Характеризуя шведский антикварный рынок можно сказать, что он может принести сюрприз коллекционеру, интересующемуся старой живописью аукционного уровня, и порадовать нумизмата, букиниста или ценителя старинных карт.
Швеция не относится к числу стран, где интересующийся антиквариатом путешественник ощущает легкий трепет в предвкушении редких и причудливых находок. На карте европейского антикварного рынка, так же, как и на карте географической, Швеция расположена где-то на периферии, вдалеке от больших культурных центров. Кажется, что и сам интерес к старине в этом северном государстве успел оледенеть с той поры, как Густав III два с лишним столетия назад наполнил стокгольмские дворцы холодным мрамором римских статуй и теплыми красками барочных пейзажистов Кампаньи. Тем интереснее, наверное, будет путешественнику, интересующемуся антиквариатом, непредвзятым глазом антиквария ознакомиться с тем, что ждет его на аукционах, в магазинах и лавках Стокгольма, Уппсалы или Лунда.
География шведской антикварной торговли вполне естественна для страны, не очень богатой древностями, и соответственно, — с не очень развитым рынком антиквариата. Центр антикварной торговли — Стокгольм, достаточно развита она в Лунде и до какой-то степени — в Гётеборге, в то время как в «провинциальной» Швеции — маленьких городках вроде Уппсалы или Сигтуны, где нет ни туристов, ни коллекционеров, — вообще вряд ли есть антикварный магазин. В Стокгольме без особых усилий можно найти антиквариат на любой вкус и кошелек. Вещи «первого уровня», прежде всего работы лучших художников шведского модерна, постоянно фигурируют на торгах Bukowskis, проходящих в главном офисе фирмы, расположенном в живописном переулке позади памятника Густаву Адольфу. На торгах Bukowskis иногда встречаются действительно уникальные полотна. Так, несколько лет назад там выставлялся один из ранних натюрмортов Брака, относительно которого специально сообщалось, что он запрещен к вывозу за пределы Швеции. Помимо картин местных мастеров достаточно часто на предаукционных выставках можно увидеть работы немецких мастеров XVI—XVII веков, а также русские иконы XVI — XVIII веков. У этого аукционного дома есть филиал, расположенный на набережной, недалеко от оперного театра. На торгах Lilia Bukowskis выставляются антикварная мебель, предметы прикладного искусства, старинные книги. Среди живописных работ, в большинстве своем анонимных или принадлежащих кисти совсем «незаметных» художников, иногда встречаются действительно замечательные вещи, заставляющие задуматься об истинной эстетической значимости скандинавского модерна и его влиянии на искусство нашего Серебряного века. Стабильно привлекает внимание на этих торгах и секция восточного искусства, прежде всего бронзовая скульптура Индии и Таиланда, а также тибетская живопись. Качество выставляемых восточных предметов обычно довольно высокое, в то время как цена значительно ниже, чем на аналогичные предметы на аукционах Лондона и Нью-Йорка. А вот антикварных магазинов, где были бы выставлены действительно интересные предметы, в Стокгольме практически нет. Большая их часть, по-видимому, проходит через аукцион, а магазины, рассчитанные скорее на туристов, чем на местных коллекционеров, предлагают более или менее стандартный ассортимент. В него входит не особенно интересная шведская академическая живопись XIX века, шведская гравюра XVIII—XIX веков, большое количество стекла и фарфора, русские иконы XIX века и достаточно невыразительный восточный антиквариат. В основном эти магазины сосредоточены в районе Gamla stan — историческом центре Стокгольма, расположенном недалеко от королевского дворца. Среди множества достаточно «однотипных» по ассортименту/ магазинов можно выделить два. Один из них интересен исключительно обширной коллекцией карт XVII — XVIII веков, неплохими японскими гравюрами XVIII века, а также прекрасными образцами североевропейской каллиграфии XIV—XV веков. Другой магазин ориентирован на торговлю предметами японского искусства, прежде всего живописными свитками XVIII—XIX веков, некоторые из этих свитков были созданы мастерами «первого уровня».
