В советское время предметами восточного искусства владели в основном узкопрофильные коллекционеры и подпольные миллионеры (вспомним Корейко). Их мало интересовали сами интерьеры, их квартиры напоминали подчас склады или антикварные лавки, набитые бесценными сокровищами. В XXI веке ситуация в Москве кардинально меняется: обладателями восточного антиквариата становятся хозяева и топ-менеджеры крупных компаний. Они строят свои дома, квартиры и офисы на уровне лучших мировых образцов и гармонично вписывают в интерьеры предметы восточного искусства. О том, как это происходит, мы попросили рассказать эксперта в области дизайна, арт-директора архитектурного бюро ICN Ольгу ВОЛОБАЕВУ.
— Ольга Алексеевна, чем, на ваш взгляд, вызвано модное увлечение предметами восточного искусства?
— В первую очередь, наверное, тем, что Москва находится на перекрестке дорог Европы и Азии, и наши заказчики, естественно, заказывают такие интерьеры, в которых чувствовалось бы влияние как европейской, так и азиатской культур. Кроме того, предметы восточного антиквариата создают уникальные акценты в доме, напоминая о путешествиях, роскоши, загадочности Востока. Ту же тенденцию мы можем проследить и в интерьерах ведущих декораторов Майами, Лондона, Парижа, например, у Ботеро, с которым мы говорили об этом в его студии в Нью-Йорке. У себя дома люди хотят ощущать глубину и разнообразие мира.
— Скажите, а нужно ли вашему клиенту оформлять весь дом в восточном стиле, если в нем доминирует восточный антиквариат?
— Конечно, нет. Заказчик сам определяет, как он хочет видеть свой дом. Есть три классических решения этого вопроса. В варианте «максимум», действительно, заказчик может заказать так называемую ИМИТАЦИЮ всего дома в конкретном стиле: например, китайском, индийском или марокканском. Плюс этого варианта — стопроцентная гармония. Минус — очень высокая стоимость проекта. Ведь в этом случае каждый элемент делается по индивидуальному рисунку, разрабатываются каждая дверь, детали панелей, потолков и стен. Даже ручки на дверях и оконных рамах должны соответствовать. Если вы сделали дом в китайском стиле, то китайская резная мебель или знаменитые керамические фигурки с цветными глазурями и вазы вписываются прекрасно, а вот персидский ковер сюда уже вряд ли подойдет.
Поэтому большинство проектов делаются по второму варианту: в так называемом колониальном стиле. В этом случае вы будете жить в европейских интерьерах с предметами восточного искусства. Именно по такому пути пошли мудрые англичане, которые и изобрели колониальный стиль, когда привозили из колоний, например, из Индии, экзотические предметы и создавали в своих домах и частных клубах уголки Востока. Плюсы этого варианта: дешевле и строительство, и мебель, отлично вписываются любые предметы — как восточного антиквариата, так и достижения современной цивилизации (кондиционеры, светильники, встроенная техника, теплые полы и т.п.), но прежде всего — в таком интерьере очень комфортно.
Когда клиент заказывает одну из зон дома в колониальном стиле, например, — гостиную, архитектор может удачно вписать ее интерьер в концепцию классического стиля всего дома. Тогда в нем органично станут сосуществовать европейские камины, классические библиотеки, деревянные панели (буазери) со всеми колоритными предметами Востока. Этот стиль не подвержен капризам моды, так как достаточно подвижен. Хозяин сам сможет менять и дополнять его, как хорошую коллекцию. А главное — это будет именно индивидуальный подход.
— Какие предметы восточного антиквариата чаще всего можно увидеть в колониальном стиле?
— Прекрасно вписываются в этот стиль персидские ковры, индийское серебро, китайская и марокканская резная мебель, ажурные диваны и столы, марокканские светильники, китайские вазы и керамические фигурки. К слову, нужно иметь в виду, что для удачного восприятия большинство этих предметов должно быть правильно освещено. Поэтому еще на стадии проекта интерьера предусматривается профессиональная система подсветки, которая будет составлять единое целое с основной системой освещения дома. Кроме того современные осветительные приборы не должны портить ценные произведения искусства, ведь нельзя допустить, чтобы на предметах коллекции выгорали краски. Так что в проектах обязательно участвует специалист по такого рода освещению.
