В первые десятилетия XVIII столетия стал развиваться новый стиль. Это движение в искусстве зародилось во Франции в 1715 году, после смерти Людовика XIV. Тогда началось укрепление власти аристократии, наступил период Регентства — правления герцога Орлеанского Филиппа II (1715—1723). Но стиль, называемый стилем Регентства, охватывает не 8 лет, а более широкий переходный период в области архитектуры и искусства — от барокко к рококо. Он длился до 1730 года, совпав с ослаблением, а затем и падением престижа абсолютной монархии. Одновременно были подвергнуты переоценке классические идеалы величественного придворного стиля. Искусство обратилось к прелестям обычной жизни. Теперь его покровителями и потребителями были не король и придворные, а аристократы и городской средний класс.
Формы и отделка серебряных изделий изменялись плавно, поэтому еще присутствовали черты обоих периодов. Стиль Регентства находился между двумя противоположными полюсами — поздним барокко (характеризовавшимся величественными, асимметричными и стилизованными формами) и рококо (с его движением, асимметрией и натурализмом), в чем и проявились его особенности. Следует сказать, что в предыдущий период было издано не менее 40 законов и эдиктов, ограничивавших экстравариантность и роскошь (поскольку Людовик XIV вел военные действия), в результате чего много серебряных изделий, особенно парадных, ушло в переплавку. Соблюдая эти законы, мастера стали использовать гораздо меньше серебра, что и сказалось на развитии нового стиля. Из-за некоторых законов, лимитировавших вес серебряных изделий и запрещающих обилие украшений, возникло стремление к изяществу и элегантности.
Филигрань
Эта техника заключается в сгибании и переплетении тонких серебряных нитей и прикреплении их к изделию. Серебряные нити могут быть гладкими или «жемчужными», то есть состоящими из маленьких шариков или зерен. Нити делаются при помощи волочильной доски с отверстиями разной формы и разного размера, которые нужны мастеру. Они могут быть плотно прикреплены к поверхности или из них делается отдельный узор, который потом налагается на поверхность изделия. Последний способ называется ажуром. Филигрань была известна еще в античности и использовалась в Европе в средние века. Ведущими центрами филиграни были Венеция (где ее называли opus veneti-cum ad filum — венецианская работа серебряной нитью) и Генуя. Филигранью украшали почти во всех странах исламского мира. Позднее она стала популярна в Испании, Голландии и южной Германии. При покупке изделий с филигранью важно убедиться, что нити сделаны из серебра, а не из платинированной меди.
Англия после заключения Утрехтского мира (1713) увеличила свои заморские владения, став самой могущественной державой в мире. Во время правления Георга I (1714—1727) партия вигов поддерживала крупных землевладельцев и богатых купцов, рос средний класс. Тройственный союз, заключенный между Великобританией, Францией и Нидерландами (1717), к которому в 1718 году примкнула Священная Римская империя, способствовал относительному процветанию и появлению первых признаков зарождения аграрного и индустриального капитализма. Доходными был» главным образом две отрасли промышленности — текстильная и металлургическая. Такая экономическая ситуация дала возможность англичанам лучше украшать свои дома и больше предаваться удовольствиям и развлечениям. В связи с этим появилась потребность в большом количестве домашних серебряных предметов, которые стали характерной чертой английского быта.
На территории нынешней Германии в те времена шли многочисленные войны, включая войны за польский трон (1733 —1735) и австрийское престолонаследие (1740— 1748). В результате Пруссия стала гегемоном, что привело к утонченности в жизни двора и среднего класса, появившегося здесь, как и во всей Европе. И как следствие возникла потребность в серебряных столовых наборах, в других предметах быта — туалетных и письменных приборах. В Италии в этом отношении особенно выделялась Венеция. Этот город переживал спад в морской торговле, поэтому деньги, накопленные в предыдущие десятилетия, уже не вкладывались в нее, а тратились на роскошь и шикарные вещи.
