Одна из наиболее ярких страниц российской благотворительности — кружечные сборы Времен Первой мировой Войны. Эта акция осталась В памяти благодаря красочному изобилию десятков и сотен марок виньеток, знаков сувенирных листков, выпущенных в те далекие годы. Тема кружечных сборов весьма почитаема в среде собирателей непочтовых марок
Выбор этого вида благотворительной деятельности был не случаен. Он основывался на традициях российского общества, с давних пор практиковавшего благотворительные собрания, ярмарки, лотереи. Более того, государство тоже уделяло огромное внимание благотворительности в ее самых различных формах. Посудите сами: к концу XIX века только специализированных официальных ведомств, занимавшихся этим вопросом, насчитывалось четыре: Ведомство учреждений императрицы Марии, Российское общество Красного Креста, Попечительство о домах трудолюбия и работных домах, Императорское человеколюбивое общество.
Кроме того, огромное количество обществ, заведений и учреждений находилось под опекой иных государственных ведомств — от военного министерства до главного управления государственного конезаводства (!). Всего в России насчитывалось до семи с половиной тысяч благотворительных организаций — и это только официально учтенных, а сколько было еще неофициальных, частных?
Одним из распространенных видов сбора средств были кружечные сборы, организованные, по всей видимости, по аналогии с пожертвованиями прихожан в церквях и храмах, где деньги опускали в церковную кружку. Эту традицию перенесли и на светские мероприятия.
Кружечный сбор был удобен тем, что дарующие самостоятельно определяли сумму пожертвования. С другой стороны, вскрытие кружки уполномоченным лицом после окончания сборов давало возможность избежать утечки средств, не прибегая к процедуре документирования, как это происходило, к примеру, при пожертвованиях по подписке. Поэтому к кружечному сбору можно было привлекать самый широкий круг лиц, вплоть до детей.
К началу Первой мировой войны в российском обществе уже были богатые традиции и опыт сбора благотворительных средств. В это время набирало силу издание малоформатных сувениров, которые стали называть «зна-ки кружечных сборов». Десятки типографий и мастерских освоили их производство малыми тиражами, причем в самом широком спектре — от обычных по виду марок до аппликаций из бумаги, проволоки и ткани.
Начало Первой мировой войны (а в те далекие годы ее обычно называли Второй Отечественной войной) было отмечено сильнейшим патриотическим подъемом среди населения. Кстати, одна из благотворительных марок как раз иллюстрирует день объявления войны (илл. 1). Увы, но одержать победу над врагами даже при таком всплеске патриотизма было невозможно. Россия оказалась экономически неготовой к ведению масштабных действий сразу на нескольких фронтах. Уже через несколько месяцев боев накопленные довоенные запасы вооружений и амуниции растаяли словно дым. 1915-й год стал годом тяжелых поражений и потерь огромных территорий.
Благотворительное движение, откликнувшееся на первые же вести о беженцах и кровопролитных сражениях, изначально разделилось на два лагеря. Это деление, кстати, нашло отражение и в построении наиболее полного на сегодня каталога знаков добровольных военных сборов Недайводина, где выделены такие части: знаки сборов на усиление обороноспособности страны в мирное время, знаки сборов на помощь воинам, сражающимся с врагом, знаки сборов на помощь жертвам войны. То есть, часть сборов отправлялась сражающейся армии, что в какой-то мере восполняло нехватку припасов, амуниции, медицинских средств, и часть уходила на привычную благотворительную работу — помощь раненым, инвалидам, беженцам, сиротам воинов. Судя по количеству выпущенного печатного материала (непочтовые марки и виньетки) преимущество было именно у второго вида — благотворительность в пользу жертв войны.
Кружечные сборы были широко распространены. Они проходили даже в самых удаленных городках Российской империи, которые сейчас на карте и не сыщешь.
Практически, любая общественная организация по своей инициативе могла свободно использовать этот метод сбора денег. Вот, к примеру, что сообщал «Вечерний Оренбург: «Под председательством Л.А. Пушкина 3 декабря 1915 г. в губернском правлении состоялось заседание губернского отделения комитета Великой Княжны Татьяны Николаевны. Его участник записал: «В первую очередь оглашен был циркуляр о достойном и торжественном праздновании дня 12 января (Татьянин день, по-новому стилю 25 января — прим. авт.). После обсуждения циркуляра комитет постановил устроить 12 января торжественное заседание, на котором огласить все то, что комитет сделал для беженцев, организовать в этот день кружечный сбор, лотерею-аллегри...»
