Особый интерес отечественных коллекционеров и библиофилов традиционно вызывают издания, посвященные коронациям русские монархов. История этих уникальных книг начинается с упоминаний о первых «постановлениях на великое княжение» на страницах древнерусских летописей. Однако истинный расцвет коронационных изданий в России приводится на ХVIII—XIX века — эпоху правления царской династии Романовых во всем величии и мощи их огромной Империи.
Большая ценность и, как следствие, высокая стоимость изданий, посвященных коронациям, объясняется в первую очередь тем огромным значением, которое имел акт коронования для государственной власти и общества на всем протяжении существования монархии в России.
Формально коронация — это процедура принятия монархом символов принадлежащей ему власти, торжественно закрепляющая территориальную целостность государства, его политическую независимость и единство нации, гарантом чего является монархия (в России — самодержавие). В русской традиции акт Священного Коронования помимо этого был еще и важнейшим сакральным обрядом, утверждавшим божественность царской власти. В процессе коронования совершалось церковное таинство миропомазания — «чрезвычайного дарования Святого Духа», сообщаемого лишь пророкам, апостолам и государям, после которого монарх считался «помазанником Божьим», наместником Бога на земле.
Огромное значение имело и то, что при этом утверждалась преемственность царской династии России по отношению к древним императорским домам Рима и Византии; царь торжественно назывался «наследственным государем от прародителей своих». Это положение не только закрепляло легитимность царской власти, но и утверждало православную Русь как единственного носителя и защитника истинной христианской веры. «Москва — третий Рим»; «два Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не бысти» — гласят категоричные выводы этой концепции.
Прообразом коронации на Руси было «поставление на великое княжение», или «посажение на стол», вошедшее в обычай при дворе великих князей Киевской Руси в IX—XI веках. После возвышения Московского княжества в XIV столетии и объединения вокруг Москвы всех русских земель «посажение на стол» превратилось в ритуальную церемонию принятия великокняжеской власти, которая совершалась в Успенском соборе Московского Кремля. Великий князь Иван III, окончательно избавивший Русь от монголо-татарского ига, ввел доктрину божественного происхождения царской власти и заменил «посажение на стол» сакральным обрядом Венчания на царство. Иван IV Грозный, который первым среди русских великих князей стал именоваться «царем всея Руси», в 1561 году утвердил священный порядок венчания на царство по древнему византийскому обычаю, получив на это благословение Константинопольского патриарха.
Сложнейшая церемония представляла собой «великий» выход государя со свитой в кафедральный Успенский собор Московского Кремля, возложение на монарха шапки Мономаха и других атрибутов царской власти, миропомазание, причащение, торжественное шествие государя из Успенского в Архангельский собор, официальную усыпальницу русских князей и царей из династии Рюриковичей; при этом действия каждого участника обряда были строго регламентированы. Венчание на царство обычно сопровождалось народным празднеством.
К этому времени окончательно сложился комплекс древнейших атрибутов царской власти, которые стали обязательной составляющей обряда венчания на царство: «шапка золотая» с меховой опушкой (знаменитая шапка Мономаха); великокняжеские бармы (накладку на плечи из золота и драгоценных камней, украшенные изображениями религиозного характера) и пояс «золотой великий»; скипетр (символическое изображение посоха пастыря); держава («яблоко державное» — шар, увенчанный крестом, как символ власти над всеми землями православного мира); а также животворящий крест, на котором русские государи давали крестное целование при венчании на царство.
Коренные изменения в древнем обряде произошли во время правления Петра I. После принятия им в 1721 году титула «Император Всероссийский» и создания Российской империи церемония венчания на царство подверглась существенной переработке. Прежде всего изменилась сущность всего обряда, который из священного «посажения» на трон «помазанника Божьего» стал коронацией — торжеством Императора, абсолютного монарха, владыки сильного светского государства, которое стало полноправным членом мирового сообщества (не зря же в ходе тяжелой Северной войны было прорублено окно в Европу!). Подготовленная при непосредственном участии Петра I коронация его жены, императрицы Екатерины I (торжества проходили 7—18 мая 1724 года), явила образец новой идеологии и политической доктрины российской власти.
На церемонии, обставленной с необычайной пышностью, присутствовали высшие русские сановники и военные чины, представители иностранных государств. Первое императорское коронование должно было не только продемонстрировать всему миру, что Петр считает несомненным свое право на императорский титул, но и воочию явить все могущество новой России.
