Одним из мастеров русского стиля, чье имя тесно связано с Абрамцевской художественной мастерской, был Василий Петрович Ворносков (1876-1940) из деревни Кудрино Дмитровского уезда Московской губернии.
Совсем юным, в одиннадцатилетнем возрасте, он вместе с братом Михаилом поступил в Абрамцевскую начальную школу, впоследствии получил профессию столяра, обучаясь в мастерской, которой руководила Елена Дмитриевна Поленова, мастером же там был Кузьма Федорович Денисов. Учеников набирали из мальчишек окрестных деревень. Обучение продолжалось четыре года, после чего выпускник получал от хозяйки мастерской Елизаветы Григорьевны Мамонтовой подарок — набор инструментов и становился кустарем-надомником.
Столярная мастерская при школе для крестьянских детей в Абрамцеве была основана в 1876 году. Она просуществовала около двадцати лет, и все закончившие ее в ней же и работали. С 1882 года руководство ею взяла на себя жена хозяина усадьбы Елизавета Григорьевна Мамонтова. Обучение крестьянских детей столярному и резчицкому делу в мастерской открывало для них еще одну возможность укрепления своего материального положения благодаря надежной специальности. Научить творчески мыслить, воспринимать окружающую действительность как живой родник, всегда питающий крестьянское творчество, то есть достойно продолжить народные художественные традиции — такую задачу ставили перед мастерской Е.Г.Мамонтова и Е.Д.Поленова, ставшая в 1885 году ее художественным руководителем. Интересно, что детей обучали только основам столярного дела. Е.Д.Поленова была уверена в том, что навыки резьбы по дереву живут в каждом крестьянском парнишке — их надлежало только развить и направить в нужное русло.
Однако, по замыслу основателей мастерской, перед ней стояла гораздо более благородная и важная задача, нежели просто обучение ремеслу, — возрождения народной ремесленной традиции.
Возглавив эту мастерскую, Е.Д.Полепова разработала новые типы вещей в народном духе, с резьбой и росписью. Ассортимент изделий был достаточно широким: буфеты, полки, стенные шкафчики, столы, диваны, табуреты, шкатулки, солонки, кухонные и чайные столики, ларцы, календарные доски, рамки, складни, перчаточницы... В одном предмете Поленова соединяла подчас слишком разнохарактерные элементы, которые, на первый взгляд, никак не подходили ни к вещи, ни друг к другу. При декорировании предметов в основном использовали геометрический орнамент, крайне редко — растительный.
К семнадцати годам В.П.Ворносков стал одним из лучших мастеров абрамцевской мастерской, да не просто исполнителем, а думающим и ищущим художником. Однажды, заполировав одно из изделий, он понял, что это необычно и красиво. В углублениях дерево оставалось глухим, а все узоры, поблескивая, ярко читались. В Абрамцеве же дерево никогда не полировали, его оставляли чистым, иногда морили, а также закрашивали масляными красками, используя широкую колористическую гамму от темно-вишневого до мягко-золотистого оттенков. Изредка использовали и твореное золото, подкрашивая им внутри мелкий резной орнамент.
В 1892 году В.П.Ворносков покинул Абрамцевскую мастерскую, где работа была строго регламентирована: выдавались готовые эскизы, по которым необходимо было исполнить все точно и аккуратно, не заботясь о материалах и инструментах. Он же жаждал чего-то большего, поисков новых форм, новых орнаментальных мотивов, поэтому строгое механическое выполнение геометрической суховатой резьбы по образцам его больше не устраивало. Вернувшись в Кудрино, он стал кустарем-надомником, установив тесные связи с Московским кустарным музеем и его сотрудником Владимиром Ивановичем Боруцким.
В 1890-х годах в Троице-Сергиевом Посаде Московское губернское земство открыло столярную мастерскую наподобие Абрамцевской — она стала одной из многих мастерских Московской губернии, с которыми он сотрудничал. С самого начала ее существования В.П.Ворносков стал выполнять задания по проектам известных художников — В.М. и А.М.Васнецовых, С.В.Малютина и др. Впоследствии он получил возможность работать самостоятельно, по собственным разработкам, мастерская же гарантировала ему сбыт продукции.
