История медалей с изображением императора Пempa II в начале знакомства с ней кажется такой же короткой и невыразительной, какой была и жизнь самого царя. Несмотря на то, что мемориальные миниатюры Петра II можно пересчитать по пальцам, а их изображения и легенды изучены и описаны еще в конце XIX — начале XX века, в них еще есть загадки, которые могут привлечь внимание коллекционеров и повысить интерес к ним самим. Медали с портретом Петра II представлены исключительно памятными экземплярами и дополнены жетонами, которые зафиксировали в металле значимые для императорской фамилии события.
Традиция бросать подданным во время коронационных торжеств серебряные монеты существовала с давних времен. Однако цивилизованным этот ритуал стал в 1724 году, когда впервые были выпущены специальные медали и жетоны по случаю коронации Екатерины I. Таким образом, Петр II был вторым российским императором, к коронации которого приурочили чеканку таких памятных миниатюр. Известно, что торжественную церемонию организовали с большим размахом, она должна была стать всенародным праздником. Согласно христианским представлениям, коронация — это таинство, когда император помазывался на царство для того, чтобы защищать православный народ и править им.
Под стать такому знаменательному событию были отчеканены богато декорированные в барочном стиле медали с портретом императора и более скромные жетоны, уже без изображения виновника торжества. Последние выпустили в большом количестве, о чем указывают многочисленные штемпели жетонов, которые отличаются вариациями в деталях изображения лицевой и оборотной сторон (илл. 1—3). Для жетонов характерно примитивное оформление: на лицевой стороне изображен постамент с подушкой, на которой были помещены императорские регалии — корона, скипетр и держава. Над ними — лучезарный треугольник. По кругу композицию обрамляла надпись: «К ВСЕНАРОДНОИРАДОСТИ». Примечательно, что на серебряном жетоне последнее слово легенды начертано по-другому — НОИРАДОСТI.
На оборотной стороне жетона императорская корона сопровождалась подобающей надписью: ПЕТРЪ ОНО/ ИМПЕРАТОРЪ / ВСЕЯ РОСС1И / КОРОНОВАНЪ/ ВМОСКВЬ /.
К изготовлению коронационных медалей подходили с большой тщательностью, поскольку их дарили членам императорской семьи и приближенным к императору лицам. Рельефное изображение императора требовало большого мастерства, поэтому к работе над медалями, особенно их портретной стороны, привлекали лучших медальеров. В то время лучшим на монетном дворе считался Антон Шульц (Anton Schultz).
Ю.Иверсен еще в 1874 году указывал, что точно известно о двух медалях большого и среднего размера, автором которых был Антон Шульц, и о том, что он работал медальером в Копенгагене с 1716 по 1724 год , в Москву прибыл в период царствования Петра I. Е.С. Щукина уточняет, что Шульц в июле 1724 года заключил пятилетний контракт на службу на Московском монетном дворе. Так что времени у датчанина было вполне достаточно, чтобы освоиться и зарекомендовать себя ведущим медальером.
У этих медалей был один сюжет: на лицевой стороне — выполненный в стиле барокко погрудный, обращенный вправо портрет Петра II в латах и длинном парике, с Андреевской лентой через плечо, с орденом Святого Андрея Первозванного на груди. Круговая надпись гласит: «ПЕТРЪ . II . IМПЕРАТОРЪ . ИСАМОДЕРЖЕЦЪ . ВСЕРОСIСКИ.».
На оборотной стороне изображен постамент с подушкой, на которой можно видеть императорские регалии: корону, державу скипетр. Над ними «в лучезарном треугольнике имя Иеговы». Круговая надпись: «СОТЬ • ТЕБЯ • СТСОБСОЮ • ИКЪСЛАВЪ • ТВ СОЕЙ». Под обрезом: «КОРОНОВАН. ВМОСКВЕ. / 25.ФЕВРАЛЯ . / 1728 /».
В каталоге коллекции великого князя Георгия Михайловича (ГМ), выставленной на аукцион CHRISTIE’S, MANSON & WOODS, LTD в 1950 году, также указывается на две коронационные медали Петра II 1728 года работы Шульца, отличающиеся друг от друга величиной. Медаль большего размера (64 мм) — на иллюстрации 4.