Потенциально шведский антикварный рынок достаточно богат, но из-за его некоторой неорганизованности, а также общеевропейского падения интереса к коллекционированию старины многие антикварные предметы как бы выпадают из обращения, их трудно обнаружить в больших антикварных лавках и они могут попадаться на глаза в самых неожиданных местах. Так, например, огромный клад сасанидских и куфических монет относительно недавно распродавался в одном стокгольмском офисе по обмену валюты, так как достался менялам «в наследство» от располагавшегося там некогда нумизматического магазина. Вообще, о нумизматических древностях, на которые можно набрести в Швеции, стоит поговорить подробнее. Эта страна исключительно богата кладами арабского и византийского серебра, а также раннесредневековых европейских денариев. Остров Готланд — настоящий «рай» для кладоискателей, на нем самая большая плотность залегания кладов в Европе. Они относятся преимущественно к X—XI векам, насчитывают подчас многие тысячи монет и весят не один килограмм. В 1970-е году на Готланде, а также в некоторых других районах Швеции, наблюдался настоящий кладоискательский бум, кладоискательство из авантюрного способа заработка превратилось в популярнейшую форму семейного отдыха. За это время были найдены десятки кладов, но огромное количество викингских городищ и могильников было потревожено. В начале 80-х годов кладоискательство было официально запрещено. Однако несмотря на этот запрет на антикварном рынке оказалось значительное количество сасанидских, византийских и куфических монет. Среди них попадались даже русские сребреники и хорезмийские драхмы VI—VII веков н.э. Такое количество материала не могло не вызвать в Швеции всплеска интереса к нумизматике, который сопровождался открытием значительного количества специальных магазинов и изданием большого количества нумизматической литературы. Лет десять назад начался неожиданный спад интереса к нумизматике, из более чем двух десятков нумизматических магазинов в Стокгольме осталось не более четверти. Падение интереса сопровождалось резким падением цен, так что сейчас в уцелевших нумизматических магазинах или просто в антикварных лавках Швеции иногда можно найти по вполне скромным ценам действительно интересные раннесредневековые восточные и европейские монеты из готландских кладов и распавшихся коллекций.
Излюбленная тема коллекционирования в Швеции — старинные карты, а также всевозможные предметы, связанные с морским делом — старинные подзорные трубы, компасы, модели кораблей, иногда в морских магазинах можно увидеть и внушительного размера деревянные фигуры, некогда украшавшие корабли. Цены в этих магазинах довольно высокие. Старинные карты продаются там же, где и старинные гравюры, но коллекционеры, в основном, интересуются именно картами. Интересные гравюры, в отличие от интересных карт, попадаются нечасто, они, как правило, немецкие или голландские и относятся к морской либо географической тематике.
Швеция — подходящее место для поиска интересных и редких книг XVI —XVIII веков. Так как в течение долгого времени государство удерживало в своих руках монополию на выпуск книг, то до конца XVII века в Швецию оказалось ввезено большое количество изданий, напечатанных по преимуществу в Германии и Италии Лучшие места для поиска интересных старых книг — это университетские города Уппсала и Лунд. Там нет специальных магазинов редких книг, как, например, в Стокгольме, но во многих магазинах, наряду с букинистической научной и художественной литературой, можно увидеть полки со старинными изданиями по теологии и юриспруденции, среди которых встречаются редчайшие итальянские издания, оцененные на порядок дешевле, чем в специализированном магазине. В качестве курьеза, в некоторых магазинах за символическую сумму в 1-2 евро можно найти тезисы докторских диссертаций, изданных на латыни в XVIII веке и посвященных иногда весьма любопытным и забавным, на взгляд современного человека, предметам. Судя по количеству и качеству русских икон, встречающихся на аукционах и в антикварных магазинах Швеции, можно говорить о том, что к этой теме есть стабильный коллекционный интерес. Он имеет свои традиции, так как еще в 1930-е годы шведы составили несколько превосходных собраний икон новгородской школы, ставших впоследствии доступными публике. Есть определенный интерес и к русским футуристическим изданиям, по крайней мере, один букинистический магазин в Стокгольме специально посвящен этой теме. Предметы восточного антиквариата можно весьма часто увидеть в шведских антикварных магазинах, однако в целом они достаточно стандартны: китайская глиняная погребальная скульптура, бело-синий фарфор, классическая японская гравюра, изредка тибетская бронза. В отличие от аукционов, в магазинах практически нет шансов найти что-то действительно интересное из предметов восточного искусства, за исключением упомянутой уже мной японской живописи.
В целом же, характеризуя шведский антикварный рынок, можно сказать, что он может преподнести сюрпризы коллекционеру, интересующемуся старой живописью аукционного уровня, и порадовать нумизмата, букиниста или ценителя старинных карт. Но если в первом случае путь коллекционера определен — на аукционные торги Bukowskis, то во втором он, скорее, должен полагаться на удачу и свое антикварное чутье — ведь именно там, где никто не ожидает найти интересное, в руки удачливого собирателя могут попасть действительно редкостные вещи!
С.К.
Антиквариат Предметы искусства и коллекционирования №11 (12) ноябрь 2003 стр. 49