Этой весной в Кельне открылись сразу три больших выставки: Westdeutsche Kunst Messe — западногерманская художественная месса, сконцентрировавшая свое внимание на проверенных временем ценностях культуры и искусства, букинистическая ярмарка и выставка современного искусства.
Западногерманская художественная месса (выставка-продажа) в этом году праздновала скромный юбилей — 35 лет со дня основания. На нее съехались более 90 ежегодных участников салопа — антикварные галереи и магазины Германии, Англии, Франции и других стран. По этому же случаю в программу показа были включены две особые выставки. Одна из них была посвящена традиционному африканскому искусству, представленному частными собраниями кёльнских коллекционеров, другая — старинным коврам из турецкой провинцииАнатолия.
«Ну и Африка! Вот так Африка!»
75 тщательно подобранных экспонатов из семи собраний объемно представили многогранную культуру африканского континента. Основная часть экспозиции — маски и статуэтки — от мощных, источающих почти магическую силу скульптур Мали, тщательно выделанных резных фигурок с Берега Слоновой Кости до экспрессивных работ из Нигерии и Конго.
Африканские статуэтки и маски — сувениры, привезенные из путешествий по экзотическим странам, — на протяжении последних трех столетий были непременным атрибутом коллекций раритетов и курьезных вещиц, принадлежащих европейской знати. 11о только в начале XX века такие художники, как 11икассо, Матисс, Вламинк, а позже — экспрессионисты, открыли их настоящую художественную ценность, самобытность, недооцененную ранее эстетическую значимость. Несмотря на то, что для многих современных художников (Ричард Серра, Арман и Георг Базелитц) африканское искусство по-прежнему — неиссякаемый источник вдохновения, объектом пристального внимания коллекционеров оно стало сравнительно недавно. Всплеск интереса к собиранию африканского искусства пришелся на 1980-е годы и, в известной мере, был подготовлен выставкой «Примитивизм в искусстве двадцатого века», прошедшей в Нью-Йорке в Музее современного искусства. Вслед за ней последовали крупные выставки в Кёльне, Дюссельдорфе, Штутгарте и Берлине.
Когда рассматриваешь на выставке это, по сути, чуждое европейскому глазу искусство, невольно ловишь себя на мысли, что не такое уж оно и чуждое — то тут, то гам мелькнет вдруг что-то знакомое, почти родное — поворот головы, вытянутые пропорции, разрез глаз: может быть, Гоген? Бранкузи?..
Почти 100 лет назад один из известных немецких писателей Карл Эйнштейн написал: «Африканское искусство — это ключ к решению проблем в области пластики, орнаментики и живописи», определив тем самым направление творческих исканий не одного поколения скульпторов и художников XX века, а возможно, и XXI.
«Смерть на Ниле»
В остальном месса предлагала антиквариат давно уже ставшего традиционным периода — от Древнего Египта и античности до Второй мировой войны. Галерея «Antike Kunst Gottingen» представила редко встречающийся на антикварном рынке так называемый фаюмский портрет «Женщина с бусами», датированный II веком н.э. Портреты такого типа, по мнению специалистов, являются продолжением традиции живописных портретов, распространенных в республиканском Риме и не сохранившихся до наших дней. Они происходят из Фаюма, что в Нижнем Египте, и представляют собой написанные в технике энкаустики портреты, которые когда-то при захоронении прилагались к мумии умершего. Многие исследователи полагают, что появление фаюмского портрета в определенной степени предворило и подготовило возникновение иконы, став ее непосредственной предтечей. Этим объясняется и то, что наибольший интерес фаюмский портрет вызывает именно у собирателей икон.
Выставленный галереей Готтингема экземпляр был когда-то в коллекции шейха Хашаба из Осыота, что в Среднем Египте. Шейх увлекался египетскими древностями и даже сам участвовал в археологических раскопках. В 1920-х годах его собрание было продано в Америку, а в 1972 году «Женщину с бусами» приобрел немецкий любитель, в коллекции которого она и находилась вплоть до его смерти. Стоимость портрета относится к высшей ценовой категории (точную цену в интересах клиентов просили не указывать).
Objets d'art для дома, для дамы... и для денди
Галерея «Basedau» из Гамбурга в этом году представила замечательную коллекцию «игрушек» для денди: более полусогни старинных элегантных тростей для прогулок во всем их многообразии — с набалдашниками из слоновой кости в форме голов охотничьих собак; лошадиных морд, выполненных из серебра; в виде шаров, украшенных резьбой с изображением бытовых сценок, например, танцев, деревенских посиделок и т.д.
