В последние годы интерес к «художественному наследию» Советского Союза возрос в несколько paз. Появился даже определенный круг специалистов-антикваров и коллекционеров, специализирующихся на предметах антиквариата советской эпохи, вновь стали звучать некогда привычные термины «агитационный фарфор», «агитационная лаковая миниатюра», «агитационный плакат» и т.п. Всплеск такого интереса способствовал тому, что на эту тему начали издавать книги, каталоги коллекций и выставок определители клейм.
Однако до сих пор обойден вниманием огромный пласт материального наследия ранней советской эпохи, включающий предметы декоративно-прикладного искусства, которые кроме агитационной выполняли и практическую, бытовую функцию. Один из них— портсигар.
Среди всего многообразия изделий из металла того периода (начала XX века) он выбран не случайно. Первые портсигары с агитационной тематикой появились еще в дореволюционной России — с аллегорией нижегородской выставки-ярмарки и с сюжетами, посвященными Русско-японской войне 1905 года и Первой мировой. Все они изготавливались небольшими партиями и предназначались либо для участников каких-то значительных событий, либо для продажи, деньги от которой шли на помощь и поддержку воинов и их семей.
В первые годы Советской власти портсигары с агитационной или революционной символикой делали на основе старых «дореволюционных» моделей, внося лишь некоторые изменения и добавляя революционные лозунги. Они выполнены или в стиле модерн, или в «русском» стиле. Так, в роскошном серебряном с эмалью портсигаре, на котором изображена женщина в доспехах с мечом в руке (олицетворение России) и короной у ног (символ самодержавия), кроется своя биографическая тайна — изначально у этой модели отсутствовала звезда, а на свитке был другой текст — из манифеста Февральской революции (илл. 1). То есть модель просто изменили в соответствии с требованиями времени. Такие портсигары крайне редки, их отличает великолепная художественная и ювелирная отделка. Они предназначались для памятных подарков участникам революции, руководителям страны или видным деятелям партии.
Немного позже, в 1920—1927 годах, началась новая эра «советского» портсигара. Он чудом избежал участи тех «буржуазных» и «мещанских» предметов быта, которые пыталась изжить новая власть, и скорее всего благодаря всеобщей «вредной» привычке — курению, а также тому, что у новой власти не хватало наград для поощрения. Так или иначе, но в то время сложилась определенная «милитаристская» тематика украшений портсигаров. Например, на одном из них изображен танк, явно иностранный, на лобовой броне которого — серп и молот (илл. 2). Для награждения, как и раньше, использовали либо старые портсигары, делая на них соответствующие надписи, либо изготавливали новые, с символами нового государства. Так, очень интересен серебряный портсигар с изображением герба СССР с шестью республиками, сделанный кавказскими мастерами, надписи на ленточках — либо по-арабски, либо просто не читаются (илл. 3).
К 1927 году наступил переломный момент в истории советского портсигара — он стал разновидностью официальных наград Советской власти. Об этом свидетельствует такой любопытный факт: к 10-й годовщине ВЧКОГПУ ряд бойцов и командиров наградили портсигарами, что было засвидетельствовано не только в надписях на них, но и — впервые за всю историю портсигара — государственными документами, которые выдавало административно-организационное управление ОГПУ. В них была стандартная официальная строчка: «За преданность делу Пролетарской Революции». Например: «Свидетельство выдано сотруднику Объединенного Государственного политического Управления тов. Соколову Василию Васильевичу о том, что в ознаменование десятилетия боевого органа Диктатуры Пролетариата ВЧК-ОГПУ и за долголетнюю работу в органах тов. Соколов награжден Объединенным государственным Политическим Управлением Серебряным портсигаром с надписью «За преданность делу Пролетарской Революции». С первого юбилея пролетарского государства можно начинать отсчет «расцвета и становления» портсигаров с агитационной символикой.
Смерть вождя пролетарской революции В.И.Ленина тоже нашла отражение в символике портсигаров. Пример тому — редкий кожаный портсигар с серебряной накладкой (илл. 4).
