Представляем главу из книги А.И.Вилкова
«Призовые часы в Российской Императорской армии».
Появление в армии официальной потребности в призовых часах отразилось и на росте их производства. Среди многочисленных швейцарских и русских фирм, занимавшихся производством или поставками часов с призовой военной тематикой, к концу XIX — началу XX в. безусловными монополистами стали фирмы «Павел Буре» и «Генрих Каи». Торговый дом «Павел Буре», основанный Полем-Леопольдом Буре в 1815 г., а с декабря 1879 г. получивший звание поставщика Двора Его Императорского Величества, имел в Швейцарии собственную фабрику по производству часов и два магазина — в Санкт-Петербурге и Москве. У Генриха Кана был специальный магазин призовых часов для войск и в начале XX в. он получил звание поставщика частей Императорской гвардии.
Обе фирмы ежегодно издавали специальные прейскуранты призовых часов, стремясь предугадать любые желания заказчиков (см. Приложение).
Следует отметить, что приказы Военного ведомства, устанавливающие призы за те или иные состязания, не оговаривали в подробностях (кроме специальных именных призов) рисунки, которые должны были быть на часах. Поэтому часовыми фирмами они выполнялись по желанию самого заказчика. Главным было — соответствующая тематическая направленность. Так, на часах за отличную стрельбу изображались, после их утверждения, официальные знаки «За отличную стрельбу», «За состязательную стрельбу полевой артиллерии», пулемет или скрещенные револьверы.
При этом, в связи с переоснащением пехоты новыми видами оружия, изображение штуцеров на знаках за отличную стрельбу и на призовых часах в 1890-х гг. заменили на трехлинейные магазинные винтовки. Выездка молодых лошадей отображалась всадником в соответствующей кавалерийской форме. Скачки, джигитовка и наездничество, проводимые, в основном, в казачьих войсках, изображались в виде скачущих, вольтижирующих или преодолевающих препятствие всадников в казачьей форме. Приз за отличную рубку и фехтование отображался в виде фехтовальной маски, защитного нагрудника и двух скрещенных шашек. На внутреннюю сторону верхней крышки призовых часов наносилась гравировка: какой части, кому конкретно, за что и в каком году они вручены. Поэтому призовые часы стали вручать не в день состязаний, а в специально назначенный командиром день — после объявления приказа по части и изготовления часов.
Часы были в закрытых серебряных, а также открытых стальных и никелевых корпусах. На циферблатах призовых часов мог помещаться портрет Государя Императора в пехотной, кавалерийской или казачьей форме. Также на циферблатах могли быть портреты высочайших особ царской фамилии. Изображение, соответствующее тематике приза, выполнялось гравированием или чеканкой и могло быть украшено эмалью или чернью. Иногда оно помещалось на специальной золотой накладке на верхней крышке часов, что вид и повышало их придавало им более благородный вид и повышало их стоимость.
На рубеже XIX—XX вв. ключевой завод часовой пружины и перевод стрелок сменили па завод «в ручку» — «ремонтуар». Ко всем призовым часам, по желанию заказчика, предлагались серебряные цепочки стоимостью от 8 до 20 золотников, а также серебряные жетоны, отображавшие соответствующую призовую тематику.
«Павел Буре», в отличие от «Генриха Кана», продавал часы собственного производства. И механизм, и корпус часов имели свою нумерацию и соответствующее названию приза оформление. После 1905 г. П. Буре широко использовал тематические рисунки художника Huguenin, рельефное изображение которых помещалось на верхней крышке серебряных призовых часов. Нумерация, проставлявшаяся на корпусах часов, наглядно показывает темны роста производства фабрики «Павел Буре». Если в конце XIX в. фирма производила от 3 до 6 тыс. золотых и серебряных часов в год, то в начале XX в., вплоть до окончания Первой мировой войны, ежегодное производство часов достигало 40 тыс. (см. таблицу). Из них около трети общего производства часов приходилось на нужды Императорского Двора и армии.
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 18 (июнь 2004), стр.17