В соответствии с новой идеологией была изменена процедура коронования, приближенная к европейскому обычаю: Петр I сам возложил на свою супругу императорскую корону; впервые в истории России о коронации публично сообщили через печатные манифесты; по указу царя были образованы особые части русской гвардии — кавалергарды (от франц, cavalier — всадник, garde — охрана), исполнявшие обязанности телохранителей самодержца и почетных стражей во время коронаций и других торжеств; появился чин герольда (нем. herold) — придворного, объявлявшего о важных событиях, церемониймейстера. Специально к коронации монетный двор выпустил уникальные золотые и серебряные жетоны. Коронационные торжества в Москве сопровождались пышными празднествами: обедами, балами, иллюминациями и фейерверками, народными гуляниями.
Изменился и набор атрибутов царской власти, которые стали именоваться государственными регалиями Российской империи. Вместо шапки Мономаха для Екатерины I изготовили первую в истории России императорскую корону из позолоченного серебра, украшенную алмазами (по образцу церковных венцов для бракосочетания); царские бармы заменили порфирой (бархатной, подбитой горностаем мантией) из золотой ткани; во время коронации императрице вручили малую золотую державу («глобус»). В результате реформы в набор государственных регалий вошли: императорская корона, скипетр, держава, государственный меч, государственное знамя, большая государственная печать и государственный щит; этот набор с незначительными изменениями сохранился до падения самодержавия в 1917 году.
Изменение сути и атрибутики обряда коронации, усиление государственного контроля над всеми сферами жизни русского общества и, конечно же, активное развитие книгоиздательского дела в Петровскую эпоху обусловили появление целого комплекса коронационных изданий. За три столетия правления династии Романовых русские и зарубежные типографии выпустили большое количество самых разных материалов и документов на эту тему. Это и роскошные иллюстрированные описания церемоний, оформленные лучшими художниками и типографами своего времени; и царские манифесты и указы о совершении обряда коронации; и так называемые «чины священного коронования», четко регламентировавшие процедуру его проведения; и торжественные оды и речи; и пропагандистские издания «для народа»; и листовые издания (гравированные изображения фейерверков и др.).
Одни из самых роскошных русских изданий за всю историю книгопечатания в нашей стране — описания коронаций, или коронационные альбомы и сборники. Главная их функция — пропаганда императорской власти, прославление мощи и величия России — могущественной мировой державы. Неудивительно, что подготовка и выпуск каждого из таких изданий осуществлялись на самом высоком уровне. Содержание этих книг — детальное описание обряда коронации и всех сопутствовавших ему торжеств: выездов монарха в город, аудиенций, обедов, балов, фейерверков и проч. Программа мероприятий обычно была довольно обширной, так как коронационные торжества длились не менее недели.
Особое внимание уделялось художественной стороне изданий, поэтому к оформлению коронационных альбомов привлекали лучших художников, граверов и типографов. Традиционно эти издания выпускали большим форматом (in-plano), для них отливали особые шрифты, выбирали дорогие сорта бумаги и переплетных материалов. Тираж коронационных альбомов, как правило, был небольшим, так как они предназначались в подарок царственным особам и высшим сановникам России и зарубежных стран и не поступали в продажу. Вот почему цены на эти книги и тогда, во время их выхода в свет, и сегодня были и остаются высокими.
Правда, роскошные альбомы и сборники, посвященные этой церемонии, выпускались в России нерегулярно. Сегодня можно уверенно говорить о существовании пышных описаний коронаций Екатерины I (1684— 1727), Анны Иоанновны (1693—1740), Елизаветы Петровны (1709—1761), Екатерины II (1729—1796), Николая I (1796—1855), Александра II (1818—1881), Александра III (1845—1894) и Николая II (1868—1917). Императоры Иоанн Антонович (1740—1764) и Петр III (1728—1762) не были коронованы (Петр III — при жизни); а описания коронаций Петра II (1715—1730) Павла I (1754—1801) и Александра I (1777—1825) были изданы очень скромно, без каких-либо украшений и иллюстраций, поэтому они не входят в группу роскошных коронационных альбомов.
Первое по времени описание русской коронации было выпущено в Санкт-Петербурге в 1724 году и было посвящено торжественному коронованию супруги Петра Великого императрицы Екатерины I.
Описание Коронации Ее Величества Императрицы Екатерины Алексеевны, торжественно отправленной, в царствующем граде Москве, 7 Мая 1724 г. Печатано в Санкт-Петербурге при Сенате, 1724 году. Сентября 5 дня. А в Москве против того ж января в 30 день, 1725 году.
Первый опыт издания подобных книг, это «Описание...» представляет собой небольшой по объему (25 нумерованных страниц) том формата in-plano (в лист), содержащий полное описание коронационных торжеств. 11нтересно, что значительное место в тексте занимает характеристика нового набора государственных регалий (см. выше). Это доказывает, что изменение внешней стороны чина венчания на царство составители книги посчитали исключительно важным.
