Согласно античным источникам, еще в глубокой древности люди стремились улучшить зрение. Сенека отмечал, что очень мелкое письмо кажется более крупным и различимым, если смотреть на него через стеклянный сосуд, наполненный водой, а Нерон наблюдал за боем гладиаторов через изумруд.
Ныне очки — вещь хорошо известная всем, однако не каждый сможет сразу ответить на вопрос, к какому классу предметов они относятся. С одной стороны, очки — своего рода протез, восполняющий физический недостаток человека. С другой — один из модных аксессуаров. Очки очень заметны на лице и, как правило, в первую очередь привлекают внимание окружающих. Поэтому такие вопросы, как их соответствие зрению и удобство ношения, непременно должны рассматриваться в сочетании с их формой и дизайном.
Эти главные качества — практическая польза и красота — в большей или меньшей степени соблюдали на протяжении всей истории существования очков. К сожалению, документальных свидетельств этого сохранилось очень мало. Может показаться парадоксальным, но неизвестно даже имя изобретателя очков. Был ли это Бернар де Гондон, врач из Монпелье, или флорентиец Сальвино д’Армати? Называют также имена монаха Александра Спина и знаменитого ученого Роджера Бэкона. Поскольку все они жили в конце XIII столетия, можно с достаточной долей уверенности предположить, что и очки появились в то же время — примерно около 1280 года.
В XI веке, до появления очков, в обиходе люди пользовались лупой. Для исправления дефектов зрения необходимо было соединить две лупы. Изобрели очки, скорее всего, случайно, так как свойства глаза — как оптического аппарата — были открыты Кеплером (1571 — 1630) гораздо позже. Делали их, в основном, в Венеции и Южной Германии. Первые очки были складные. В XV веке их стали производить в стабильной оправе — так было удобнее удерживать их в руке. Вскоре догадались закреплять очки за ушами с помощью ленты или веревки.
Очки стоили дорого, считались одним из признаков богатства и придавали своему обладателю определенный социальный вес. Так, «очки большие гладкие в оправе из черного рога» были упомянуты в инвентаре Карла VI в 1399 году. В описи имущества герцога Бургундского в 1401 году их упомянули, уже уточнив — в золотой оправе. В Испании в XVII веке ношение очков свидетельствовало о принадлежности к аристократии. Интересно, что размер очков подчеркивал богатство их обладателя.
Сначала очки носили только дальнозоркие люди. В XVI же веке ими стали пользоваться и близорукие. В течение этого столетия появились новые материалы для оправы — китовый ус, железная проволока и проволока из латуни сделали очки более изящными и привлекательными. В XVII веке у очков появились длинные концы, идущие вверх под чепец или парик, которые их удерживали в нужном положении.
Дужки очков были изобретены только в XVIII веке. Но сначала они не были загнутыми, как у современных: дужки были маленькими и завершались тампонами, обтянутыми бархатом, которые накладывались на виски. В таких очках изображен германским живописцем Августом Крафтом (1798 — 1829) судья Якоб Вильдер в 1819 году.
Следующим новшеством было внедрение пружинящих материалов для изготовления дужек: эффект упругости позволил, наконец, поместить их на теперешнее I место — за уши.
Постепенно очки стали носить для защиты от пыли и даже... от чумы — считалось, что страшная болезнь может передаваться взглядом. В Венеции в XVIII веке использовали особые очки, названные «гондола», они предохраняли глаза от блеска солнечного света, отраженного от водной поверхности. Это были, можно сказать, предшественники солнцезащитных очков. В XIX столетии в Англии стали носить очки с овальными стеклами — они лучше сочетались с пропорциями человеческого лица. Вскоре они появились и в других европейских странах.
В России первое упоминание об очках относится к первой половине XVII века, а изготавливать очки с заушниками начали около середины XVIII века. В «Описи платья и всякой казны времени царей Федора Ив., Бориса Годунова, Василия Шуйского» отмечено: «145 г. ноября 28, принес из хором стольник князь Никита Иванович Адоевский двои очки во влагалищах в серебряных, на одном влагалище подписано: «очки князь Олексея Васильевича Приимкова Ростовского», да на одной стороне клейма два льва, а на другой стороне инрог со змием деретца; у других очков у влагалища по сторонам резаны в травах птицы. И 145 г. декабря в 1 день одними очками государь пожаловал духовника своего протопопа Никиту, а другие очки взял государь себе в хоромы, приказал записать Иван Михайлович Аничков». (И. Забелин. Домашний быт русских царей в XVI—XVII ст. Москва, 1895 г., с. 702).