У братьев Ворносковых произошло своего рода разделение труда: Михаил в основном выполнял столярные работы, а Василий разрабатывал новое орнаментальное убранство — рельефную резьбу с растительным орнаментом, где присутствовали неправдоподобные ветки с завитками вроде пальчиков. В растительном узорочье мастер помещал разнообразные условно-декоративные изображения рыб и птиц с пышными веерообразными хвостами, вставляя их силуэты везде: в центре, в углах, с орнаментом и без него. Изображая животных, птиц, рыб много раз им виденных, мастер никогда не опускался до натурализма, всегда чувствовал грань между реалистическим обобщением и скрупулезным правдоподобием отдельных деталей. Птицы — все разные, то спокойно сидящие, то поющие, с раскрытыми клювами. Зооморфным изображениям присущи округлые формы, плавные, мягкие силуэты — они были ближе и органичнее ворносковским растительным мотивам.
Мастер часто использовал готовую форму, покупая на базарах долбленые ковши и скобкари, привозя зарисовки старинной долбленой и точеной посуды и утвари. Купленные сосуды он доводил до совершенства уже в своей мастерской, а впоследствии стал изготовлять их но своим рисункам — с конскими головами и округлой ручкой-хвостом. Форму ковша Ворносков украшал по борту пышной упругой ветвью, руководствуясь прежде всего природным чутьем — «как мера и краса скажет». Порезы и линии — быстрые, неровные, узор глубоко завален, фон — «бугорчатый». Практически на всех своих работах В.П.Ворносков искусно вплетал в орнамент изображение маленькой птички, то спокойно сидящей на ветке, с раскрытыми крыльями, то парящей.
Ассортимент изделий Ворноскова был довольно разнообразным — различные настенные полочки, шкафчики, рамки для фотографий, календарные доски, скобкари, братины, поставцы, ковшики, солонки, хлебницы. Каждому изделию он придавал неповторимый облик, неповторимые черты. Несмотря на схожесть однотипных предметов, все они разные, мастер никогда не повторялся, даже копируя свои ранние изделия.
Признание к Ворноскову пришло в 1902 году: за резные шкафчики и ларцы, представленные на Кустарной выставке в Петербурге, он получил бронзовую медаль. За ней последовали еще восемь — из Льежа, Чикаго, Казани, Гааги, Милана, Нью-Йорка, Парижа.
В начале XX века В.П.Ворносков занялся декоративной скульптурой. Его анималистическая серия петухи, собаки, свиньи, медведи, совы, голуби, певчие птицы, львы, бегемоты, верблюды, слоны предназначалась для украшения квартир и представляла собой шкатулки с выдвижными крышками. Началом серии его работ в области объемной резьбы стала фигурка дятла или зимородка, выполненная своеобразно и остроумно. В трактовке стилизованных уплощенных и заостренных по силуэту фигур в угоду модному тогда стилю модерн подчеркивалась гибкая замысловатая линия. Интересно и цветовое решение, построенное на разнообразии оттенков — от светло-желтого до черного. На первый план выступало декоративное начало предмета, функциональная его сторона была приглушена и уходила па второй план. С одинаковой виртуозностью Ворносков изображал фигурки птиц и зверей, знакомых ему с детства, и животных, которых он никогда не видел: они похожи друг па друга нарочитой огрубленностыо и примитивностью. Фигурки невелики, сдержанны но цвету, но богато украшены орнаментом, и каждый образ, будь это слон или петух, в трактовке мастера обретает свой характер и свою красоту. Каждый элемент узора обретает осмысленность, а все эти образы по-своему поэтизированы, что роднит их со старинной крестьянской игрушкой.
Скульптура — лишь одна сторона раннего периода творческой деятельности В.П.Ворноскова. В 1906 году в деревне Кудрино он открыл учебную мастерскую. Из земства ему пришла гербовая бумага, в которой было написано, что «кустарю деревни Кудрино Дмитровского уезда Московской губернии Ворноскову В.П. дозволяется открыть в означенной деревне школу-мастерскую для обучения детей крестьян резьбе по дереву и столярным работам, с непременной оплатой...». Обучение шло по старым ворносковским образцам, своего никто не придумывал. Ученики делали рамки, полочки, коробки. Объяснял мастер мало, больше показывал, требовал внимания и усердия. Всего в его мастерской с 1906 по 1914 год обучалось не более 30 человек, среди них самые талантливые ученики, которые могли отважится на выполнение сложного орнамента, — Василий Можаев, Михаил Артемьев, Иван Гуляев.