Оформление издания — довольно скромное, что характерно для книг Петровской эпохи: две гравированные на меди виньетки (на заглавном листе и в конце книги). В 1725 году вышло второе издание книги, отпечатанное в Москве форматом в 8°, объемом в 81 с. В том же году книга была переведена на немецкий язык и напечатана в Берлине под названием «Beschreibung der Kronung Ihro Maiestat der Kayserinn aller Reussen Catharina Alexiewna».
Описание коронации Екатерины I — библиографическая редкость, о чем свидетельствуют знаменитые каталоги книжных редкостей, составленные дореволюционными библиографами и антикварами Ю.Битовтом и Н.В.Соловьевым (цена «Описания...» в последнем составила крупную по тем временам сумму — 50 рублей). Это издание как один из замечательных памятников русского книгоиздания Петровской эпохи экспонировалось на .Международной выставке печатного дела и графики в Лейпциге в 1914 году. Известно, что один из экземпляров «Описания коронации Екатерины I» был в библиотеке А.С.Пушкина, известного своей страстью к старинным книгам. На современном российском антикварном рынке эта книга встречается крайне редко, цена на нее может достигать нескольких десятков тысяч долларов.
Стоит отметить и описание коронования императора Петра II — внука Петра Великого, выпущенное типографией Академии наук в 1728 году.
Реляция о торжественном шествии Его Величества Петра Второго Всемилостивейшего нашего Императора и Государя, каким образом Его Величество 25 дня февраля сего 1728 года из своих императорских палат в соборную церковь с великою магнифиценциею идти изволил и с обыкновенными церемониями государственною короною коронован. Печатано в Типографии при Академии Наук Марта 3 дня 1728 года.
Это чрезвычайно редкое издание, отмеченное в каталоге Ю. Битовта, представляет собой брошюру из четырех страниц форматом 4°, без иллюстраций и декоративных украшений. Тираж «Описания», которое предназначалось для узкого круга участников церемонии, был, по всей видимости, крайне ограниченным.
Особое место в ряду русских коронационных изданий занимает описание коронации императрицы Анны Иоанновны, выпущенное Сенатской типографией в Москве в 1730 году.
Описание коронации Ея Величества Императрицы и Самодержицы Всероссийской Анны Иоанновны, торжественно отправленной в царствующем граде Москве, 28 апреля 1730 года. Печатано в Москве при Сенате, Октября 31 дня 1730 году.
Книга была издана форматом in-plano (в так называемый «малый лист») и состояла из 46 нумерованных страниц текста, включавших манифест о короновании и миропомазании Анны Иоанновны, полный церемониал коронации, описание празднеств, фейерверков и увеселений. К изданию прилагались гравированный портрет императрицы на отдельном листе, 14 листов гравированных изображений государственных регалий, орденов, торжественных шествий, отдельных моментов церемонии и др. (в общей сложности — 21 изображение). В качестве декоративных украшений в тексте были две сюжетные виньетки («Пир», с изображением жареных быков и фонтанов из вина, и «Анна Иоанновна принимает послов»). Все иллюстрации и изображения выполнены в технике офорта с дополнительной проработкой резцом.
В оформлении издания участвовали крупнейшие художники и граверы первой половины XVIII века: О. Эллигер (под его руководством гравировали все изображения, личная подпись стоит под 4 досками — №№ 2, 10, 18 и 19); И. Шумахер (автор ряда рисунков), Х.А. Вортман, А. Каравакк (по его рисунку выполнен парадный портрет императрицы, гравированный X. Бортманом).
В 1731 году «Описание» вышло на немецком языке под названием «Umstandige Beschreibung der hohen Salbung und Tronung Der Kaiserin Anna Ioannovna» (СПб., 1731), форматом in-folio, с двумя дополнительными виньетками в тексте («Герольды» и «Народный праздник»).
Общий тираж русского издания «Описания коронации Анны Иоанновны» предположительно — не более 500 экземпляров. Дело в том, что выход книги в свет был крайне затруднен из-за нехватки бумаги, медленного и сложного процесса гравирования и др. Стремясь ускорить выпуск издания, руководитель «проекта» знаменитый русский историк и государственный деятель В.Н.Татищев (1686—1750) ограничил первоначальный тираж до 500 экземпляров, чтобы впоследствии напечатать еще, но скорее всего допечатка не состоялась, а тираж издания таким и остался — 500 экземпляров.
«Описание коронации Анны Иоанновны» — тоже из числа библиографических редкостей и, по мнению русских антикваров и библиофилов, даже более редкое, нежели «Описание коронации Елизаветы Петровны» (о нем — ниже). Альбом коронации Анны Иоанновны включен в каталоги редких и замечательных книг В.С. Сопикова, А.Д. Черткова, Г. Геннади, И.М. Остроглазова, Я.Ф. Березина-Ширяева, Н.В. Соловьева, В.И. Клочкова и др.; он был представлен на Международной выставке печатного дела в Лейпциге (1914 г.). Цена на экземпляры разной сохранности и комплектности в каталогах дореволюционных антикваров варьировалась от 60 до 200 рублей.