Однако далеко не каждый организатор кружечного сбора выпускал соответствующие знаки. Поясним, в чем здесь дело. Традиция знаменовать кружечный сбор знаками родилась еще до войны, когда устраивались общегородские дни благотворительности, чаще всего в пользу сирот, бедных или больных туберкулезом. Различные мероприятия проводились целый день и нередко в разных местах, поэтому для того, чтобы по два-три раза не просить пожертвования у одних и тех же горожан, стали выпускать специальные знаки, которые вручались жертвователю после того, как деньги он опускал в кружку. Эти знаки прикалывали к одежде, вот почему, кстати, мы часто встречаем проколы на виньетках той поры. При этом достигалась еще одна цель — общественное мнение порицало тех, кто оказывался без этого знака, что, естественно, повышало сборы.
Однако до войны все благотворительные мероприятия тщательно готовили задолго до назначенного срока, что позволяло вовремя осуществить выпуск знаков. В военное время все происходило более спонтанно, и зачастую организаторы либо не успевали с выпуском, либо просто не могли его осуществить. К тому же возникла еще одна проблема — не стало хватать анилиновых красок, которые Россия раньше импортировала из Германии. Вот почему значительное количество знаков ружечного сбора выпущено в одном цвете, и нередко при переиздании того или иного, ранее цветного выпуска новые знаки оказывались одноцветными.
Тем не менее из-за этого знаки кружечных сборов военного времени не утратили качества. Наоборот, такого расцвета искусства миниатюры вряд ли кто мог ожидать. Недаром тема кружечных сборов пользуется большой популярностью у коллекционеров. Особенно выигрышно знаки выглядели на фоне обычных почтовых и фискальных марок.
Знаки кружечных сборов можно условно разделить на четыре группы по типу использования.
Во-первых, непосредственно знаки, предназначенные для ношения на одежде (илл. 2). Они изготовлялись из бумаги, картона, ткани, жести. Нередко это были также аппликации из одного или двух видов материала. Во-вторых, знаки — непочтовые марки, благодаря зубцовке, клею на обороте и номиналу сходные с обычными почтовыми марками (илл. 3). Часто они наклеивались на почтовые отправления или же на документы. Изготавливались они из бумаги, могли иметь клей или нет, нередко зубцовку заменяли просечкой, проколами или же марки выпускали вообще без зубцов. В-третьих, квитанции на бумаге (илл. 4). Их существенная особенность — наличие специального текста, отпечатанного на одной стороне (реже — двух), который информировал о целях выпуска, номинале пожертвования и пр. Часто квитанции брошюровали в книжечки с обложкой. В-четвертых, сувенирные или агитационные крупноформатные листки (илл. 5). Во многом они походили на открытки, однако, в отличие от них, изготавливались из тонкой бумаги. Агитационные листки содержали специальный текст или воззвание.
История кружечных сборов таит немало интересного. До наших дней дошло не так много сведений, но кое-что могут поведать нам благотворительные марки и виньетки военной поры.
Императорская семья и благотворительность
Собирателям непочтовых марок нередко попадаются марки и виньетки с вензелями членов императорской семьи — О.Н., Т.Н. и др. Хорошо известно, что близкие императора принимали активнейшее участие в благотворительной деятельности. Так, дочери Николая II работали в госпиталях простыми сестрами милосердия. Немало царская семья пожертвовала и из своего достояния. Однако не всем известно, что близкие императора организовали целый ряд обществ, которые активно занимались сбором средств в пользу воинов и пострадавших от войны.
Вензель Т.Н. — знак виньеток комитета великой княжны Татьяны Николаевны (илл. 6). Сборы этот комитет проводил не только в Татьянин день, но и в другие дни, в частности, один из выпущенных сувенирных листков датирован 29—31 мая 1915 года. Известны виньетки и с портретом самой Татьяны Николаевны, их выпускали в Вятке и Ростове-на-Дону. У комитета были отделения во многих городах России. В коллекциях можно встретить знаки не только Санкт-Петербурга, но и знаки Москвы, Петрозаводска и т.д. Именно Татьянин комитет, точнее — его отделения, оказался самым плодотворным. В связи с этим известно большое количество разнообразных знаков.
У другой дочери — Ольги — был аналогичный комитет. Знаки, выпущенные этим комитетом, несут обычно вензель О.Н. Интересно, что один из очень редких выпусков не несет этот вензель, а имеет надпись «убежище Св. Великой княгини Ольги» (илл. 7). То есть эти марки выпущены в честь святой покровительницы Ольги Николаевны. Коллекционный материал с вензелем О.Н. довольно редок и весьма высоко ценится у собирателей.
У императрицы Александры Федоровны своей организации не было, однако она покровительствовала Ско-белевскому комитету (создан еще в 1904 году сестрой полководца), который тоже отметился широкой благотворительной деятельностью в годы мировой войны как в Москве, так и в Санкт-Петербурге. Коллекционерам известны сувенирные листки-квитанции этого общества (илл. 8). Любопытно, что портрет императрицы попал на марку совсем другого общества — Московского комитета по снабжению табаком воинов на передовых позициях. Более широкое распространение имя и изображение императрицы не получили по понятной причине — Александра Федоровна была немкой и поэтому популярностью в народе не пользовалась.
