В последних числах октября 1913 года в канцелярию столичного градоначальника поступило заявление с просьбой разрешить издание нового журнала. Вскоре проситель получил следующий документ:
«СВИДЕТЕЛЬСТВО № 4186.
Выдано от С.-Петербургского Градоначальника на основании п. 17 прилож(ения) к ст ( атье) 114 Уст ( ава ) о Ценз (уре ) и печ(ати) (по положению 1906 г.) на выпуск в свет в г. С.Петербурге журнала «Столица и усадьба» по следующей программе: 1) очерки современной жизни и прошлого; 2) спорт, охота, балы, приемы; 3) коллекционерство; 4) критика; 5) искусство; 6) хроника; 7) отчеты о новых изданиях, выставках; 8) иллюстрации.
Срок выхода в свет двухнедельный.
Подписная цена: с пересылкой на 1 год 11 р. 50 к., в провинцию 12 р. 50 к. Издатель: Владимир Пименович Крымов. Местожительство:
Каменноостровский пр., д. № 59 Ответственный редактор: он же.
Издание будет печататься в типографии Голике и Вильборг.
Гербовый сбор уплачен.
С.-Петербург 4 ноября 4 дня 1913 года».
Редактор-издатель нового журнала Владимир Пименович Крымов родился в Динабурге Витебской губернии в 1878 году, в семье старообрядцев, окончил Двинское реальное училище, затем — Московский сельскохозяйственный институт, работал в Сибири и на Урале, в 1908 году переехал на Украину, в 1909 году выпустил первый сборник рассказов. Всего им опубликовано более тридцати книг. Он был популярным беллетристом, особенно в эмигрантской среде 1930-х годов, но никто из серьезных критиков писателем его не называл. Через год после выхода своей первой книжки Крымов перебрался в Петербург. К тому времени, благодаря публикациям в солидной периодике многочисленных очерков о его путешествиях по Европе и Америке, он стал известным журналистом. В столице Владимир Пименович принял приглашение сотрудничать в суворинском «Новом времени» и вскоре сделался его коммерческим директором, но журналистику не оставил. Она помогала ему упрочить известность, приобрести знакомства и завязать прочные связи в московской и петербургской аристократической среде.
Тяга к светским развлечениям, путешествиям, аполитичность натолкнули Владимира Пименовича на мысль об издании журнала, отображающего жизнь аристократов, богатых предпринимателей, артистической и художественной богемы. Журнал «Столица и усадьба» выходил в Петербурге с 1913 по 1917 год и имел подзаголовок: «журнал красивой жизни». Всего вышло девяносто номеров, 72 из которых — в мягких обложках. Книжки объемом 24 — 32 страницы, форматом 33,5x25,5 см печатались на превосходной мелованной бумаге в типографии известного полиграфиста Б.Г.Скамони. Журнал издавался тиражом до 1500 экземпляров, его комплекты почти не сохранились, некоторые номера изымались после революции, для рядового читателя он недоступен. Качество иллюстраций, оформление, полиграфическое исполнение — безупречны.
В начале XX столетия русская периодика дала такие замечательные образцы, как «Мир искусства», «Золотое руно», «Аполлон», «Старые годы», «Русский библиофил», «Русская старина», «Русский архив» и другие. Многие из перечисленных изданий — украшение не только русской, но и мировой культуры, они переросли своих западных предшественников, возвысились над национальной и государственной принадлежностью. Увы, при самой восторженносубъективной оценке журнал «Столица и усадьба» не может быть причислен к выдающимся образцам русской периодики. В пору своего выхода он считался вполне ординарным и даже банальным. Но для нас, знающих о событиях, которые потрясли Россию после прекращения его издания, этот журнал чрезвычайно интересен и поучителен. Хотя и несколько односторонне, «Столица и усадьба» весьма удачно и полно запечатлела время, в которое она выходила. Если бы потребовалось дать предельно краткую характеристику содержания этого журнала, то ее, наверное, следовало бы сформулировать так: истребленная Россия.