Надо отметить, что экземпляры издания на немецком языке ценятся выше, чем «русские»: значение имеют и две дополнительные виньетки, и тот факт, что в «немецкое» издание были включены первые, самые свежие и лучшие отпечатки гравюр. Это объясняется тем, что коронационные издания на иностранных языках традиционно считались «экспортным товаром», их отправляли в подарок иностранным монархам и высокопоставленным чиновникам, поэтому и их качество было, как правило, выше качества тех, что предназначались для внутреннего рынка.
На современном российском антикварном рынке это издание встречается очень редко. Ориентиром в определении цены могут служить европейские книжные аукционы. Так, 16 декабря 2005 года на торгах одного из французских аукционных Домов «Pierre Berge & associes» великолепный экземпляр «Описания...» с раскрашенными от руки иллюстрациями (раскраска XVIII века) бы. , продан за 48 440 евро.
В 1744 году в типографии Императорской Академии наук в Санкт-Петербурге было отпечатано одно из самых роскошных и парадных русских иллюстрированных изданий XVIII века — «Описание коронации Елизаветы Петровны».
Обстоятельное описание Торжественных Порядков благополучного вшествия в царствующий град Москву и Священнейшего Коронования Ея Августейшего Императорского Величества Всепресветлейшая Державнейшия Ееликия То сударыни Императрицы Елизаветы Петровны Самодержицы всероссийской, еже быстъ вшествие 28 февраля, Коронование 25 апреля 1742 года. — СПб.: При Имп. Академии наук, 1744.
Книга издана форматом in-plano (в большой лист) объемом 168 нумерованных страниц; с двумя титульными листами (один — на немецком языке и цельногравированный титульный лист — на русском языке с виньеткой в виде вензеля императрицы); 4 виньетками в тексте. портретом Елизаветы Петровны и 49 иллюстрациями на отдельных листах.
В книге дано подробное описание коронационных торжеств и 49 иллюстраций (с. 131—168). В ее оформлении участвовали лучшие граверы того времени — И.Соколов, Г.Качалов, Х.Вортман, Г.Штенглин; художники Л.Каравакк и И.Гриммель. Все иллюстрации и виньетки выполнены в технике гравюры на меди (резцом), за исключением портрета императрицы, гравированного популярным в то время способом меццо-тинто («черная манера») работы Г. Штенглина (с оригинала А.Каравака). Декоративные украшения в тексте представлены заставками «Вид Московского Кремля» и «Бал» (обе гравированы И. Соколовым), изящным инициалом и двумя символическими виньетками (вензель Елизаветы Петровны и концовка с надписью «Virtutis Praemium», от лат. «награда за добродетель»). Колонцифры на страницах издания украшены миниатюрными коронками.
Подготовка «Обстоятельного описания...» началась еще в 1742 году и проходила под наблюдением генерал-прокурора Н.Ю.Трубецкого. В качестве консультантов привлекались Я.Я.Штелин (руководил в Москве проектированием и организацией коронационных празднеств), И.К.Трауберт, архитектор И.Я.Шумахер. Одновременно шла работа над выпуском книги на немецком, французском и латинском языках. По свидетельству знатока русских иллюстрированных изданий В.А.Верещагина, она вышла в свет в трех вариантах: 1) на немецком языке, в цельнокожаном переплете, с золотым тиснением в виде вензеля императрицы на передней крышке и ее герба — на задней; 2) на русском языке, в цельнокожаном переплете, украшенном золотым тиснением на корешках (герб России, императорская корона, держава и скипетр); 3) на русском языке в переплете без украшений. Первые два варианта были отпечатаны на александрийской бумаге и разосланы в подарок гостям и участникам церемонии, а третий вышел на обычной бумаге.
Тираж издания на русском языке оказался достаточно большим — около 1500 экземпляров. Чтобы обеспечить его распространение, был даже составлен проект специального указа, повелевавшего «взять во все коллегии, канцелярии и конторы по одной книге, а притом и з каждую губернию по рассмотрению послать по некоторому количеству экземпляров, как для продажи партикулярным охотникам, так и для рассылки по городам, канцеляриям, магистратам и знатным монастырям». Однако выяснить, воплотился ли этот проект в жизнь, пока не удалось.