Экономист И.Т.Посошков (1652—1726), заботясь о развитии отечественной промышленности, в «Книге о скудости и богатстве» (1724) резко высказался против ввоза иностранных изделий из стекла: «А кои у нас на Руси обретаются вещи, яко же ... стеклянная посуда, зеркалы, очки.., то всем тем надобно управляться нам своим, а у иноземцев отнюдь бы никаковых тех вещей на полцены не покупать».
Начиная с XVIII века стали изобретать новые формы оправ для оптических стекол, чтобы облегчить пользование ими. Так появился и вошел в обиход лорнет (фр. lornette — бинокль) — аристократический вариант очков без дужек, с ручкой. Лорнет носили на цепочке, узкой ленте или на шнурке. Слабовидящий человек мог теперь использовать оптические стекла лишь по мере необходимости. В эпоху рококо высоко ценилось искусство обращения с лорнетом, умение «лорнировать» — разглядывать кого-либо или что-либо с продуманным настроением, например, нарочито небрежно или пристально. Из-за этого лорнетом стали пользоваться вне зависимости от состояния зрения. Он превратился в модный аксессуар, подчеркивавший принадлежность к высшему обществу.
Лорнет был в большой моде и при русском дворе времен Екатерины II, о чем свидетельствуют выдержки из дневника Семена Парошина, воспитателя наследника престола: «20 октября. Пошли потом в комедию. Его Высочество во время комедии с ним только (с гр. Шереметевым) и со мною проговорить изволил. Особливо шутили мы, что великого князя любезная очень часто в лорнет на него поглядывала. А мы и без лорнета, не спуская глаз туда смотрели, так что и Ее Величество из своей ложи приметить изволила.» (Дмитрий Кобеко. Цесаревич Павел Петрович (1754—1796). СПб, «Лига плюс». 2001 г., с. 36 — 37). Интересная история, связанная с историческим визитом во Францию Павла и его супруги под именами графа и графини Северных, сохранилась в воспоминаниях современника: «20-го числа граф и графиня представлялись их величествам и королевской фамилии... Графиня точно так же осталась довольна королевою. В первое ея посещение, ее величество сказала ей: «Мне кажется, графиня, что у нас с вами одинаковый недостаток, близорукость; против него у меня вделана в веер лорнетка; поглядите, по глазам ли она вам будет?» Тотчас же приносят богатейший веер, украшенный бриллиантами. Августейшая гостья примеряет лорнетку к своим глазам и находит ее превосходною». «Это меня очень радует, — говорит королева, — так я прошу вас оставить ее у себя». — «Охотно принимаю ее, — отвечает графиня, — таким образом я еще лучше увижу Ваше Величество». (Записки Башомона. Цесаревич Павел Петрович во Франции. Русская старина, СПб, 1882 г., кн. 11, с. 325). Дальнейшая судьба подарка французской королевы, к сожалению, неизвестна. В музейных и в частных коллекциях довольно редко встречаются веера, снабженные оптическими стеклами, вмонтированными в их оправу. Так, в Музее изящных искусств в Бостоне (США) хранится миниатюрный веер круглой формы, так называемый «cockade», (Франция, ок. 1800 г.), в центр которого вставлено оптическое стекло.
Лорнеты были популярны и в начале XIX века. Характерную зарисовку дает в статье о женской моде Александровского времени В.А.Верещагин: «Да разве ты слеп?» — спрашивает дядюшка племянника, платя за оправленный в золото лорнет. — «Напротив, — отвечает племянник, — я очень хорошо вижу. Но учтивость и тон модного света не позволяют смотреть на дам простыми глазами на гуляниях и на собрании. Непременно должно надеть себе на нос этот крючок с двумя стеклами. Это довольно беспокойно, но что делать, мода требует» (В.А.Верещагин. Женские моды Александровского времени. Старые годы. 1908 г. Сентябрь).
В тот период в Европе утвердилась мода на женские платья покроя «а I’antique", то есть на манер античных одежд. «Женщины начали носить платья без рукавов, легкие "peplums a la romain". Они старались, по возможности, быть похожими на античные статуи и, по возможности, быть обнаженными» (А.Фолькерзам. Ювелирные изделия времен Александра I. Старые годы. 1908 г. Сентябрь). Платья, сшитые из тонких полупрозрачных тканей, струились вокруг женского тела, обрисовывая все его формы. Такие фасоны не предполагали наличие карманов, и все необходимое женщина должна была носить в миниатюрной сумочке-мешочке, так называемом ридикюле. Поэтому и все предметы стали приобретать минимальные размеры. Для того чтобы уменьшить лорнет, его начали делать складным. При этом его оправа легко превращалась в удобную ручку. Оправы лорнетов были с богатой ювелирной отделкой.
