В настоящее время все более нарастает интерес к предметам прикладного искусства, отражающим историю и культуру советского времени. Набивным тканям и фарфору 1920—1950-х годов посвящается довольно много публикации, этим предметам отведены обширные разделы музейных экспозиции, они являются гордостью частных коллекционеров. На антикварном рынке из текстильных изделий этого периода достаточно часто можно встретить ковры, реже — промышленные ткани, а вот ручная вышивка практически забыта.
И вовсе не потому, что подобные изделия советского периода лишены художественных достоинств, ведь над созданием рисунков для строчевышивальных артелей работали такие художники, как Н.Ламанова, Е.Прибыльская, Н.Макарова, Б.Ланге, З.Кашкарова. Скорее, отсутствие советских тематических вышивок на антикварном рынке объясняется сложным путем развития этого вида искусства, его небольшим тиражированием. Основная масса трудоемких вышитых изделий уходила за границу, часть вещей создавалась по спецзаказам для отечественных и зарубежных выставок, для многочисленных дипломатических подарков, оформления интерьеров общественных зданий, навсегда оседая затем в музейных запасниках.
Без узорочья русских вышитых столешников, полотенец и подзоров невозможно представить себе нашу культуру. Этот вид домашнего рукоделия бытовал в каждой семье, независимо от сословной принадлежности, а к 1917 году вышивка приобрела формы ремесла и получила широкий промысловый размах. В различных регионах России существовали местные особенности создания узоров и разнообразные техники их выполнения. Русские вышивки пользовались большим успехом за границей, а их изготовление практически не требовало никаких вложений, ведь основными орудиями труда мастериц были пяльцы, кусок холста, иголка и ножницы. Это и стало одним из определяющих факторов, поэтому с ликвидацией НЭПа государство решительно взяло под контроль и опеку строчевышивальные мастерские. Повсеместно создавались артели, при которых работали лаборатории художественной вышивки, входившие в структуру Центральной научной опытной станции. Их руководителями были художники-профессионалы, задачей которых являлась подготовка инструкторов для строчевого производства, ориентированного исключительно на внешний рынок. Экспорт предъявлял высокие требования к качеству и художественным достоинствам изделий, одним из типичных требований было сохранение традиционных узоров и местных приемов их исполнения.
Основным покупателем изделий Крестецко-Валдайского строчевого союза, расположенного в Новгородской губернии, была крупная английская фирма «Спиро», затем французская фирма «Нерсес». Изделия советских строчевышивальных артелей — прекрасное постельное и столовое белье, салфетки, дорожки, вышитые портьеры — поставлялись из Рязанской, Калужской, Владимирской, Новгородской, Ивановской областей в страны Западной Европы, США, Канаду, Японию, составляя немалую доходную статью государственного бюджета.
С середины 1930-х годов экспортные поставки резко сократились, что было вызвано обострившейся политической обстановкой. Артели перестроились на выпуск нового ассортимента изделий для внутреннего рынка. Художники совместно с вышивальщицами стремились создать эстетику нового социалистического быта: в вышитые изделия утилитарного назначения в эти годы активно вводилась советская тематика. Предпочтение отдавалось простой композиционной схеме и достаточно обобщенной трактовке форм. Сначала в привычные узоры механически вводились символы нового времени: орнаменты из пятиконечных звезд, изображения серпа и молота, колосьев и снопов. Но постепенно на смену архаичным птицам-сиринам, коням и барсам пришли символы нового времени: трактора, дирижабли и самолеты; сказочные церкви, хоромы и палаты ушли в далекое прошлое, уступив место индустриальным пейзажам, дополненным строками из новых советских песен.
