В последние годы Иран становится все более открытым, однако это обстоятельство не способствует проникновению персидского антиквариата па Запад. Как и в подавляющем большинстве стран, здесь действуют весьма суровые законы, препятствующие законопослушным гражданам вывозить древности — ахеменидские, эллинистические или сасанидские.
Однако, как и во многих мусульманских странах, разрешается вывозить «рядовой» антиквариат исламской эпохи. Конечно же, легально из Ирана нельзя вывезти иллюминированную рукопись XV века или бронзовую посуду тонкой работы XII века, но трудно датируемый материал, не являющийся чем-то уникальным — традиционные ювелирные украшения, серебряная и медная посуда XVII—XIX веков, ковры XIX века, арабографичные печати и амулеты из камня и металла, — не вызовет на таможне лишних вопросов. Впрочем, к этим предметам западные собиратели пока не проявляют особого интереса из-за слабой разработанности их классификации и датировки, а также специфической эстетики. В самом же Иране такие предметы предлагаются туристу, скорее, не как антиквариат, а как сувениры, что связано не только со слабым «профессиональным» интересом европейцев к ним, но и с исключительно низкой стоимостью на внутреннем рынке.
Любопытно, что при потенциальном богатстве материала купить что-либо запрещенное для вывоза из Ирана достаточно сложно — в отрытой продаже представлен лишь поздний исламский антиквариат. Если же предполагаемому покупателю и покажут «из-под полы» нечто «древнее», например, цилиндрическую печать, то она наверняка в девяноста девяти случаях из ста окажется поддельной, причем и качество поделок, как правило, исключительно низкое, «сувенирное».
Ценитель антиквариата, приехав в Тегеран, не найдет в нем; Стамбульского изобилия ювелирных и антикварных лавок. Антикварные ряды занимают лишь две улицы неподалеку от английского посольства. Здесь десятки антикварных лавок, старьевщики раскладывают свой товар прямо на тротуаре. Ассортимент в целом стандартный: серебряная посуда позапрошлого века —кувшины и подносы, серебряные украшения того же времени, резные камни, рукописи, монеты, преимущественно золотые и серебряные. Несмотря на то, что товар, в общем-то, рассчитан на туристов, практически все торговцы говорят только на персидском языке, что, естественно, весьма и весьма затрудняет общение с ними. Как правило, в витрине выставляется лишь малая часть товара, и чтобы выбрать действительно интересный предмет, нужно объяснить торговцу, чем вы интересуетесь. Покупателю, чтобы приобрести заинтересовавший его предмет по нормальной цене, обязательно надо торговаться. Первая цена, называемая продавцом, обычно в два-три раза выше той цены, за которую он реально готов отдать вещь. Таким образом, для успешной антикварной покупки необходимо знание языка.
Из иранского антикварного материала, встречающегося в легальной продаже, наибольший интерес для западных дилеров представляют предметы прикладного искусства. В основном — это ювелирные украшения из серебра, серебряная утварь, богато украшенное серебром и полудрагоценными камнями старинное оружие. В большинстве своем эти предметы датируются XVII — началом XX века, хотя можно отыскать и более ранние образцы. Украшения стоят, в среднем, $10—100, при этом в их оценке иногда больше учитывается вес металла, чем работа. Серебряная утварь оценивается в $100— 200. Старинное оружие стоит весьма дорого, иногда его цена доходит до нескольких тысяч долларов. При приобретении предметов прикладного искусства надо учитывать, что велики шансы вместо старинного предмета двухсотлетней давности купить вещь, изготовленную в 1950-е годы, поскольку неспециалисту весьма затруднительно датировать образцы традиционного ремесла. Поэтому прежде всего надо исходить из их эстетической ценности, и лишь затем — из ценности антикварной.
На антикварных развалах часто можно увидеть золотые и серебряные арабографичные монеты. В большинстве случаев покупателю не следует верить рассказам торговцев о том, что монеты древние. В основном это монеты Каджарской династии, и датируются они XIX веком. Крупные серебряные и золотые монеты XIX— начала XX века стоят относительно недорого, продаются по металлу. Доисламские монеты в открытой продаже практически не встречаются, изредка можно увидеть куфические дирхемы в неважной сохранности. В целом предлагаемый торговцами нумизматический материал рассчитан на туристов, а не на нумизматов.