Лорнет в числе модных аксессуаров сохранял свои позиции в течение всего XIX века. Его форма и отделка менялись в соответствии с общим направлением развития стиля в искусстве. Ближе всего их декор был связан с такими отраслями декоративно-прикладного искусства, как ювелирное дело и мелкая пластика. В 1900— 1910-х годах, в период, известный в европейских странах под названием «Belle Epoque», мода на лорнеты с длинными ручками делала еще более соблазнительными светских львиц и дам полусвета, стремившихся во всем им подражать. Лорнеты того времени декорированы в стиле модерн. Их оправы, выполненные из металла или панциря черепахи, украшали рельефными изображениями стилизованных ирисов, маков и орхидей. Даже недорогие изделия тех лет отмечены утонченностью образного решения. Одна из основных задач творцов нового стиля — придать бытовым вещам художественную выразительность — увенчалась несомненным успехом.
С 1920 года стало модным оформлять очки толстыми оправами из панциря черепахи, которые в более дешевых вариантах заменяли имитациями из бакелита, галалита и целлулоида. Начали использовать и никель. Однако лорнет вскоре все же вышел из употребления и превратился в атрибут прошлого.
Наряду с лорнетом в XIX — начале XX века использовали монокль — круглое оптическое стекло для одного глаза, которое вставляли в глазную впадину и зажимали надбровной дугой. Это, по существу, та же лупа, с помощью которой в XVII—XVIII веках рассматривали миниатюры. Она и называлась моноклем, тогда же возникла мода вставлять в глаз кусок стекла. Его иногда вешали на шнурке, вставляли в золотую оправу или носили без оправы. Французский аристократ граф де Бофмон носил монокль на полях своей шляпы. Были также и четырехугольные монокли. В свете придавали большое значение умению обращаться с моноклем. Он всегда считался предметом роскоши. В XIX — начале XX века монокль был популярен у дипломатов и офицеров. Прусские и германские аристократы были особенно ему привержены. Последний раз монокль появился в обиходе после Первой мировой войны. Сегодня он полностью исчез из употребления.
Еще одна разновидность очков, которая появилась в середине XIX века, была в моде до конца столетия и тоже вышла из употребления после Первой мировой войны — это пенсне, очки без заушных дужек, держащиеся на носу только с помощью пружины, зажимающей переносицу. Их оправа была особенно тонкой и легкой. Пенсне в свое время пользовались большим успехом, так как были менее заметны, чем обычные очки.
В 1825 году парижские газеты отметили такое событие, как появление театральных биноклей. Их форма была изящной, а отделка отличалась разнообразием. Чаще всего на антикварном рынке встречаются бинокли, облицованные перламутром, иногда покрытым орнаментальной гравировкой. Более нарядные бинокли украшены расписными эмалями и накладками из драгоценных металлов со вставками из драгоценных и полудрагоценных камней. Известны примеры соединения театральных биноклей с веерами, без которых светская дама не могла появиться на представлении. В парижском Музее Гальера представлен веер работы известной веерной фирмы Дювельруа, совмещенный с театральным биноклем. В архивах Дювельруа хранится подписанный контракт с фабрикантом оптических приборов М. Баль-беком о поставке театральных биноклей, лорнетов и пенсне. Позже эти оптические приборы встраивали в роскошные веера. Насколько это было удобно для использования, сказать трудно. Можно лишь предположить, что такое соединение было недостаточно прочным, поскольку оправу веера обычно делали из довольно хрупких материалов: тонких пластин перламутра, костей и черепах, а экран — из полупрозрачных тканей типа газа. И тяжелый бинокль легко мог повредить весь предмет. Во всяком случае, такое суждение справедливо, если учесть, что вееры с театральными биноклями на антикварном рынке и в известных собраниях встречаются редко.
В XIX столетии, в связи с заметным улучшением дорог и появлением новых видов транспорта, стал бурно развиваться туризм. Страсть к путешествиям охватила представителей обеспеченных социальных слоев. В это время начали изготавливать подзорные трубы для дам, с помощью которых они могли бы любоваться морскими далями и горными пейзажами. Такие оптические приборы делали небольшими по размеру, оправляли перламутром и другими благородными материалами, так же, как театральные бинокли.
Как известно, в том же XIX веке интенсивно развивалась промышленность. Наряду с очками, служившими для лучшего видения предметов, в тот период появились особые защитные очки, необходимые при работе, к примеру, с чрезмерным запылением. В «Ежегоднике общества архитекторов-художников» за 1906 год фабрикант оптических и физических приборов, оптик-механик Иван Яковлевич Урлауб поместил рекламу «новейших защитных очков для работающих на фабриках, заводах, в лабораториях и шахтах. Все существующие русские и иностранные типы. Иллюстрированные каталоги защищающих очков высылаются безвозмездно фабрикам и заводам, а также гг. инженерам, техникам, врачам. СПб, Морская, 27. Фирма существует с 1877 г.». Защитные очки не были художественно оформлены, но, тем не менее, сегодня они — интересный объект коллекционирования. Недаром вместе с другими приборами и инструментами второй половины XIX — начала XX века они не так давно вызвали бум на английском антикварном рынке.