Еще одно августейшее имя — Елизавета. Елисаветинское благотворительное общество начало работать задолго до войны. Его название связано с именем одной из великих княгинь — Елизаветы Федоровны, сестры императрицы. Ее вензель — сплетенные буквы «Е» и «Фита», их можно встретить на некоторых виньетках, в частности — изданных в Полтаве и Феллине (ныне — Вильянди в Эстонии). С именем Елисаветы связан еще один неожиданный факт: она оказывала помощь военнопленным немцам и австрийцам, что вызвало неоднозначные суждения в обществе. Если бы не это, возможно, в наших коллекциях имелись бы знаки «в пользу военнопленных».
Довольно распространены марки общества сестер милосердия Св. Евгении (илл. 9). Это известная организация, основанная еще в 1893 году. Она, кстати, отличилась изданием огромнейшего количества благотворительных открыток. Однако это название связано с представителем иной коронованной династии — принцессой Евгенией Максимилиановной Ольденбургской, которая была основателем и покровителем этого общества.
Портреты других членов Российской императорской семьи, в частности — царевича Алексея, брата царя Николая Николаевича, также можно встретить на виньетках той поры. Тем не менее какие-либо благотворительные общества, связанные с этими именами, неизвестны.
Сюжеты, форма знаков кружечного сбора
Конечно, коллекционеры непочтовых марок больше всего привыкли к обыкновенным знакам, сходным по форме с почтовыми марками, — довольно удобно, что для них есть и кляссеры, и наклейки, и зубцемеры. Но кружечный сбор представляет нам самые удивительные варианты. Есть знаки из толстого картона, из ткани, металла и даже из склеенной вдвое бумаги. Разнообразны и формы: прямоугольник, ромб, щит, крест и многие другие. Кстати, существует интересная связь формы, содержания и типа кружечного сбора.
Часто мероприятия, где шел сбор пожертвований на нужды войны, приобретали названия — «День мыла», «Казачий день» (илл. 10) или, скажем, — «День флажков». В эти дни на улицах активно продавали маленькие, обычно бумажные флажки, которые ныне коллекционируют в качестве знаков кружечного сбора (илл. 11). Размеры флажков очень широко варьировались, разным был и материал для их изготовления. Так, фалеристам известны флажки тех времен из жести. Естественно, это были государственные или национальные флаги стран-союзниц России. Чаще всего встречаются русский, французский и британский флаги. Более редки — Японии, Сербии, Италии. Интересно, что флаг такого важного члена Антанты, как Америка, практически не представлен в теме, поскольку эта страна достаточно поздно вступила в войну.
Сходным образом распространялись и виньетки с портретами лидеров государств-союзников (илл. 12). Особенно широко представленными оказались портреты государей Бельгии, Черногории и Сербии — государств, которые первые попали под удар коалиции стран Оси. В дальнейшем изображения на бумажных миниатюрах удостоились и другие лидеры, в том числе и военачальники. Хорошо известна серия издательства «Эйнем» под названием «Деятели Великой Войньв>, которая уделила внимание не только коронованным особам, но и труженикам военных штабов. Отличилось и издательство Лебедева, которое, в отличие от «Эйнема», все же старалось увековечить и простых героев окопной войны.
Из других сюжетов и форм в те годы были распространены погоны различных российских полков и чинов, изготовленные из бумаги или картона. Нередко встречаются изображения пасхальных яичек — эти знаки предназначались для благотворительных сборов во время Пасхи. Наконец, очень популярным было изображение Георгиевского креста, причем, нередко виньетка имела точно такую форму. Впрочем, и сам Св. Георгий, покровитель русских воинов, был желанным гостем на благотворительных миниатюрах.
Организаторы и издатели придумывали многочисленные сюжеты. Именно их нужно благодарить за красоту и разнообразие коллекций благотворительных непочтовых марок. Один сюжет из огромного ряда — это имитация почтовых конвертов с помощью виньетки, которая активно распространялась в почтовых отделениях. Причем тщательно выполнялись обе стороны виньетки, а в имитации почтового штемпеля проставлялась дата проведения благотворительного сбора (илл. 13). Есть много разновидностей подобной виньетки, печатавшейся в разных городах.
Интересные факты
Тот или иной удачный сюжет часто воспроизводился (илл. 14). Сейчас уже точно не определить в каждом конкретном случае — было это связано с тем, что для разных городов заказ выполняла одна и та же типография, или же те или иные сюжеты были рекомендованы «сверху».
Наиболее часто копировались сюжеты первого выпуска благотворительных марок Санкт-Петербургского (Петроградского) городского общественного управления (илл. 15). Они были повторены в Луганске, Николаеве, Ташкенте, Саратове и Феллине.