Значительную часть продукции мастерской, ставшей основой абрамцевско-кудринской резьбы, составляли шкатулки, разного назначения и размера, ларцы с различными отделениями, сундучки, пеналы, а также ковши и декоративные блюда. Для шкатулок разных форм мастер постоянно находил что-то новое в пластике, в пропорциях, в декорировке и отделке поверхности. На одной из шкатулок веточки выстраиваются в ряд, на них появляются птицы, другая коробочка как бы обвита ветвями деревьев. Если в скульптуре мелкий и дробный орнамент состоял из простейших элементов — крестиков,
кружочков, розеток, то на шкатулках — все строго по цвету, по пропорциям, узор сочетается с гладью лакированного дерева, проступающего сквозь слой легкой тонировки, а подкраска элементов узора свидетельствует о характерной для Ворноскова любви к цветности деревянных вещей.
Особую группу ассортимента мастерской составляют чрезвычайно разнообразные но форме солонки. Некоторые из них — прямое заимствование старых образцов, но целый ряд предметов этой группы самостоятелен. Солонки-«стульчики» и солонки-«уточки» украшены трехгранно-выемчатой резьбой, которая покрывает предмет с трех или четырех сторон, задавая особый ритм традиционному геометрическому орнаменту, располагая его несколькими фризами или покрывая им весь предмет. Иногда введена легкая подкраска. Интересны и по-своему оригинальны солонки с мотивами конских голов в форме и орнаменте. Своеобразны и настенные часы, созданные под явным влиянием народной крестьянской культуры: мотивы их оформления взяты у прялок и вальков.
В 1908 году в Москве, в Кустарном музее, состоялась первая в истории кустарных промыслов персональная выставка В.П.Ворноскова, на которой экспонировались как старые, так и новые работы художника, которые отличала яркая самобытность. Особое место на выставке занимал раздел, где были представлены ковши, черпаки и скобкари. В значительной степени они повторяли старые образцы 1890—1900-х годов, когда в формах традиционных сосудов сильно проявлялось влияние модерна. В декорировке сосудов гармонично соседствуют два вида орнамента: по тулову — растительный, по «голове» ковша и его ручке-хвосту — геометрический. Растительный орнамент с тонкими ветками и листьями наиболее цельно ложится на обтекаемую форму предмета, сочетаясь с прихотливыми изгибами стиля модерн. Именно в декоративных блюдах и различных ковшах мастер проявил себя как интересный и самостоятельный художник, экспериментируя с растительным орнаментом, используя объем сосудов для свободного размещения декора из листьев, веток и ягод.
Следует отметить, что новый вид резьбы, впоследствии определенный как абрамцево-кудринскиий, появился в начале 1900-х годов именно на этой группе предметов.
В 1913 году в Петрограде состоялась Вторая Всероссийская кустарная выставка. В.П.Ворносков представил на ней 16 работ. Среди них: 10 ковшей различной формы и величины с фантастическими головами существ, таких, как птица Сирин, а также ковш-баран, ковш-курица. Особенно интересен был ковш-лебедь в натуральную величину — царственная птица с плавным изгибом шеи и гордой маленькой головкой. За свои произведения мастер получил золотую медаль.
Среди работ художника 1900—1910 годов все больше появляется вещей, свидетельствующих об обретении им своего неповторимого почерка. Принципы народного искусства вечны, но наиболее талантливые мастера, каким был В.П.Ворносков, вносят в них нечто повое, созвучное времени. Продолжая свои поиски, художник использовал геометрическую резьбу с северных прялок, рельефную резьбу домового декора поволжских городов, плоско-рельефную резьбу бытовых предметов вологодского края, контурную резьбу Костромской губернии, приемы скобчатой резьбы. Только постигнув все многообразие технических приемов и художественных принципов народной резьбы, Ворносков смог четко определить стилистические особенности собственной манеры.