В журнале постоянно сотрудничали крупные искусствоведы, литераторы, журналисты, художники: Н.Я.Агнивцев, В.Я.Адарюков, С.А.Андреевский, Ю.Д.Беляев, Е.М.Браудо, Д.И. Бразуль, В.А.Верещагин, Н.Н. Вран гель, В.Н.Всеволодский-Гернгросс, В.Н.Денисов, Н.В.Дризен, Л.А.Иванов, В. В. Каплуновский, А.Я.Левинсон, Н.О.Лернер, Г.К.Лукомский, П.О.Морозов, А.А.Плещеев, П.Н.Столпянский, Л.Л.Толстой, П.Д. Эттингер, Анисфельд, А.Н.Бенуа. К оформлению журнала Крымов привлек лучших петербургских фотографов А.Н.Полякова, Я.В.Штейнберга, популярных в то время художников — С. А. Виноградова, Е.А.Киселеву, С.П.Лодыги на и других.
Редактор-издатель журнала «Столица и усадьба», определяя его задачи, писал: «Все газеты ведут хронику несчастных случаев, никто не пишет о счастливых моментах жизни.
Жизнь полна плохого, печального гораздо больше, чем веселого, но есть же и хорошее, красивое; об этой красивой жизни писать не принято...
У нас печатают портрет интересного человека, его дом, его изящные вещи, пишут об укладе его жизни только тогда, когда он умер, попадает в крушение поезда или в судебный процесс Еще такое право дает выступление в общественных делах, но не все же интересные люди работают в этой области, есть и другие.
Заграничная печать, особенно в стране самой совершенной культуры, в Англии, давно уже отступила от этого принципа. В английских газетах пишут не только некрологи, пишут также о радостном рождении, о балах, охотах и т.д.
Радостного так мало в жизни, что его, казалось бы, надо подчеркивать, как можно больше говорить о нем. Недавнее русской усадьбы, с ее своеобразной жизнью, уходит в прошлое. Меняется быстро и жизнь города, многое становится лучше, а иного жаль... Сколько погибло уже произведений искусства, вдохновения, человеческой мысли, благородных традиций, красивой старины в тех старых усадьбах, в домах, даже в отдельных предметах, которые разрушены уже временем или самим человеком.
Красивая жизнь доступна не всем, но она все-таки существует, она создает те особые ценности, которые станут когда-нибудь общим достоянием. Хотелось бы запечатлеть эти черточки русской жизни в прошлом, рисовать постепенно картину того, что есть сейчас, что осталось, как видоизменяется, подчеркнуть красивое в настоящем.
Эту задачу ставит себе редакция.
Всякая политика, партийность, классовая рознь будут абсолютно чужды журналу».
Номера журнала «Столица и усадьба» не имели единообразного построения, как, например, «Старые годы» или «Русский библиофил», в них не было постоянно повторявшихся, строго определенных разделов, но были часто встречающиеся рубрики: «Усадьба в прошлом и настоящем», «Художественные выставки в Петербурге», «В зрительном зале», «Туризм», «Старый Петербурр>, «Спорт и коневодство», «Петербург во время войны» и другие. Каждый номер журнала содержит интереснейшие, богато иллюстрированные статьи, посвященные истории строительства и архитектуре столичных особняков и усадебных домов, их владельцам, хронике светской жизни, включая описание балов, драматических и балетных спектаклей, поставленных в империторских и дворцовых театрах, спортивным соревнованиям, вернисажам, бракосочетаниям известных аристократов, некоторым подробностям жизни членов царской фамилии и дипломатического корпуса; материалы, относящиеся к истории строительства Петербурга, литературе, искусству. Множество статей рассказывает о коллекционировании, геральдике, истории русского театра, коневодстве, разведении породистых собак и кошек.
