Для большинства любителей старинных монет античная нумизматика все еще остается terra incognita, но все же количество белых пятен на ее карте уменьшается. Конечно, антики и средневековые (византийские) монеты по степени востребованности никогда не превзойдут российские, но рост интереса к ним, наметившийся в последние годы, можно и нужно стимулировать.
Новичков в этой области часто останавливают два предубеждения: многие считают, что чем монета древнее, тем она должна быть дороже и что древние монеты не могут хорошо сохраниться, в противном случае это — подделка. В действительности же подобной зависимости не существует. Сохранность античных монет, особенно кладовых экземпляров, может ничуть не уступать сохранности современных. Ими восхищаются знатоки, они задают верхнюю планку качества любой коллекции. Что же касается ценообразования, то на него влияют совсем другие факторы — уже упоминавшаяся сохранность монеты, степень ее редкости, соотношение спроса и предложения на местном рынке.
Редкость монеты можно проверить по каталогам. У наших собирателей заслуженным успехом пользуются ценники-определители Д.Сира (D. Sear) английского издательского дома Seaby по античной и византийской нумизматике. Греческие монеты сведены в двухтомник Greek Coins and their values (1978 — 1979) вместе с каталогом монет греческих городских общин, чеканенных под римской властью в I — Ill вв. н.э.: собственно римские — в Roman Coins and their values, византийские — в Byzantine Coins and their values (1987). Это наиболее доступные и авторитетные издания, в которых приведены описания и характеристики практически всех известных монет классической древности. Seaby скуп на эпитеты, как-то: Rare (редкая), Extremely rare (исключительно редкая) или Unique (уникальная), которыми зачастую пестрят аукционные каталоги, однако о редкости монет можно судить, сопоставляя между собой предложенные издателем цены (в фунтах стерлингов). Они даны по двум-трем позициям в зависимости от сохранности конкретного экземпляра, различаясь при этом в два и более раза. Уместно будет заметить, что цены Seaby бессмысленно переносить на наш рынок, но они служат надежным индикатором редкости либо популярности монеты у собирателей.
При определении состояния монет принято использовать традиционную англоязычную терминологию. В соответствии с ней сохранность монеты может быть охарактеризована как Fine, Very fine, Good very fine, Extremely fine. Допустимы и нюансы: Fine-Very fine, Very fine-Extremely fine, а также словообразования типа about very fine, good fine и т.п. Несмотря на то, что в буквальном переводе с английского fine означает «прекрасный», «превосходный», монета такой сохранности тянет лишь на «троечку» по пятибалльной шкале. Прочим терминам могут быть подобраны те же школьные аналоги: Very fine — «3+», Good very fine — «4», Extremely fine — «5».
Дефекты монет встречаются самые разные: потертости, неизбежные при длительном обращении; механические повреждения, полученные как при обращении (например, надрубы или следы обрезки металла по гурту), так и после (древние отверстия для ношения в качестве украшений и оберегов, следы лопаты либо зубов при надкусе — так до сих пор наши люди проверяют находку «на золото»); наличие патины и физическое состояние металла. Из их суммарной оценки выводится итоговое заключение, с которым волен согласиться или не согласиться коллекционер. Последнее слово всегда за ним, его субъективный взгляд на понравившуюся монету будет решающим при ее покупке либо обмене. Кого-то не устроит искусственная патина, а кто-то примирится с надпиленным гуртом, один ни за что не положит в коллекцию монету с пробитым отверстием, для другого же это — не самый существенный изъян. Хотя, конечно, в денежной оценке таких монет все будут более или менее единодушны.
Сегодняшний московский рынок древностей небольшой, но емкий. По авторитетному мнению одного из знатоков, «покупатели находятся практически на любую вещь, от позднеримского медного фоллиса в среднем состоянии до золотого греческого статера в состоянии ИС (uncirculated, то есть высшая степень сохранности для монеты, не бывшей в обращении)». Функционирование этого рынка имеет свои особенности, которые полезно знать начинающему (и не только) собирателю.
Если на Западе давно существует разветвленная сеть магазинов и аукционов, удовлетворяющих спрос именно на античные монеты, то у нас она только формируется. Ни один из крупнейших на сегодня аукционных домов не устраивает торгов с их участием. Единственный прецедент относится к уже далекому 1996 году, когда Гелос выставил несколько античных и средневековых (византийских) лотов, оставшихся нераспроданными. С тех пор древние монеты полностью вышли из сферы аукционной торговли, и ситуация эта в ближайшее время, очевидно, меняться не будет.