С распространением спорта в XX веке в моду вошли солнцезащитные очки, они стали непременным аксессуаром летней одежды элегантной женщины и стильного мужчины.
Вплоть до самого конца XVIII столетия очки продавали торговцы галантереей и безделушками, которые странствовали от деревни к деревне как коробейники. В 1770 году они организовали своего рода корпорацию под названием «Компания продавцов зеркал и оптики». С этого момента появились специализированные магазины. В России в XIX веке тоже работало множество отечественных и зарубежных магазинов, продававших очки и их разновидности. Одна из наиболее крупных фирм принадлежала И.Э.Мильку — обладателю почетного титула «Оптик двора Его Величества». Фирма была основана в 1840 году, а в 1911 году у нее уже было три магазина в центре Петербурга: на Морской, 35, Невском, 46 и Литейном, 43.
Формы очков постоянно трансформировались, поскольку для изготовления оправ использовали все новые и новые материалы. Очки стали настоящим украшением, дополняющим и подчеркивающим индивидуальность своего обладателя.
Производители оптики превратились в подлинных творцов.
Во второй половине 1940-х годов парижский оптик Пьер Марли был признан первым «кутюрье» очков. Он создавал их по заказам прославленных модельеров для знаменитостей той эпохи: Брижитт Бардо, Одри Хёпберн, Софи Лорен, Джонни Холидея. Король Бельгии Бодуэн и президент Франции Валери Жискар д’Эстен тоже были его клиентами. Пьер Марли — не только автор очков, но и их крупнейший коллекционер. В центре Парижа, неподалеку от Дувра, на улице Риволи открыт единственный в своем роде Музей очков, где представлено его собрание, насчитывающее более трех тысяч предметов. Экспозиция рассказывает не столько о развитии оптической науки, сколько о художественном оформлении очков, лорнетов, моноклей и т.д.
При коллекционировании очков и их разновидностей обязательно следует обращать внимание и на их футляры, встречающиеся редко и представляющие подчас художественную ценность. Стиль отделки футляров изменялся в русле изменений эстетических вкусов. Так, в первой четверти позапрошлого века, когда в России наблюдался расцвет производства изделий из мельчайшего бисера, футляры сплошь покрывала полихромная бисерная работа с изображением цветов и классических орнаментов. В эпоху модерна предпочитали футляры из серебра, украшая их рельефами, чеканкой, чернением, гравировкой, цветными эмалями и драгоценными камнями. В разные периоды для облицовки футляров использовали перламутр, панцирь черепахи, кожу акулы и крокодила.
История очков отражена и в изобразительном искусстве, прежде всего — в портретном жанре. Вплоть до эпохи романтизма, когда проявлениям индивидуальности стали придавать больше значения, чем прежде, изображение человека в очках было не таким частым. Люди, даже постоянно носившие очки, позируя художнику, их снимали. Есть всего несколько портретов кисти старых мастеров, запечатлевших людей в очках.
В XIX веке в изобразительном искусстве европейских стран углубляется развитие реализма с некоторым оттенком натурализма и бытописательства. То, что казалось ранее неизящным, лишенным романтики, получило эстетическое одобрение и вошло в круг сюжетов, достойных воплощения. Портретисты и авторы жанровых картин стали стремиться к более точной передаче деталей. Благодаря новому подходу в трактовке образа, очки, пенсне, монокли и лорнеты появились не только на полотнах живописцев, но и воплотились в скульптуре, что было гораздо сложнее. Надо заметить, что в то время, как старые мастера изображали людей в очках, используя их для дополнительной характеристики модели, в конце XIX — начале XX века очки получили самостоятельное выразительное значение, как, например, на акварельном портрете художественного критика К.А.Сюн-нерберга — «Человек в очках» — работы М.Добужинского. Художник подчеркнул отчужденность своего героя, прежде всего с помощью композиции, изобразив его стоящим спиной к окну, в то время как очки делают неуловимым его взгляд и словно скрывают его внутренний мир от зрителя.
В нынешнем веке очки не утратили своих позиций среди других модных аксессуаров. Наоборот, современные дизайнеры каждый сезон предлагают все новые и новые модели очков, а коллекционеры все больше и больше обращают внимание на очки и их производные.
Наталья ВЕРШИНИНА
Иллюстрации предоставлены автором.
Антиквариат Предметы искусства и коллекционирования №1-2 (14) январь-февраль 2004 стр.96