В журнале с разной степенью подробности описаны и изображены на репродукциях с натурных фотоснимков сто двадцать шесть имений и сорок шесть столичных дворцов. Абсолютное большинство усадебных построек и парковых ансамблей стерто с лица земли или перестроено до неузнаваемости. Интерьеры столичных дворцов практически не сохранились. Избежало уничтожения убранство внутренних помещений Зимнего дворца, дворца Юсуповых на набережной Мойки, дворца великого князя Владимира Александровича на Дворцовой набережной, особняка Половцевых на Большой Морской и еще двух-трех. Абсолютное большинство интерьеров петербургских зданий погибло, и среди них — невосстановимые шедевры.
Журнал «Столица и усадьба» позволяет получить представление об убранстве и редкостных предметах прикладного искусства, принадлежавших дворянским фамилиям, предпринимателям, крупнейшим коллекционерам. На его страницах опубликованы уникальные материалы, которых нигде больше не увидишь. В комплекте журнала воспроизведено около трех с половиной тысяч фотографий с сотнями интерьеров, несколько тысяч портретов. Очень интересны публикации текстов и фотографии, посвященные дипломатическому корпусу, гостиницам, ресторанам, клубам, банкам, театральным помещениям, спортивным залам.
Последние двенадцать номеров журнала редактировал известный литературовед Николай Осипович Лернер (1877-1934).
Он начал сотрудничать со «Столицей и усадьбой» в декабре 1915 года. С его приходом в журнале появилось несколько серьезных авторов. Сразу же увеличилось количество литературоведческих публикаций.
Внешне- и внутриполитические события не отражались на содержании журнала. Даже начало Первой мировой войны прошло в нем почти незамеченным. Лишь три месяца спустя со страниц журнала впервые повеяло войной: возник новый раздел, в котором публиковались фотографии, запечатлевшие помощь аристократов фронту. По определению чиновников Петербургского комитета по делам печати, журнал «Столица и усадьба» политических пристрастий не проявлял никогда. Однако несмотря на это журнал подвергался цензурным преследованиям: сначала из-за опубликованных в нем воспоминаний генерала от кавалерии А.А.Ломачевского, бывшего директора Красносельского театра, в которых он упомянул о нежных чувствах великого князя Николая Николаевича к танцовщице Е.Г.Числовой, затем журнал опубликовал фотографию скульптуры обнаженной девушки с подписью: «Скульптура с великой княгини Марии Николаевны, дочери императора Николая I» (следовало же напечатать: «Собственность великой княгини Марии Николаевны...»).
Последнее цензурное преследование Крымова началось 29 ноября 1916 года. В № 70 журнала был опубликован рассказ о любовной истории великого князя Алексея Александровича (1850—1908) и дочери поэта В.А.Жуковского, закончившейся трагически для обоих.
После Февральской революции, в первых числах марта 1917 года, Крымов перевел весь свой капитал в Швецию и через Японию отправился в длительное кругосветное путешествие, сообщив об этом читателям журнала и назначив вместо себя Н.О.Лернера.
Последний номер журнала «Столица и усадьба» вышел 30 сентября 1917 года. Интереса к «красивой жизни» в России сильно поубавилось.
Пропутешествовав около трех лет, побывав в Америке и Африке, Крымов в 1920 году прибыл в Европу и в начале 1921 года обосновался в Берлине, где некоторое время был владельцем и редактором газеты «Голос России». С приходом к власти фашистов Владимир Пименович перебрался во Францию и поселился на собственной вилле на берегу Сены, в пригороде Парижа Шату. Владимир Пименович Крымов скончался в преклонном возрасте в 1968 году.
Перелистайте журнал, детище В.П.Крымова, трудолюбивого литератора, жизнелюба, и перед вашим взором проплывут картины безвозвратно ушедшей России, утраченной усадебной культуры, интерьеры столичных особняков и прекрасные лица их обитателей...
Материал предоставлен магазином «Академкнига»