Домашнее английское серебро
В тот период в Англии производили очень много домашних серебряных изделий. И что интересно, они теперь были уже в домах дворян и городского среднего класса, а не только у аристократов. Большинство предметов изготовлялись для обеденного стола и гостиной.
Весьма любопытны шотландские плоские чаши с двумя ручками. Очень простой формы, гладкие, с круглым основанием.
Украшение — минимальное, чаще всего чернение наверху и на ручках. Самыми престижными были традиционные предметы — чаши для пунша, урны, сосуды для охлаждения вина, подносы, тазики и корзинки. Чаши для пунша стилистически похожи: вертикальные фестоны или рифленые полоски по всей чаше, перемежаемые картушами с завитками и листьями аканта. Аля присоединения колец по бокам использовали архитектурные накладки в виде голов львов. Сверху всегда были вырезы для стаканов, эта верхняя часть с вырезами была съемной. На чашах попроще почти не было украшений, кроме черни, и верхняя часть с вырезами не снималась. Но оставались головы львов с кольцами.
Супницы выглядели наряднее. В нижней их части было меньше украшений, а верхняя часть и ручки декорировались богаче. Особое внимание уделялось украшению ручек — оно чаще всего было в виде листьев, шарик же на крышке мог быть цветком, шишечкой или листьями. Эти украшения, можно сказать, — прелюдия к стилю рококо. Увлечение охлажденным вином способствовало появлению разнообразных ведерок для льда, чаш, сосудов для вина. Украшение винных сосудов обычно состоит из выпуклых кривых у основания эллиптического сосуда, дальше идут переплетенные завитки и головки или морские ракушки или пальметты. Скульптурные формы использовались в основном в ручках — в виде дельфинов, завитков, оканчивающихся головами львов, крылатых сирен, лошадей и антропоморфных фигур. Форма кувшинов и тазиков оставалась примерно такой же, как и прежде, изменился лишь характер украшений, но сам кувшин постепенно становился проще. Ручка в нем была самым нарядным элементом — она могла быть в виде спирали с завитками или женской фигуры. Кувшин декорировали вертикальными элементами, направленными вниз, что придавало форме динамичность. Ободок вверху украшался деталями, типичными для того периода, — завитками, ракушками и ламбрекенами.
Накладные резные украшения
Эта техника появилась во второй половине XVII века и была очень популярной в первой четверти XVIII столетия. Процесс состоит из припаивания к изделию полос серебра определенного узора. Это требует большого мастерства, так как части должны прилегать очень точно. Такую технику использовали главным образом когда украшали подставки или основания суповых мисок, кружек, чашек и кувшинов, а также при отделке мест прикреплений ручек к чайникам и кофейникам. Часто изделия делали матовыми, чтобы создать контраст света и цвета с налагаемыми мотивами. Шлифовка придавала им яркость.
Стандарт «Британия»
В Великобритании для оценки серебра был введен стандарт. С 1545 года было клеймо с изображением льва, с полным профилем влево. Это клеймо стало стандартом серебра, называемым «стерлинговым стандартом», который равнялся 92,5 % чистого серебра. В 1697 году король Вильям III решил ввести более высокий стандарт — 95,84 %, что было вызвано широко распространенным обычаем переплавки серебряных монет или отщипывания серебра с краев монет для производства серебряных изделий. Из-за этого все время уменьшалось количество монет и приходилось чеканить новые. Поэтому клеймо со львом заменили клеймом, изображающим символическую фигуру Британнии — сидящей женщины в шлеме с копьем и щитом. Новый стандарт был назван «Britannia». Он просуществовал до 1719 года, когда король Георг I восстановил стерлинговый стандарт, хотя в качестве альтернативы сохранялся и стандарт «Britannia».