Антики можно найти на прилавках четырех-пяти антикварных магазинов столицы. Их ассортимент формируют дилеры-профессионалы, которые владеют ситуацией на рынке и имеют возможность работать с материалом, поступающим к ним из различных источников. Именно их деятельность определяет количество и качество монет, предлагаемых сегодня к продаже в Москве.
Наиболее интересные и неожиданные экземпляры приходят на рынок из старых коллекций. Это случается нечасто, но зато каждая такая находка оставляет незабываемое впечатление. Московские коллекционеры помнят, например, ажиотаж, царивший на рынке в 1996 году, когда распродавалась довоенная коллекция со многими раритетными монетами Рима в отличном состоянии. В последние годы столь же неожиданно, издалека, из старых подборок «выплывали» сиракузская декадрахма евэиетовского типа V в. до н.э., редчайший сестерций императора Гордиана 1 Африканского (238 г.) и другие нетривиальные монеты.
Многие отечественные дилеры в последние годы наладили связи с европейским рынком, изобилующим предложением. Оттуда поступает изрядная доля «тяжелых», то есть дорогих высококачественных античных монет для целевого пополнения сложившихся коллекций, однако цепы на них уже вполне европейские, их можно проверить по каталогам аукционных домов. В первую очередь, это немецкий Gorny&Monsch (Мюнхен) и швейцарский Numismatica Ars Classica (Цюрих) — наиболее популярные у российских дилеров. Привлекает их внимание и американский аукцион Дм.Маркова, в недавнем прошлом нашего соотечественника. Таким путем удовлетворяется потребность рынка в золотых ауреусах и солидах императорского Рима, серебряных тетрадрахмах эллинистических царей — двух наиболее «раскрученных» сегодня областей античной нумизматики. К ним же стоит отнести и византийские монеты — как золотые, так и бронзовые, — все чаще поставляемые на московский рынок с европейских дилерских торгов.
Продолжает поступать сравнительно дешевый материал из стран Восточной Европы — Венгрии, Болгарии и др. (нередко через ту же Германию). Цены на древние монеты в этих странах за последние годы сильно подросли, хотя рядовые вещи по-прежнему доступны отечественным коллекционерам (многие из них заполняют ценовой диапазон от S15 до $50). Это касается в первую очередь серебряных римских денариев и антонинианов II — Ill вв., не находящих быстрого спроса на перенасыщенном западном рынке, а также разнокалиберной позднеримской и ранневизантийской, меди — фоллисов и пуммиев, которые нередко поступают к нам в виде огромных партий нерасчищенных экземпляров. Их скупают оптом и «восстанавливают», то есть доводят до коллекционного вида реставраторы-профессионалы, чтобы потом продать по дифференцированным розничным ценам. Интерес к ним неуклонно растет, что объясняется не в последнюю очередь их дешевизной (от $5 до 20).
Поступление монет из южнорусских областей, в том числе из Крыма — практически единственного источника пополнения античных коллекций в советское время, — укатило былое значение. Как и раньше, здесь преобладают монеты античных городов Северного Причерноморья, поток которых достиг максимума в конце 1990-х годов. Спрос на них пережил несколько спадов, но сейчас остается стабильным, даже наметилась тенденция к росту. Пальму первенства но популярности уверенно держат монеты Пантикапея-Боспора, из них, в первую очередь, — золотые статера, от уникальных выпусков (IV в. до н.э.) до массового чекана римского времени (I — III вв.). Предложение последних на рынке не ослабевает из года в год, периодически подпитываясь выбросами кладовых находок. В меньшей степени москвичи избалованы приходом монет других причерноморских полисов — Херсонеса, Ольвии, Тиры, хотя интерес к ним отнюдь не меньший.
По-прежнему среди единичных находок «с юга» встречаются экземпляры редких греческих, римских и византийских монет. В последние годы появились несколько ауреусов кризисного для империи III в., византийские солиды совместного правления Юстина I и Юстиниана 1 528 года, императрицы Ирины (797— 802 гг.), а также электровые кизикины. О последних стоит сказать особо. По степени востребованности рынком кизикины неизменно занимают одно из ведущих мест среди античных монет. Несмотря на высокие цены — $2000—3000 — спрос на них растет. Следствием этого можно считать появление ценника-определителя (сост. И.М.Станиславский, М., 2000 г.), который стал незаменимым пособием для коллекционеров этих незаурядных монет. Электровые кизикины, чеканившиеся в малоазийском городе Кизик, господствовали на международных рынках Средиземноморья несколько столетий, до начала массовой чеканки золотой монеты Александром Македонским. Изображения на них отличаются большим разнообразием, по при этом в качестве неизменного элемента иконографии кизикинов использовалось изображение осетра. Реверс кизикинов занимал вдавленный отпечаток квадрата — как воспоминание о древнейшем способе оформления оборотной стороны монеты.