Специфика проведения повторных сборов (скажем, через год) приводила к тому, что какое-нибудь общество заказывало знаки точно такого же сюжета, но при этом несколько меняло текст. К примеру, общество памяти Н.И.Пирогова осуществило аж четыре выпуска с изображением санитарного вагона. При этом в третьем выпуске поменяли название, так как общество было переименовано в комитет, а на последнем выпуске вместо всяких названий была простая и широко распространенная надпись: «Рука дающего не оскудеет». Немало новых выпусков породила и смена названия столицы Санкт-Петербург на Петроград.
Интересен нюанс: одни и те же знаки кружечного сбора использовались в целом ряде различных городов. Особенно здесь отличилось Московское издательство Лебедева. А.Н.Недайводин высказал предположение, что это издательство специализировалось на выпуске знаков, которые затем продавало различным благотворительным организациям по всей России. Это предположение основано на том, что нередко на обороте этих знаков надписаны названия самых разных городов. Определить, что это было именно издательство Лебедева, очень просто — обычно на знаках этой типографии шли колонтитулы «Москва, Маросейка, д.14, Тел.60-64». То есть Лебедев придавал значение рекламе своей компании и, учитывая широкое географическое распространение своей продукции, специально указывал свой город. Так что не исключено, что к нему стекались и стекались заказы. Недаром его издательство выпустило такое обилие серий знаков. Здесь и серии флажков, и серии гербов воюющих государств, и серии портретов, наконец, специальная серия «Русские герои».
Все это несколько затрудняет кропотливое коллекционирование знаков кружечного сбора. Ведь во многом зрительная память — основа приобретения новинок в коллекцию. А воспроизведения так похожи друг на друга.
Прославилось у коллекционеров и издательство товарищества «Эйнем». Хорошо известны качественные серии этого издательства, посвященные актерам, писателям и танцовщикам, русским пословицам и поговоркам, многому другому. Эти виньетки носили рекламный характер. Войну товарищество отметило выпуском серии из 13 марок под названием «Деятели Великой Войны» — от короля Сербии Петра I до русского генерала А.А.Брусилова.
Еще довольно хорошо известны кружечные сборы, проводившиеся различными учебными заведениями, к примеру, — гимназиями. Школьники активно занимались благотворительной деятельностью, организуя спектакли и постановки, лотереи и распродажи. И, что замечательно, ученики регулярно заказывали знаки кружечного сбора. Например, все три известных ныне знака кружечных сборов г. Воткинска принадлежат только учебным заведениям.
Большое количество знаков выпустило общество Красного Креста (основано еще в 1863 г. в Женеве, вот почему эмблема этого общества сходна со швейцарским флагом). Существует даже отдельная тема коллекционирования всего, что связано с Красным Крестом. Менее распространены знаки Зеленого Креста (общество помощи инвалидам) и Белого Креста (общество помощи семьям и детям погибших воинов). Примечательно, что в годы Гражданской войны Белый Крест обрел второе значение — помощь движению Белой Гвардии.
Однако самую широкую издательскую деятельность осуществляли учреждения городского общественного управления (их функцию сейчас выполняют мэрии). Если на марке или виньетке есть аббревиатуры СПБГОУ, СГОУ, МГОУ, Петр.ГОУ и прочие ...ГОУ — знайте, это общегородской выпуск. Кстати, надо отметить, что довольно много знаков издал и Всероссийский союз городов (аббревиатура — ВСГ), а также Всероссийский земский союз — специализированные общественные учреждения, в годы войны занимавшиеся организацией жизнедеятельности тыла страны. Позже они объединились в одно общество — ЗемГор.
Нельзя не упомянуть еще об одной интересной детали. Издатели знаков кружечных сборов уже в те времена предполагали, что их миниатюры станут объектами коллекционирования, подобно тому, как коллекционировались почтовые марки. Так, на илл. 16 — пакет, в котором предлагали к продаже собирателям непочтовые марки и виньетки. О том, что эти собиратели существовали, указывают и пометки на виньетках, отмечавшие дату и город проведения кружечного сбора. Именно благодаря этим пометкам удалось определить и датировать многие выпуски.
Первый каталог, описывающий часть знаков кружечного сбора России, был составлен уже в 1920—1921 годах под редакцией Трахтенберга [2], выпуск его состоялся в Париже. А тем временем в красной России широко печатали благотворительные марки и виньетки в пользу жертв и инвалидов Гражданской войны. Но это — тема для отдельного разговора.
Юрий КОЧЕТКОВ
Иллюстрации предоставлены автором
и Владимиром ПАНТЮХИНЫМ.
Антиквариат Предметы искусства и коллекционирования №1-2 (14) январь-февраль 2004 стр.139