Основные металлы известны человеку еще со времен античности. Алюминий же был открыт только в XIX веке. Поначалу новый металл, белый как серебро, не подверженный влияниям окружающей среды и удивительно легкий, считался одним ид самых ценных: его стоимость превышала стоимость золота. Неудивительно, что история использования алюминия начинается с создания ювелирных украшений и декоративных предметов большой ценности.
Сегодня эти ранние изделия из алюминия редки и малоизвестны. Между тем они представлены в коллекциях таких знаменитых музеев, как Музей Виктории и Альберта, Британский музей, Музей д’Орсэ, Музей Куппера и Музей декоративного искусства в Париже. Алюминиевые украшения привлекают внимание и частных зарубежных коллекционеров: одна из самых больших коллекций, насчитывающая более 16 000 предметов, находится во Франции — стране, где этот металл был впервые получен химическим путем.
Первые гранулы алюминия удалось получить немецкому химику по имени Вёлер (Wohler). Довольно долго этот металл был предметом интереса узкого круга специалистов и не выходил за рамки одной химической лаборатории. И только в 1854 году французский химик Сант Клер Девиль представил комиссии при Парижской научной академии слиток алюминия. Император Наполеон III поощрил ученого, выделив ему бюджет в 30 000 старых франков на создание экспериментальной лаборатории по производству нового металла. Постепенно алюминий из химической лаборатории перешел в мастерские художников, работавших с драгоценными металлами.
В 1855 году этот металл стал одной из главных примечательностей универсальной выставки в Париже. Алюминий и изделия из него были представлены французской и зарубежной публике в центральном павильоне-дворце, который особо охранялся, в витрине, находящейся по соседству с бриллиантами, принадлежавшими французской короне. Алюминиевый слиток соседствовал с аналогичным слитком из серебра. Посетители выставки сравнивали цвет металлов, брали слитки и восхищенно отмечали удивительную легкость нового металла. Наполеон III, не скрывая гордости за открытие, совершенное под его персональным покровительством, называл алюминий «своим металлом» и лично демонстрировал его королеве Виктории и принцу Альберту.
После успешной выставки алюминий официально признают достижением Французской империи. Несколько десятилетий его производили только в этой стране, часть произведенного металла экспортировали в Англию и другие европейские государства. Постепенно зародилась своеобразная мода на алюминий: этот элитный малоизученный материал применяли только для изготовления предметов искусства. Так, Наполеон III заказал скульптору и ювелиру Онорэ Бурдонклю игрушку в форме скипетра для своего сына, наследного принца. Алюминий здесь соседствовал с золотом, бриллиантами, изумрудами и кораллами. Сейчас она хранится в коллекции потомков императорской семьи.
Во французских коллекциях встречаются также настольные скульптурные группы, изготовленные в мастерской Кристофля в Париже. Наиболее редкие из них выполнены из чистого алюминия, другие — из сплава алюминия с медью. Цвет последних очень напоминает обычную бронзу или позолоту, поэтому по внешнему виду изделия практически невозможно определить состав сплава.
В середине XIX века для императорской семьи были изготовлены многочисленные сервизы и столовые наборы из алюминия. Как свидетельствуют записки современников Наполеона III, только императорская семья и ее почетные гости пользовались посудой из алюминия — остальные «довольствовались» серебром и золотом. По легенде, Наполеон III даже подарил один из таких столовых наборов из алюминия российскому императорскому двору. Однако в России роскошный подарок французского правителя так и не был обнаружен. Может быть, это дело будущего.
В 1866 году один из главных производителей сплава «бронзы алюминия» Поль Моран встретился с Папой Римским. Ознакомившись с новым сплавом, глава Римской католической церкви дал свое высочайшее дозволение на использование его в изготовлении предметов религиозного культа. Следует отметить, что раньше на это шло только золото и серебро.
И все же чаще всего алюминий был востребован ювелирами. В Англии в 1860-е годы каждая дама, придерживавшаяся моды, должна была иметь хотя бы несколько украшений из алюминия. Во Франции среди первых таких изделий из этого металла известны работы ювелира и скульптора по металлу Онорэ Северина Бурдонкля. Художник неоднократно представлял свои работы на универсальных выставках в Париже. Император Наполеон III, всячески поощрявший использование алюминия, пожаловал мастеру орден Легиона Чести и назначил его членом жюри этого самого престижного конкурса. Из работ Онорэ Северина Бурдонкля, изготовленных в 1855—1860-х годах, до нашего времени сохранились несколько кубков из алюминия, уже упомянутая игрушка принца, а также три браслета, два из которых — в Музее декоративного искусства в Париже. Третий браслет, по свидетельству Генри Вевера, знаменитого ювелира и автора самого полного описания французского ювелирного искусства XVIII—XIX веков, был преподнесен в подарок королеве Виктории. Сегодня местонахождение его неизвестно.
