Раковины с перламутровым слоем добывают как в морях и океанах, так и в озерах и реках практически повсеместно. Самая ранняя массовая добыча, обработка и использование перламутра связаны с двумя регионами: Манарским заливом и районом Красного моря и Персидского залива. И там, и там изделия из перламутра появились более двух тысяч лет назад. Начиная с XVI века, со времени освоения португальцами этих территорий, перламутр отсюда в качестве сырья и в виде готовой продукции в большом количестве стал поступать в Европу, привнося в европейскую культуру ощутимый оттенок ориентальной экзотики.
В основном перламутр используется как второстепенный материал. Например, в качестве имитации жемчужин, перламутровые зерна и плашки в изобилии украшают оклады икон, лицевое и орнаментальное шитье одежду; переливающиеся пластины служат основой для миниатюрной живописи или же образуют инкрустированные орнаменты на поверхности шкатулок и мебели; геометризованных форм токарные детали играют декоративно-конструктивную роль, являясь черенками вилок, ложек, ножей ножками Евангелий. Но, пожалуй, самый эффектный вид перламутровых поделок — это раковины-иконы с резными изображениями на внешней выпуклой стороне.
Существует довольно много разновидностей перламутровых раковин. Все они близки по основным параметрам: удельной плотности, твердости, показателю преломления. Впрочем, эти характеристики аналогичны характеристикам кости и камней мягких пород, чем объясняется сходство приемов пластической обработки всех этих материалов и однотипность используемых при этом инструментов.
Поверхность раковины очищают и выравнивают до однородности, наносят рисунок, а затем, последовательно снимая слои перламутра, выявляют рельефное изображение, доводя обобщенный силуэт до совокупности тщательно детализированных элементов. На заключительном этапе перламутровую пластину шлифуют и полируют. Проблема заключается в хрупкости материала — в результате быстрого удаления слоев и полирования раковина может нагреться и треснуть.
Мастера традиционных центров блестяще справлялись со всеми трудностями, применяя притом весь диапазон технических. приемов: от инкрустации и гравировки (самых простых) до высокорельефной и сквозной резьбы (самых сложных). Повышению качества резьбы способствовала возможность использовать только что выловленные раковины, отличавшиеся большей мягкостью, большей упругостью и, следовательно, меньшей хрупкостью.
Крупнейшим центром изготовления перламутровых икон-раковин была Палестина. Кстати, очевидец, наблюдавший процесс резьбы по перламутровой раковине в 1820-е годы, отмечал, что палестинские мастера не наносили подготовительного рисунка.
Как давно в сиро-палестинском регионе стали производить такие иконы — точно неизвестно. В литературе упоминаются произведения XVII века, в коллекциях некоторых музеев хранятся предметы, датируемые XVIII веком. Основной же массив относится к XIX веку, что обусловлено развитием самого ремесла и историей паломничества русских людей «...ко городу Иерусалиму, Святой святыни помолитися, Господню гробу приложитися, во Ердань-реки искупатися».
В 1847 году Россия для охраны православия в Святой Земле учредила в Иерусалиме Русскую духовную миссию, в 1882 году было создано императорское Православное палестинское общество, в задачу которого входило облегчить отечественным паломникам путешествие в Палестину, поскольку оно было не только трудным, но и опасным. Благодаря обществу в конце XIX века число богомольцев достигло почти двадцати тысяч в год.
Вполне понятно желание странников привезти домой какое-либо вещественное свидетельство пережитых впечатлений. Самыми ценными были, конечно, частицы подлинных христианских реликвий, но ими удостаивали лишь особо почетных гостей. У рядовых паломников
необычайным спросом пользовались так называемые «естественные» реликвии. Это могли быть сосуды со «святой» водой, камень из реки Иордан, длинный тростник или ветвь ракиты. К «естественным» реликвиям относились также масличные ветви из Гефсиманского сада, веточки дерева, под которым отдыхала Богородица на пути в Египет, пальмовые ветви, использовавшиеся при крестных ходах в Вербное воскресение.
Спрос на такие памятные вещи, по всей вероятности, породил и традицию изготовления сувениров из местных «исторических» материалов: Кувуклия Гроба Господня писалась на мраморе, масличном древе или кипарисе, Святая Троица — на дубе, Гора соблазна — на камне, взятом с вершины этой горы, Крещение — на голыше из Иордана или на рыбьей кости из Тивериадского моря.