По мнению Д.А.Ровинского, это «Описание коронации...» — «главный памятник русского гравирования при Елизавете. Особенно хороши церемониальные шествия работы Соколова и Качалова. Соколовым же прекрасно выгравированы ордена и троны». Издание вошло в каталоги книжных редкостей И.Остроглазова, Ю.Битовта, Н.Березина, В.Верещагина, П.Шибанова, Н.Соловьева, В.Клочкова и др., экспонировалось на Международной выставке печатного дела в Лейпциге (особый экземпляр, полностью раскрашенный от руки); средняя цена на книгу до революции составляла 100—150 рублей. На современном российском рынке издание встречается редко, стоимость его очень высока. Так, в Интернет-магазине www.RareBooks.ru цена на обычный экземпляр (на русском языке, в простом цельнокожаном переплете) с утратами (отсутствует фронтиспис и 3 листа иллюстраций) и частичной реставрацией — 2 450 000 рублей.
Самое редкое из всех описаний русских коронаций — полный комплект издания, посвященного коронации Екатерины II.
Обстоятельное описание торжественных порядков благополучного вшествия в Императорскую древнюю резиденцию, Богоспасаемый град Москву и священнейшего коронования Ее Августейшего Величества всепресветлейшие державнейшие великие Государыни Императрицы Екатерины вторая, самодержицы Всероссийские, матери и избавительницы Отечества; еже происходило вшествие 13, коронование 22 сентября 1762 года. — б.г. и м. печати.
Это небольшая брошюра формата 8° с подробным описанием церемонии коронации и сопутствующих ей торжеств, к которой прилагается папка с 9 гравюрами на меди (резцом) формата in-plano. Готовившееся в течение почти 30 лет «Описание коронации Екатерины II» так и не было закончено из-за недовольства императрицы качеством иллюстраций.
Первая серия иллюстраций к «Описанию...» была создана по инициативе организатора коронационных торжеств князя Н.Ю. Трубецкого, который в свое время руководил выпуском альбома к коронации Елизаветы Петровны. Приглашенные им художники в октябре 1762 — феврале 1763 года сделали 30 предварительных рисунков и чертежей, которые планировалось отправить для гравирования в Академию художеств и Академию наук. Однако Екатерине II эти материалы не понравились. По ее приказу подготовка иллюстраций была поручена французскому живописцу Ж.-Л. Девельи (1730—1804), который вместе с русским художником М. И. Махаевым (1716—1770) более 5 лет работал над созданием роскошных рисунков к изданию. В результате в начале 1770-х годов императрице было представлено 12 рисунков, по которым следовало создать гравированные иллюстрации. Но Екатерина снова отвергла проект, Девельи был уволен, а рисунки поместили в рамы красного дерева и украсили ими одну из комнат Зимнего дворца. Издание не осуществилось, возможно потому, что, по мнению императрицы, иллюстрации оказались недостаточно пышными и торжественными.
Незадолго до смерти Екатерины гравирование по рисункам Девельи—Махаева все же было начато. Граверы А. Колпашников, Г. Путимцев, Г. Харитонов, А. Казачинский подготовили 12 медных досок (гравюры резцом), но к 1796 году полностью завершенными оказалось лишь 5 из них, после чего работы были прерваны в связи со смертью царицы. Только в 1827 году с 9 из 12 медных досок были отпечатаны пробные оттиски (по 20—25 экземпляров). Этим и закончилось так называемое «первое» издание «Описания коронации Екатерины II».
В середине XIX века (1854—1855 годы) описания коронаций императриц Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны и Екатерины II вместе с прилагавшимися к ним альбомами гравюр были включены в издание «Камер-фурьерских журналов» — сборников кратких записей, которые с 1734 года ежедневно вели при русском царском дворе, фиксируя в них все происходившие события и церемонии. Издатели журнала воспроизвели только 9 известных им оттисков с гравюр коронования Екатерины II, так как не знали о существовании всего 12 медных досок. Позднее граверы А. Мельников, Д. Андрузский, Дмитриев выполнили точные копии 9 гравюр (с добавлением еще одной — «Фейерверк» работы А. Мельникова), составивших альбом «Рисунки к описанию коронования императрицы Екатерины II. 1762».
Таким образом, полным комплектом «Описания коронации Екатерины II» считается брошюра с текстом 1762 года издания и папка с 9 гравюрами резцом работы граверов XVIII века — А. Колпашникова, Г. Путимцева и др. По мнению В.А. Верещагина, «как книга, так и принадлежащий к ней атлас составляют величайшую библиографическую редкость». Издание вошло в состав каталогов книжных редкостей А. Бурцева, Н. Березина, Н. Обольянинова, Н. Соловьева. Цена на полный комплект хорошей сохранности достигала в каталоге Н.В. Соловьева (1910) огромной по тем временам суммы — в 500 рублей. Высоко ценилось и более позднее издание «Описания», вышедшее при «Камер-фурьерских журналах».
