Надо заметить, что при покупке ювелирных изделий наши соотечественники не утруждают себя (особенно, если они за рубежом) выяснением весовых и пробирных характеристик вещи, хотя говорят о «плохом золоте» из стран третьего мира. Между тем Aurum — элемент таблицы Д.И. Менделеева, он и в Австралии и в Южной Америке тот же самый. Или вот типичная сцена в какой-нибудь ювелирной лавочке в Турции или Египте, в которую зашли туристы из России. Продавец, захлебываясь, все время твердит о «чистом золоте»: «Эйтин карате, мадам», то бишь — 18-каратная проба. Видимо, с его точки зрения, это самый веский аргумент, но для покупателей сие порой — тайна за семью печатями.
Впрочем, как это ни парадоксально, но и для многих профессиональных антикваров иностранные системы пробировки, да и принцип отечественной часто — «терра инкогнита». Попробуем обозначить основные типы клейм благородных металлов, выяснить, как различные системы пробировки соотносятся друг с другом, и привести их к общему знаменателю.
Все страны, к каким бы цивилизациям они ни принадлежали, сколь бы ни были различны их культуры, пришли к выводу о необходимости обязательной маркировки изделий из золота, серебра, металлов платиновой группы, предназначенных к продаже. Становление пробирного надзора следует рассматривать в контексте развития процессов стандартизации и метрологии. Последние — продукт централизации, укрепления государственной власти и одновременно жесткое требование упорядоченного рынка.
В 1876 году в Париже открылось международное Метрическое бюро, и это событие стало началом перехода к одноименной системе. К этому союзу вскоре присоединилась Россия, но полностью на ее принципы она перешла только в 1927 году. В СССР в конце 1920-х годов была принята метрическая система пробировки. Ее цифровые показатели подтверждают факт содержания благородных металлов, исходя из соответствия 100%— 1000 частей. Таким образом, 583° (750’ — на втором месте по частоте использования. Еще меньше употребляются 375е, 500°, 958°) или заменившая ее 585’ означают, что в данном изделии 583 единицы, или 58,3% золота, либо
585 и 58,5% тогда как лигатура —, добавки менее ценных компонентов 417 — 41,7%, или 415 — 41,5% соответственно. Для серебряных изделий чаще всего используется 875° (на практике 800°, 925°, 960° составляют исключения), ранее — 916°. Эти значения появились не случайно им предшествовали аналоги из дореволюционной практики.
В ее основе лежал 96-каратный принцип, обусловленный соответствующим числом золотников, составлявших фунт (вес золотника — 4,266 г. Он в свою очередь делился на 96 долей).
Перевод названной системы в метрическую производится делением имеющегося золотникового значения; возьмем наиболее часто встречающуюся 84 и разделим на 96 (последнее цифра неизменно должна быть в знаменателе) и получим 0,875. Следовательно, 84° = 875°, 88° = 916° — наиболее расхожие пробы для серебряных изделий (менее употребительны 800°, 925°, 960°), а 56° = 583°, 72’ = 750° — наиболее используемые пробы для золотой «ювелирки» (значительно реже 375°, 500°, 958°). В старорежимной практике иногда из 90—92 пробы золота изготавливались обручальные кольца. Помимо преобладавшей 84° встречаются от 85° до 94", в основном на изделиях из скани. 95° встретилась на альбомной накладке, выполненной гальваническим способом.
Пробирование изделий из драгоценных металлов началось в России в конце XVII века, но несколько десятилетий было необязательным. Цифровое обозначение появилось лишь в период правления Екатерины II.
Интересной представляется методика тех времен по определению содержания ценного металла в изделии. Мастер но качеству — альдерман имел набор эталонных отметок, нанесенных на камень. Каждая соответствовала определенной пробе. Сравнивая имеющуюся с вновь сделанной по цвету, он составлял заключение о соответствии. Возможно, выражение «протереть», используемое в разговорной речи и ныне приобретшее жаргонное звучание, восходит к давно забытому визуальному способу определения содержания благородных металлов в сплавах.
Городское клеймо — то есть герб города и именник (монограмма, как правило, из трех заглавных букв имени, отчества и фамилии) ответственного лица за непременное соблюдение стандарта — со времен царствования императрицы Анны Иоанновны стали неизменными атрибутами любого ювелирного изделия в Российской империи XVIII—XIX веков. Русская система пробировки была тотальной, те предметы, что ее миновали, — крайне редки и вызывают повышенное внимание антикваров — из-за возможного подвоха.
