Историю московских открыток принято вести с 18 ноября 1895 года. Столь точно судить о времени выхода первых семи открыток с видами Москвы, изданных в России, позволяет указанная на них дата цензурного разрешения печати. Первые открытки были выпущены по заказу московского Торгового дома Зигфрида Закса и Фрица Ярреса литографией Высочайше утвержденного Товарищества печатного дела и торговли «И.Н.Кушнерев и К0» в Москве. Они оформлены в традиционном для открыток Западной Европы того времени стиле «Gruss», для которого характерны монтаж из нескольких изображений городских достопримечательностей и различного рода виньетки, украшающие эти многовидовые композиции. Изготовлены первые московские открытки литографским способом печати в цветном и однотонном вариантах, причем цветные открытки — более редкие.
Имена родоначальников московских видовых открыток 3.Закса и Ф.Ярреса встречаются еще раз — на более поздней серии открыток,, отпечатанной иностранной типографией с нерасшифрованной аббревиатурой ее названия «C.K.Z.*. В истории российской филокартии Москва — единственный город с точно известной датой издания первых открыток.
Появлению первых открыток с видами Москвы предшествовало распоряжение министра внутренних дел по почтовой части от 19 октября 1894 года, которое разрешало выпуск «бланков открытых писем частного изготовления» и одновременно упраздняло монополию государственного почтового ведомства на издание такой продукции. В начале 1896 года свои первые открытки с видами Москвы выпустила известная полиграфическая фирма «Фототипия Шерер, Набгольц и К°» (цензурное дозволение от 2 марта 1896 года). Они были отпечатаны в московской типографии Ф.Ф.Эбе. Возможно, «Фототипия Шерер, Набгольц и К0» еще не имела собственного оборудования для такого вида изданий. В конце 1897 года появились неказистые открытки, выпущенные издательством И.П.Гаврилова (цензурное дозволение от 17 декабря 1897 года).
Вместе с российскими издателями, делавшими только первые шаги в выпуске открыток, на московский рынок устремились и западные полиграфические фирмы, буквально выплеснув на покупателя весь накопленный к тому времени в Европе потенциал разнообразного открыточного дизайна. В Москве продавали свои открытки немецкие, шведские, французские, австрийские, швейцарские и даже венгерские производители печатной продукции.
На открытках с видами Москвы, выпущенных зарубежными издателями, нет данных о времени их выхода, поэтому определить его можно лишь приблизительно — по самым ранним известным датам почтовых отправлений, а также исходя из особенностей написания шрифта и оформления их оборотной стороны.
В опубликованной в 2004 году книге «Привет из Москвы» описывается напечатанная в Швейцарии открытка, которая была отправлена из Москвы в Бельгию и прошла почту в 1887 году. Она изготовлена на бланке для международной почтовой корреспонденции, изданном Главным Управлением Почт и Телеграфов России. Возможно, это самая ранняя открытка с московскими видами, выпущенная за пределами России.
Наиболее разнообразную открыточную продукцию поставляли на московский рынок немецкие издатели. Они выпускали открытки в стиле «Gruss», тисненые открытки с изображением памятников архитектуры Москвы, а берлинская фирма «W.H., D.R.G.M.» издала серию ночных видов Москвы с прорезями в верхнем слое открыточного картона, создающими при рассматривании открыток на просвет эффект светящихся окон.
Плодотворнее и изобретательнее всех на московском рынке работала шведская издательская фирма «Акционерное общество Гранберг». Она печатала открытки по заказам других издательств, сама выступала в роли издателя. Наряду с открытками в стиле «Gruss» эта фирма выпускала открытки с зимними видами Москвы, причем с одного негатива ухитрялась печатать три разных варианта.
Среди множества открыток с видами Москвы, выпущенных иностранными производителями, выделяется изданная во Франции черно-белая серия из 100 открыток, которую коллекционеры со стажем называют «парижской сотней». Неизвестный талантливый фотограф запечатлел московские праздники, рынки, горожан на улицах и площадях, идущих через Кремль солдат. Эта выполненная на высоком художественном уровне серия предвосхитила направления будущего расширения тематики московских видовых открыток, а возможно, и стала определенным эталоном для фотографов Москвы последующих лет.