Иной иконографический тип Петра II можно увидеть на медали, которую приводит Е.С.Щукина (18). Отличия в портрете касаются как черт лица, так и оформления деталей декора бюста. Диаметр этой медали меньше — 42 мм (илл. 5). Вместе с тем композиция обеих сторон на всех медалях едина. Важно отметить, что если на медалях, упомянутых ГМ, в обрезе бюста обнаруживается подпись Schultz F («Шульц сделал»), то на второй медали Е.С.Щукина идентифицирует инициалы A.S.F. («Антон Шульц исполнил»).
В своей фундаментальной работе «Два века русской медали» Е.С.Щукина приводит еще один вариант медали (52 мм. В диаметре) работы Шульца, приуроченной к коронации Петра II. Художественный уровень портрета оставим без комментариев. Однако новая иконографическая трактовка императора по сравнению с той, что на портрете иллюстрации 4, не вызывает сомнений. Уменьшенный размер головы, необычно удлиненный и заостренный нос с тенденцией быть «вздернутым», удлиненная шея, особенности в начертании элементов декора одежды и другие детали свидетельствуют о том, что Шульц создал очередную, третью по счету медаль Петра II (илл. 6).
Интрига с числом коронационных медалей Петра II приобретает новые повороты в связи с опубликованием Р.Зандером еще одного варианта лицевой стороны медали, посвященной тому же памятному событию (илл. 7). Автор, к сожалению, не указывает источник приводимого портрета, однако авторитет Р.Зандера не позволяет усомниться в подлинности материла. На рисунке нельзя не разглядеть особенности, на которые медальер сделал акцент, работая над лицом персонажа и деталями декора. Достаточно бросить беглый взгляд на грудь императора, чтобы убедиться — чешуйчатая фактура доспеха на груди — это новый элемент в оформлении одежды Петра II.
Получается, что А.Шульц создал как: минимум 4 варианта коронационной медали Петра II. Несмотря на второстепенные отличия в оформлении медалей, общим для всех вариантов является единство стиля, тщательность проработки каждого элемента, великолепное чувство пластики и безупречная завершенность композиции. Конечно, если их сравнивать, можно заметить преимущества одних перед другими, а за что-то и покритиковать. Однако в профессионализме А.Шульца сомневаться не приходится. К сожалению, в нумизматической литературе о нем писали как о мастере среднего уровня, подверженном вредным привычкам. Недостойная художника молва идет, по всей видимости, из одного и того же источника — в донесении руководителя Монетной канцелярии М. Г.Головкина говорится о том, что медальер Шульц «трудиться никогда не хочет, только что больше в пьянстве находится». Но создать как минимум четыре медали к одному и тому лее событию, то есть в сжатые сроки, — тяжелое и ответственное дело, которое по силам только профессионалу. Правда, донесение М. Г. Головкина датировано 11 мая 1732 года, то есть спустя четыре года после изготовления коронационных медалей. За это время он вполне мог пристраститься к спиртному и потерять квалификацию.
Над изготовлением коронационных медалей Петра II трудились и другие художники. В «Собрании русских медалей. СПб, 1840—1846», изданном Археографической Комиссией в середине XIX века, а также в издании В.П.Смирнова упоминается коронационная медаль малого размера (44 мм) неизвестного мастера. Кроме того, известны еще две медали с монограммами авторов. На портрете в обрезе рукава одной их них можно прочесть инициалы медальера «ОК», на другой — «I.G.I.».
У исследователей нет единодушного мнения о том, кому принадлежит подпись «ОК». Заметим, что «ОК» встречается и на серебряных монетах крупного достоинства 1/18—1723 годов. Е.С.Щукина приводит убедительные доводы, свидетельствующие, что эта подпись принадлежит русскому мастеру О. Калашникову. В основополагающей работе «Монограммы и подписи на русских медалях XVIII — начала XX века», изданной в 2002 году, дается изображение коронационной медали Петра II и прямо указывается, что автор ее лицевой стороны — О. Калашников (илл. ). В упоминавшемся труде «Два века русской медали» Е.С.Щукина классифицирует коронационную медаль монограммиста «ОК» как «достаточно точную копию с А.Шульца». Трудно возразить выдающемуся специалисту в области медальерного искусства, однако возникает вопрос: как мог О. Калашников изготовить коронационную медаль, находясь в тюрьме? Сама автор, ссылаясь на исторические документы, пишет, что Осип Калашников в 1727 году совершил кражу штемпелей с монетного двора, что было серьезнейшим преступлением и грозило смертной казнью. Калашников был освобожден из заточения только в 1742 году. Правда, есть свидетельства, что в 1730 году ему было сделано послабление и он под надзором работал на монетном дворе. Но ведь коронация была в феврале 1728 года!
