и другие стеклографированные издания Алексея Крученых
Из племени неукрощенных из роду несокрушенных остался — один Крученых. С. "Кирсанов
Творчество поэта и издателя Алексея Крученых (1886—1968) — неотъемлемая часть русского футуризма и литературного авангарда. Книги, написанные и изданные им, привлекают внимание своим оформлением, а также нетрадиционными видами печати. Наряду с типографской печатью Крученых использовал гектограф, линогравюру, коллаж, литографию, стеклограф. Применение подобных технологий можно объяснить не только их дешевизной и доступностью, но и, главным образом, желанием поэта-футуриста быстрее донести до читателя свои стихи и теоретические разработки.
Издательскую деятельность Крученых можно разделить на несколько периодов, исходя из тех видов печати, которые он использовал. В начале 1910-х годов он издавал преимущественно литографированные книги; в период пребывания на Кавказе (1914 —1920) им выпущено более полусотни рукописных книг, размноженных на гектографе. Возвратясь в Москву, он выпускает книги в издательствах Московской ассоциации футуристов, Всероссийского союза поэтов и др. В 1928 году 3-е издание его книги «Приемы ленинской речи» становится последней авторской книгой, отпечатанной в типографии. С этого времени и до середины 1930-х годов Крученых использует стеклопечать. Позже начинается «альбомный» период его творчества, продолжавшийся до самой смерти поэта.
Стеклография - способ тиражирования рукописного или машинописного текста и различных изображений. Главное внимание уделяется подготовке оригинала. Рукопись и рисунки наносятся на бумагу стеклографическими чернилами, а машинописный оригинал печатается на пишущей машинке с применением специальной стеклографической ленты. Заполненный лист накладывается на загрунтованное рабочее стекло лицевой стороной вниз и закрепляется сверху. Время нахождения на загрунтованном стекле под нажимным стеклом называется «выдержкой», во время которой текст «переводится» на стекло. Затем получившееся клише покрывается специальным реактивом и закатывается краской. В результате химической реакции пробельные места становятся невосприимчивыми к краске. Чистый лист накладывается на готовое клише и прокатывается валиком. С одного клише, по разным данным, можно напечатать от 100 до 1000 экземпляров.
Стеклография — относительно недорогой способ тиражирования, не требующий сложного оборудования, однако при подготовке оригинала и в процессе выдержки необходимо точное соблюдение технологии для получения качественного оттиска.
В 1920—1930-е годы стеклопечать использовали преимущественно в технической сфере, а также для размножения лекций и научных трудов в вузах и научно-исследовательских институтах. С большой долей уверенности можно утверждать, что Крученых — единственный из деятелей культуры, широко использовавший этот способ для тиражирования своих произведений. Из аналогов хорошо известно лишь одно издание — каталог выставки В.Маяковского «20 лет работы» (М., 1930).
По всей видимости, Крученых привлекла доступность изготовления книг этим способом. Эволюция редакционно-издательских и полиграфических процессов привела к тому, что производство книги могло быть перенесено за пределы типографии. Важно и то, что стеклографированные книги продолжали традицию «самописных», литографированных футуристических книг. Рукописные оригиналы стеклографированных книг по большей части создавали сам Крученых или его соавторы — литераторы и художники. Техника стеклографии позволяет сохранить естественную непосредственность почерка автора и композиционное единство текста и рисунка на плоскости листа. Футуристы придавали большое значение особенностям почерка для понимания литературного произведения. В 1913 году Крученых и Хлебников в декларации «Буква как таковая» писали: «<...> почерк, своеобразно измененный настроением, передает это настроение читателю независимо от слов <...> Вещь, переписанная кем-либо другим или самим творцом, но не переживающим во время переписи себя, утрачивает все те свои чары, которые снабдил ее почерк в час грозной вьюги вдохновения».
В «стеклографический» период своей творческой деятельности Крученых выступал не только как поэт, но и как библиограф, коллекционер, составитель и инициатор выпусков коллективных сборников.
«Ирониада» и «Рубиниада» стали последними изданными поэмами Крученых. По мнению Н.Харджиева, это — «лучшие образцы любовной лирики Крученых, перекликающиеся с поэмой Маяковского «Облако в штанах». Героиней поэм была знакомая поэта Ирина Смирнова, которой он впоследствии посвятил еще несколько рукописных поэтических сборников.