Иконы-раковины поразительно адекватны разноликой и многоголосой палестинской культуре. В них сплелись в одно целое и традиция работы с перламутром на арабском востоке, и христианская сюжетика, и языческая символика. В античности изображения морских раковин на саркофагах символизировали смерть и надежду на возрождение из лона земли. В эпоху христианства раковина считалась символом Марии, выносившей, подобно драгоценной жемчужине, в своем чреве Христа. Как олицетворение водной стихии, раковина воспринималась также и символом Крещения. Поэтому перламутровые раковины с полным основанием можно назвать «историческим» материалом для икон с изображением сцен Рождества Христова, Крещения Господнего, Вознесения. Именно иконы-раковины с такими сюжетами и преобладают среди общей массы подобных изделий.
Редко кто из русских паломников не увозил на память или в подарок родственникам и знакомым оригинальный перламутровый сувенир. «Быть в Вифлееме и не зайти в магазины местных изделий из перламутра нельзя. В России хорошо известны Вифлеемские резные образа, крестики, четки и разные другие предметы благочестия, которые так дороги верующему христианину...» — утверждал один из странников в конце XIX века.
Сюжет играет немаловажную роль в атрибуции перламутровых икон-раковин, он может служить косвенным указанием на место изготовления произведения. Топографически «Рождество Христово» и «Поклонение волхвов и пастырей» связаны с Вифлеемом, «Благовещение» — с Назаретом, «Воскресение Господне» — с Иерусалимом, «Тайная вечеря», «Вознесение Христово», «Успение Богоматери», «Крещение» — с окрестностями Иерусалима.
Крупнейшими центрами как паломничества, так и сувенирного ремесла были два самых известных города Палестины — Иерусалим и Вифлеем. И если по количеству святынь первенство, безусловно, было у Иерусалима, то Вифлеем можно назвать перламутровой столицей Палестины.
Русские путешественники второй половины XIX века неоднократно свидетельствовали о многочисленных ремесленниках в Вифлееме и широком ассортименте изготовляемых ими поделок. В Иерусалиме же в 1861 году только три мастерских производили перламутровые изделия, и все их работники были выходцами из Вифлеема. Тот факт, что мастерские существовали, подтверждают и сами памятники: среди большого круга произведений выделяются группы с различными сюжетами, но однотипным декоративным обрамлением, близкими приемами резьбы. Есть и практически одинаковые изделия, подтверждающие массовость производства.
На лицевой стороне некоторых икон-раковин можно видеть гравированные, подцвеченные краской надписи: «lerusalem», «Bethleem», «Bethlehem». По всей вероятности, эти надписи можно считать указанием места изготовления, а сами предметы представляют большую ценность из-за того, что очень мало точно атрибутированных эталонных произведений.
С достаточной степенью уверенности к вифлеемским мастерским середины — второй половины XIX века можно отнести группу икон с изображением сцен Поклонения пастухов, Поклонения волхвов и Рождества Христова. Характерные сюжеты, грамотное исполззование утолщения раковины для высокорельефной резьбы, хорошее качество работы, специфический прием обработки позема в виде овальных углублений и двухслойный ажурный орнамент объединяют эти вещи.
Родовым вифлеемским признаком можно считать необыкновенно пышное обрамление резных икон, включающее разнообразные рельефные и сквозные растительные мотивы, возможно, отразившие натурные впечатления мастеров. В отличие от гористой иерусалимской местности окрестности Вифлеема покрыты обильной растительностью: садами, виноградниками, оливковыми рощами. На творчество мастеров повлияло и традиционное орнаментальное турецкое искусство. Основными жителями Вифлеема, а их к концу XIX века насчитывалось около 6 тысяч, были арабы, частично мусульмане, частично христиане (в основном католики).
Кроме типичных сюжетов, на палестинское происхождение указывают также иконография, композиционные приемы, набор декоративных и изобразительных символических элементов, характер пластической обработки материала.
Перламутровые иконы-раковины — подлинные эвлогии Святой Земли, освященные в храме Гроба Господнего. Католикам приобретение таких реликвий по указу папы Павла V в 1621 году давало право на отпущение грехов. Не менее значимой для паломников была мемориальная функция реликвий — закрепить визуальные впечатления. Потворствуя этой потребности, мастера отдавали предпочтение конкретно-историческим иконографическим вариантам, насыщенным реалиями местности.
