La Belle Epoque — период истории крица XIX—начала XX века — для нас прежде всего — время прекрасных женщин в прелестных туалетах и шляпках украшенных, страусиными перьями, галантных мужчин, блестящих офицеров, вальяжных банкиров, у которых казалось, было только одно занятие — прожигать жизнь.
Создается впечатление, что никогда не было столько блестящих балов, театральных постановок и красивых актрис, как в ту эпоху.
Звание «1а belle des belles» — «Самая красивая женщина мира», или «всесветная красавица», единогласно было присуждено итальянке Липе Кавальери, женщине, сделавшей головокружительную и почти невозможную по тем временам карьеру — от кафешантанной звездочки до примадонны мировой оперной сцены. Ее жизнь напоминает сказку о Золушке, которая благодаря своей доброте и необыкновенному трудолюбию становится прекрасной принцессой, к чьим ногам готовы положить все блага мира благородные рыцари.
Нужда заставила Наталину (так ее назвали в честь праздника Рождества, поскольку она родилась 25 декабря) сначала заняться уличной торговлей — то апельсинами, то букегиками фиалок, затем какое-то время она работала упаковщицей римской газеты «Трибуна». В свободное время Наталина с друзьями тайком пробиралась в балаганы, чтобы посмотреть выступления заезжих артистов. Несомненно, «звездочки парусинного неба» — певицы и танцовщицы — произвели на нее огромное впечатление своими вычурными туалетами и блеском фальшивых драгоценностей. Наталина напевала запомнившиеся песенки дома, хлопоча по хозяйству. Живший по соседству скромный учитель музыки, услышав ее, предложил бесплатно дать несколько уроков пения. В результате маэстро представил свою протеже знакомому хозяину дешевенького кафешантана. Так или иначе, но совсем юной — ей не было еще и 14 лет — Наталина дебютировала в небольшом театрике-варьете на окраине Рима как исполнительница популярных неаполитанских песен. Для большей звучности импресарио сократил ее имя до «Лины».
Видимо, недаром она родилась под счастливой рождественской звездой — ее заметили. Заметили, конечно, не талант исполнительницы, а прежде всего ее необыкновенную красоту, которая расцветала тем пышнее, чем больше ее замечали. Юная Лина, между делом, победила в конкурсе красавиц, который преходил в театре Констанци во время римского карнавала, и удостоилась впервые титула королевы красоты.
Ее ангажировали во все более роскошные кафешантаны, где она выступала вместе со знаменитостями мирового масштаба. Там, одетая в шикарные платья, расшитые стразами, она добилась настоящей славы. Юную звездочку пригласили в самый знаменитый театр-варьете — парижский «Фоли-Бержер». Имя в программе этого театра гарантировало солидные гонорары и контракты с лучшими варьете мира. Сюда съезжались все импресарио, чтобы составить программы собственных кафешантанов на предстоящий сезон. Так Лина Кавальери получила свой первый контракт в Россию.
Ангажементы в Россию иностранные артисты принимали с особым удовольствием, так как русская публика славилась радушием и особой щедростью на подарки артистам — не только женщинам, но и мужчинам, и не только представителям легкого жанра, но и служителям высокого искусства драмы и оперы. О щедрости русских поклонников ходили легенды.
Лина Кавальери впервые появилась в России летом 1897 года — на сцене петербургского Крестовского сада. Под аккомпанемент ансамбля мандолинистов она пела популярные итальянские народные и модные неаполитанские песенки, «внося в их исполнение много оживления, веселья и задор!», и танцевала тарантеллу. Публика ломилась на представления с ее участием, итальянка имела шумный успех.
Она тут же получила ангажементы на будущий год от московского импресарио Шарля Омона и Георгия Александрова, владельца фешенебельного петербургского «Аквариума», который для большей интриги пригласил одновременно и другую звезду «Фоли-Бержер» — знаменитую испанскую танцовщицу и певицу Каролину Отеро. Такие замечательные красавицы-артистки не могли не быть отмечены вниманием художников, а потому они нередко становились моделями для рисовальщиков и живописцев.