На втором месте по встречаемости — изделия из драгоценных металлов немецкого происхождения, преимущественно имперского периода^! 871—1918). Клеймо 800° стоит на подавляющем большинстве немецких изделий с неизменными императорской короной и полумесяцем. 830°, 835°, 900°, 925° встречаются реже. Предметы, экспортировавшиеся па русский рынок, делали из сплавов 875° и 880° для соответствия нашему стандарту. Иногда на них есть клейма в виде городских и земельных гербов (субъектов, если можно так выразиться, Германской Федерации). Не редкость также монограммы и фамилии мастеров и владельцев ювелирных фирм. Впрочем, до сих пор отечественный рынок никак не вычленяет кого-либо из них, так что цена никоим образом не зависит от фактора известности этих персоналий на родине.
Существуют системы, обозначающие процентное наличие драгоценных металлов в изделиях. Редкие в нашей стране голландские произведения имеют подобные маркировки. Китайское серебро, произведенное в городах и па территориях, где были сеттльменты с высокой концентрацией европейцев, пробировалось не только иероглифами, но и арабскими цифрами, фиксировавшими его проценты. Приятно удивляют вещицы, изготовленные русскими ювелирами из Харбина. Мастерам удалось создать оригинальный стиль, соединивший китайские мотивы с русским модерном. В 1920-х годах, когда в Советской России перешли на метрическую пробировку, в Харбине тоже приняли это нововведение. Занятно встречать изделия с 875° по соседству с именниками частных мастеров.
Кстати сказать, такая же ситуация была в Латвии и Эстонии, где сначала придерживались дореволюционной золотниковой системы, а затем, вслед за СССР, ввели метрическую. Но наряду с 875° в Латвии использовали 800°, 830°, 835°, больше принятые в Германии того периода, а в Эстонии — 925°. Цифровые обозначения на латвийских пробах сопровождали характерная женская голова в кокошнике — персонифицированная Латвия, изображение с 5-латовой монеты, а в Эстонии герб — три леопарда друг над другом.
В Соединенном Королевстве с незапамятных времен придерживались единого стандарта — 925°. Набор значков-символов на английских изделиях подтверждал указанное качество. На рубеже XIX—XX веков стали пробивать слово «STERLING», то есть 925°. Аналогичный метод клеймения принят и в странах содружества, в том числе в Канаде. 925° и «STERLING» доминируют в США, Мексике, Перу и некоторых странах Южной Америки.
Самая старая европейская практика определения качества сплавов в ювелирном деле — лотовая, кратная 16. Для перевода ее значений в современную следует таковые определить в числитель, в знаменателе дроби должно быть 16. Например самые распространенные характеристики 12/16 и 13/16 дают 750° и 812°, 14 лот = 875°. Именно последней обязана своим появлением на русской почве 84-золотниковая проба. Историческая преемственность выглядит следующим образом: 14 лот, 84° и 875”.
Следует также упомянуть значок, встречающийся на старых, XVIII — начала XIX века, изделиях, который антиквары называют «пилой» или «молнией». Его прорезали штихелем глубоко в поверхность металла для подтверждения того, что предмет — целиком из серебра, а не покрыт им только сверху. «Пила» использовалась как самодостаточный символ качества, означавший, что сплав не ниже 800°, так и вспомогательный, в комбинации с лотовыми обозначениями.
Сугубо турецкое клеймо-эмблема Оттоманской империи — «тугра». Она также гарантировала стандарт не менее 4/5 содержания серебра.
В Австро-Венгрии был заведен порядок, согласно которому рядом с клеймом «голова» помещалась цифра. Соответствие было следующим: «1» — 925°, «2» — 900°, «3» — 800°, «4» — 7 50°. В Польше, обретшей независимость после распада Российской, Германской, Австро-Венгерской империй, была принята заимствованная упомянутая выше практика, которая действует и сегодня.
Помимо метрического принципа определения качества ювелирных украшений из золота, в мире широко распространен каратный. В этом случае 100% равняется 24. Последняя цифра, как и в предыдущих случаях, — делитель, а делимое — число каратной пробы. Наиболее употребляемые 14 и 18. 14/24 = 583°; 18/24 = 750°. В арабских странах каратная проба, являющаяся основной, обозначается соответственно арабскими цифрами.
Владимир КОТОВ, Елена ЛУШНИКОВА
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 31 (октябрь 2005), стр.94