Некогда, на протяжении многих столетий трости, сделанные из дуба, вишневого дерева или бамбука, были важнейшим и неизменным спутником каждого уважавшего себя горожанина, служа одновременно и аксессуаром костюма, и орудием защиты от бродячих собак, уличных попрошаек, разбойников. Еще в 20-х годах XX века по просторам Америки разгуливали герои Чарли Чаплина, поигрывавшие тросточками, а потом как-то незаметно эти предметы исчезли, вышли из моды. Сегодня они — исключительно предмет коллекционирования, оцениваемый от 700 евро.
Средневековая и ренессансная мебель и скульптура были представлены в павильоне Georg Britsch, Бад Шуссенрид. Наряду с многочисленными мадоннами с младенцами и семейными гербами Георг Бриш привез на мессу достаточно редкую скульптуру Св. Георгия, убивающего дракона, вырезанную из липы и датированную 1480 годом. Скульптура — родом из Тироля и, несмотря на почтенный возраст, находится в идеальном состоянии. Ее цена — коммерческая тайна.
Среди всего многообразия наборной и корпусной мебели и предметов декоративно-прикладного искусства, выполненных в стилях от барокко до бидермайера, всеобщее внимание привлекало также Bureau Rognon, с фанеровкой из красного дерева но ели, созданное венскими мастерами в период 1835—1845 годов в стиле второго рококо (24 600 евро), продававшееся от Walter Kunsthandel, Pforzheim.
Элегантные софы эпохи ампира бидермайера можно было приобрести за 9 000 евро и дороже, в зависимости от выбранной покупателем обивки. Платяные и книжные шкафы того периода продавались но цене от 6 000 евро.
Настоящим же событием антикварной мессы и абсолютным ее фаворитом стал дорожный кабинет эпохи Дон Кихота и Санчо Панса — начала XVII века. Этот тип кабинета возник в период Ренессанса и выполнял функции как репрезентативной мебели, так и мебели для путешествий. Образ жизни короля и его вельмож, а также высокопоставленных чиновников европейских государств того времени (в частности, Испании) был полукочевым. Частые переезды из замка в замок, из крепости в крепость, многочисленные и длительные объезды владений были обусловлены особенностями управления королевством и необходимостью контроля за нередко вероломными вассалами, чьи понятия о лояльности к королю имели порой весьма размытые границы.
Все эти факторы и сыграли ту важную роль, которая отводилась представленному на ЗГХМ дорожному кабинету «vargueno» в Испании времен Сервантеса. Даже в походных условиях он подчеркивал особое место своего владельца в социальной иерархии общества, был символом его богатства, власти и могущества. В декоративном решении «vargueno» прослеживаются две основные доминанты. Одна — это основательность, практичность и максимальная строгость внешнего оформления. Другая — поистине неожиданная роскошь внутреннего убранства. Стоит лишь откинуть столешницу, и взору предстает великолепное, богато украшенное бюро, в декоре которого использованы такие редкие и ценные материалы, как слоновая кость, золото, палисандровое дерево. Вероятно, именно эта «двуликость» кабинета, скрытый в нем сюрприз и произвели сильнейшее впечатление на банкира из Берлина г-на Арнольда, путешествовавшего по Кастилии в начале XX века.
Им овладело непреодолимое желание приобрести этот редкий экземпляр, дабы при свете мерцающих свечей удивлять им своих гостей из изысканного берлинского общества. Он дал соответствующее поручение главному экспедитору кайзера Густаву Кнау и в скором времени уже наслаждался испанской диковиной.
Кабинет «vargueno» чудом пережил в Берлине две войны и до сих пор удивляет своим поистине загадочным обаянием. На мессу его выставила мюнхенская фирма «Metz de Benito». Приблизительная его стоимость — 30 000 евро.
Кроме того на выставке была представлена мебель в стилях «ар нуво» и «ар деко». Наиболее интересными, с моей точки зрения, были вещи в стиле модерн, привезенные галереей «Brigantine» из Мюнхена. Упоминания заслуживают шкаф, созданный по эскизу Жозефа Хоффмана, который впервые был продемонстрирован на Всемирной Парижской выставке в 1900 году (55 000 евро); дамский письменный столик красного дерева, спроектированный Генри ван де Вельде в 1902—1903 годах и, судя по сохранившейся фотографии, находившийся в его собственном доме (48 000 евро); кресло, сделанное по рисунку Ричарда 1’имершмидта (13 500 евро).
