С.И. Калмыков — талантливый и самобытный художник, оставивший богатое и интересное наследие. Но несмотря на это его творчество почти неизвестно и мало изучено.
Творческая биография Сергея Ивановича Калмыкова (1891 —1967) началась в дореволюционные годы. В 1909 году он приехал в Москву, где в течение года посещал художественную школу К.Ф.Юона и подготовительный курс Училища живописи, ваяния и зодчества. Осенью 1910 года художник переехал в Петербург и четыре года учился в частной школе Е.Н.Званцевой, в которой в то время преподавали М. В. Добужи некий, К.С.11етров-Водкин, Л.С.Бакст.
Калмыков принадлежал к тем редким художникам, которых отличает природный изобразительный язык, собственный почерк. 11опав в круг петербургских художников, он, по всей видимости, «уточнил» свой дар и сделал пребывание в искусстве единственным «аргументом и фактом» своего существования. В Алма- Ате, где он провел последнюю треть своей жизни, «каждый камень» знал чудака, одетого в замысловатые одежды, с ящиком красок на плече, говорящего причудливые и восторженные слова о жизни, о себе, об искусстве.
О цельности личности С. И.Калмыкова, жизнь которого была подчинена творчеству, свидетельствует и внешняя канва его биографии. Он, обладатель «степной» фамилии, родился и первые восемь лет своей жизни провел в орнаментально и бытийно разнообразном среднеазиатском городе Самарканде. Потом, до своего отъезда в Москву, жил и учился на родине матери, в степном городе Оренбурге, на месте которого, по преданию, когда-то давно находилась древнейшая столица Азии, город солнца Аркаим. В 1924 году, после столичных странствий, он вернулся в Оренбург сформировавшимся художником и начал работать в городских театре и цирке. В 1935 году его пригласили работать в Алма-Ату, в только что созданный музыкальный театр (ныне Театр оперы и балета им. Абая) на должность художника-постановщика. В этом городе, расположенном в предгорье Алатау и сочетающем в себе дух гор и степей, он прожил до конца своих дней.
Театральный художник, он и жизнь свою строил, как театральную постановку, ощущая себя в центре вселенной и наблюдая смены декораций. Он писал замечательные реалистические пейзажи и портреты. Калмыков смотрит со своих автопортретов взыскующе, словно бы оценивая себя как художника и своих будущих и настоящих зрителей. Художник предвкушал изумление, которое испытает дотошный исследователь, соприкоснувшись с миром его творчества.
А удивиться — есть чему. Реалистические работы — капля в море безудержно щедрого и романтически- возвышенного творчества С.И.Калмыкова, который работал в амплитуде «от самого простого до самого сложного! От точки до самого идеального человека». Он ощущал себя соратником Леонардо да Винчи и уверял в чуть ли не астральном с ним общении. «Академии Леонардо да Винчи» посвящены многие работы Калмыкова. Это одна из тех мифопоэтических «историй», среди которых он существовал и посредством которых являл себя миру.
Художник поистине «витал в облаках», «вне быта и польз», создавая удивительные и изящнейшие композиции, портреты, натюрморты, пейзажи. Он выразительно и раскованно использовал разнообразные техники: масло, тушь, карандаш, темперу, пастель, коллаж. Делал гравированные вещи, писал на обоях, географических картах, старых репродукциях, заполняя их нередко с обеих сторон, любил вводить в изображения мерцающую бронзу, подписывать свои произведения «по-японски»... Во всем чувствовалась рука гения, легким касанием преображающая вещь, формирующая ее каким-то биоморфным, живым, трепетным способом.
Он умер в 1967 году в Алма-Ате, и Казахстанский музей оказался наследником более тысячи его живописных и графических произведений. В Государственном историческом архиве Казахстана хранится множество дневников, набросков литературных произведений, записных книжек, папок с рисунками и гравюрами.
Среди устных рассказов о Калмыкове особенно распространена история про «Красных коней» (его живописная работа небольшого формата 1911 года), которых К.С.Петров-Водкин оценил как написанных «точно молодым японцем». Эта история зиждется на дневниковых записях самого Калмыкова, утверждавшего, что прототип юноши, которого изобразил на своей картине «Красный конь» 1912 года «милейший Кузьма Сергеевич», — это некто иной, как сам Калмыков, в ту пору молодой двадцатилетний студент. Кто знает? Исследователи находят черты сходства водкипского юноши с автопортретом Калмыкова 1915 года. Рассматривая же работы художника на выставке в Русском музее, приходишь к определенному выводу: безусловно, Сергей Иванович Калмыков — наследник традиций «серебряного века» и по духу, и по стилю своих произведений, изысканных, наделенных романтической щедростью воображения их создателя.
Тамара ЧУДИНОВСКАЯ
Иллюстрации предоставлены автором.