В разных музейных коллекциях представлено несколько цветовых решений скатерти «Серп и молот», выполненных в разное время по рисунку ведущего художника Тарусской артели М.Н.Гумилевской. Она изготовлена из простого льняного полотна, кайма выделена двуцветными мережками, дополненными в углах квадратами с изображениями колоса, серпа и молота. Зерна крупного желтого колоса пшеницы выполнены объемным настилом и выступают на фоне красной сетки, создавая рельеф. «Красными вырезами» называли калужскую вышивку: мастерицы настилали белый узор по сетке, которая обвивалась цветными, чаще красными нитями, дополняя его небольшими вкраплениями желтого, зеленого и синего цветов. Скатерть была выполнена по специальному заказу для выставки в Нью-Йорке, впоследствии варианты ее удачного рисунка неоднократно повторялись. Простая строгая композиция и деликатное обращение с цветом придают утилитарному предмету торжественную строгость и завершенность. Творчество М.Н.Гумилевской — это целый этап в истории Тарусской артели, в создании которой она принимала деятельное участие в 1924 году, с 1928 года на нее возложили художественное руководство предприятием. Ее работы насыщены ярким колоритом и удивительно созвучны своему времени.
В той же артели выполнена и небольшая декоративная салфетка «Мавзолей». Фризовая композиция и условность изображения перекликаются с местными особенностями расположения орнамента, обретая при этом новое смысловое содержание. В подобных изделиях с особенной полнотой раскрывается нарядная декоративность калужской вышивки, обновившаяся за счет колорита и орнаментальных форм.
Новые темы ставили перед художниками и мастерицами-вышивальщицами сложные творческие задачи, связанные с разработкой новых средств выразительности. Для воплощения художественного замысла автору рисунка необходимо точное знание технических приемов вышивки. Хороший пример соавторства художника и исполнителя — бриз-бис (короткая раздвигающаяся занавеска из двух частей, закрывающая половину окна) Шуйского строчсоюза с изображением аэропланов и парашютов. Рисунок довольно схематичен, изобразительные мотивы повторяются. Монохромная композиция выполнена белой строчкой и строится лишь на сочетании прозрачной сетки, плотного настила и ажурных разделок, однако зритель видит почти реальную картину авиационного парада. В прозрачном воздухе среди воздушных шаров парят парашюты, бешено вращаются пропеллеры аэропланов, причем их движение показано в разных временных отрезках: сначала три аэроплана летят прямо, в следующий момент два боковых переворачиваются, демонстрируя пилотажное мастерство.
Инициатива в создании образцов с новыми советскими рисунками особо приветствовалась организаторами всесоюзных и международных выставок. Летописью великих преобразований можно назвать искусство пой поры. В нем нашли отражение самые важные события, происходившие в стране: запуск первой линии Московского метро, развернувшееся повсюду грандиозное строительство, покорение Северного полюса, трудовые подвиги народа. Авторы либо создают простое и лаконичное изображение-символ, своего рода эмблему, либо разворачивают последовательный рассказ, документально фиксируя последовательность важного для страны исторического события. На Всероссийской текстильной выставке в Москве в 1938 году демонстрировалась скатерть, выполненная в технике многоцветной глади по рисунку Т. Малышевой, рассказывающая о бесстрашном подвиге советских летчиков, получивших впервые в истории звания Героев Советского Союза за спасение экипажа челюскинцев. На белом полотне вышиты отдельные фрагменты событий. По двум сторонам скатерти расположены изображения парохода «Челюскин», зажатого льдами Чукотского моря, далее следуют панорама лагеря челюскинцев и летящие самолеты. Выбор холодной голубовато-коричневой гаммы с тонкими светотеневыми переходами, нарастание изобразительной конкретности более подходит для произведения станковой живописи, нежели для простого бытового предмета.