Онорэ Северин Бурдонкль придал браслетам типичные для той эпохи формы, очень напоминающие замысловатые скульптурные композиции. На одном ангелы, цветы и переплетающиеся ленты обрамляют медальон с инициалами РП. На других художник использовал изображения змеи, ящерицы и голубей, фигуры ангелов, весьма напоминающие итальянскую скульптуру эпохи Возрождения.
Драгоценные камни, такие, как бриллианты, изумруды и рубины, тоже использовали в ранних украшениях из алюминия. Однако позже, в связи с обесцениванием алюминия, они, как правило были переоформлены в золото, платину или серебро. Теперь алюминиевые изделия с драгоценными камнями — большая редкость, чаще всего они встречаются в описаниях ювелирных украшений, созданных современниками Бурдонкля.
Для ювелирных изделий из алюминия 1854—1860-х годов характерно сочетание золота и алюминия. При этом золото использовалось в качестве второстепенного металла, соединяющего и укрепляющего основные элементы из алюминия. Браслет работы ювелира Арманда Дифэ — яркий тому пример. Алюминиевые бусины крупных размеров соединены золотой цепочкой, фиксирующей каждую из них. Подвеска с медальоном, выполненная в том же стиле, дополняет композицию.
Поскольку физические и химические качества алюминия поначалу были мало изучены, ювелиры сами придумывали новые техники по работе с ним. Металл легко поддавался различной технической обработке, его мягкость позволяла делать отпечатки любых узоров, наносить рисунки и придавать изделиям любую форму. Постепенно были освоены сплавы алюминия с другими металлами. Алюминий также покрывали золотом, полировали и придавали ему матовые оттенки.
Трудность заключалась в соединении различных частей украшения — припаивание алюминия к алюминию проводили при помощи других металлов. Чтобы избежать подобных трудностей, ювелиры старались применять механические способы — системы цепочек, скрепок, винтовых соединений, иногда накладные элементы из алюминия фиксировались на другом металле. Такие системы соединения отдельных элементов в ювелирных украшениях 1850—1860-х годов — явный признак наличия алюминия в изделии.
Надо отметить, не все ювелиры были готовы проводить эксперименты с таким дорогостоящим материалом. Многие игнорировали новый металл, выжидая, как будут развиваться его производство, коммерция и мода на алюминий. Некоторые знаменитые ювелиры использовали его наравне с другими металлами, применяя старые технологии и выбирая уже известные формы для изделий из алюминия. Узкий круг малоизвестных сегодня мастеров разрабатывал новые формы и ювелирные техники. Эти ювелиры появились в 1860—1870-х годах, когда новый металл, использовавшийся в изготовлении драгоценных ювелирных изделий, стал дешеветь.
Среди таких мастеров видное место занимает парижский ювелир Шарль Генри Виллемонт. До нашего времени сохранились несколько ювелирных изделий, выполненных в 1860-х годах. Сегодня изделия этого мастера находятся в Музее Виктории и Альберта и в частных коллекциях французских и британских ценителей искусства. Все они были идентифицированы по клейму ювелира хранительницей коллекции изделий из металла
Музея декоративного искусства в Париже мадам Эвелин Поссеме. Другие изделия приписываются этому ювелиру на основе анализа форм и гравированного рисунка.
Виллемонт создал особый стиль для украшений из алюминия, его характерными признаками являются несколько массивные округлые формы отдельных элементов композиции, готические растительные мотивы и использование алюминия на фоне позолоченного металла — для создания цветового контраста. Очень часто этот мастер украшал свои изделия оригинальной цепочкой, в которой чередовались звенья из алюминия и золота.
Другой французский ювелир этого периода — Фредерик Юлий Милиш — тоже создал свой стиль, его характерные отличия — декоративные мотивы в форме звезд. Для цветового контраста и соединения отдельных элементов композиции он использовал позолоченное серебро. Алюминиевые кабошоны, оправленные в позолоченные формы, гравированы легкими линиями. Клеймо этого мастера найдено на двух браслетах одной из частных французских коллекций.
