В собрании Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства есть серия живописных панно, выполненных на металлических пластинах и представляющие сюжеты из «Илиады» Гомера (Похищение Елены Прекрасной»). Они были приобретены в 1984 году у частного коллекционера в Ленинграде и по легенде, сообщенной прежним владельцем, некогда были вставками в деревянную ширму. Точно атрибутировать эти произведения было трудно из-за отсутствия их аналогов в отечественных музейных собраниях. Однако стилистические особенности декоративного ансамбля — строгая классицистическая композиционная система, высочайшее качество живописи — позволяли предположить, что панно, возможно, принадлежали к одной из европейских живописных школ начала XIX века.
Ансамбль составляют три пластины вертикального формата, каждая из которых является двухчастной живописной композицией. Основную сюжетную нагрузку несут верхние изображения, они занимают две трети площади каждой пластины и выполнены в лучших традициях академической живописи. Нижний уровень — это декоративный фриз, состоящий из ложных филенок, ниши которых заполнены многофигурными группами, исполненными в технике гризайль. Рамы филенок имитируют фактуру мрамора. Поставленные в один ряд, панно представляют собой сюжетно и композиционно выстроенный триптих.
Несмотря на неординарный характер этого живописного ансамбля, о его происхождении и бытовании до последнего времени мы ничего не знали. Ближайший аналог этих живописных панно из собрания ВМДПНИ нам удалось обнаружить в немецком городе Брауншвейг в постоянной экспозиции Braunschweigisches Landesmuseum, посвященной произведениям местных мастеров и художников. Там экспонируется ширма-экран, включающая живописное панно, подобное московскому триптиху. Сюжет его — тоже из «Илиады»: «Приам испрашивает у Ахиллеса тело Гектора» (24 песнь). Сопоставление этих произведений наглядно убеждает в том, что они выполнены в одной мастерской. Характер и техника живописи по металлу, композиционное и колористическое решения, даже формат пластин идентичны. Экспонируемый в Брауншвейге каминный экран атрибутирован как работа северогерманского мастера и датирован 1800 годом.
Город Брауншвейг известен прежде всего своими художниками-миниатюристами. В 1760-е годы Иоганном Штобвассером здесь была основана фабрика лаковых изделий, впоследствии — и школа при ней, готовившая художников по росписи на папье-маше, дереве, металле и коже. Помимо миниатюрных изделий, брауншвейгские мастера расписывали подносы, декоративные панно на металле, нередко использовавшиеся для украшения мебели. Документально известно, что основой для таких панно служил привозимый из Англии металлический прокат. (Detlev Richter. Lacquered Boxes. — Pennsylvania: Schiffer Publishing, Ltd, 1989, c. 9-22).
Рассматриваемые произведения — блестящие образцы декоративной живописи, мастерски выполненной профессиональным художником-копиистом.
Когда и каким образом панно попали в Россию — пока неизвестно. Однако изображение интерьера с «нашей» ширмой удалось обнаружить. Она запечатлена на известной акварели Ауиджи Премацци, представляющей кабинет императрицы Александры Федоровны в Аничковом дворце. Акварель датирована 1853 годом. (Опубликована в издании: «Премацци Луиджи. Акварели и рисунки. Каталог выставки». СПб, 1996). Есть и литературное описание этого интерьера, относящееся к более раннему времени (1820—1830 годам). В своих мемуарах «Сон юности» королева Вюртембергская Ольга Николаевна (дочь императора Николая I и Александры Федоровны, хозяйки кабинета) писала: «Кабинет был обит зеленым, потолок представлял небо в звездах с двенадцатью женскими фигурами с символами месяцев года. Двойной письменный стол, носивший шуточное название «двуспального», перед ним кресло, у камина второе для попа и ширма, украшенная сценами из «Илиады» («Сон юности. Записки дочери императора Николая I Великой княжны Ольги Николаевны, королевы Вюртембергской». — Париж, 1863. Цитируется по изд.: Т.Семенова «Мебель Аничкова дворца по проектам Л.Руска, К.Росси и З.Дыльдина из коллекции Эрмитажа». — Сообщения Гос. Эрмитажа. Вып. LIX. СПб, 2001).
Таким образом, можно уверенно сказать, что ширма находилась в Аничковом дворце не менее трех десятилетий. Интерьер кабинета Александры Федоровны был оформлен между 1817 и 1824—1825 годами З.Ф.Дыльдиным, учеником Карла Росси и главным архитектором дворца, и просуществовал с небольшими изменениями до второй половины XIX века, когда ряд помещений был перестроен А. Штакеншнейдером.
В это время «следы» ширмы теряются. Известно лишь, что ряд предметов мебели и интерьерного убранства из Аничкова дворца передали в другие петербургские резиденции. В частные руки ширма попала, вероятно, уже в XX веке, 20—30-е годы которого были отмечены массовыми распродажами дворцового имущества. В конце XX столетия, лишившись деревянного обрамления, панно попали в московский музей.
Таким образом, Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства обладает редким памятником декоративной живописи рубежа XVIII — XIX веков, помимо высоких художественных достоинств, имеющим еще и интересную, хотя пока сохраняющую загадки, историю.
Константин НАРВОЙТ
Иллюстрации предоставлены автором.
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 36 (апрель 2006), стр.48