Выступления на сцене петербургского «Аквариума» летом 1898 года были последними выступлениями Лины Кавальери на кафешантанной сцене в России, и весьма знаменательно, что именно в «Аквариуме» состоялся и ее сенсационный «русский» дебют в качестве оперной примадонны. Известный французский импресарио Рауль Гюнсбург летом 1901 года привез в Петербург французскую оперную труппу, в состав которой он включил певицу, ставшую главной сенсацией сезона. Дебют Кавальери в онере Верди «Травиата» был не просто удачным, он был ошеломительным. Многие объясняли ее успех исключительно скандальностью ситуации — ведь легкомысленная певичка-шансонетка «с домашним, писклявым голоском» осмелилась ступить на стезю серьезной служительницы искусства. Другие объясняли его необыкновенной красотой артистки.
К 1901 году репертуар начинающей оперной певицы Лины Кавальери включал самые популярные оперы того времени: «Травиата» Верди, «Богема» Пуччини, «Фауст» Гуно, «Сельская честь» Масканьи, «Паяцы» Леонкавалло, в которых она пела центральные партии на сценах Лиссабона, Неаполя, Равенны, Палермо, Флоренции, Варшавы и Петербурга.
Ее популярность росла стремительно, очень скоро став почти легендарной, ее портреты выставлялись в витринах магазинах, служили вкладышами-сюрпризами в кондитерские и табачные изделия, использовались для оформления парфюмерной продукции. В начале 1900-х годов один петербургский продавец открыток с портретами рассказывал, что изображений Кавальери было выпущено миллион (!) экземпляров, и почти все они мгновенно разошлись. Любопытно, что по спросу фотопортреты Кавальери стояли на первом месте, на втором были виды Невского проспекта, а на третьем — портреты Льва Толстого.
В апреле 1906 года Лина Кавальери приехала на гастроли в Москву по приглашению Сергея Ивановича Зимина, державшего тогда Частную оперу в Солодовниковском театре. Зимин сам поехал встречать актрису на вокзал с букетом роз и, увидев ее, буквально потерял дар речи: «Да, она была действительно необыкновенно красива! Стройная фигура, лицо мадонны, очаровательная улыбка... К тому же Кавальери обладала великолепным голосом и шармом первоклассной артистки. ...На репетиции артисты оркестра более смотрели на нее, чем в ноты, и М.М.Ипполитов-Иванов, дирижировавший оперой, сдерживая раздражение, вынужден был сказать ей, чтобы она не смущалась, что все оркестранты глазеют на нее и любуются ею, а на спектакле, дескать, все будет в порядке... Во время представления крупные художники, такие, как В.И.Суриков, К.А.Коровин, В.А.Серов, стоя за кулисами, делали ее наброски». Быть может, эти наброски хранятся где-то в запасниках музеев или в частных коллекциях...
Во время гастролей Итальянской оперы с участием прекрасной итальянки в течение февраля и марта 1904 года в Петербурге было продано 70 000 открыток с ее портретами. Практически в каждом доме ее бесчисленными фотографическими изображениями были переполнены альбомы и коллекции открыток театралов и просто поклонников красоты. А вот живописных портретов Кавальери известно немного. Видимо, ее многочисленные портреты, благодаря вошедшей в широкий обиход фотографии, удерживали серьезных художников от изображения столь популярной модели.
Когда Лина Кавальери в составе Итальянской оперы приехала на очередные гастроли в Петербург, журналист, пришедший брать у нее интервью, не преминул задать ей волновавший всех вопрос: «Вы любите искусство, a, между тем, так редко доставляете удовольствие художникам писать с вас портрет...» Она ответила: «Люблю живопись, но не люблю позировать. Ужасно скучно сидеть долго в одной позе. Вы напрасно думаете, что меня мало писали. С меня писал портрет известный Больдини, писал Бакст и еще много других художников».
В 1936 году была опубликована книга мемуаров Лины Кавальери, в которой среди огромного количества хорошо известных фотографических портретов есть и несколько репродукций с ее живописных изображений — это работы итальянских художников начала XX века Ф.П.Микетти, А.Аргнани, В.М.Коркоса. К сожалению, среди них нет портрета работы Бакста.