Коронации императоров Павла I и Александра I. как уже упоминалось, не были отмечены выпуском роскошных иллюстрированных изданий. К торжественным церемониям издали только небольшие брошюры с описаниями коронаций, но без изображений и приложений.
В.П.Петров. Торжественное венчание и миропомазание на царство Его Императорского Величества Павла Первого, Самодержца Всероссийского и супруги его, Ее Императорского Величества благоверной Тосударыни Марии Федоровны, совершившееся в царствующем граде Москве, в соборе Успения Пресвятой Богоматери, 1797 года, апреля 5 дня. — М., 1798. — 26 с.
Церемония торжественного вшествия в царствующий град Москву и коронации Государя Императора Александра I. — М., [ 1801]. — 23 с.
Роскошными иллюстрациями сопровождалось описание коронации Николая I и императрицы Александры Федоровны, напечатанное в парижской типографии знаменитого французского издателя Фирмена Дидо в 1828 году (коронование царя и царицы стало совместным по повелению Павла I).
Описание коронации Их Императорских Величеств Императора Николая и Императрицы Александры в Москве в 1826 году. — Париж: Изд. Фирмена Дидо, 1828.
Альбом вышел форматом in-plano и состоял из традиционного описания церемонии, к которому прилагались 14 литографированных изображений, выполненных по рисункам французских художников Куртина и Адама. Иллюстрации представляли собой 3 таблицы планов (Успенского собора и др.) и 11 листов рисунков с подписями на французском языке. Печатание книги было поручено одной из лучших европейских типографий того времени — заведению потомственного французского печатника Фирмена Дидо (1764—1836), известного в России прекрасными шрифтами, которыми широко пользовались отечественные издатели первой половины XIX века. Так, русские, латинские и греческие шрифты Дидо заказывали издатель И. Глазунов и владелец словолитни в Петербурге Ж. Ревильон. Помимо этого Фирмен Дидо имел репутацию прекрасного гравёра — возможно, поэтому выпуск коронационного альбома Николая I доверили его заведению.
«Описание коронации Николая I» по праву считается одним из самых редких русских парадных изданий в первую очередь из-за неблагоприятных обстоятельств, сопутствовавших коронации. Дело в том, что восстание декабристов и смерть вдовствующей императрицы Елизаветы Алексеевны заставили дважды отложить эту торжественную церемонию, которую русское общество восприняло без должного энтузиазма. В итоге выпуск роскошного коронационного альбома был перенесен за рубеж, где его издали, скорее всего, очень небольшим тиражом, который впоследствии разошелся среди узкого круга высокопоставленных лиц, присутствовавших на церемонии. На русском антикварном рынке «Описание коронации Николая I» всегда считалось большой редкостью, о чем упоминал В.А. Верещагин в своем труде «Русские иллюстрированные издания XVIII—XIX вв.».
Шедевром типографского искусства XIX столетия стало роскошное описание коронации Александра II и императрицы Марии Александровны, вышедшее в Париже в 1856 году.
Description du sacre et du couronnement de leurs majestys Imp^riales I'Bmpereur Alexandre II et I'lmp^ratrice Marie Alexandrovna/ Описание священного коронования Их Императорских Величеств Императора Александра II и Государыни Императрицы Марии Александровны. — Париж: Тип. Аемерсъе, 1856.
Оно представляет собой объемный том (138 с.) размером 93x69x11,5 см (grand in-plano) и по праву считается самым большим русским изданием за всю историю книгопечатания. В нем подробно описываются церемония коронации и связанные с ней празднества в Москве.
Это уникальное произведение полиграфического искусства было издано лучшей на ют момент парижской типографией «Лемерсье К°», прославившейся высочайшим качеством выполнения литографий и хромолитографий Подготовка издания осуществлялась под наблюдением вице-президента Императорской Академии художеств князя Г.Г. Гагарина. В его оформлении участвовали лучшие художники XIX века: знаменитые русские живописны М.А. Зичи (за акварели к коронационному альбому был удостоен звания академика) и В.Ф. Тимм (издатель «Русского художественного листка»); французские — Blanchard, Dumonn Teichel, Sorieul, Lancelot и др.; литографы Malapeau, Walter, A. Pisau, Guerard, Phu Benoist, Muller, Lumont, Siroy, Bachelier. Pichot и др.
В альбом вошли 52 иллюстрации: 19 красочных хромолитографий на отдельных листах и 33 цветных и черно-белых литографии в тексте, отличающиеся поразительной тонкостью работы, детальной прорисовкой мельчайших деталей. Специально для этого издания были отлиты особые декоративные шрифты: один — для целиком литографирозонного титульного листа, другой — для текста. Выбор материалов для печатания пал на дорогую плотную александрийскую бумагу.