Стихам, ставшим завершением поэтической деятельности Крученых, присущи изменение ритма, большая эмоциональность и динамизм. «Изощренность и новизна текста, ирония к существующему, заплывшему мещанством и тухлой чувственностью, введение новых интересов, ритма и словаря — вот задача для поэта», — писал Крученых во вступлении к «Ирониаде»; он подчеркивал также, что «настоящая книга возможна лишь в «дискуссионном порядке», а потому выпускаю ее ограниченным тиражом». Основными темами «Рубиниады» он называет «жару юг, красные краски, раскаленные звуки, кричащее горло».
Обложки обеих книг были выполнены Иваном Клюном. Совместная деятельность поэта и художника началась еще в 1916 году с издания книги «Тайные пороки академиков», в создании которой участвовал и К.Малевич. В дальнейшем Клюн оформил ряд книг Крученых, таких, как «Фактура слова», «Сдвигология русского стиха». Он активно сотрудничал с Крученых и при подготовке к изданию стеклографированных книг. Будучи автором обложек к нескольким выпускам «Неизданного Хлебникова», «Турнира поэтов», «Живого Маяковского», Клюн также переписывал тексты для стеклографической печати.
Каждая из книг, созданных Крученых, по-своему уникальна. Даже поверхностное ознакомление с экземплярами изданий позволяет отметить множество интересных для библиофила подробностей. Так, при сравнении различных экземпляров «Ирониады», можно предположить, что Крученых печатал ее дважды. При полном совпадении текстов и оформления есть отличия в полиграфическом исполнении. Второй «выпуск» отпечатан на менее качественной бумаге. Изображение на его обложке — увеличенное, нечеткое, смазанное, мелкие детали плохо просматриваются. Сама обложка отпечатана на бумаге желтоватого оттенка, а не на зеленой, как в первом случае. На титульных листах издания обозначен тираж 150 экземпляров. Однако на последней странице указан другой тираж — 250 экземпляров. Во втором варианте на титульном листе цифра исправлена с 1 на 2. По всей вероятности, Крученых, заметив неточность, перепечатал часть тиража. Таким образом, книга отпечатана тиражом в 250 экземпляров, что объясняет ее более частое появление на букинистическом рынке в отличие от «Рубиниады».
Владимир Маяковский был коллегой Крученых по совместной литературной деятельности. Именно Крученых стал автором первой книги о творчестве Маяковского «Стихи В. Маяковского: Выпыт». Маяковский же, назвав Крученых «букой русской литературы», признавал за ним право на литературные эксперименты, отметив, что его стихам свойственны аллитерация и диссонанс. Он считал его «поэтом для поэтов». Со смертью Маяковского Крученых потерял не только надежного товарища, но и защиту от нападок критиков.
В июне—августе 1930 года при содействии «Группы друзей Маяковского» Крученых издал 3 стеклографированных сборника «Живой Маяковский». (В дальнейшем он выпустил еще несколько машинописных сборников под таким же названием.) В них вошли диалоги, тезисы докладов, высказывания, шутки поэта, собранные самим Крученых и людьми из близкого окружения Маяковского («Маяковский на трибуне», «Маяковский в быту», «Маяковский на эстраде», «ЛЕФ отдыхает», «Застольная болтовня»). В подготовке этих сборников участвовали Ю.Олеша, С.Ромов, В.Катаев, Н.Корэ, Л.Никулин и др.
Обложку к первому выпуску нарисовал И.Терентьев, а ко второму и третьему — И.Клюн. При оформлении выпусков Клюн использовал рисунок Д.Бурлкжа «Портрет В.Маяковского» (1912) и фотографию Маяковского работы С.Сенькина с обложки книги Маяковского «Без доклада не входить» (М., Л., 1929).
Выход этих сборников некоторые критики восприняли негативно. 7 июля 1930 года «Вечерняя Москва» опубликовала статью А.Кутузова «Маяковский с точки зрения Смердякова», в которой, в частности, говорилось: «Вряд ли наша мемуарная литература, особенно литература последних лет, знает другой образец такой самодовольной пошлятины, как два первых (и надеемся, последних) выпуска «Разговоров Маяковского», только что выпущенных А.Крученых <...> Крученых в своих новых книжках спекулирует на подленьком интересе обывателя к слабостям больших людей. Достаточно сказать, что в книжках Крученых нет ни намека на того Маяковского, каким мы привыкли видеть его за последние годы на трибунах рабочих клубов и в редакциях газет». Крученых пришлось отвечать на эти выпады в предисловии к третьему выпуску «Живого Маяковского»: «Моя работа (тираж всего 300 экз.) предназначена для исследователей (психиатров, критиков, историков литературы и пр.), а не для начинающих, и потому совершенно зря рецензент цитирует на страницах «Вечерней Москвы» то, что, по его мнению, популяризации не подлежит. То, что хорошо в лаборатории, часто бывает очень скверно на площади».