Берлинская галерея Gethmann выставила на продажу два прекрасных предмета знаменитого французского дизайнера ар нуво Луиса Мажореля — игральный стол за 14 000 евро и ларь из орехового дерева, инкрустированный грушей, вишней и другими видами фруктовых деревьев, декором с мотивами листьев, цветов и плодов — за 17 000 евро.
Наряду с мебелью на антикварной мессе во всем многообразии были показаны вазы и лампы фирмы братьев Дом, Эмиля Галле и братьев Мюллер. Например, одним из самых дорогих светильников была настольная лампа Эмиля Галле «Летучая мышь и ирис», в которой отразилось увлечение художника восточными, а именно — китайскими образами. Ее оценивали в 48 000 евро.
Франц фон Штук, известный широкой публике главным образом своими картинами, а также виллой в Мюнхене, где на постоянной основе проводятся выставки художников и дизайнеров начала XX века, к]Ю.ме живописи представил кубок «Наутилиус» (металл, посеребрение). Это была первая пластическая работа Штука, выполненная в 1883 году. Вещь пронизана духом историзма и вызывает в памяти знаменитые замки романтичного баварского короля: стоящий на черепахе, кажущийся эфемерным и прозрачным благодаря серебряной патине, крылатый эльф в вытянутых руках держит тяжелую раковину, на которой восседает пышнотелый младенец путто. Показанный на мессе экземпляр — повторение оригинальной скульптуры Штука, в 1889—1909 годы входивший в ассортимент знаменитой немецкой мануфактуры WMF. В связи с редкостью предмета цепа, запрошенная за него домом Ron Krausz (Мюнхен), колеблется в пределах 20 000 евро.
Мебель и предметы декоративного искусства стиля ар деко были привезены галереями Denes Szy (Дюссельдорф); Isntan-Fander (Гамбург); Art-deco (Базел) и др. На фоне довольно консервативных экспонатов выставки очень выделялись привезенные базельским антикварным магазином комоды французского дизайнера Мориса Жалло. Они представляли собой предметы весьма необычных габаритов (высота 78 см; ширина 45 см; длина 150 см или, соответственно, 88x48x180 см), выполненные тоже с нетрадиционным сочетанием фанеровки орехового дерева с козьей кожей молочного цвета, которой обтянуты выдвижные ящики комодов. Эти вещи сделаны в 1940 году, в них просматривается сильное влияние ар деко. Приблизительная стоимость комодов 20 000— 24 000 евро.
Любителям ювелирных украшений тоже скучать не пришлось. От обилия диадем, колье, сережек и колец просто разбегались глаза. Бабочки и стрекозы, ослеплявшие бриллиантовым блеском, буквально преследовали посетителей, сопровождая их от одного павильона к другому. Сидя за столиком в кафе, я никак не могла сосредоточиться на меню, которое в моих глазах продолжало мерцать алмазнонефритовым светом, а заказанный бифштекс, с запеченными козьим сыром и овощами, почему-то казался очень похожим на брошь Тиффани с огромным горным хрусталем в обрамлении сапфиров. Кстати, для тех, кто в будущем году собирается заехать на Кёльнский антикварный салон, могу сообщить: ресторан и кафе выставочного комплекса — в меру уютные, и хотя разнообразием блюд не отличаются, цены в них, в отличие от цен экспонатов, вполне приемлемые.
Посетителю, готовому заплатить более 1 000 евро за понравившуюся золотую или серебряную безделушку, был предоставлен широкий выбор. Магазин Boesdorf Fine Art из Дармштадта выставил замечательную коллекцию дизайнерских украшений. Мое внимание, например, привлекла серебряная брошь с овальной вставкой из бирюзы в стиле Глазго, решенная ювелирами мастерской Мюррле, Беннет и К° в традициях геометрической линии модерна (1 500 евро). Забавны были и разнообразные полихромные, расписанные эмалью по слоновой кости подвески в стиле ар нуво, созданные Елизабет Бонте, или же кулоны матового стекла французского художника, работавшего в технике пат-де-вер, Габриэль Аржи-Руссо (от 3 000 евро).
Русское поле
Нельзя не отметить, что достаточно большое место на мессе занимало русское искусство, главным образом иконы. Несколько галерей из Германии и Великобритании — Maria Rutz из Дюссельдорфа, Puch из Дайзенхофена, Mark Gallery из Лондона и другие — в этом году привезли свои коллекции на продажу.