«Описание...» вышло на двух языках — русском и французском, общим тиражом в 200 экземпляров, которые были подарены участвовавшим в короновании высшим сановникам и иностранным гостям. Оформление каждого из томов зависело от ранга особы, которой он предназначался, однако общим для всего издания стали цельнокожаный переплет с золотым и блинтовым тиснением, форзацы из декоративной бумаги, золочение обреза с сторон. Так, переплет одного из известиях ныне экземпляров из частной коллекции украшен композицией, исполненной в технике гравировки и тиснения с позолотой по коке и включающей изображения вензеля императора, государственных регалий, герба России, грифонов и львов и др.
Сразу после выхода в свет альбом был высокооценен современниками. Известен, например, курьез, связанный с именем Владимира Дмитриевича Коншина, потомственного дворянина, учредителя и председателя правления Товарищества Костромской Большой льняной мануфактуры. Его московский дом на Пречистенке славился полным отсутствием книг: во всем доме было лишь одно издание — «Описание коронации Александра И».
Сегодня цена на эту книгу достигает $250000 (экземпляр на французском языке хорошей сохранности из коллекции антикварного салона «Стиль»).
На высоком художественном и полиграфическом уровне выполнено описание коронования Александра III и императрицы Марии Федоровны, выпущенное я Санкт-Петербурге в 1883 году.
Описание священного коронования Их Императорских Величеств Государя Императора Александра III и Государыни Императрицы Марии Федоровны всея России. — СПб.: Экспедиция заготовления государственных бумаг; тип. Илъина, 1883.
Издание описывает коронацию (65 с.), к нему прилагается папка с 26 хромолитографиями формата in-plano. Текст книги богато украшен литографиями (инициалы, виньетки, заставки, концовки), титульный лист выполнен в технике хромолитографии с печатью золотой краской. В оформлении участвовали Н.Самокиш, И.Н.Крамской, В.В.Верещагин, В.И.Суриков, И.Е.Репин, В.А.Серов, В.М.Васнецов и др. Издание выпустила лучшая на тот момент государственная типография России — Экспедиция заготовления государственных бумаг совместно с петербургской частной типографией А.А.Ильина, прославившейся изданием всевозможных карт, планов и чертежей.
Книга вышла на двух языках — русском и французском, ограниченным тиражом, издавалась в двух вариантах: в печатной издательской обложке и цельнокожаном переплете с золотым и блинтовым узорным тиснением. Переплеты этого описания, как и описания коронации Николая II. заказывали отдельно в лучших мастерских Петербурга Как и все другие коронационные альбомы, «Описание коронации Александра III» не поступало в продажу, а было распространено среди участников церемонии и высоких гостей. Издание вопью в каталог редких книг Н. Березина, экспонировалось на Международной выставке печатного дела в Аейпциге в 1914 году. В сентябре 2005 года экземпляр «Описания» был представлен на Московском Международном салоне изящных искусств в Манеже.
Большой интерес для собирателей представляет «Коронационный сборник», выпущенный в 1899 году к торжественному коронованию Николая II и императрицы Александры Федоровны.
Коронационный сборник: В 2 т./ Под ред. В.С.Кривенко; худ. Н. Самокиш, Е.Самокиш Судковская, И.Васильковский; с прилож. воспроизв. с ориг. А.Бенуа, В.Васнецова и др. — СПб.: Мин-во Имп. Авора', Экспедиция заготовления государственных бумаг, 1899.
Т.1. — 1899. — XXXIII, 415, 12 с., ил.: 61 л. ил.
Т.2. — 1899. — XXVII, 336 с., ил.: 96 л. ил.
«Коронационный сборник» стал последним описанием русской коронации: царствование Николая II, как известно, закончилось революцией и падением самодержавия. Высочайший уровень подготовки издания позволяет назвать его одним из лучших за всю историю выпуска коронационных альбомов. Изданный в 2 томах, он содержит не только описание процедуры коронования Николая II, но и самые разнообразные материалы по истории, подготовке и проведению русских коронаций. Первый его том посвящен историческому обзору коронования от византийских императоров до Александра II, а также подробному описанию обряда коронации Николая II и Александры Федоровны, проходившего с 6 по 26 мая 1896 года.
Во втором томе опубликованы все нормативные документы (указы, манифесты, распоряжения и проч.), связанные с коронованием, списки участников и гостей, распорядок церемоний (в том числе «расписание» танцев на торжественных выходах), меню обедов и программы концертов (13 листов), «ведомость предметов, поднесенных Их Императорским Величествам», а также фотографии членов Дома Романовых, иностранных царственных особ и всех участников и гостей церемонии (58 отдельных листов фотографий).