Итак, расцвет советского портсигара начался с первого юбилея нового государства. Появились новые модели уже совершенно иного качества. Сюжеты и композиции стали многообразными, такими же — техники и материалы, из которых изготавливали портсигары. Традиционно это было все то же серебро, но появились и мельхиоровые, и латунные и даже жестяные варианты. Условно, их можно разделить на четыре группы. Портсигары первой и самой распространенной из них — те, на которых изображения выполнены в технике гравировки с позолотой отдельных элементов или без таковой. На портсигарах второй, не менее распространенной, они сделаны штампом или литьем. Третья группа — достаточно редкая, изображения на этих портсигарах выполнены в технике черни. Четвертая, самая редкая — рельефные изображения дополнены техникой горячей эмали. Рассмотрим их все.
В первой группе преобладают довольно простые, но не лишенные художественности изображения, — композиции из растительного или геометрического орнамента, а также виньетки, характерные для русских портсигаров начала XX века, дополненные пролетарской символикой. Как правило, это колосья, серп и молот или индустриальная символика (илл. 5). Но и среди таких, достаточно примитивно украшенных вещей встречаются образцы со сложными композициями, подчас не лишенными художественной значимости (илл. 7, 8, 14). Эта группа была востребована длительное время, вплоть до Великой Отечественной войны. Эти портсигары были очень просты в исполнении и недороги, в годы войны ими часто награждали бойцов на фронте и ударников труда в тылу (илл. 6, 9). Крайне редко в период Великой Отечественной войны портсигары украшали гравированным портретом Сталина — эти вещи предназначались для высшего командного состава (илл. 13).
Переходя к следующей группе портсигаров, прежде всего обратим внимание на такой факт: в 1930-х годах, когда возникло огромное количество всевозможных государственных контор и трестов, стали делать портсигары с символикой учреждений и добровольных обществ. С развитием промышленности появились более дешевые способы изготовления портсигаров из более доступных металлов. Очень интересна пара портсигаров с инженерной символикой: на одном она выполнена в технике гравировки, на другом — штампом. Один из них — изготовлен из серебра в Москве, предназначался он для заказчика в Свердловске (о чем свидетельствует клеймо Свердловского ювелирного товарищества), другой сделан из жести с покрытием, изготовлен в Одессе (илл. 10, 11).
Наиболее часто встречаются латунные портсигары с символикой ОСОАВИАХИМа и надписью «Крепи оборону СССР» — их вручали за победы в различных соревнованиях, поэтому на них могли быть соответствующие надписи. Эти портсигары тоже различались вариантами исполнения — были как просто латунные с глубоким серебрением, так и с позолотой отдельных элементов, крайне редко — из мельхиора (илл. 12).
В 1930-е годы на портсигарах стали появляться изображения творцов нового государства — рабочего, красноармейца, значительно реже — колхозника, зачастую — на фоне заводов в лучах восходящего солнца и прочих индустриально-революционных композиций. Очень популярными были всевозможные коллажи из серпа и молота, знамен, заводов, колосьев пшеницы. Не обходили вниманием и технику — особенно часто изображали всевозможные самолеты. Все они выполнялись штампом. Как уже говорили, портсигары зачастую использовали в качестве наград бойцам Красной Армии, ударникам труда и руководителям. На задней крышке в каждом конкретном случае гравировалась соответствующая надпись. Нередко это были довольно массивные изделия — например, серебряный портсигар с изображением рабочего с молотом, которым был награжден ударник финэстафеты, весит 210 граммов, а это немало (илл. 15). Очень популярной темой для изображений на портсигарах были красноармейцы. Один из достаточно часто встречающихся вариантов изделий с сюжетом «красноармейцы в дозоре» использовали для награждений в период с 1928 по 1937 год (о чем свидетельствуют встречающиеся наградные надписи) (илл.16) . Интересно, что агитационная символика на портсигарах да и вообще на предметах декоративно-прикладного искусства «кочевала» практически без изменений. Так, например, сюжет с «конницей Чапаева» встречается как на серебряном портсигаре, так и на лаковых палехских шкатулках, причем без всяких изменений (илл. 17) . Позже, к концу 1930-х годов, красноармеец уступил место коллажам из серпа с молотом, знаменами и заводами. Портсигары с такими сюжетами выпускали достаточно большими тиражами, потому что они все еще выполняли функцию награды. Нередко случались и казусы — так, на одном из таких портсигаров изображен земной шар с серпом и молотом, от которого отходят солнечные лучи, причем эта «земля-солнце» встает из воды, а над всем этим гордо реет знамя с надписью «СССР» (илл. 18). Крайне редко встречается портсигар, выпущенный к двум юбилейным событиям — XX годовщине революции и принятию новой Конституции, в нем объединены и советская символика, и заводы, и рабочий (илл. 19).