В своем творчестве мастер использовал разнообразные приемы обработки рельефа и фона при создании рельефа из дерева. Это резьба с «заоваленным» контуром и резьба с «подушечным» и «подборным» фоном. Для изделий с крупной резьбой мастер выбирал мягкое дерево, для мелкой — вязкие и твердые породы древесины. При резьбе с «заоваленным», то есть закругленным контуром, срезаются, сглаживаются края рельефного узора, придавая орнаменту пластичность, округлость, что позволяет получить мягкие переходы от света к тени. Своеобразная разновидность резьбы с «заоваленным» контуром — резьба с «подушечным» фоном, где закругляются и края,
Окружающие орнаментальную форму фона. При резьбе с «подборным» фоном стамеской углубляют, то есть «выбирают», фон вокруг рельефного узора, за счет чего он возвышается над поверхностью фона.
Любимым мотивом в резьбе 1900—1910-х годов становится пышная ветка с закругленными резными листьями и шишками, напоминающими желуди. Найдя этот образ, мастер бесконечно варьирует в резьбе орнаментальные мотивы. Неотъемлемой частью композиции становятся изображения зверей и птиц. Большое внимание уделяет он цветовому решению. Начав с тонирования изделий в темно-коричневый цвет, что было характерно для Абрамцевской мастерской, художник с помощью различных морилок и красителей добивается богатой цветовой гаммы — различных оттенков коричневого цвета, темного морения под дуб, отдельных оттенков серого и оливкового топов.
В 1921 году в деревне Кудрино была организована артель резьбы но дереву «Возрождение», в создании которой В.П.Ворносков принял активное участие. В 1930 году он с семьей переехал в Москву, в 1937 — 1940
годах был инструктором в лаборатории дерева Института художественной промышленности.
В этот период В.П.Ворносков активно работал вместе с семью сыновьями — Иваном, Сергеем, Николаем, Петром, Василием, Михаилом, Александром, талантливыми народными мастерами, которым отец помог приобрести творческие навыки, передал любовь к резьбе по дереву. В 1936 году они создали портал «Охрана границ СССР» для выставки народного искусства в Третьяковской галерее. В 1939 году эта династия мастеров участвовала в оформлении Всесоюзной сельскохозяйственной выставки. Они полностью оформили павильоны «Дальний Восток», «Зерно», «Масличные культуры», «Грузия». Работе Ворносковых был посвящен очерк в газете «Правда» от 18 июля 1939 года. В 1940 году в Музее народного искусства в Москве должна была состояться вторая персональная выставка Василия Петровича Ворноскова, но 4 февраля 1940 года мастер скончался, и выставка открылась уже без его участия.
Антикварный рынок не избалован изделиями В.П.Ворноскова. Многие работы, появляющиеся в продаже и на аукционах, вызывают, но меньшей мере, сомнения в авторстве художника. Сложилась традиция относить к кругу изделий Ворноскова любые резные предметы, выполненные в технике резьбы с заоваленным контуром. Действительно, художник создал этот прием резьбы, но достаточно скоро его переняли другие мастера, многие из которых были его прямыми учениками и, как уже упоминалось, изготавливали изделия по образцам учителя. Кроме того, начиная с 1910-х годов, изделия по ранним образцам Ворноскова выпускали многие мастерские, входившие в систему Московского губернского земства, мастерские при Московском Кустарном музее, а с 1920-х годов — и артель «Возрождение», сформированная на родине мастера, в деревне Кудрино. На первый взгляд эти работы близки изделиям Ворноскова, однако при детальном анализе становится очевидным, что они — всего лишь слепое копирование образца: линии орнамента сухи и невыразительны, часто ворносковские орнаменты переносились на произвольные формы, что, безусловно, разрушало авторский замысел и художественную цельность предмета, достижению которой сам мастер уделял большое внимание. Резьба на подобных изделиях зачастую выполнена непрофессионально с технической точки зрения. Пред ставленные в этой публикации подлинные изделия В.П.Ворноскова могут стать теми эталонами, которые позволят собирателям его наследия не заблудиться в многочисленной массовой продукции подражателей знаменитого мастера.
Николай ПРОХОРОВ
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 31 (октябрь 2005), стр.42