или слегка удивленного «короля». Этот шедевр двух художников был воплощен на Баккара в 1945 году (илл. 19).
В послевоенные годы содружество Баккара с выдающимися дизайнерами одежды продолжается, и довольно успешно выстраивается «стеклянная» линия парфюма от Кристиана Диора (1905—1957). Первыми были духи «Miss Dior» и «Diorama» (1949 г.), заключенные в бутылочки из двухслойного, прозрачного в основе и цветного сверху (синего, белого или красного) стекла. Их форма и шлифованный декоре вкраплением росписи золотом воссоздают в памяти давно забытый облик элегантного туалетного флакона середины XIX века, что созвучно элегантным современным моделям от Дома Диор (илл.20). В последующие годы флаконы для парфюма с маркой Диор отражают стремление к уникальности художественных решений: в 1954 году появляется флакон в виде хрустального обелиска («Miss Dior»), в 1955 году — роскошный хрустальный флакон в форме вазы с золотыми цветами (пробка) к духам «Diorissimo», в 1957 году — антикизированный флакончик с рельефными маскаронами («Diorling»), в
1963 году — неоклассического типа бутылочка с золочением, имитирующим металлическую оправу («Diorling»). Изысканные и деликатные, наделенные очарованием стиля Людовика XVI, флаконы с ароматами от Диор впечатляют истинно французским шармом (илл. 21,22,23, 24).
Эстетические концепции последних десятилетий XX века, допускающие креативность художественных решений, нашли отражение в эксклюзивных флаконах для таких Домов, как Версаче, Пако Рабан, а также в собственной линии парфюма от Баккара, которая рождается в 1997 году. Духи с длинным названием «V'e Versace, cree par Thierry Lecoule» (1989 г.) из коллекции для молодежи заключены в хрустальную форму в виде инициала «V», а парфюм от Пако Рабана «Calandre», «Metal» (1980) разлит в неброский хрустальный флакон, отражающий универсальный характер современных ароматов (илл. 25, 26).
В 1996 году Клод Монтана заказал для своих духов малую серию эксклюзивных флаконов в виде пластической композиции из кобальтового и бесцветного хрусталя («Parfum de peau» — илл. 27). Его, так же, как и оригинальпую форму в духе кубизма от Версаче, можно назвать новым этапом в истории парфюмерного эксклюзивного флакона, когда произошло превращение бутылочки для духов в своего рода самостоятельный объект, ценность которого уже не зависит от содержимого. Новаторская идея нашла воплощение и в формах для ароматов от Баккара: флаконы, созданные с использованием традиционной техники — выдувания, литья, гравировки, шлифовки, сочетания контрастной окраски хрусталя (синей, бесцветной, янтарной, золотистой), — бесконечно оригинальны. Не менее оригинальны и названия духов — «Звездная ночь в Бенгалии», погруженная в стеклянное сердце пронзительно синего цвета («line Nuit Etoilee au Bengale», 1997), «Тайные слезы» («Les Lannes Sacrees de Thebes», 1998), «Короткое лето в Ливадии» («Un certain Ete a Livadia», 1999), заключенное в сосуде, меньше всего напоминающем флакон. Эти экзальтированные объекты — плод раскованной авторской фантазии дизайнеров Баккара, которые в своем творчестве возродили отношение к красоте великого художника стекла из Нанси, мэтpa Галле, заявлявшего, что «красота всегда бывает причудливой» (илл. 28).
Эта «причудливая красота», своего рода каприз ювелиров от стекла, адресована миру роскоши. По словам мадам Теттанжер, президента фирмы Баккара, «в роскоши всегда были и есть уважение к культуре... плюс дерзость, смелый шаг вперед», «...именно предметы роскоши содержат в себе элемент... настоящего и надежного». В стекле Баккара роскошь ароматов навсегда обрела роскошную оболочку.
В среде европейских коллекционеров давно появился интерес к парфюмерному флакону, который стал предметом увлеченного собирательства. В России эта тема пока не получила развития, поэтому стоимость флаконов не стала высокой. В свете того, что последние десять лет предметом собирательства является преимущественно русское искусство, флаконы для духов европейского происхождения редко обращают на себя внимание. Конечно, эта ситуация негативна, так как мы оставляем вне сферы изучения целый пласт культуры, связанный с художественной промышленностью XX века. Остается надеяться, что в будущем в сознании отечественного коллекционера проснется интерес к этой теме, тем более что московская публика смогла ознакомиться с прекрасной выставкой французского парфюмерного флакона конца XIX — первой половины XX века, представленного на нынешнем осеннем международном Антикварном Салоне.
Елена ДОЛГИХ
Иллюстрации предоставлены автором.
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 32 (ноябрь 2005), стр.4