Следующую группу портсигаров, безусловно, можно отнести уже и к произведениям ювелирного искусства. Серебряные портсигары, выполненные в технике черни, просуществовали с первых лет Советской власти до середины 1960-х годов. Образно говоря, они были у истоков и завершили эпоху советского агитационного портсигара. Ранние портсигары этой группы очень редко встречаются на современном антикварном рынке, впрочем, и в тегоды, когда их изготавливали, они были дорогими, и делали их в большинстве случаев в единичных экземплярах. Самые первые портсигары этой группы выглядят до «неприличия» роскошно для времени разрухи, какое наступило после Гражданской войны, но как бы то ни было, они являлись вполне официальной наградой и, так сказать, «статусным» аксессуаром командиров Красной Армии (илл. 27). Примером того, каков был диапазон охвата сюжетов, изображенных на крышках, могут служить два портсигара 1920—1930-х годов. На одном — революционно-индустриальный сюжет, выполненный чуть ли не в авангардной технике, на другом — почти «лубочный» красноармеец (илл. 20, 21, 22). Более поздние портсигары с чернью изготавливала артель «Северная Чернь» в 1940—1960-х годах. На таких портсигарах были виды Московского Кремля в обрамлении знамен и лавровых ветвей, русские богатыри, иногда изображались знаменательные события — салют Победы (1945 г.) или Волго-Донской канал имени В.И.Ленина (илл. 23, 24).
Последняя, наиболее редкая группа портсигаров — те, в декорировании которых использовалась горячая эмаль. Их изготавливали исключительно для награждений офицеров ОГПУ по случаю памятных дат, а также видных деятелей партии. Такие портсигары могли выпускать как ограниченными сериями в исполнении «люкс», так и большими партиями в более простых вариантах, но это были уже портсигары для массовых награждений. Характерный пример высокохудожественного исполнения портсигара для ограниченного числа награждений — портсигар, приуроченный к XV годовщине ОГПУ и Погранохраны (илл. 25, 26). На нем изображен красноармеец с винтовкой и пограничный столб, украшенный эмалью, все детали композиции выполнены на очень высоком ювелирном и художественном уровне. Позже, в 1940 году, был выпущен еще один очень примечательный портсигар. По «легенде», такие портсигары вручали вместе с высшими военными наградами СССР, а после событий на китайской границе и Халхин-Голе удостоенных таких наград было много. Этот портсигар, изготовленный заводским (серийным) способом из стали, украшен крупным рельефным гербом СССР (10 республик) и «разукрашен» холодной эмалью, серебрением и позолотой (илл. 28). Свидетельство того, что эти портсигары делали не в единственном экземпляре, — использование достаточно высоких для того времени технологических приемов. К числу изготовленных в единичных или всего в нескольких экземплярах можно отнести весьма примечательный, почти курьезный серебряный портсигар, посвященный 10-летию ОСОАВИАХИМа Казахской ССР (илл. 29). Наградная надпись на нем указывает, что он был вручен за успешную организацию соревнований по стрельбе, приуроченных к юбилею.
К сожалению, в одной статье невозможно сделать обзор всех встречающихся сюжетов и техник исполнения портсигаров советского периода. Многие предметы безвозвратно утеряны, другие — в довольно «потрепанном» состоянии, ведь портсигар, в отличие от картины или фарфора, был неразлучен со своим хозяином многие годы. Положительным для развития искусствоведческих и исторических исследований «советского» портсигара можно считать неизменный интерес коллекционеров и рост цен на все атрибуты раннего советского периода. Остается надеяться, что не будет обойдена вниманием и эта очень интересная тема.
Иван ПАВЛОВ
Иллюстрации предоставлены автором.
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 35 (март 2006), стр.4