Над «Сборником» работали известные русские историки, библиографы и библиофилы: Е.В. Барсов, этнограф, археолог, секретарь «Общества истории и древностей российских»; С.А.Белокуров, историк, археограф, член-корреспондент Санкт-Петербургской Академии наук, руководитель Главного архива МИД; Н.Оприц, А.Аршеневский, В.Нувель, Ф.Цауне, К.Аинден и др. Главным редактором издания стал В.С.Кривенко, управляющий канцелярией министра Императорского Двора. Издание вышло на русском и французском языках. К его оформлению были привлечены знаменитые русские и зарубежные художники: Н.Самокиш, В.Васнецов, В.Серов, И.Репин, А.Бенуа, А.Аебедев, С.Васильковский, Е.Самокиш-Судковская, И.Петров-Ропет, А.Рябушкин, К.Первухин А.Эдельфельт, А.Туксен, Ч.Форестье, А.Порше, ЕЖерве, П.Нобс, Ф.Рубо и др.
Оба тома буквально переполнены разнообразными декоративными элементами, в их числе — воспроизведения рисунков и фотографические снимки самой церемонии и помещений, в которых происходили торжественные мероприятия; декоративные шмуцтитулы, многокрасочные заставки, концовки, инициалы, виньетки, орнаментальные рамки, инициалы в стиле русских орнаментов XIV, XV, XVI, XVII веков, красочные меню и программы торжественных концертов и др. Для воспроизведения иллюстраций были использованы новейшие на тот момент типографские техники: цинкография, автотипия, многоцветная типографская печать (для иллюстраций в тексте); гелиогравюра, хромолитография, трехцветная фотопечать, фототипия и фотолитография (для иллюстраций на отдельных листах); в отдельных случаях — печать золотом, серебром или медной фольгой (для шмуцтитулов второго тома).
Издание «Коронационного сборника» осуществила Экспедиция заготовления государственных бумаг; печать хромолитографированных меню выполнило Товарищество Скоропечатни А.А.Левенсона, получившее за это звание Поставщика Императорского двора. Для печати использованы 7 различных сортов бумаги: веленевая, верже, рисовая, специальная бумага для фотовоспроизведений и др.; были созданы особые шрифты. Книга вышла в светло-зеленом полукожаном переплете, украшенном красочным и золотым тиснением, а также серебряными медальонами с профилями императора и императрицы; обязательными были трехсторонний золотой обрез и декоративный форзац, украшенный печатью золотой и серебряной фольгой. Меньшая часть тиража, предназначенная для подарков особо важным персонам, вышла в аналогичном переплете красного цвета, на каждом таком экземпляре была напечатана дарственная надпись.
Общий тираж «Сборника», по мнению исследователей, составил предположительно 600 экземпляров. Несмотря на то, что книга в продажу не поступала, ее можно найти в каталогах дореволюционных русских антикваров и букинистов. Стоимость ее была поистине фантастической: каталог П.П.Шибанова «Ценные книги и автографы замечательных лиц» за 1899 год, то есть сразу после выхода «Сборника» в свет, оценивал его в 1000 рублей. Как образец достижений русского печатного дела издание было представлено на Международной выставке печатного дела в Аейпциге в 1914 году.
На современном российском антикварном рынке стоимость «Коронационного сборника» высокая. Отдельные тома разной сохранности, в том числе и со значительными утратами продавались по цене от $2000 до $5000 (Аукцион сезона АД «Белое» 27 августа 2004 года); полный комплект в удовлетворительном состоянии, но без серебряных медальонов был продан на Аукционе сезона АД «Белое» 30 сентября 2005 года за 300 000 рублей.
Богатство и разнообразие коронационных изданий далеко не ограничиваются роскошными подарочными альбомами и сборниками. Большой интерес представляют листовые издания — гравюры с изображением отдельных моментов коронации, фейерверков, иллюминаций, народных гуляний; издания торжественных од и похвальных речей, в числе авторов которых в свое время были М.Аомоносов, М.Херасков, В.Жуковский и другие знаменитые русские литераторы; «чины Священного Коронования», которые выпускались в ограниченно?.: количестве экземпляров и раздавались непосредственным участникам церемонии. Особого внимания заслуживают и пропагандистские народные издания — интереснейший памятник массовой культуры XIX века. Стоит учесть, что общий массив русских коронационных изданий насчитывает не одну сотню книг, брошюр, листовок, гравюр и т.п., но, конечно, главное место среди них занимают описания коронаций, богатство и роскошь оформления которых подчеркивают их роль — роль важнейших инструментов прославления власти русских императоров как внутри России, так и за ее пределами.
Алексей ЛУКАШИН, Алиса СЕМИНА
Иллюстрации предоставлены авторами.
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 36 (апрель 2006), стр.86