Особое влияние на становление палестинской иконографии оказали памятники монументального искусства — живописный и мозаичный декор храмов, построенных на местах священных событий. Разнообразие вариантов одного и того же сюжета, характерное для перламутровых икон-раковин, не было вымыслом мастеров, базирующемся на их глубоких познаниях в области христианской иконографии, а всего лишь отражением натурных впечатлений. В большинстве храмов Святой Земли службы одновременно проводили представители различных христианских конфессий, молитвы звучали на разных языках, стены украшали иконы и росписи, выполненные в соответствующих традициях. Важно отметить подавляющее влияние латинского религиозного искусства, что, впрочем, было характерно для всего христианского искусства Нового времени.
В главном объекте паломничества Иерусалима — церкви Воскресения Господнего, построенной на месте смерти, погребения и вознесения Христа, — престолы принадлежали католикам, православным и армянской церкви. Из цветного мрамора было изваяно два образа Воскресения: над входом в храм и внутри пещеры Святого Гроба две живописные иконы были подвешены к священному преддверию.
Более дорогие и наиболее сложные по работе перламутровые иконы почти полностью повторяют входной рельеф: Христос с хоругвью восстает из гроба, влево бежит стража, с правой стороны Ангел указывает женам-мироносицам на воскресшего Спасителя, ангелы на облаках сопровождают возносящуюся фигуру.
Исключительно иерусалимской разработкой сюжета является изображение парящего Христа на фоне храма, то есть соединение события и памятника, возведенного в его честь.
В различных ракурсах в перламутровых иконах отражена история Рождения Христа, что опять же было следствием реального многообразия изобразительных источников.
Храм Рождества Христова был поделен между православными и католиками и состоял из нескольких святилищ. Мраморный круг отмечал место Рождения Христа, престолы обозначали место нахождения яслей и место поклонения волхвов. И на перламутровых иконах можно видеть и сцену Рождества Христова, смысловой и композиционный центр которой — ясли с лежащим в них младенцем и нисходящей с неба звездой, и сцену поклонения волхвов, и сцену поклонения пастухов.
Не самым распространенным в христианском искусстве считается изображение «Вознесения», на котором Христос оставляет на земле не только многочисленных свидетелей чудесного действа — апостолов, Богоматерь, но и отпечатки ступней ног. В Иерусалиме стопою, иссеченною в камне, действительно было отмечено несколько мест, связанных с чудесными деяниями Спасителя, их, как правило, показывали паломникам.
Специфический композиционный прием изобразительного искусства Палестины — размещение сцен в арках, базирующихся на нарядных колоннах с коринфскими или композитными капителями. Этот прием встречается как на перламутровых раковинах, так и в иконописи и опять же является отголоском реалий. Иерусалимские храмы славились изобилием, многообразием и красотой мраморных опор.
Но самый распространенный вариант оформления палестинских икон-раковин — это сочетание сюжетных сцен с рельефным и (или) ажурным орнаментом растительного типа. В качестве природных мотивов использовали розы, сплетенные в гирлянды, пальмовые ветви, побеги виноградной лозы. Мотивы, позаимствованные из традиционного турецкого искусства, переосмыслены с точки зрения христианской символики. Побег винограда — символ Спасителя, ветка пальмы — символ паломничества. Роза — самая прекрасная часть достаточно бедной палестинской флоры, запах роз в Палестине преследовал паломников повсюду: розовую воду использовали в церквях, ею монахи опрыскивали странников.
Уникальное растение палестинской пустыни — так называемая иерихонская роза. Это невзрачный кустарник, обладающий удивительной способностью к возрождению. Ветер вырывает из почвы жесткие стебли, перекатывает их с одного места на другое. Но стоит живительной влаге коснуться свернувшегося от засухи растения — оно вновь расцветает. Израильтяне сравнивают с иерихонской розой обезвоженную землю Палестины, плодоносящую благодаря человеческому терпению и трудолюбию.
На перламутровых иконах-раковинах иерихонская роза, помещенная в круглое клеймо, символизирует и саму Святую Землю, и в то же время иносказательно повествует об искупительной жертве и воскрешении Спасителя.
Знаком Святой Земли является также клеймо с пятью крестами. Этот герб, с крупным крестом в центре и четырьмя малыми по бокам, содержит древнейшую символику, скрывающую в себе греческую фразу: «Христос дарует христианам благодать». Герб, вплетенный в виноградный ажур, можно видеть и на палестинских иконах.
Стилистическая особенность художественной культуры Палестины — это симбиоз латинских, византийских, исламских и славянских элементов. Как правило, в каждой перламутровой иконе можно вычленить практически все эти компоненты. Их пропорции, общее образное решение зависели от национальности резчика и от ориентации на конфессиональную принадлежность паломников. Особенно наглядно это проявлялось в подписях к сюжетам, выполненных по-латински, по-гречески и даже по-русски.