Е.С. Щукина полагает, что медали Калашников сделал заранее, еще до ареста.
Можно усомниться и в том, что коронационная медаль, подписанная «ОК», была «достаточно точной копией» работы Шульца. Иконографическая трактовка императора явно отличается от всех приведенных выше портретов, вышедших из-
под резца Шульца. При сравнении бросаются в глаза совершенно другие пропорции изображения, выполненного «ОК»: голова меньше относительно бюста, а шея, наоборот, длиннее. Черты лица императора здесь мягче, устранено впечатление «лисьего носа» (сленговое название рублевиков Петра II с портретом образца 1929 года). Стиль пластики тоже другой. Если говорить о композиции, медаль уступает работам Шульца. Изменение пропорций элементов портрета привело к тому, что на первый план выступает богато украшенная грудь, а не лицо императора.
Приведенные наблюдения, естественно, не исключают авторство Калашникова, но вместе с тем позволяют преположить, что портретную сторону медали изготовил другой резчик, тоже подписавший работу «ОК». Гипотетический медальер был достаточно профессиональным мастером, чтобы сделать портрет императора в собственной оригинальной интерпретации.
Оборотная сторона выполнена другим неизвестным художником, подписавшимся «ЕМ». К нему мы вернемся несколько позже.
Таинственный медальер «ОК» продолжает интриговать и другими коронационными медалями Петра II, которые мало известны в широкой среде коллекционеров. На иллюстрации 9 представлен портрет императора совершенно иного иконографического звучания. Формальное соблюдение композиционных элементов не скрывает от внимательного взора особую трактовку изображения Петра II. Лицо императора приобрело здесь совершенно другие черты. Нет даже намека на крупный вытянутый нос. Появилась отчетливая переносица. По-другому уложены пряди парика. Детали одежды тоже претерпели изменения. Например, ленты наплечника гравированы так, что отсутствует обрез рукава, поэтому подпись «ОК» помещена ниже. Произошедшая с портретом метаморфоза удивляет не только особенностями рисунка, но и пластическим решением. Диаметр медали — 65 мм.
Оборотная сторона медали тоже оригинальна. Императорские регалии на постаменте расположены своеобразно и обладают особым начертанием. Создается впечатление, что медаль выполнена другим художником, который также обозначил свою подпись аббревиатурой «ОК».
Очередной сюрприз преподнес загадочный «ОК» на медали (42 мм в диаметре), изображенной на иллюстрации 10. Угадывается почерк мастера, резавшего предыдущую миниатюру (илл. 9). Та же пластика, уже знакомые особенности элементов декора бюста и т.д. Однако вновь удивляет иконография портрета Петра II. Изображение императора приближается к его классической трактовке — мы видим крупный нос и вытянутое вперед лицо.
Работая над коронационной медалью, автор под псевдонимом «ОК» создал еще один ее вариант (илл. 11). Художественные и иконографические особенности нового портрета перекликаются с изображением император! на иллюстрации 10. Вместе с тем штемпель оборотной стороны медали резан по-другому. Занимательный сюжет с коронационными медалями продолжается в их копиях (илл. 12). Именно благодаря им широкий круг коллекционеров познакомился с творчеством А.Шульца, так как под писанные его работы редки. Превосходным копиистом оказался Егер Иоганн Каспар Готлиб (Jaeger Johann Саsрar Gottlieb). Копию медали он пометил уже упомянутым инициалами I.G.I., поставив их на портрете в обрезе рукава (илл. 12 A-В). Егер трудился на Петербургском монетном дворе с 1772 по 1790 год, поэтому копии коронационной медали были сделаны его рукой и отчеканены приблизительно через 50 лет после коронации Петра II.