Новые декоративные модели XVIII века
В то время в Европе шел интенсивный обмен декоративными мотивами. Франция пыталась ввести стилистические модели Регентства. В Голландии наряду с традиционными моделями были и новые французские, которые привез Даниэль Маро, а вот немецкоговорящие страны медленно приближались к новому стилю. Итальянские мастера больше других использовали французские модели, но старались их несколько упростить, чтобы избежать излишней помпезности. В Великобритании существовали модели, привезенные гугенотами, которые они использовали еще во Франции и Голландии, наряду с простыми недекорированными моделями и моделями модифицированного позднего барокко. Вообще же во всех странах переходили от величественного позднего барокко к каллиграфической асимметрии рококо. Мотивы позднего барокко уходили постепенно в прошлое, прослеживалось стремление к чему-то новому.
Нормой становились употребление раковины и легкость в мотивах, предпочтение отдавалось симметрии. Стали доминировать кривая линия, двойные искривленные линии, неровные, бахромчатые края, очень популярным был ажур. Среди распространенных мотивов была пальметта, которая стала принимать более мягкую форму и реалистический вид: пять листьев, сужающихся к основанию. Пальметту не всегда делали плотной, иногда — бахромчатой и даже ажурной. Число листьев увеличилось до семи, и ажурность почти создавала впечатление асимметричности. Другой элемент — переплетенные завитки из листьев в соединении с традиционными мотивами, то есть раковиной, пальметтой или маленькой головкой. У многих декоративных элементов был фон из решетки из ромбиков, в центре которых могли быть помещены крошечный цветочек или круглая пуговка.
Декоративные мотивы начала XVIII столетия
С точки зрения стилистики первые тридцать лет XVIII века были переходными от барокко к рококо. В это время во Франции изделия из серебра приобретали все более определенные формы, хотя их поиски все еще продолжались. Декоративному «набору» стиля Регентства присущи все характеристики и стиля Людовика XIV, и диаметрально противоположного ему — стиля Людовика XV. Орнаменты все еще симметричные, но менее строгие. Ощущается постепенный отход от стилизации к натуре, в целом рисунок становится все более изящным и легким. Раковина — один из доминирующих мотивов, присутствующих в разных вариациях, часть — в окружении листвы и переплетающихся завитков. Другие мотивы — ламбрекены, розетты, гротескные головы в окаймленных картушах и геральдические фигуры. Серебряные изделия нередко выполнялись по рисункам Жана Берена, художника королевского двора, который был очень популярен во Франции. Многие его мотивы копировали в других странах, например, в Нидерландах и Англии, где работали мастера-гугеноты (включая Поля де Ламери), которые привезли из Франции модные французские модели.
Французское серебро начала XVIII века
В первой трети этого столетия во Франции резко возросло производство серебряных изделий. Одна из причин тому — стремление восполнить серебро, изъятое в результате королевских декретов. Другая причина — в то время в художественном производстве с серебром, предназначенным для украшения домов богачей, конкурировала майолика и первый западный фарфор. В большом количестве создавались три типа изделий: столовые принадлежности, туалетные и осветительные приборы. Столовые приборы из золота делали почти исключительно для королевской фамилии, позолоченное серебро — для знати и серебро для обычных зажиточных людей Только для королевской фамилии делали так называемые кадены, то есть плоские блюда для ножа, вилки, хлеба и т.д., и навицеллы — сосуды в виде маленьких корабликов для салфетки короля (такие сосуды были популярны еще со средних веков) Большое внимание уделялось декорированию тарелок и подносов, особенно их бордюров. Возрастала популярность супниц, их часто изготовляли в паре с подносом. Формы кувшинов и мисок, все еще традиционных и необходимых предметов, делали в духе XVII века (то есть кувшин — в виде перевернутого тема), а орнаментальные мотивы были более современными. Кубки почти всегда выполняли в виде потира, а те, что предназначались для путешествий, — всегда с крышками. Основания дорогих кубков обильно украшали. Судки для приправ, бутылочки для масла и уксуса делали на ножках. Популярностью пользовались кастрюльки с крышками, которые ставились на плоскую тарелку. У них было две ручки. Мастера проявляли большую фантазию при оформлении и украшении крышек и ручек. Как правило, остальная часть сосуда оставалась гладкой. Типично французским был прибор для вареных яиц, так называемая кокотница — маленькие вытянутые чашечки на высокой ножке, почти всегда декорированные. На столе стали появляться соусники с двумя носиками и ручками по бокам, но потом они приобрели другую форму — с одним носиком и одной ручкой. В домах богатых людей всегда были серебряные сосуды для охлаждения вина.