В основном резчики были местными городскими жителями — арабами, о чем свидетельствуют пометы на арабском языке на обороте некоторых икон, а в стилистическом отношении — повышенная декоративность, стремление всю свободную плоскость заполнить переосмысленными, с точки зрения христианской символики, орнаментами. Арабская основа просматривается и в типах ликов, проработанных рельефом: с по-восточному крупными чертами.
Традиционно с кругом греческих мастеров, работавших при монастырях сиро-палестинского региона, связывают иконы-раковины, на которых изображения выполнены плоскорельефной резьбой и гравировкой. Невысокая одноплановая резьба и гравировка кардинально не противоречили православным канонам, отрицающим трехмерную осязаемость святого образа, но были крайне невыигрышны при работе с перламутром. Для того чтобы выявить рисунок, мастера использовали затирку процарапанных линий краской черного, зеленого и красного цветов. Этот прием, заимствованный из русской книжной графики, широко распространился в XVIII — первой половине XIX века. Интересно отметить преобладание в этой «греческой» группе икон с сюжетом «Тайная вечеря».
Более редкие для отечественных музейных собраний — иконы с изображением католических святых и евангельских сцен откровенно латинской иконографии. Еще реже встречаются иконы с нетипичными для Палестины сюжетами и святыми. Например, на иконе представлен один из самых почитаемых русских святых — преподобный Сергий Радонежский, не имевший, однако, прямого отношения к Святой Земле. Можно, конечно, предположить, что это - работа отечественного мастера. Известно, что русские монастыри, появившиеся в Святой Земле во второй половине XIX века, изготавливали много паломнических сувениров. В русских иконописных лавках, открытых в Палестине, продавали иконы, написанные как на месте, так и на Афоне, и в России, при этом они могли практически не отличаться друг от друга. Православное Палестинское общество, Комитет попечительства о русской иконописи уделяли особое внимание сохранению местной традиции написания икон на «исторических» материалах (в том числе и перламутре), сохранению местной иконографии, акцентируя внимание на качестве работы. Однако в данном случае перед нами — пример резьбы арабского палестинского мастера. Оптимально использована толщина пластины, тип лика — восточный, характерный виноградно-цветочный ажурный орнамент — несколько монотонен, измельчен и в целом напоминает «плетенку». Скорее всего, эта икона изготовлена в качестве благословения Сергиевского подворья в Иерусалиме. Отсюда и русская надпись в родительном падеже «св. сергiя радонежскаго». Следует отметить и несколько нетрадиционный для русской иконографии набор атрибутов Преподобного — четки в правой руке и развернутый свиток — в левой.
Великолепная сохранность, качество и сложность работы наряду с редкостью сюжета — основные критерии оценки перламутровой иконы-раковины.
Особую ценность представляют точно датированные памятники, связанные с историческим лицами, имеющие свою биографию. Так, например, в 1867 году митрополит Московский Филарет Дроздов по случаю 50-летия епископского служения получил в подарок перламутровую икону-раковину «Воскресение Христово с двенадцатью праздниками». На иконе есть выгравированные надписи: на лицевой стороне — «Филарету 86.50.46»; на обороте — «5 августа 1867 года» и по-еврейски — «Иерусалим». В 1867 году вместе с другими вещами митрополита Филарета икона была перенесена из Москвы в Троице-Сергиеву лавру и помещена над Царскими вратами в иконостасе церкви Филарета Милостивого, рядом с захоронением митрополита.
Такие памятники редки. В свое время они попадали в музеи, как правило, в качестве национализированного имущества церквей и монастырей. Сегодня основными источниками формирования как музейных, так и частных коллекций могут быть только закупки у частных лиц. Во многих семьях перламутровые иконы-раковины хранятся как реликвии, многие до сих пор помнят имена дедов и прадедов, привезших евлогии из Святой Земли.
Если 10 лет назад перламутровые иконы встречались почти во всех антикварных салонах Москвы, то сейчас их практически нигде нет. Единственное предложение удалось найти на сайте одного антикварного салона. Небольшая, плохого качества и с большой утратой раковина оценена в $120. Тем не менее материал представляет безусловный интерес для коллекционеров. Раковины-иконы красивы, разнообразны, доступны по цене и познавательны. Благодаря им можно ощутить себя паломником, прикасающимся к историческим реалиям, мифам и загадкам Святой Земли.
Галина ЧЕРКАШИНА
Фото Игоря Нарижного
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 19 (июль-август 2004), стр.20