Лицевая сторона выполнена на высоком профессиональном уровне. Высокий рельеф, тонкая проработка каждой детали выдают профессионала, одаренного чувством пластики и виртуозно владеющего резцом. Широко известная копия — медаль с оборотной стороной, подписанной «I.G.» (илл. 12 А). Хотелось бы надеяться, что реверс медали выполнен тем же Егером. Основания для этого, казалось бы, есть — отсутствует только последняя буква инициалов Егера, которую мы видим на лицевой стороне. Однако подпись Егера в транскрипции «I.G.» не известна. Е.С.Щукина описывает подпись «I.G» как принадлежащую Гассу Иоганну Балтазару (Gass Johann Balthasar). Судя по датам, оба медальера могли работать на монетном дворе в одно время. Однако уверенности в том, что оборотная сторона медали принадлежит руке Гасса тоже нет. Балтазар Гасс выполнил множество штемпелей серии русских князей и царей, ряд портретных штемпелей медалей Екатерины II, то есть работ, требовавших большой ответственности и мастерства. Маловероятно, что признанный мастер взялся за решение второстепенной задачи — гравировку несложной по композиции, пластике и рисунку оборотной стороны коронационной медали, выполненной Егером. Таким образом, наличие точки после буквы «G» может быть своеобразным маркером подписи неизвестного медальера.
Еще меньше известно о медали, оборотная сторона которой изображена на иллюстрации 12 С. Удивительно, но на ней уже встречавшаяся нам подпись медальера «ЕМ».
И немудрено, что она оказалась идентичной той, что и на упомянутых медалях авторов «ОК» и «ЕМ».
Это обстоятельство наводит на целый ряд размышлений и вопросов. Художественный уровень штемпеля, резанного «ЕМ», по всем критериям значительно уступает штемпельному оттиску с подписью «I.G.». Например, у «ЕМ» не соблюденные законы перспективы и откровенно слабая пластика создают впечатление, что императорские регалии того и гляди упадут с подушки. Остается неясным, когда и почему при чеканке медали, выполненной Егером, использовался штемпель, резаный «ЕМ», если был совершенный с художественной точки зрения вариант медальера «I.G.». Возникает и другой вопрос, когда была изготовлена коронационная медаль Петра II, подписанная «ОК», если штемпель, изготовленный таинственным медальером «ЕМ», использовался для чеканки медали той же тематики спустя полвека?
Необходимо упомянуть и о так называемых монетовидных медалях, происхождение которых до конца не ясно (илл. 13). Впервые о существовании такой миниатюры мы узнали из «Собрания русских медалей...». Ее лицевая сторона соответствует лицевой стороне рублевиков 1728 года. Размеры медали и стандартного рублевика тоже одинаковы — 42 мм. На оборотной стороне изображен двуглавый орел с тремя коронами и датой — 1727 г. Сегодня точно известно о двух таких медалях. Первая, выполненная в золоте, хранится в Эрмитаже, вторая, серебряная, — в фондах Государственного Исторического музея. Предполагается, что медаль была выпущена ограниченным тиражом в донативных целях.
Свет на историю создания медали и ее предназначение пролил А.В.Храменков. На основании архивных документов автор установил, что медаль выпущена по указу Верховного тайного совета для коллегии Иностранных дел и отчеканена «на дачу присланному ис Персии армянскому юз баше Багы...». В 1724—1727 годах с помощью армян Россия стремилась ослабить турецкие силы в Закавказье. Военно-политическая ситуация к моменту приезда армянской делегации в столицу России требовала моральной поддержки армян. Вручение юз баше Багы золотой медали с портретом императора должно было стать очевидным свидетельством такой поддержки. Сведения о количестве изготовленных медалей противоречивы. В документах, как указывает автор, упоминаний о серебряной медали нет.
Таким образом, исследование медалей в память о коронации Петра II сопровождается открытием любопытных фактов, а в еще большей степени обрастает вопросами, ответы на которые могли бы пролить свет на некоторые теневые стороны истории медальерного искусства России XVIII века.
Не менее интересные обстоятельства открываются при изучении памятных медалей, чеканенных в связи с кончиной Петра II. Известно, что медаль, посвященную этому печальному событию, изготовил Вестнер (Фестнер) Георг Вильгельм (Vestner Georg WiLhelm). Он никогда не был в России. Точнее, нет сведений о его пребывании в России. Немецкий медальер работал в Нюрнберге и изготавливал медали на темы исторических событий, происходивших в Европе. Вестнер родился в 1677 году, умер в 1740. Получив заказ из России, медальер резал штемпель, по всей видимости, взяв за основу соответствующий живописный эскиз портрета императора. Молено предположить, что коронационные медали Шульца не брались в качестве образца — слишком большие различия в стилистике миниатюр (илл.14).