Среди туалетных приборов встречались и самые шикарные, и самые простые — на все вкусы и потребности покупателей. Эго — зеркала, гребни, коробочки для косметики разных размеров, маленькие чашечки, мыльницы, флаконы для духов, ножницы и даже призеркальные подсвечники. Их могли изготавливать в комплекте. К сожалению, сохранилось лишь несколько таких комплектов.
Большинство осветительных приборов того времени делали в виде двух подсвечников, и стиль их мог быть разным — на массивных основаниях и с малым количеством украшений и на тонкой ножке, украшенной витой лентой, — в духе Регентства.
Поль де Ламери
Поль де Ламери (1688—1751) родился в маленьком городке в Нидерландах, куда сбежал его отец, гугенот, из Франции, спасаясь от преследования. Через несколько лет семья переехала в Лондон, где в 1703 году Поль начал работать учеником в мастерской серебряных дел мастера Пьера Плателя, тоже французского беженца. Первые изделия Поля де Ламери помечены клеймом Лондона и датируются 1711 —1712 годами. Несколько лет спустя он стал получать заказы от английской аристократии. Его слава выросла до такой степени, а объем производства настолько, что у него не хватало времени самому работать над каждой вещью, поэтому в последние годы Поль де Ламери лишь разрабатывал модели для своих мастеров. Самые лучшие его работы — те, что он сделал целиком собственноручно, то есть в 1730—1740-е годы. Его значение в том, что он внес свежую струю в традиционный английский стиль, добавив в него элегантный стиль эпохи французского Регентства и стиль Людовика XIV. Ламери считается зачинателем английского
рококо, которое он приспособил к формам и типам, традиционным Англии.
Континентальное влияние на английское серебро
Стили серебряных изделий в Англии развивались медленно, видимо, мастера и художники не чувствовали необходимости в экспериментах с новыми идеями и моделями. Стилистическое однообразие вещей из серебра поддерживалось благодаря публиковавшимся сборникам образцов гравировки и других мотивов, основанных главным образом на моделях голландского барокко. Серебряных дел мастера Англии считали эти сборники неистощимым источником идей. Около 1710 года туда привезли свои модели и идеи французские мастера-гугеноты, которые в последние три десятилетия открыто выступали против голландского барокко, составлявшего в Англии основу стиля. Мастера-гугеноты, хотя и были в этом единомышленниками, должны были приспосабливаться к требованиям английских покровителей. Стиль гугенотов характеризуется совершенными пропорциями,
присущими античности, особенно в архитектурном расположении украшений по классическим канонам. Это выражалось двояко: во-первых, в применении шестиугольного, или восьмиугольного сечения и резких поверхностях, составлявших форму, а во-вторых, в украшении тех же форм большим количеством тисненых или выгравированных мотивов, а также накладных или отлитых украшений. Мастера делали и то и другое — в зависимости от требований и финансов заказчика. Из гугенотов самым большим влиянием пользовался Поль де Ламери. Благодаря ему в период с 1712 по 1751 год полностью обновились вкусы англичан. Поначалу де Ламери в моделях использовал рельефные «бобы», которые подчеркивали извилистые формы. Его тягу к «современному» декорированию можно увидеть в знаменитом квадратном подносе с чрезвычайно легким и изящным бордюром. Он хранится сегодня в лондонском музее Виктории и Альберта. Для выполнения центральной гравировки де Ламери пригласил Вильяма Хогарта (1697 —1764), видимо, предугадав его блестящее будущее. Усовершенствовав стилистические элементы стиля Регентства, тот по-своему начал новый художественный период — рококо, внеся большой вклад в стилистическое своеобразие английского серебра.