Что касается портрета, выполненного Джованни Больдини, то в свое время он был достаточно хорошо известен. Дело в том, что модный парижский художник представил портрет своей соотечественницы на Всемирной выставке 1900 года. Джованни Больдини (1842— 1931) приехал в Париж в 1871 году, довольно легко вошел в русло парижской художественной жизни и быстро добился успеха, став одним из самых модных и дорогостоящих светских художников.
Несмотря на огромное количество заказов, Больдини согласился написать портрет своей соотечественницы, видимо, потому, что она была в то время одной из самых популярных фигур в парижском свете. Роман с русским князем Александром Барятинским, внуком знаменитого фельдмаршала, дал бывшей кафешантанной звездочке возможность стать не только одной из самых элегантных актрис своего времени, удивлявшей всех своими туалетами, мехами и бриллиантами, но и с успехом дебютировать на оперной сцене. Александр Владимирович Барятинский, выпускник Пажеского корпуса, был офицером Нижегородского драгунского полка. Блестящее образование сочеталось у него с «обворожительной наружностью». Кавальери в своих мемуарах пишет, что через месяц после знакомства князь сделал ей предложение, и православный священник обвенчал их в домовой церкви семьи Барятинских. По ее словам, Александр возложил на ее голову княжескую корону, а она добровольно сложила с себя корону «королевы варьете».
Больдини в портрете Лины Кавальери подчеркнул классическую красоту итальянки, оттененную строгим черным платьем и жемчужным ожерельем, тонко гармонирующим со всем ее строгим обликом. «Простое темное платье вместо прежних, «доводящих ум до восторга» туалетов, как бы говорило, что кафешантанная певица сделалась теперь оперной примадонной», — отметил Ю.Беляев в своей книге «Актеры и пьесы. Кавальери». (СПб., 1902).
1901 год стал годом разрыва с князем Барятинским и началом ее карьеры оперной певицы. Законный брак даже чрезвычайно знаменитой кафешантанной певицы с князем, потомком Рюрика, был все-таки невозможен: кастовые предрассудки оказались слишком сильны.
Сегодня портрет Лины Кавальери (67x60 см) работы Дж.Больдини находится в частной коллекции. Он был продан на аукционе Christie’s в Нью-Йорке в 1995 году за $150 000.
Еще один живописный портрет Лины Кавальери, возможно, заказанный князем Барятинским, относится к более раннему периоду, когда Кавальери еще была звездой театра «Фоли-Бержер». Его автор — Витторио Маттео Коркос (1859-1933), итальянский художник, ученик парижского мастера салонного портрета Леона Бонна.
На этом портрете Кавальери изображена в одном из тех умопомрачительных нарядов, которые «доводили ум до восторга». Несмотря на титул «королевы бриллиантов», для этого портрета она не надела ни одно из своих многочисленных драгоценных украшений. Кавальери доказала, что она невероятно красива и без драгоценной оправы.
Портрет певицы в полный рост (256x177см) недавно был выставлен на аукцион со стартовой ценой 80 000 евро.
Более поздний портрет был заказан самой Кавальери художнику Антонио де ла Гандара (1861 —1917) как подарок сыну в честь рождения его дочери — внучки Лины Кавальери. Петербургские журналисты откликнулись на появление этого портрета броским заголовком: «Неувядаемая бабунпса».
Портрет Лины Кавальери в 1912 году художник выставил в Салоне Национального Общества Изобразительных Искусств (Salon de la Societe Nationale des Beaux- Arls) в Париже.
Что касается «русских» портретов Лины Кавальери, то они могли находиться в частных коллекциях в виде зарисовок, рисунков или эскизов, поскольку даже у студентов петербургской Академии художеств была возможность изобразить знаменитую красавицу.
6 (19) февраля 1911 года в Петербурге состоялся ежегодный «Бал художников» в Академии художеств, который удостоила своим посещением великая княгиня Мария Павловна, Августейший Президент Академии художеств. На вечере присутствовали ректор академии профессор В.Беклемишев, инспектор Академии Я.Андреев, профессора Л.Бенуа, В.Суслов, Г.Котов, Г.Косяков, Ф.Рубо, В.Маковский, Н.Бруни, Кардовский и другие.