Так, например, павильон Марии Рутц, торгующей иконами уже более 50 лет и издающей ежегодный каталог новых поступлений, украшали 8 икон XVI столетия, 16 икон XVII, несколько — XVIII и более 20 — XIX века. Цены на них варьировались от 300 до 40 000 евро. Подобное количественное соотношение было типичным и для других стендов русского искусства. Фактически у всех вещей было свидетельство об экспертизе.
Mark Gallery на антикварный салоп привезла заслуживающую упоминания икону «Знамение» московской школы (33x28). На ней изображены Христос-Эммануэль с Богоматерью, а в клеймах — в рост Георгий, Иаков, пустынники Макарий и Онуфрий. Икона является списком известной охранительной новгородской иконы XII века и, возможно, была написана в мастерских московского митрополита Макария (1524 — 1564), который и сам занимался иконописью. Икона происходит из коллекции Р.Цайнер-Хенриксена, который в начале 20-х годов ушедшего столетия был советником по торговле в норвежском посольстве в Москве и собрал обширную коллекцию икон. Впервые она была показана в городе Лунд, в Швеции, в 1927 году. Приблизи тельная стоимость иконы — 13 700 евро.
Та же галерея предлагала широкий выбор предметов, украшенных эмалью, конца XIX — начала XX века, решенных в неорусском стиле: чарки, ковши, сундучки, оклады, в том числе — серебряный ковш с многоцветной эмалью, с клеймом Павла Овчинникова (1899—1908) стоимостью 6 750 евро. Миниатюрный серебряный ковш (высотой 7 см), украшенный перегородчатой эмалью, с маркой Фаберже и советским клеймом был выставлен по цене 5 650 евро. Серебряная восьмиугольнаяэмалированная коробочка (5,5x6,5 см), декорированная в духе времени и подписанная Константином Скворцовым, продавалась за 3 220 евро.
Кроме того вещи русского происхождения встречались и в других павильонах, не специализирующихся на русском искусстве. Например, в павильоне Walter Kunsthanclel, Pforzheim красовалась пара жироидолёй 1810 года с мотивом крылатой Ники, стоящей на шаре. Они созданы в России и привезены, по свидетельству хозяина галереи, из Прибалтики.
Лиха беда начало
Так гласит народная мудрость. Да, начинать сложно всегда, во всем и везде, в том числе — и начинать коллекционировать предметы искусства. Еще нет опыта, подводит интуиция, порой не хватает элементарных знаний. В этой связи интересна тенденция кёльнского антикварного салона — стремление привлечь как можно более широкие слои покупателей к коллекционированию и одновременно как-то «подстраховать» новичков. Естественно, что салон, в первую очередь, ориентирован на музеи и частных коллекционеров, располагающих бюджетом, во много раз превышающим средний. И тем не менее уже в течение нескольких лег организаторы ЗГХМ открывают специальный павильон для начинающего собирателя. В нем предлагаются на продажу предметы, не выходящие за рамки 2 500 евро. Наиболее широко представлена графика. Японские гравюры идут от 300 евро за лист. Широшиги — от 750 евро, Хокусай — от 1 500 евро, в зависимости от редкости экземпляра, его качества и степени сохранности. Гравюра Дюрера «Несение креста» продавалась за 1 700 евро. Русские иконы XIX века, например, Богоматерь-троеручница стоила 480 евро, Иоанн-Евангелист — 565 евро, образ Св. Софии можно было приобрести за 900 евро.
В этом же павильоне за 2 500 евро продавался чайный столик из красного дерева эпохи бидермайера, привезенный из самого бидермайерского города мира — Вены. Здесь же за 2 400 евро можно было приобрести и чайный сервиз в духе югендстиля на шесть персон, созданный на мануфактуре Розенталь. Захотелось отдохнуть — пожалуйста, извольте — стульчик, хорошо отреставрированный, вишневого дерева, кстати, стоит всего 750 евро.
Не обошлось, конечно, и без курьезов, как, например, в случае с детской туфелькой для верховой езды XVIII века (почему-то только одной!), происходящей из Португалии, выставленной за 375 евро.
К слову, подобный павильон мог бы стать неплохой идеей и для московского антикварного салона.
Короче говоря, антикварный салон удался. Покупали многие и много — и коллекционеры со стажем, и новички, и музеи, и так называемые случайные покупатели, к категории которых относится и автор статьи. Перефразируя знаменитую фразу Генриха Наваррского, ставшую крылатой, могу смело заверить: Кёльн стоит обедни.
Ольга КИСЕЛЕВА-ЗОННТАГ, Германия
Иллюстрации Предоставлены автором.
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 20 (сентябрь 2004), стр.18