Такие сосуды использовались для сахара, соли, перца, имбиря, иногда для горчицы. У них были крышки с отверстиями, через которые еду посыпали специями. Как правило, они представляли собой комплект из 3-х частей. Приборы появились во второй половине XVII века и были популярны до конца XVIII столетия в Великобритании, Франции и России. Самые ранние экземпляры этих сосудов были цилиндрической формы, крышки имели дырочки в простом узоре и соединялись с помощью муфточки к опоясывающему элементу. Постепенно сахарницы стали приобретать грушевидную форму или форму спирали. Крышки были уже с отверстиями более сложного рисунка и стали привинчиваться.
Ильянское серебро первой половины XVIII века
Раковина
Это один из самых древних и широко распространенных декоративных мотивов. Природные раковины использовались еще в классической античности, особенно в римской архитектуре как отделочный материал, а также как украшение портиков, гротов и садовых архитектурных элеменгов. Тогда же начали делап» декоративные имитации
раковин из мрамора и других материалов. Этот мотив нашел широкое распространение в эпоху Ренессанса, например, в архитектуре Брунелески или на знаменитой картине Пьеро делла Франческа в Брере (Милан). Б XVII веке раковина была одним из орнаментных мотивов стиля барокко, а позднее — рококо. Раковины периода барокко были компактными, с острыми краями, позднее края стали неровными, а сами раковины напоминали выпуклые листья. В конце XVIII века раковина вернулась к своей основной, но более упрощенной форме, почти геометрической, что было в духе неоклассицизма. Ее часто использовали как емкость: в церкви — как чаши со святой водой, на столе — в качестве солонок или фруктовых вазочек и т.д. Популярность раковин частично объясняется их религиозной символикой — они были значками пилигримов.
Несмотря на привязанность к позднему барокко, французское влияние и влияние скульптуры, итальянское серебро первой половины XVIII века имеет свои особенности. В Неаполе вице-король С.Эстебан издал указ об установлении пробы для серебра — 834 тысячных и о введении трех клейм: одно — для мастера, одно — для «консула», который подтверждал качество металла, и одно — для гильдии, которая гарантирует качество работы. На последнем клейме были буквы NAP под короной и три цифры, обозначавшие дату производства (без тысячи). Но даже после этого указа в XVIII столетии клеймили лишь немногие изделия, потому что отношения между покупателем и мастером были доверительными и не было необходимости проверять клеймо, за регистрацию которого и налог на него нужно было платить. В те годы церквям Неаполя требовалось много серебряной утвари, поэтому процветало производство бытового серебра. Надо сказать, что в то время здесь бушевали эпидемии, уносившие многие жизни. Поэтому те, кому посчастливилось выжить, в благодарность за счастливое спасение дарили церквям серебряные статуэтки и гробницы для мощей. В Неаполе очень модно было в центре стола сооружать конструкцию из мелких чашек, стоящих на разных уровнях. У них были формы раковин, которые заполняли специями, сладостями и фруктами. Это сооружение целиком пирамидальной формы украшали маленькими скульптурами наяд, дельфинов, тритонов, мифических морских чудовищ. На самом верху устанавливали фигуру всадника или морского бога Нептуна.
В серебряном деле Рима тоже ощущалось влияние скульптуры позднего барокко. Это объясняется тем, что многие изделия изготовлялись для недавно построенных или еще строившихся церквей. Большое воздействие на серебряное производство оказал Джованни Джардини (1646 —1721). Он работал не только с серебром, но и с бронзой, мрамором, медью. Вместе с Максимилианом Лимпархом из Праги он опубликовал большой сборник украшений для серебра и бронзы «Prontuarium Artis Аг-gentariae», который вплоть до середины XVIII века был настоящим пособием для римских мастеров.
Прокалывание или ажур
При этой технике на серебряной пластине рисуют декоративный узор, затем специальной пилкой отделяют фон узора. Получаются открытые пространства. Есть два типа такой техники: ажур и покрытие. Ажурное прокалывание (или пробивка) — это сквозное прокалывание, когда получается кружевной узор. Эта операция требует большой точности и осторожности, особенно по краям изделий, которые не должны быть острыми. Поэтому их тщательно обрабатывают напильником или резцом. Второй тип заключается в следующем: вырезаются ажурные украшения и ими покрывается гладкая поверхность. Получается серебряное кружево, которое выделяется на гладком фоне.