Все большее значение приобретает Интернет-торговля. Ее достоинства очевидны, но столь же заметны и недостатки, в первую очередь — риск при покупке «с картинки» (зачастую невысокого качества) и при доставке. Только тогда может обнаружиться, что красивая бронзовая монета сильно подправлена резцом некоего умельца или же заражена различными окислами, скрытыми под искусно наведенной патиной, а серебряный денарий склеен из двух половинок. Тем не менее адреса сайтов www.coinvault.com, www.coins.nisk.ru,www.ebav.com и др. давно уже на слуху у московских нумизматов, которые, зачастую не без успеха, пополняют с их помощью свои коллекции.
Настоящий бич коллекционеров — подделки. Прибыльность этого занятия была велика во все времена. Первые фальшивые антики стали изготовлять в итальянском городе Падуя в конце XV века. «Падуанцы», как их называют, чаще всего воспроизводили крупные медные монет ы Римской империи с выразительными портретами наиболее известных императоров — Нерона, Тиберия, Гальбы. В паше время отношение к ним изменилось. Они каталогизированы и участвуют в аукционах (по ценам, правда, гораздо ниже цен оригиналов) как подлинные медали эпохи Возрождения.
Процветает этот злосчастный «бизнес» по сей день, причем к услугам фальшивомонетчиков — современные технологии и дорогостоящее оборудование. В число лидеров по количеству производимых лже-антиков рискует выбиться Болгария. По мнению одного из московских дилеров, в недалеком будущем до 70% античного материала, поставляемого на рынок «братушками», будет их собственного, и притом недавнего производства. Не оскудела умельцами и родная страна, особенно южные ее регионы. Среди их продукции — литые электровые кизикины, золотые византийские солиды (особенно часто VIII в.), серебряные драхмы причерноморских городов.
И все же не стоит впадать в отчаяние, видя поддельного Нерона, как две капли воды похожего на настоящего. Опытный коллекционер буквально «на ощупь» почувствует обман. А начинающим настоятельно советуем доверять мнению специалистов и не стесняться обращаться к ним за помощью. В качестве независимых экспертов традиционно выступают музейные работники, которые редко отказывают в консультациях собирателям. Наконец, естественный и необходимый атрибут цивилизованного рынка — удостоверяющие монету сертификаты, которые пора научится спрашивать при покупке в магазинах.
Небольшие, но представительные подборки антики, Средневековья и Востока можно увидеть в магазине «Шон» на Никитском бульваре и антикварном салоне «На Патриарших» (Б. Козихинский пер.). В «Шопе» компактную группу образуют серебряные и бронзовые монеты Рима, Византии, древнего и классического Востока. «На Патриарших» представляют интерес золотой динар кушанского царя Хувишки (II в. н.э.) и золотой же иперпирон византийских императоров Андроника II и Михаила IX Палеологов (1295— 1320), боспорские статера, а также причерноморская (Ольви, Пантикапей), позднеримская византийская медь, монеты древней Иудеи и монеты индо-скифских правителей. Любителям восточной экзотики будет небезынтересно взглянуть на группу арабских дирхемов IX—X веков и небольшую, но качественную подборку монет Крымского ханства XVI — XVIII веков. Эти монеты, заслуживающие отдельного разговора, выбираются по именам правителей, годам и месту чеканки, благо, что все эти данные, как правило, можно прочесть на них самих. Интерес к восточной нумизматике, традиционный для России с XIX века, растет из года в год, что свидетельствует об одной из самых ярких и устойчивых тенденций современного нумизматического рынка, не только отечественного, но и мирового.
Краткий обзор античного сегмента нумизматического рынка Москвы показывает, что начинающему коллекционеру есть с чего начать, тогда как его коллегам со стажем придется прилагать определенные усилия, чтобы целенаправленно пополнять свои собрания. Тем не менее ресурсы для этого есть, и успешное развитие магазинной торговли должно стать залогом сложения цивилизованного нумизматического рынка.
Михаил БУТЫРСКИЙ
Иллюстрации предоставлены автором.
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 18 (июнь 2004), стр.136