Сегодня общепризнано, что эти сборники были первой попыткой сбора материалов о Маяковском, предназначенных для последующих исследователей. Так, Харджиев считал, что эти «фрагментарные записи Крученых дополняют литературную биографию поэта интереснейшими сведениями».
К 20-летию творческой деятельности Н.Асеева и Б.Пастернака А.Крученых выпустил два издания библиографии поэтов: «Книги Бориса Пастернака за 20 лет» (1933) и «Книги Н.Асеева за 20 лет» (1934). В них перечислены поэтические сборники поэтов, а также произведения, опубликованные в различных альманахах и коллективных сборниках, но не вошедшие в их книги. Так, например, Крученых публикует два стихотворения Пастернака из альманаха «Лирика» (1913), а в библиографии Асеева указывает неизвестные статьи, киносценарии, фельетоны, эпиграммы. В дальнейшем Крученых продолжил эту работу и в 1939 году опубликовал библиографию «Книги Н.Асеева за 25 лет» («Литературный критик» № 4, 1939).
Алексей Крученых известен как составитель многочисленных альбомов, в которые он включал стихи, автографы, письма, рисунки своих друзей и коллег. Некоторые из стихотворных произведений он опубликовал в сборнике «Литературные шушу(т)ки. Литературные секреты» (М., 1928). В предисловии к нему он писал: «В этом сборничке даны вещи, бывшие до сих пор в тайне, в секрете, или вещи, не предназначенные для опубликования, а тем паче для широкого распространения (записи в альбомах, письма к друзьям и проч.)». Также Крученых издал 3 выпуска «Турнира поэтов», заполненных «словесно-трюковыми рекордами»: поэтическими пародиями, экспромтами, рифмованными шутками и поэтическими каламбурами. Публикуя эти «жонглирования словами», он хотел восстановить поэтические конкурсы. «У нас имеются всероссийские (и даже всемирные) шахматные и шашечные матчи, конкурсы шарад, загадок, ребусов, и только поэтам не везет — соревнования тут не идут дальше измызганного буриме на задворках уныло-журналов.
Самая культурная игра — в наибольшем загоне!
Хотелось бы повернуть колесики истории и открыть настоящим конкурсом ряд блестящих триумфов рифм, соревнований речетворцев!»
В сборнике «Турнир поэтов» (I) публиковались четверостишия, в которых была зарифмована фамилия Крученых. Второй организовали Олеша и Кирсанов, написав ряд «музыкальных шуток» о композиторах. Третий «Турнир поэтов» «имеет специальную техническую задачу, именно: поиск рифмы на современных писателей, поэтов по преимуществу».
В этих сборниках участвовали поэты: Н.Асеев, Б.Пастернак, В.Маяковский, И.Сельвинский, С.Третьяков, И. Терентьев, А.Жаров, С.Кирсанов, М.Светлов. Свои поэтические шутки также опубликовали Ю.Олеша, дЛеонов, В.Катаев, И.Ильф, Е.Петров, ф.Раскольников, Ю.Солнцева. участвовал и сам Крученых, часто скрываясь под псевдонимом «Е.Лунев».
«Турнир поэтов» (I) был издан трижды. Первый раз — тиражом в 100 экземпляров в 1928 году. Вто
рое и третье издания вышли тиражом по 150 экземпляров в 1929 и 1930 годах. Их оформляли худож-
ники, с которыми Крученых активно сотрудничал в прежние годы. Так, Клюн выполнил обложку в конструктивистском стиле для первого издания «Турнира поэтов» (I) и для «Турнира поэтов» (III). Для второго и третьего издания «Турнира поэтов» (I) обложку нарисовал Кирилл Зданевич. Композиция обоих его рисунков одинакова. Однако в первом случае это рисунок с подписью, отпечатанный красной краской, а во втором — черный контурный рисунок без подписи, отпечатанный на бумаге оранжевого оттенка. Содержание всех трех изданий практически одинаковое, изменение — лишь в расположении стихов на страницах.