Виктор Шапрон, парижский ювелир, демонстрирует иную манеру работы с алюминием. Он так же, как и другие мастера, для контраста сопоставлял алюминий и позолоченное серебро. Как видно на фотографиях двух браслетов, ему свойственны легкая гравировка с цветочным орнаментом и использование гранатов. Отдельные элементы каждого украшения также соединены при помощи позолоченного серебра.
Авторство многих ювелирных изделий из алюминия, сохранившихся до наших дней, остается неизвестным или неподтвержденным. Так, например, в коллекции Жана Плато есть брошь из алюминия в виде бабочки, датируемая ориентировочно 1862-м годом. Анализ клейма показывает, что, вероятнее всего, ее изготовил ювелир Пьер Этьен Лонгпре, однако других сведений, подтверждающих это авторство, сегодня нет. Брошь представляет собой очень сложную для того времени работу, так как отдельные элементы были соединены припаиванием.
Со временем алюминий становится дешевым металлом. Если в 1854—1856 годах 1 кг алюминия стоил около 3 000 старых франков, то в 1859 году его цена снизилась до 300—200 старых франков. А в 1860-х годах 1 кг алюминия продавался уже по цене 100 старых франков. Постепенно он начал выходить из моды, носить украшения из этого металла стало признаком бедности или плохого вкуса. Вероятно, поэтому историю алюминия как драгоценного металла быстро забыли, наступила эра его индустриального применения.
Несмотря на обесценивание алюминия, некоторые знаменитые ювелиры продолжали его использовать. Так, в 1899 году Рене Лалик для актрисы Мадам Бартет создал театральную диадему из алюминия, слоновой кости и гранатов. Выполненная в античном стиле, она украшена сценами из жизни куртизанок, а также стилизованными цветами лотоса. Алюминий был выбран из-за его особой легкости, ибо размеры диадемы были 27x37 см. В настоящее время она хранится в коллекции Музея Ламбинет в Версале.
В 1900 году французский ювелир Леон Колон на универсальной выставке в Париже представил бриллиантовую диадему в форме голубиного пера высотой 15 см. Многочисленные бриллианты этого украшения оправлены в алюминий. Художник хотел добиться особенной легкости головного украшения. К тому же, как подчеркивают источники того времени, цвет алюминия, более матовый и нейтральный, чем другие белые металлы, позволил лучше выделить блеск бриллиантов. Диадеме прочили главный приз, но статус члена жюри не позволил Леону Колону участвовать в конкурсе.
Сегодня ранние изделия из алюминия — большая редкость. Многие из них не пережили обесценивания металла и были заменены золотом, серебром и другими благородными металлами и сплавами. Можно также предположить, что многие хранители музеев и владельцы частных коллекций, не зная истории алюминия, даже не подозревают о его наличии в своих экспонатах. Зачастую и специалисты не имеют представления о том, как отличить алюминий от других металлов.
Тем не менее выявить отличия можно. Помимо анализа и сравнения печатей мастеров существует химический способ идентификации алюминия. Такой анализ не портит внешний вид изделия и не требует отдельной пробы с предмета. Для этого необходимы некоторые познания в области элементарной химии. В первую очередь нужно измерить вес изделия: зная, что алюминий значительно легче других металлов, несложно предположить, что эта легкость — показатель наличия алюминия в анализируемом изделии.
В последнее время алюминий вызывает все больший интерес у специалистов. Он стал темой специальной выставки «Aluminum by design», подготовленной Музеем Карнеги в Питсбурге в 2000 году. Ее экспонаты были собраны из многочисленных музеев и частных коллекций. Выставка побывала в Канаде, США, Англии, Бельгии и Франции. Она помогла приоткрыть некоторые тайны алюминия и представила публике историю металла через предметы искусства и объекты индустриального производства. Во Франции есть Институт истории алюминия при заводе Пешине, мировом лидере по производству алюминия, не так давно выкупленном канадской группой Алкан. Здесь проводятся научные исследования по разным темам, связанным с историей алюминия. Изучение первых ювелирных украшений из алюминия — одно из направлений работы института.
Елена ДОНДИК
Автор статьи выражает особую благодарность господину Жану Плато и Институту по изучению алюминия за предоставленные фотографии и научную поддержку.
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 21 (октябрь 2004), стр.82