В круглом Екатерининском зале-ротонде был устроен благотворительный базар. Здесь продавали программы вечера, в изящно убранных киосках хорошенькие актрисы предлагали купить цветы, шампанское, фрукты. Для концерта был выделен Рафаэлевский зал, с большим вкусом украшенный живыми растениями. В концерте участвовали артисты императорских театров, исполнявшие романсы и арии из опер, музыкальные и драматические произведения. В заключение концерта с блеском выступили балерины Шоллар, Эдуардова и Карсавина. Но «гвоздем» концерта, конечно, стало выступление Лины Кавальери.
В антракте устроители-ученики Академии упросили ее продавать в киоске шампанское. Как и следовало ожидать, этот «дипломатический» шаг устроителей благотворительного мероприятия дал весьма ощутимый результат: ее появление за столиком с шампанским привлекло толпу восхищенных зрителей, продажа сразу же удесятерилась, и шампанское буквально полилось рекой. Художники между тем не теряли времени даром: такую редкую «модель», как Лина Кавальери, они окружили плотным кольцом и, вынув свои паспарту, занялись «зарисовыванием».
К сожалению, сегодня неизвестны ни один эскиз, ни один беглый набросок из сделанных на том импровизированном рисовальном вечере. Так же, как неизвестен ни один достоверный и точно атрибутированный портрет знаменитой оперной дивы в наших государственных музеях. Правда, недавно в одной частной коллекции в Петербурге удалось обнаружить и идентифицировать никогда раньше не появлявшийся на антикварном рынке неопубликованный портрет Лины Кавальери. Эта находка — действительно настоящий подарок всем знатокам итальянской оперы, поскольку живописных портретов певицы сохранилось
очень мало. Она изображена оплечно; лицо, прическа, шея прописаны довольно тщательно; плечи же, окутанные легкой вуалью, даны в несколько эскизной манере. Вполне вероятно, что это полотно было этюдом к большому салонному парадному портрету, который либо не сохранился, либо пока не опубликован. Но не исключено также, что это совершенно самостоятельное произведение. Портрет не подписной и не датированный, однако по всем стилистическим признакам и по самой живописной манере время его создания можно обозначить 1910-ми годами. Конечно, он требует дополнительного изучения и технико-технологического исследования, атрибуция же его по времени подтверждается иконографическим типом самой модели. Ведь на этом портрете Лина Кавальери изображена с весьма характерной прической, которая не случайно появилась у нее именно в 1911 году.
Дело в том, что дирекция Парижской «Гранд-Опера» пригласила Лину Кавальери принять участие в первом исполнении оперы «Сибирь» итальянского композитора Умберто Джордано. Партиером Кавальери в этой постановке был любимец парижской публики, солист «Гранд-Опера», красавец-тенор Люсьен Мураторе, за которого она через год выйдет замуж.
Французская премьера оперы «Сибирь» («Siberia») в «Гранд-Опера» состоялась 9 июня 1911 года и имела громкий успех. Надо отметить, что Лина Кавальери всегда очень тщательно готовила свои партии не только в вокальном и драматическом плане, но и в плане создания зрительного образа своих героинь — она всегда была взыскательна к костюмам, прическе, гриму.
Для роли Стефании, русской дамы полусвета, художник по костюмам Пэншон выбрал довольно странный наряд, состоявший из крестьянского сарафана, вышитой рубахи и отороченного мехом кафтана. Для этой роли Кавальери изменила и свою знаменитую прическу, которую более или менее успешно пытались копировать сотни тысяч женщин во всем мире. Было ли это сделано по замыслу художника или сама Кавальери предложила уложить по-иному волосы? Она наверняка могла видеть подобные прически у певиц из малороссийских хоров, которые выступали в петербургских увеселительных садах.
Во всяком случае, эта прическа не осталась только сценической. Лина Кавальери сделала несколько фотоснимков, демонстрируя свой новый образ. Эту прическу с венцом из кос видим мы и па портрете, обнаруженном в Петербурге.
Весьма красноречива зарисовка, сделанная петербургским журналистом в театре, где Лина Кавальери не пела, а всего лишь присутствовала на спектакле как зрительница: «...Один антракт сменялся другим, а дефилирование людей всех рангов перед ложей Кавальери все продолжалось. ...Кавальери вышла из рук очень хорошего художника. Ее создала природа».
Анжелика УСОВА
Иллюстрации предоставлены автором.
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 18 (июнь 2004), стр.76