Самовар сегодня находится на пике интереса не только у отечественных коллекционеров, но, как один из символов России, привлекает все большее внимание любителей русской истории за рубежом. Самой большой самоварной «ярмаркой» в наше
время остается Москва, где можно в среднем за $100—200 приобрести комплектный самовар рубежа XIX—XX веков, чаще всего тульский. Именно в это время, в 1910-е годы, самоварное производство в Туле достигло наивысшей точки развития. Рынки сбыта, завоеванные «самоварной столицей» в 1870-е годы, расширяются за счет экспорта в начале XX века во многие, прежде всего восточные страны. Кроме популярных в то время форм — обыкновенного фасона, «рюмки», «банки» и «шара», известны самовары в виде восточного сосуда кумгана, представленные в коллекциях, как правило, единичными экземплярами.
Среди изделий известных тульских фирм конца XIX—начала XX века в поле зрения эксперта обычно попадают стандартизированные образцы фабрик Баташевых, Воронцовых, Тейле, Шемариных, реже — Баныкиных, Гудковых, Капырзиных, Медведевых. Причем среди знаменитых «баташевских» самоваров чаще всего встречаются изделия фабрики В.С.Баташева с поздней маркировкой — «Товарищество Паровой самоварной фабрики наследников В.С.Баташева в Туле» и поставщиков императорского Двора «Торгового Дома Б.Г.Тейле с сыновьями», имевших собственную фабричную марку. Между фабрикантами Тейле и фирмой наследников Василия Степановича Баташева шла постоянная конкурентная борьба, поэтому в целом самовары этих фирм отличались высоким качеством, что обеспечивало им широкий сбыт.
Представляют интерес самовары фабрики «Братьев Воронцовых», с усложненной разработкой поверхности (грань конусом, елкой, стрелкой), полной комплектности, соответствующие образцам торгового каталога начала XX века. Среди множества сохранившихся изделий этой фабрики изредка встречаются небольшие самоварчики, известные под названием «тет-а-тет». У Воронцовых и Сомовых особенно ценились фигурные томпаковые самовары (сплав меди с цинком красноватого оттенка), нечасто встречающиеся в наше время на самоварном рынке. Продукция фабрики Шемариных отличалась массовостью и дешевизной. Большинство сохранившихся образцов имеют идентичную маркировку клейм. Самоварная династия Медведевых обычно представлена изделиями с клеймом Ивана Ивановича Медведева.
Эти и многие другие мастера наследовали и совер-
шенствовали основы самоварного дела, заложенные в Туле мастерами-оружейниками. Первыми владельцами частных самоварных предприятий были Назар Лисицин и
Василий Медведев. События 1812 года способствовали росту частной мануфактуры, увеличив список предпринимателей. В это время известны самоварные заведения Василия и Ивана Ломовых, Егора Вешникова, Ефима Курашова, Лялина, Салищева. В 1820-е годы появилось около 20 самоварных фирм, самыми извест
ными из которых были принадлежавшие Маликовым, Черниковым, Чегинскому.
Раннее производство самоваров (1760-е годы) в Москве связано с именами А.Шмакова и И.Никитина, но на сегодняшний день не выявлено образцов с клеймами этих мастеров.
Внимание специалистов и коллекционеров в первую очередь привлекают самовары с клеймами. Маркировка обычно наносилась на переднюю стенку корпуса, подставки и поверхность крышки. Даже среди образцов массового тиража конца XIX — начала XX века может встретиться редкое клеймо, дополняющее информацию о самоварных предприятиях России. Атрибуция клейм является важным историческим аспектом собирательства.
