Подлинные работы фирмы Галле — не редкость на российском антикварном рынке, но приобрести авторский экземпляр — большая удача, которая сличается не часто.
К такого рода эксклюзивным произведениям Э.Галле относится состоящий из двух декоративных ваз и жардиньерки, представленный в московском салоне «Русский модернъ» (Богословский пер., д. 5). Он выполнен в технике камео (без применения травления) из трехслойного стекла, бесцветного внутри, бледно-розового и охристого сверху. Теплая охра деликатно сочетается с розовым, образуя пастельную красочную гамму. Градация розового фона от холодного к «жаркому» то контрастирует с рельефным декором, то поглощает его. Тонкое колористическое чутье художника позволяет воспроизвести в стекле эффект утонченной акварели в восточном вкусе.
Сет украшают пышные цветки хризантем, безупречно «прорисованные» в невысоком рельефе камео и неглубоком интальо (обе техники сочетаются в декоре жардиньерки). В 1870—1880-х годах, во время безудержного увлечения искусством Японии, этот восточный цветок покорил Европу. Хризантема, «цветок октября», распространяющая неуловимый аромат осенней меланхолии, завораживала европейца своей восточной непостижимостью.
Родина ее — Дальний Восток: Япония или Китай, в конце XVII века она появилась в Европе, почти через сто лет, в 1789 году, капитан Пьер Бланшар привез это восточное чудо в Марсель. Так хризантему узнали во Франции. В начале XIX века ее полюбили и принялись культивировать, а в 1870-х годах Париж пышно и широко отметил столетие Европе.
В конце XIX века, в хризантема ком, своего В сознании склонного «цветок солнца» («кику») трансформировался в цветок глубокой печали, в знак памяти о дорогих ушедших.
Э.Галле с молодых лет был очень увлечен искусством Востока. Он стилизовал роспись японской керамики на фаянсовых сервизах фирмы отца, был знаком с китайским резным стеклом. Техника рельефной резьбы по многослойному стеклу оказала влияние на развитие его стекла камео. Обращение к восточной культуре в значительной мере сказалось и на формировании его собственного художественного стиля. «Поблагодарим судьбу, что в Нанси родился японец Эмиль Галле», — сказал о мастере один из его современников.
Тем не менее, речь не идет о подражании. О Галле писали: «Он берет само понимание стиля японских художников и перерабатывает его, руководствуясь собственным вкусом и мастерством.. Когда Галле изображает цветок, то благодаря художественной интуиции он точно улавливает основное в его форме и саму суть цветка, акцентируя его индивидуальность».
Тема хризантемы особенно увлекла художника в конце XIX столетия. Он украшал рельефным изображением этого «фантомного» цветка свои стеклянные вазы. Одну из них, названную чашей из матового хрусталя, выполненную в одном экземпляре, в 1900 году приобрел в магазине Галле в Нанси русский покупатель (в настоящее время она находится в ГЭ). Ее форма, в отличие от сета, достаточно нейтральна, тогда как шаровидные, с высоким узким горлом вазы и овальная с буклированием жардиньерка напоминают изысканные сосуды Востока. Их благородная простота подчеркнута изящной серебряной оправой в чисто французском вкусе.
Растительный орнамент серебряной монтировки в виде переплетенных стеблей, волютообразных завитков, таких характерных деталей, как маленькое козье копытце, представляет собой типичный образец французского неоклассицизма (1770—1780-е гг.), названного стилем Людовика XVI. Его особенность состоит в удивительном созвучии строгих классицизированных форм с игривой орнаментикой рококо. Несмотря на то, что рокайль давно утратил свою стилевую доминанту, он продолжал оказывать влияние на строгие формы в «греческом» или «помпеянском» вкусе, наделяя их нежной деликатностью. Стиль Людовика XVI стал своего рода национальным достоянием французского искусства. Его популярность росла в период реставрации монархии (после 1815 г.), во времена императрицы Евгении (1850—1860-е гг.), в эпоху модерна. Изощренная волнообразная линия, образующая орнамент Ар Нуво, не диссонирует с главным орнаментальным элементом стиля Людовика XVI — изящным волютообразным завитком, образованным плотно скрученным листом аканта. Единая природа орнамента, его рокайльный исток позволили сохранить традиции «деликатного классицизма» в контексте нового стиля.