В «Собрании русских медалей...» представлен экземпляр № 110, на оборотной стороне которого изображены семь кипарисов. Он идентичен медали, приведенной на иллюстрации 14. Для доказательства идентичности лицевой стороны медалей немаловажен тот факт, что на ней видны следы разрушения штемпеля в нижнем сегменте миниатюры. Здесь представлен погрудный портрет Петра II с поворотом головы вправо. Портрет выполнен в барочном стиле. К латам и роскошному парику автор добавил плащ, живописно уложенный в складки. Нет и намека на «лисий нос». Портрет воспроизводит тонкие, почти женственные, черты лица императора. Проникнутый покоем и печалью художественный образ создает атмосферу скорби. Филигранно проработанные пряди волос, ниспадающие на плечи, лавровый венок на голове, богатый декор одежды свидетельствуют о кончине наместника божьего. Умелое пластическое решение рельефа, тщательность проработки мельчайших деталей вкупе рисуют идеализированный образ императора.
Изображение монарха заключено в круговую надпись: PETRVS II RVSS • IMP. — MAG • DVX MOSCOV • (Петр II Российский Император, Великий князь Московский). Под обрезом бюста — VESTNER. F. («Вестнер сделал»).
На оборотной стороне изображены семь кипарисов, на каждом из которых — щит с надписью: PE(TRVS) I + 1725, NA(THALIA)
+ 1725, CA(THARINA) + 1727,
ANNA + 1728, NA(THALIA) + 1728,
OTTO(KESA) + 1730, PE(TRVS) II +
1730. (Петр I скончался 1725, Наталия — 1727, Екатерина — 1727, Анна —
1728, Наталия — 1728, Оггокеса (Евдокия) — 1730, Петр II — 1730). Сверху над кипарисами — надпись: FVNERA CONTINVATA («Непрестающие погребения»). Надпись под обрезом: HEV MIHI TANTVM PRAE= / SIDIVM PERDIS GENS / RVSSICA./ («Увы, толиких поборников лишился ты, о, народ русский»).
П.А.Мещеряков (1830—1876) более чем через столетие сделал копию медали работы Вестнера (илл. 15). В описании русских медалей В.П.Смирнова (СПб., 1908) под № 217 представлена именно копия медали работы Мещерякова. При этом лишь упоминается о существовании оригинальных штемпелей работы Вестнера.
Копия Мещерякова, безусловно, изящна, тщательно проработана, однако грешит неточностями, которые заметны даже при простом сравнении профиля лица императора. Этому может быть две причины: либо Мещеряков допустил некоторую авторизацию при работе над портретом, либо он ориентировался на другой экземпляр медали, изготовленный Вестнером. В пользу предположения что немецкий мастер мог изготовить не один вариант медали, может свидетельствовать изображение миниатюры с подписью автора в обрезе — VESTNER. F (илл. 16).
По существу, речь идет о недавно обнаруженном нами уникальном экземпляре посмертной медали Петра II. Изображение Петра II на этой медали идентично портрету на иллюстрации 14. Круговые надписи тоже тождественны. То есть при чеканке лицевой части медалей использовался один и тот же штемпель.
Особый интерес представляет оборотная сторона медали, которая демонстрирует богатый аллегориями сюжет, включающий античные и библейские символы. В комплексе все они подчинены единой цели — созданию атмосферы невосполнимой утраты и скорби. В центре композиции, как в фокусе, спроецированы два изображения: пылающее в огне сердце и рука из облаков, выходящая, кладущая на тот же жертвенник другое пылающее сердце. Подразумевается, что это сердце императора. «Человек смотрит на лице, а Господь смотрит на сердце», — читаем в Библии. Сердце символизирует божественную любовь. А пылающее в огне сердце отражает особую религиозную связь с Богом. Таким образом, автору удалось иносказательно подчеркнуть божественное таинство погребения Петра II.
В религиозных сюжетах руку, выходящую из облаков, трактуют как Бога Отца, поскольку по христианским канонам никто не может видеть лик Творца. Господь сказал Моисею: «...Лица моего не можно тебе увидеть; потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых...». В правой части композиции Вестнер поместил два кипариса — древний образ скорби и печали, перед которыми расположен гцит с московским гербом. Верхняя часть его увенчана императорской короной и, по-видимому, Андреевской лентой с изображением Георгия Победоносца, как олицетворение торжества христианства над злом.