Интерес к жаровому самовару как предмету коллекционирования может быть различным. Взгляд на самовар как на произведение сугубо художественное стимулирует коллекционера на поиски типологически редких видов — самоваров-чайников и самоваров-кухонь — жемчужин любого собрания, штучных и заказных предметов, а также самоваров с декором из накладного серебра или его заменителей, модных в 1840—1850-е годы, когда самовар уже стал неотъемлемой частью российского быта, но все еще был предметом роскоши. В целом, к редчайшим и самым ценным образцам относятся самовары второй половины XVIII века и первой половины XIX века московских, петербургских и тульских фабрик, приобретать которые становится все сложнее.
Для того чтобы коллекция считалась полной и включала все многообразие видов «русской водогрейной машины», в ней должны быть представлены самовары-кофейники, которые появились в России в конце XVIII века и на протяжении следующих полутора веков сохраняли специальное устройство в виде съемной рамы, выгнутой обычно по форме корпуса, с подшитым к ней холщовым мешочком. Необходимо обратить внимание еще на одну разновидность — дорожные самовары со съемными ножками, стоимость которых возрастает при наличии клейма, особенно если предмет связан с иным, кроме Тулы, центром самоварного производства.
За последние годы антикварный рынок ни разу не был украшен появлением самоваров последней трети
XVIII века в виде вариантов декоративных ваз, которые являются чрезвычайно ценным предметом коллекционирования. Крайне редко, но все же появляются интересные формы первой трети XIX века. Обычно это — самовары в виде ампирных ваз разного размера и разной степени сохранности, стоимость которых колеблется от $1 500 до 5 000. В этой группе, без сомнения, есть редкие образцы, главные критерии ценности которых — наличие клейма, даты, резной владельческой монограммы или надписи, включение в декор скульптурной пластики, оригинальность деталей и их вариантность. Имеет значение и материал — латунь, медь или их комбинированное сочетание. На цену самовара влияет наличие одного из перечисленных признаков или их совокупность и, прежде всего, состояние сохранности. Очень редкую разновидность с росписью по медной основе следует отнести к эксклюзивным образцам. Приобретение в коллекцию самоваров с этими особенностями — всегда удача, тем более при разумном соотношении рари- тетности предмета и его стоимости.
Отношение к самовару как символу русского быта у россиян и иностранцев, скорее, связывается со стандартизированными образцами второй половины XIX века. Рассчитанные на широкий сбыт в среде малоимущей части населения России недорогие самовары простых форм служили еще и средством заработка в «чайном промысле». Использовавшиеся не одним поколением, они сильно изнашивались и поэтому редко доходят до нас в хорошем состоянии. Латунная поверхность тускнеет, покрывается со временем вмятинами и множественными царапинами. Никелированное покрытие, применявшееся в отделке самоваров с 1870-х годов, редко сохраняется без потертостей и утрат. Деревянные прихваты («хватки») изнашиваются, появляются сколы и трещины, иногда в силу хрупкости материала они бывают утрачены. Внутреннюю поверхность покрывает сильная накипь на стенках корпуса, полуда которых часто изношена. Съемные и свинчивающиеся детали самовара (заглушка, конфорка, крышка, ключ крана, «паровичок», «хватки» на крышке) также часто отсутствуют. Утрата отдельных деталей и значительные повреждения такого рода самоваров практически полностью лишают их музейного значения (если только на них нет неизвестных клейм или они не представляют собою редкие варианты известных производств). Такие самовары конца XIX— начала XX века приобретают в качестве сувениров. Для придания предмету товарного вида поверхность их полируют, при этом утрачивается естественная патина и первоначальное фабричное покрытие.
Предметом коллекционирования являются подчас не только самовары как таковые, но и их детали. Это связано с историческим обаянием самовара как предмета рукотворного, при изготовлении которого применялись различные способы художественной обработки металла, прежде всего меди. Ее пластичные свойства и неистощимая фантазия мастеров превратили самовар в неповторимое произведение русского прикладного искусства, не утратившее своеобразия даже в эпоху массового фабричного производства второй половины XIX века.
Л.А.
Журнал Антиквариат. Предметы искусства и коллекционирования 2003 7-8 (9)