Столовые приборы первой половины XVIII века
Форма и весь вид столовых приборов продолжали меняться в соответствии с изменением обычаев застолья. Особенно это касается использования вилки. Даже на придворных пирах ею мало пользовались. Французский король Людовик XIV еду брал руками. Но несмотря на это постепенно менялись типы столовых приборов, их изготовляли из разных материалов. В XVII веке их украшали гравировкой, но уже в первые годы XVIII появились тиснение, накладные литые элементы, придававшие рельефность. Гравировка применялась лишь для украшения гербами и инициалами. Такие элементы обычно были на оборотной стороне ложек и вилок, потому что по тогдашним правилам сервировки стола нож клали перед обедающим горизонтально, а зубцы вилки и ложка должны были быть обращены к столу.
Часто серебряные приборы снабжали фарфоровыми ручками, которые не проводили тепло и при мытье не теряли первоначального блеска. В этот период перестали пользоваться ножами с очень острыми концами. Во Франции был даже издан указ, запрещавший производство таких ножей, чтобы искоренить неприличные привычки за столом, такие, например, как ковыряние в зубах кончиком ножа, но главным образом — для безопасности хозяина дома и гостей. (Кровавые стычки, как и отравления были нередки в придворном обществе). Почти у всех ножей были изогнутые ручки в форме пистолетной рукоятки, известные в Великобритании под названием «пистолетные ручки*. Такая форма была распространена во всей Европе, но называлась в разных местах по-разному. Например, в Италии — «венецианской* или «ручкой Св. Марка». Во Франции делали ножи и с прямыми ручками, украшенными ракушками. Ложки и вилки изготавливали в стиле конца прошлого века — с украшением у присоединения черенка, гладкие, без украшений, черенок которых расширялся и заканчивался полукругом. Они появились сначала в Англии, потом стали популярными и на континенте. По краю ручки этих приборов проходил ободок. Во Франции придумали ручки, окончание которых напоминало форму скрипки. На них часто были украшения в виде раковин. Эта форма повторялась и перерабатывалась в последующие годы. Ложка удлинялась и постепенно сужалась в овальную форму, у вилки появились три зубца, редко встречались и четыре.
Асимметрия и искривленная линия
Рисунки, представленные здесь, позволяют судить о главных характеристиках декоративных мотивов рококо. Они основаны на асимметрии, движении, искривленной форме и натурализме. Многие из них использовались в предыдущие периоды, но теперь они были переосмыслены и модифицированы: линия стала грациозной и изящной, неправильной, края — неровными, бахромчатыми, причудливыми и редко повторяющимися.
Кофе, чай, шоколад
В XVIII веке у большой части общества появилась привычка пить чай, кофе и шоколад. Первым из напитков был кофе, который сначала культивировался в Эфиопии, потом его стали выращивать в арабских странах, где рецепт приготовления этого напитка был известен еще в XIV веке. В Европу его привезли венецианские купцы в начале XVI столетия. Очень скоро кофе повсюду стал пользоваться большим спросом.
Чай попал в Европу с Дальнего Востока и приобрел популярность сначала в тех странах, которые вели торговлю с ним, — в Нидерландах, Англии, Франции и Португалии. Шоколад же, который делали из како, сахара и молока, в Европе впервые попробовали примерно в 1528 году, когда конквистадор Кортес привез семена какао и3 Мехико. Древние ацтеки делали и3 них напиток, который называли chocochlt, что значит «напиток богов»
В Европе появились кофейни, прежде всего, в Венеции. Разумеется, для всех этих напитков потребовалось большое количество самой разнообразной посуды — серебряных чайников, кофеи ников, сосудов для шоколада. Он все время конкурировали с посудой из майолики и фарфора.
(Продолжение следует)
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 29 (июль-август 2005), стр.86