Известны и попытки проникновения российских издателей на европейский открыточный рынок. Так, уже упоминавшаяся «Фототипия Шерер, Набгольц и К°» по заказу московской парфюмерной фирмы «Ралле» отпечатала несколько открыток с изображением достопримечательностей Москвы, которые предназначались для распространения во Франции. На одной из них изображен памятник Минину и Пожарскому на фоне старого здания Верхних Торговых рядов, построенных по проекту архитектора О.И.Бове и разобранных в 1886 году. Логично было бы предположить, что эта открытка выпущена до 1886 года. Однако оборотная ее сторона позволяет установить, что она была издана не ранее осени 1896 года. На это указывает наличие рядом с названием фирмы «Ралле» четырех изображений Государственного Герба России — высшей награды, присуждавшейся на всероссийских промышленно-художественных выставках. Как раз четвертый герб фирма «Ралле» получила на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде, которая состоялась в сентябре 1896 года.
Если первые серии открыток московских издателей явно походили на западные образцы и зачастую даже печатались за границей, то впоследствии было выпущено несколько очень удачных оригинальных серий. Фототипия Отто Ренара, например, издала высоко ценимую современными коллекционерами серию открыток «Матушка Москва», а типолитография И.М.Ма- шистова — помпезную серию из 12 открыток, где московские достопримечательности изображены на фоне российских флагов и герба Москвы.
Апофеозом московских открыток в стиле «Gruss» можно считать изданную «Товариществом Скоропечатни А.А.Левенсо- на» в 1902 году (цензурное дозволение от 3 августа 1902 года) серию из 10 открыток, выполненную по акварельным рисункам художника Н.Н.Каразина. Ко времени создания этой серии Н.Н.Каразин уже был известен как автор первых четырех открыток, выпущенных издательством Общины Святой Евгении, а также серии из 10 открыток, посвященных Петербургу. В московских открытках художник стремился выразить душу и характер Москвы, такие ее черты, как хлебосольство и патриархальность. Открытки выполнены в технике хромолитографии с использованием 14 (!) красок. Аналоги применения такого количества красок вряд ли удастся найти на открытках других издательств.
Дальнейшее развитие московской открыточной индустрии шло по пути резкого снижения себестоимости издания открыток. Дорогой и трудоемкий литографический способ печатания постепенно вытеснялся дешевой фототипией Многократное увеличение тиражей открыток заставляло издателей задуматься о расширении их тематики. Потребителю стали предлагать не только изображаемые на открытках стиля «Gruss» «дежурные» виды московских достопримечательностей, но и более широкую «географию» Москвы, а также «событийные» открытки.
Без сомнения, соответствовать духу быстро меняющегося времени стремились и открыточные дизайнеры. Это заставляло их постоянно искать новые, к сожалению, не всегда отмеченные высоким художественным вкусом, приемы оформления открыток, а иногда и просто отказываться от использования декоративных элементов.
Состоявшийся в феврале 1904 года Конгресс Всемирного почтового союза, членом которого была и Россия, внес изменения в порядок размещения информации на открытках. Оборотная сторона открыток, ранее использовавшаяся только для написания адреса, была разделена вертикальной чертой на две части. Левая часть отводилась для письменного сообщения, правая — для написания адреса, марки и почтовых отметок. Лицевую сторону теперь полностью могло занимать изображение. Эти нововведения привели к тому, что с лицевой стороны открыток исчезло свободное поле, предназначенное для размещения текста, которое ранее было неотъемлемой деталью их декоративного оформления. В связи с этим существенно изменилось и зрительное восприятие открыток, издававшихся с 1904 года.
Открытки, выпущенные до 1904 года, коллекционеры часто называют «ранними». Общепризнано, что видовые открытки Москвы, изданные в период с 1895 года по 1903 год,
Михаил КОМОЛОВ
Иллюстрации предоставлены автором и А.А.Мелитоняном.
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 36 (апрель 2006), стр.104