Растительный характер орнаментики стиля Людовика XVI оказался близок флоральной декорации стекла Э. Галле. Его понимание современного искусства выражалось в стремлении воспроизвести естественную красоту природы в стеклянных вазах. До 1880-х годов художник предпочитал видеть все стекло свободным и почти не использовал металлические оправы. С 1885 года он часто прибегал к обрамлению ваз бронзой, а позже — литым железом.
Растительная орнаментика «нежного» классицизма постепенно становилась непременной частью авторских стеклянных композиций Э. Галле. Модели для оправ создавались в столярных мастерских фирмы под руководством Эмиля Ланжа. Затем их выполняли в металле, преимущественно в бронзе, в других мастерских фирмы, где изготавливались детали для мебели. Железное литье использовали только для самых крупных, чаще всего заказных стеклянных объектов.
Выполняя эксклюзивные вазы, среди которых были и заказы для королевских домов Европы, а также для русской царской семьи, стекло сочетали с серебром. Для создания серебряных оправ обращались к лучшим ювелирам Парижа, и не только. Вазы Э. Галле монтировали в серебро Кардейяк, Бапст и Фализ, Форман-Мёриз, Сандос и неоднократно Фаберже. Но ни одной ювелирной фирме не отдавали предпочтение.
Сет с хризантемами оправлял в серебро известный парижский ювелир А.Таллуа. По мнению специалистов из «Оружейной палаты» Московского Кремля, клеймо этого ювелира-новатора, который для своих работ изобрел особый сплав меди и золота (talmi-or), на российском антикварном рынке встречается редко. Наличие пробирного и именного клейма на оправе, а также авторской сигнатуры Э. Галле на стеклянных формах придает им особую историческую ценность. На дне ваз и жардиньерки изображен в технике гравировки кислотой махровый цветок хризантемы, вокруг которого начертана надпись: «cristaljerie de Galle Nansy Modelle et decor depose» (стекло Галле Нанси модель и декор депозит). Слово «depose» обозначало выставочную или специально заказанную фирме вещь (как известно, сигнатура фабричных серийных предметов достаточно проста). Подобный тип марки встречается в вариациях на эксклюзивных изделиях фирмы с 1885 по 1900 год. В своих авторских сигнатурах Э. Галле нередко проявлял графическую изощренность композиции, состоящей из слов и растительных мотивов.
Утонченный эстетизм ваз с хризантемами не оставляет сомнения в их предназначении: сет был заказан к некому торжественному событию. На основании серебряных ножек оправы поставлены даты: 30 июня 1875—30 июня 1900 года, а также гравированные на металле монограммы с инициалами GAS и МЕР. К сожалению, расшифровать эти инициалы без архивных материалов фирмы не представляется возможным. Поначалу в связи с датой возникало соблазнительное желание предположить, что сет был создан к двадцатипятилетию брака самого Э. Галле с дочерью пастора Генриеттой Гримм, который был заключен в 1875 году, но инициалы монограммы не совпадают с именем художника и его жены. Может быть, вазы предназначались близким людям, обладающим тонким вкусом, ценителям восточной изысканности, но их имена пока остаются загадкой.
Вероятно, этот подарок, заказанный известному художнику, должен был украшать конкретный интерьер, выдержанный в новом стиле. Известно, что «на первом месте у Галле всегда стоит принцип целесообразности предмета, над которым он работает». Поэтому мы вправе думать, что маэстро стекла чувствовал индивидуальность персон, которым предназначался сет. Может быть, вазы стояли на камине или на консольном столе, может быть, повторялись в отражении зеркал, создавая особую ауру легким ароматом Востока и неизменным изяществом французского вкуса.
Даты и монограммы наделяют это замечательное произведение Э. Галле своего рода мемориальной ценностью, которая увеличивает их историко-художественное значение. Сет по праву может находиться в самых лучших музейных собраниях России. Иметь в частной коллекции подлинные работы великого Эмиля Галле, маэстро стекла, одного из творцов модерна, «самого неповторимого из стилей», — это большое счастье для знатока и любителя искусства.
Елена ДОЛГИХ
Иллюстрации предоставлены салоном «Русский модернъ».
Антиквариат Предметы искусства и коллекционирования №10 (11) октябрь 2003 стр.42