Сборники иллюстрировал Игорь Терентьев. Крученых познакомился с ним в годы пребывания на Кавказе, где они были одними из ведущих представителей футуризма в Грузии. В 1920-е годы Терентьев переехал в Ленинград и начал заниматься режиссурой в экспериментальном театре Дома
печати, в издательстве которого были выпущены сборники «Литературные шушу(т)ки» и «Турнир поэтов» I (первое издание). Терентьев участвовал в создании практически всех стеклографированных сборников, изданных Крученых, то как автор и иллюстратор, то как оформитель или переписчик текстов.
Второй и третий сборники «Турнир поэтов» тоже имеют свои технологические особенности. Например, листы второго сборника в отличие от других, соединенных скрепками, прошиты нитками. Картон, из которого выполнена обложка этого выпуска, имеет варианты от белого и желтого до серого, на него приклеена бумага белого или зеленого цветя с названием. Обложка «Турнира поэтов» (III) также состоит из основы красного или фиолетового цвета и листа наклеенной белой бумаги с названием. Бумага, на которой отпечатан этот сборник, плохого качества. Текст, в отличие от большинства стеклографированных изданий Крученых, напечатан с обеих сторон листа.
Издания интересны еще и тем, что почти все произведения для стеклографа переписаны авторами. Таким образом, у нас есть возможность читать стихи, собственноручно написанные поэтами, видеть своеобразие их почерков, выделенные на бумаге интонационные и ритмические ударения и т.д. Несомненно, эти сборники — своеобразное продолжение двух выпусков «Автографов», вышедших в свет в начале 1920-х годов и познакомивших читателей с образцами почерков поэтов Серебряного века.
«Меня держат три кита! И не дадут пропасть», — так говорил Крученых, подразумевая Маяковского, Малевича и Хлебникова. В соавторстве с последним Крученых написал свою первую поэму «Игра в аду», вместе они выпустили также поэтические сборники «Мирсконца», «Бух лесиный», «ТЭ ЛИ ЛЭ» и другие. А. Крученых собирал рукописи Хлебникова и архивные материалы, связанные с его творчеством. После смерти В.Хлебникова в 1922 году Крученых стал одним из самых активных пропагандистов его творчества. Он публиковал произведения философа-будетлянина, стремясь сделать их доступными для широкой публики. В 1925 году в издательстве Всероссийского союза поэтов он издал «Записную книжку Велимира Хлебникова», а в феврале 1928 года написал письмо в Государственное издательство: «В настоящее время в моем распоряжении находится ряд неизданных рукописей Велимира Хлебникова (около 300 страниц стихов). Полагая, что наследство одного из величайших поэтов, родоначальника новейшей русской поэзии — Хлебникова — представляет огромную историческую ценность, считаю своим долгом предложить это наследство Госиздату для опубликования». По всей видимости, это письмо осталось без ответа, после чего Крученых с помощью «Группы друзей Хлебникова» стал издавать хранившиеся у него рукописи в серии «Неизданный Хлебников». В группу входили; Р.Абих, Н.Асеев, О.Брик, И.Ильф, В.Катаев, Ю.Олеша, С.Кирсанов, Б.Левин, В.Маяковский, Е.Петров, С.Ромов и, естественно, сам А.Крученых. В оформлении изданий и переписи рукописей для стеклографа участвовали: А.Веселый, К.Зданевич, Н.Корэ, П.Незнамов, И.Клюн, Б.Пастернак, М.Пустынин, И.Терентъев и др. Издание серии осуществлялось с 1928 по 1934 год. Всего вышло 30 выпусков «Неизданного Хлебникова», из них 21 (№№ 1-19, 23, 24) отпечатаны стеклографическим способом, остальные номера были машинописными. Собранные вместе, они позволяют ощутить значимость проделанной работы группы интеллектуалов-энтузиастов во главе с Крученых.
Объем книг в среднем — 20 страниц. Основной формат 17,5x21,7 см (№№ 23, 24 — 29x21 см). Тираж менялся от 95 до 150 экземпляров, многие выпуски были нумерованными, текст — преимущественно рукописный, иногда машинописный или смешанный. Листы соединялись двумя металлическими скрепками.
