С именем Максимилиана I Габсбургского связано несколько беспрецедентных библиофильских проектов. Одной ид самых известных книг, сделанные по заказу императора, стал «Гойерданк», или «Опасные приключения достопочтенного, Воинственного и знаменитого героя и рыцаря Гойерданкд».
Германский император Максимилиан I Габсбургский (1459— 1519) вошел в историю как «последний рыцарь»: при его дворе дольше всех в Европе продержались строгий 1 придворный этикет и рыцарские турниры. Он был покровителем искусств, дружил с прославленными художниками, писателями и типографами своего времени. С именем Максимилиана связано несколько беспрецедентных библиофильских проектов, в которых участвовал Альбрехт Дюрер. С 1512 года деятельность Дюрера в области ксилографии посвящена, главным образом, предприятиям императора Максимилиана. Этот правитель не хотел, чтобы в его честь воздвигали памятники из камня и бронзы, неразрывно связанные с определенным местом, он требовал ^увековечения в гравюрах и поэмах, которые были бы распространены повсюду. Он лично принимал участие в сочинении поэм и ревностно следил за работой по изготовлению изображений. Одной из самых известных книг, созданных по заказу императора, стал «Тойерданк», или, как гласит его полное название, «Опасные приключения достопочтеннного, воинственного и знаменитого героя и рыцаря Тойерданка».
Предчувствуя скорую кончину, Максимилиан заказал эту аллегорическую поэму, в которой говорится о деяниях и подвигах, по большей части фантастических, и романтическом сватовстве его к Марии Бургундской (1457 — 1482). Главным ее героем стал сам император. Именно он выведен в образе доблестного средневекового рыцаря Тойерданка. По форме — это стихотворное произведение, написанное на немецком языке, в духе того времени насыщенное символами, аллегориями, агнозиями. В этой поэме рассказывается о рыцарских подвигах Тойерданка. Часть сюжетов — библейские парафразы, например, схватка со львом, в которой Тойерданк, подобно Самсону, раздирает пасть льва. Также он побеждает в схватке с медведем и диким кабаном. Тойерданк выходит невредимым из-под снежных горных завалов. Он мужественно сражается с разбойниками. Во всех коллизиях он непобедим, а помогает ему в этом неизменный спутник — Фортуна, в данном случае явленная в образе слуги Тойерданка, на одежде которого всегда присутствует изображение колеса — символа и атрибута Фортуны. Тойерданк преодолевает все трудности, чтобы достичь своей цели — добраться до дворца своей возлюбленной и посвататься к ней. Книга была напечатана в Нюрнберге в 1517 году типографом Иоганном Шонспергером, но поступила в продажу только после смерти императора, в 1519 году. Она прекрасно иллюстрирована — содержит 118 гравюр на дереве, сделанных гравером Иостом фон Негкером по рисункам прославленных немецких художников, в том числе Ганса Бур-гмайра из Аугсбурга (1473 — 1531). На некоторых гравюрах из «Тойерданка», среди которых сделанная с особой тщательностью и роскошью гравюра, на которой изображено поэтическое сватовство Максимилиана к Марии Бургундской, есть его монограмма «НВ». Бургмайр, наряду с Гансом Гольбейном, был одним из самых талантливых художников аугсбургской школы. Его широкая, размашистая манера рисунка и богатая, с большим вкусом исполненная орнаментика свидетельствуют о вдумчивом изучении итальянского искусства. Он, по-видимому, Одним из первых ввел в немецкое искусство формы Возрождения. Наряду с Бургмайром в создании рисунков для гравюр «Тойерданка» принял участие еще один аугсбургский художник — Леонхард Бек. Его манеру отличают тщательность и некоторая скупость рисунка. Отдельные гравюры из книги помечены его монограммой «LB». Только один лист сделал для «Тойерданка» еще один художник из Аугсбурга — Ганс Вейдиц. Все эти гравюры, представляющие нам доблестные подвиги Тойерданка, хотя и посвящены истории средневекового рыцаря, исполнены уже в новой манере — в стиле немецкого Возрождения.
Книгу отличает тщательное, тонкое исполнение — ее шрифт, получивший название «kanzlev», был создан специально для «Тойерданка» главным секретарем императора Винцентом Рокнером. Он имитирует рукописное канцелярское письмо, тем самым уподобляя это издание книге рукописной. Особенно причудливы заглавные буквы и буквы на первой и последней строках страницы, передающие росчерки пером и завитушки, которые делали писцы-каллиграфы. Этот шрифт так понравился, что вызвал моду на подобные шрифты, особенно часто они употреблялись в инициалах немецких книг XVI века. По рисунку этого шрифта позднее был создан специальный готический шрифт, получивший такое же название, как в рукописной традиции, — «фрактура».
Татьяна ДОЛГОДРОВА
Фото Игоря НАРИЖНОГО
Антиквариат Предметы искусства и коллекционирования №11 (12) ноябрь 2003 стр. 34