В 1930-е годы вышивкой украшали не только вещи утилитарного назначения, но и настенные панно, которые предназначались для отстроенных рабочих и сельских клубов, кинотеатров, избирательных участков. К таким работам относится и настенный ковер-панно «Осуществившаяся сказка о ковре-самолете», выполненный вологодскими мастерицами в технике аппликации по рисунку молодой художницы А.С.Аверкиевой. В левой части панно — над «островом-буяном» с крохотными белоснежными строениями и крепостными стенами, над переливающейся поверхностью синего моря распростерся ковер-самолет. Он уносит в «иное государство» Ивана-царевича, рассказывающего о заморских чудесах доверчиво прильнувшей к нему Елене Прекрасной. В правой части — довольно распространенная в станковой живописи композиция, центр которой — здание Дворца Советов, служащее постаментом колоссальной скульптуре В.И. Ленина. Над головой вождя поднимается в небо группа гигантских самолетов, на крыльях которых четко читаются имена первых лиц государства, и среди них знаменитый АНТ-20 («Максим Горький»). Внизу — известное четверостишье: «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью, преодолеть пространство и простор...». Обе части диптиха объединены вертикальной надписью «Осуществившаяся сказка». Задуманные проекты поражали воображение современников и не оставляли сомнений в их скором осуществлении. Такая устремленность в светлое будущее и искренняя вера в то, что советскому человеку подвластно воплотить в жизнь самую невероятную сказку, оборачивались горьким разочарованием. Некая злая насмешка звучит в названии произведения, если вспомнить, что строительство восьмого чуда света, спроектированного Б.Иофаном, было остановлено войной, а самый большой самолет в мире, флагман агитэскадрильи имени Максима Горького, оснащенный сверхмощной радиоустановкой с символическим названием «Голос с неба» и самой современной техникой, по нелепой и трагической случайности менее чем через год после своего первого полета потерпел катастрофу прямо над столицей и унес жизни сорока трех человек. Наивная вера в сказочное преображение действительности обернулась страшной реальностью и для автора этой яркой и светлой композиции — в 1937 году А.С.Аверкиева была арестована и провела десять лет в лагерях.
Развитие жанра декоративного панно продолжилось в послевоенный период, когда в искусство вошли темы героической победы советского народа над фашизмом и восстановления разрушенного войной народного хозяйства. Два небольших по размерам панно талантливой мстерской художницы Т.М. Дмитриевой «Вперед на Запад!» и «Радость Метеры» выполнены в технике тончайшей белой глади с применением многочисленных ажурных разделок. С виртуозным мастерством автор одним белым цветом создала столь сложные сюжетные композиции. Пластическая выразительность и красота светотеневого рисунка строятся на сочетании рельефных швов с многочисленными видами ажурных сеток, стягивания ткани по определенному рисунку (стягов). Мстерские вышивки этого времени особенно изящны и создаются на благородных пластичных тканях: батисте, маркизете, крепдешине и креп-жоржете.
В 1950-е годы, когда искусство рассматривалось в качестве одного из мощных средств идеологического воздействия, перед художниками ставилась сложная задача создания крупномасштабных композиций для оформления общественных интерьеров. В результате поисков иного образного решения рождались новые орнаментальные мотивы, совершенствовались, а иногда и изменялись старинные технические приемы шитья. В то время окончательно сложились стилистические особенности орнамента, характерные для отдельных регионов. Изменение масштабов влияло на выбор материалов, на которых выполнялись вышивки, что, в свою очередь, меняло фактурные свойства изделий. Для 1950-х годов характерны крупные по размеру занавеси-панно, созданные главным образом по специальным заказам к знаменательным датам — 30-летию Октября, 800-летию Москвы, 5-й годовщине победы в Великой Отечественной войне. Эти работы отличались излишней декоративностью, укрупненностью деталей, богатым орнаментальным украшением и некоторой шаблонностью. Как правило, это огромное вертикальное панно, в верхнюю часть которого вписаны портрет руководителя государства или изображение герба, или иного символа в пышном обрамлении гирлянды из дубовых и лавровых листьев. Ниже располагаются сюжетные вставки, заключенные в отдельные клейма, рассказывающие о развитии науки, строительстве нефтяных вышек, плотин и шахт, о трудовой деятельности колхозной деревни, об архитектурных памятниках Москвы. Следует отметить удивительное мастерство исполнения этих произведений, богатый арсенал декоративных приемов, слаженность и четкость узоров. Эти парадные монументальные композиции, раскрывающие значительные общественные темы, вполне соответствовали требованиям «большого стиля» той поры. К созданию этих уникальных многотрудных работ привлекались лучшие художники и мастера, которые сумели воплотить в таком патриархальном искусстве, как вышивка, новые художественные идеи и направления, созвучные общему направлению декоративно-прикладного искусства.
Наталья НЕЧАЙ
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 36 (апрель 2006), стр.42