Первый из серии сдвоенный выпуск издавался дважды. Сначала — в количестве 50 нумерованных экземпляров, как это указано на титульном листе, хотя на обложке обозначено — 100 экземпляров. Этот вариант был отпечатан на машинке под синюю и фиолетовую копирку. Во втором случае машинописный текст был размножен на стеклографе в 100 нумерованных экземплярах. Содержание и оформление в обоих случаях одинаково, изменено только расположение материалов.
Над оформлением выпусков «Неизданного Хлебникова» работали художники Клюн, Терентьев и К.Зданевич. На двух обложках воспроизведены иллюстрации Н.Гончаровой к книгам «Мирсконца» и «Игра в аду» (вып. 17 и 18), обложку к 24 выпуску исполнила В.Кулагина, а обложка 4-го выпуска, в котором публикуется поэма Хлебникова «Ладомир», повторяет обложку работы В.Ермилова с литографированного издания поэмы 1920 года
Кирилл Зданевич — участник группы «4Г» — и раньше участвовал в создании книг Крученых («1918», «Учитесь худоги») и И.Терентьева («Рекорд нежности»). В 1923 году художник, переехав в Москву, начал сотрудничать с журналом «Крысодав» и помогать Крученых в оформлении стеклографированных изданий. Какое-то время работа с Крученых давала Зданевичу средства для существования. Вот что писал он брату в Париж в октябре 1928 года: «Крученых сейчас не издает своих вещей, а Хлебникова в 100 экземплярах <...> живу обложками. Эго с работы 30—35 рублей, в месяц 3—5 штук».
Во вступительных статьях к выпускам «Неизданного Хлебникова», где он был редактором, Крученых рассказывал об истории возникновения, о других вариантах и редакциях публикуемых произведений. Необходимо отметить, что одновременно с изданием Крученых в те же годы (1928 — 1933) выходило собрание сочинений Хлебникова под редакцией Ю.Тынянова и Н.Степанова. Крученых находился в постоянной полемике с составителями собрания сочинений. В 23-м выпуске «Неизданного Хлебникова», в предисловии, подписанном А.Крученых, П.Васильевым, А.Веселым и Ю.Олешей, говорится об отсутствии в собрании многих произведений Хлебникова, в особенности — воззваний и манифестов из коллективных сборников: «Сделано это, конечно, не случайно, а с целью умалить значение группы Будетлян и выделить «одиночку» Хлебникова (что систематически проводилось в статьях, примечаниях и подборке материала на протяжении всех томов). Причем все это замечено нами при самом беглом просмотре пятитомника. Если же внимательно проверить пятьдесят книг и примерно такое же количество сборников, в которых участвовал Велимир, то, наверное, число пропусков и «недосмотров» еще увеличится. Таким образом, Хлебников и сейчас в известной степени остается неизданным!
Ленинградское собрание произведений Велимира является не столько «полным», сколько «полемическим»!»
В 1930 году, к 20-летию издания хлебниковского «Зверинца», Крученых выпустил это произведение отдельной книгой, включив в нее письмо Хлебникова и воспоминания о своем друге. В предисловии, написанном Олешей, говорится: «Проза Хлебникова — образец умения изображать. Я поражаюсь удивительной простоте, так называемой непонятности Хлебникова. <...> «Зверинец» считаю шедевром».
К середине 1930-х годов общественное положение А.Крученых стало ухудшаться, появились проблемы с типографиями. Это сказалось, в частности, на снизившемся качестве печати и бумаги в последних изданиях. Возникли у него проблемы и с цензурой, не дававшей разрешение на очередной выпуск «Неизданного Хлебникова». Положение спас Асеев, написавший в сентябре 1933 года письмо в Главлит: «Прошу разрешить выпуск в свет «Неизданного Хлебникова», выпуск 24, как содержащий весьма ценные произведения Хлебникова, необходимые всем изучающим его наследство. Это издание Хлебникова — весьма культурная и необходимая работа».
В «стеклографический» период творчества поэт Крученых выступает преимущественно как редактор-составитель и издатель. Его деятельность была направлена на пропаганду и сохранение творческого наследия друзей. Он избрал способ печати, позволявший ему быстро распространять свои книги среди коллег. В.Шкловский сравнивал выпуски «Неизданного Хлебникова» по редкости — с инкунабулами. Неудивительно, что эти издания Крученых, вышедшие малыми тиражами, и сегодня вызывают интерес у многих исследователей и коллекционеров.
Дмитрий КАРПОВ
Иллюстрации предоставлены автором.
Книги из собрания музея В.В. Маяковского.
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 24 (январь-февраль 2005), стр.90