Особо следует сказать об арабографичных резных камнях, в изобилии предлагаемых торговцами как в серебряных оправах колец, печаток, массивных серебряных амулетов, так и извлеченных из оправ. Красивую гемму на сердолике, агате или халцедоне, датируемую концом XIX века, можно без проблем купить за $2—5, серебряное кольцо или печатку с резным камнем — за $10. В основном встречаемые геммы представляют собой амулеты, на которых вырезаны цитаты из Корана или обращения к Али, а иногда — лишь подражание буквам арабского алфавита, что объясняется магическим предназначением этих камней. Выбор камня неслучаен — считалось, что некоторые из них имеют целительную и охранительную силу. Собственно печати, с вырезанной на них «негативной» надписью, читаемой лишь на оттиске, встречаются относительно редко. Подчас надпись на них выполнена с большим каллиграфическим мастерством, и тогда печать может представлять значительную художественную ценность. Датировка резных камней исламской эпохи весьма затруднительна и основывается исключительно на палеографической особенности надписи, в меньшей степени — на фактуре камня. Иногда старая оправа позволяет примерно установить дату, позднее которой гемма не могла быть вырезана. Учитывая сложность палеографической датировки гемм, иногда можно найти действительно старые резные камни. Так, за $10 может попасться гемма XI—XII веков, вставленная в массивный серебряный перстень конца XIX века. Определенный интерес представляют и крупные бусины из полудрагоценных камней. Их возраст может превышать две тысячи лет, и подчас сам камень бывает необыкновенно красивым. Стоят они порядка $2, и это едва ли не единственные действительно древние предметы, открыто предлагаемые па рынке. Объясняется это, опять-таки, большой сложностью в их датировке. Иногда эти бусины, причем красивые их экземпляры, служат материалом для изготовления подражаний сасанидским и ахеменидским печатям. Поэтому, увидев фигурную печать, выданную на действительно старом, потертом и выщербленном камне, надо быть весьма осторожным - велик риск приобрести подделку. Так что собирателю, не равнодушному к резным камням, в Иране лучше сосредоточиться на предметах исламского времени, не уступающих по красоте более древним геммам.
В антикварных магазинах Тегерана часто можно встретить старинные рукописи. Неспециалисту они могут быть интересны, прежде всего, как образцы каллиграфии. В основном они датируются XIX веком и представляют собой списки Корана, богословские сочинения, иногда собрания стихов. Стихи отличить очень просто — по расположению текста на странице. Если встречается поэтический сборник, то весьма вероятно, что перед вами рукопись Хафиза, ибо, как говорят в Иране, в доме обязательно должно быть две книги — Коран и диван Хафиза. Цены на рядовые рукописи колеблются в пределах $50—100, интересные рукописи могут стоить гораздо дороже.
Старинную книжную миниатюру трудно найти в антикварных лавках, зато в них в изобилии есть работы современных мастеров, порой не уступающие качеству работ их предшественников. Цены на них начинаются от $20 и могут достигать весьма внушительной суммы за произведения известных художников. Образцы каллиграфии XVIII— XIX веков можно найти в виде отдельных листов рукописей, иногда они богато украшены орнаментом. Цены на них также весьма различны — от $10 до нескольких сотен. Стоит сказать, что и каллиграфию, и традиционную живопись иранцы понимают несравненно лучше, чем европейцы, так что рассчитывать на действительно редкую и недорогую находку не приходится, в отличие, скажем, от резных камней исламского времени, в датировке которых местные торговцы абсолютно не разбираются.
Иранский антикварный рынок таит множество сюрпризов и неожиданных находок для ценителей исламского искусства и в то же время разочаровывает охотников за классическими древностями. Однако можно ожидать, что в ближайшее время исламское искусство будет по достоинству оценено западными дилерами и коллекционерами, и тогда Иран, с его поистине неиссякаемыми запасами антиквариата, превратится в один из наиболее активных центров антикварной торговли.
А.Б.
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 18 (июнь 2004), стр.32