В левой части изображен ангел смерти, держащий в левой руке погасший факел, а правой опирающийся на тоже коронованный щит с надписью: PAR NULLA FIGVRA ЕЮ LORI. Перевод надписи может звучать по-разному: «Нет нескорбящего» (перевод авторов), «Нет изображения равного печали» (перевод, указанный в «Собрании русских медалей...»). По всей видимости, более точен подстрочный перевод профессора А.Г.Бокового: «Ничто есть образ печали».
Мы сознательно разносторонне и критически описываем медаль и ее типологические свойства, так как широкому кругу коллекционеров изображение миниатюры фактически было неизвестно. По нашим сведениям, в отечественной литературе изображение медали было опубликовано единственный раз в «Собрании русских медалей. СПб, 1840 — 1846», изданном Архиографической Комиссией. С тех пор минуло полтора века.
Каждый элемент композиции, даже второстепенный, несет заряд религиозной символики. Так, щиты кроме корон, венчающих их вершины, заканчиваются свитками, которые напоминают о писаниях пророков, апостолов, и евангелистов. Многие части Библии были в оригинале написаны на свитках.
Круговая надпись гласит: CVM LAETA VENIRET INVIDIT FORTVNA. VIRGIL. («Пришедшей радости позавидовал рок. Вергилий» — перевод, данный в «Собрании русских медалей...»). Другой вариант: «Без уныния преодолевший превратности судьбы. Вергилий.» (наш перевод). На российских медалях, как и на европейских, нередко имя автора изречения указывалось в конце круговой надписи. Подстрочный перевод А.Г.Бокового может указывать и на другие оттенки изречения: «С радостью приходит судьба в очевидное. Вергилий.».
Под обрезом римскими цифрами указана дата события: MDCCXXX in.IAN (1730 год, январь).
Малоразличимая, но существенная деталь — при внимательном изучении на медали видна зарождающаяся трещина на 7—8 часах. С одной стороны, это свидетельствует об идентичности упомянутых выше штемпелей, а с другой — о том, что штемпель лицевой стороны с самого начала был дефектным. Помимо всего прочего это значит, что число медалей, отчеканенных этим штемпелем, весьма ограничено, так как функциональные возможности штемпеля изначально были лимитированы техническим ресурсом дефектного инструмента.
Более того, медаль изготовлена в гарте (сплав свинца, сурьмы и олова). На лицевой и оборотной сторонах (на 18 часах) имеется характерный для ранних немецких медалей купериггифт. Эти технологические факты, с учетом вышесказанного, а также художественных особенностей малоизвестной оборотной стороны, скорее всего свидетельствуют о том, что публикуемая медаль — пробный, возможно, не утвержденный вариант.
Любопытно, что портрет Петра II на медалях Вестнера имеет несомненное иконографическое сходство с изображением императора на рублях Петербургского монетного двора, датированных 1727 годом (см. илл.17). Похоже, что резчики в Петербурге и Вестнер в Нюрнберге руководствовались одним и тем же живописным образцом. Заметим, что монетная иконография Петра II на рублях 1727 года московского типа коренным образом отличается от изображений императора на рублевиках 1728-1729 годов.
В заключение следует упомянуть еще об одной памятной медали Петра II, которая не имеет отношения ни к коронации, ни к похоронному церемониалу. Медаль выполнена в рамках портретной серии русских царей и великих князей. Грандиозный проект, который задумала Екатерина II, начал осуществляться в 1783—1784 годах. Экземпляр, посвященный памяти Петра II, выполнил Иоганн Балтазар Гасс (Gass Johann Balthasar) (илл. 18). Есть сведения о том, что медаль впоследствии повторил Николай Козин.
Она интересна с точки зрения исследования динамики иконографической трактовки образа императора Петра II — в более поздний период значительно измениись подходы к пластическому решению портрета в сторону упрощения. Само время требовало от медальера поиска новых изобразительных средств, которые, минуя барочные сентиментальные излишества, могли бы точнее смоделировать образ молодого илшератора.
Надо сказать, что историю медалей с портретами Петра II нельзя считать законченно!!. Она продолжает интриговать своей непредсказуемостью, что дает стимул для новых исследовании.
Юрий ПЕТРУНИН, Андрей ГАРМАШ
Иллюстрации предоставлены авторами
Иллюстрации, отмеченные * любезно предоставлены М.Е. Дьяковым.
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 29 (июль-август 2005), стр.134