— Ольга Алексеевна, а каков третий вариант?
— Третий вариант — для избранных. Он предполагает покупку нескольких предметов восточного искусства, например, китайских фарфоровых ваз одной эпохи или буддийских фигур династии Суй и создание ВСЕГО интерьера помещения под эти шедевры.
— А почему именно третий вариант — для избранных? Ведь вы объяснили, что и первый достаточно затратен?
— Давайте сначала определимся, что мы имеем ввиду под «предметами восточного искусства». В первом и втором вариантах сам клиент или декоратор по желанию заказчика могут закупить предметы прикладного искусства на рынке Египта или Марокко. Возможно, потенциальный владелец уже привез из Индии несколько замечательных вещей и хочет вписать их в интерьер, создать у себя дома ат-Sotheby’ s и Cristy’s, годами обдумывают свою коллекцию, вкладывают серьезные деньги в старинное искусство. В этом случае предметы искусства являются не деталями общей атмосферы интерьера, а его ядром. Все сосредотачивается вокруг них.
Возьмем конкретный пример: в последнее время очень состоятельные москвичи увлеклись лошадьми и, естественно, интерес к конной тематике в искусстве сильно возрос. Состоятельные конники, конечно же, украшают свои дома и офисы изображениями лошадей. Некоторые предметы можно найти в московских антикварных салонах. А можно построить ВЕСЬ интерьер на основе нескольких шедевров китайской керамики с фигурками лошадей IV—XVIII веков. Такая коллекция, стоимостью от нескольких десятков тысяч до нескольких миллионов долларов, выделит дом клиента не только в России, но и в мире.
Однако настоящих шедевров встречается немного. Коллекционеры особенно ценят нераскрашенные статуэтки лошадей эпохи династии Вей (386 — 534 гг.), для которых характерны схематичность и религиозный романтизм, или скульптуры с изображением лошади эпохи династии Тан (630—907 гг.), когда на смену мистическому буддийскому восприятию этого животного пришло более светское. Так, статуэтка из цветной глазури, высотой около 80 см, стоимостью примерно миллион долларов, на Московском международном салоне изящных искусств, прошедшем в июне, поразила необыкновенной красотой и мощной динамикой. И это вполне оправдано: статуэток такого уровня в мире — всего три. Помимо художественных достоинств, которыми обладает предмет, это еще и выгодное вложение средств.
Как видите, в этом случае задача архитектора усложняется. Ведь мы говорим не о музее, а о современном жилище. Люди и их любимые приобретения должны сосуществовать в красивом, комфортом и надежном доме. Тут, как правило, уместны достаточно минималистические приемы в оформлении самого интерьера. Пространство должно стать как бы фоном для уникальных вещей. При этом все системы комфортного жизнеобеспечения, такие, как отопление, электрические приборы, освещение,
системы безопасности и многое другое, прячутся и декорируются. Цветовая гамма стен, пола и потолка подбирается в соответствии с предметами коллекции, их эпохой. Задача архитектора в этом случае — создание гармонии в доме, где сосуществуют разные эпохи, разные функциональные направления.
— Какие конкретно шаги необходимо предпринять заказчику, желающему получить такой дом, или офис, или клуб, которым он действительно мог бы гордиться?
— Прежде всего нужно привлечь команду профессионалов, а не одного «вездесущего» архитектора. В отлаженном коллективе должны быть такие специалисты, как архитектор, декоратор с опытом работы именно в области восточного стиля, инженеры, строители, сметчики. Обязательно надо убедиться, что у организации есть все необходимые лицензии на проектные и строительные работы. Сам же заказчик должен запастись немалыми терпением и средствами, точно распланировать бюджет, а после обсуждения с исполнителями всех деталей следить за неукоснительным выполнением запланированных этапов.
Только в случае тесного контакта команды с заказчиком можно сделать удачный проект, где интерьеры будут и гармоничным фоном для предметов восточного искусства, и обеспечат жилье всеми современными достижениями техники.
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 19 (июль-август 2004), стр.50