Оттиск «Опытъ тисненiя» в числе других нумизматических объектов кронштадтский коллекционер А. Протопопов приобрел в конце 1990-х — начале 2000-х годов у одного из старых питерских нумизматов. За прошедшее время выяснилось, что кроме упоминания В. Биткиным этого пробного монетовидного знака (но несколько иных разновидностей штемпелей лицевой и оборотной стороны) в его «Сводном каталоге монет императорской России регулярного чекана» (Киев, изд-во «Юнона Монета». 2000) эта вещь практически не встречалась ни в предложениях коллег, ни на известных отечественных аукционах. Это дает право говорить о его довольно высокой степени редкости. Надо сказать, что в нумизматической литературе о таких экспериментальных предметах нет достаточной информации, разве что за исключением сведений о жетонах — опыте тиснения, проведенном в начале XIX века механиком И.А. Неведомским, один из которых (тот, что выполнен по типу и с параметрами 2-копеечных монет того времени), как мне кажется, наиболее близок упомянутому «Опыту тиснешя». Эти жетоны довольно широко представлены, как в познавательной литературе, так и во всевозможных каталогах, аукционниках последних лет.
Описанный у В. Биткина (а ранее у И. Спасского) пробный оттиск «Руское изобретете. И.Н.» сравнивается с 2-копеечной монетой 1813 года и, судя по всему, он действительно имеет отношение к пробно-экспериментальному процессу чеканки монет этого номинала. Но об этом чуть ниже. Что же касается пробного оттиска «Опытъ тиснешя», то, несмотря на различные мнения, он, скорее всего, тоже имеет отношение к этому процессу. К сожалению, я не могу измерить параметры жетона «Руское изобретете. И.Н.» ввиду того, что его попросту нет под рукой. Но из доступной литературы мне известно, что они соответствуют российской 2-копеечной монете 1813 года при весе 13,5—15,2 г.
И. Спасский в своей книге «Русская монетная система» (Аенинград, изд-во «Аврора». 1970) пишет: «В 1810—1813 гг. механик Петербургского монетного двора И.А. Неведомский изобрел и построил сперва действующую модель, а потом и опытный образец совершенно новой машины для чеканки монет — кривошипный пресс с автоматической подачей и удалением кружков из-под штемпеля. Опубликованное в 1811г. со всеми чертежами, но не оцененное в России, изобретение Неведомского было быстро подхвачено за границей. Вскоре новые прессы работали на десятках монетных дворов мира, а в 40-х гг. XIX в. были закуплены и установлены на Петербургском монетном дворе под названием ульгорновских». На 227 странице того же издания И. Спасский называет первую (и последнюю) продукцию изобретенного русским механиком пресса — «памятные жетоны И.А. Неведомского 1811 и 1813 гг.», что, на мой взгляд, не совсем соответствует функциональному назначению данных предметов. Скорее всего имела место не памятно-сувенирная чеканка, как сейчас говорят, презентационного характера, а именно пробно-экспериментальная, в ходе демонстрационного испытания возможностей изобретенного станка. И как его результат — пробные оттиски, которые, не исключено, были затем преподнесены в дар тем, кто присутствовал при этом. К тому же для испытания станка были выбраны не произвольные параметры каких-либо медалей, жетонов, тем более не отвлеченные, а вполне конкретные характеристики тиражной монеты, бывшей в регулярном денежном обращении.
Уточним, что это не пробные оттиски, которые делают в ходе подготовки к чеканке монет нового типа, а пробные оттиски монетовидных знаков с характеристиками тиражных монет, полученные при испытании нового оборудования. А вот первые пробы чеканки монетовидных знаков с параметрами 2-копеечных монет 1810—1830 годов, вероятно, относятся еще к эпохе правления императора Павла I. На такую мысль наводят сам пробный оттиск «Опытъ тиснешя» и мнение о нем И.Г. Спасского, который считал его продукцией Сестрорецкого монетного двора и относил к павловскому периоду (см. В. Биткин «Сводный каталог монет императорской России регулярного чекана»). Если это действительно так, то переход на новую стопу (с 16 рублей из пуда меди в 1797—1804 годах на 24 рубля из пуда меди в 1810—1830 годах), осуществленный в 1810 году, планировался еще за 10—14 лет до этого. В пользу такого предположения говорят характеристики оттиска «Опытъ тисненiя», которые сведены в сравнительную таблицу с аналогичными параметрами 2-копеечных монет 1810—1830 годов, а также 2-копеечных монет павловского периода 1797—1801 годов. Как видно из таблицы, среди приведенных 2-копеечников вес монеты этого типа колеблется от 9,7 г. (скорее всего, монета отчеканена на 1-копеечном прокате) до 16,8 г. Вес рассматриваемого пробного оттиска — 16,0 г, то есть вполне вписывается в вышеозначенный «створ». Диаметр 2-копеечных монет — от 28,1 мм до 30,9 мм, при диаметре «Опыта тиснешя» в 29,0—29,8 мм, что тоже — в обрисовавшихся пределах. И, наконец, толщина пробного оттиска — 3,5 мм также не выходит за рамки 2-копеечных параметров, обозначенных в таблице, — от 1,95 мм (скорее всего, 1-копеечный прокат) до 3,6 мм.
Если сравнивать эти цифровые данные с соответствующими параметрами павловских 2-копеечников (диаметр — 36,6—38,2 мм; толщина — 2,2—2,4 мм; вес — 15,35—17,8 г), то нетрудно сделать вывод о том, что рассматриваемый пробный оттиск «Опытъ тисненiя», не может быть пробно-экспериментальным экземпляром при разработке, подготовке и чеканке 2-копеечников классического павловского типа. Вместе с тем приведенные данные пробника «Опытъ тисненiя» свидетельствуют о том, что металлические платежные знаки в монетной стопе, принятой при Александре I, были разработаны еще при Павле I, но по каким-то причинам стадию утверждения не прошли.
Таким образом, не исключено, что пробный оттиск «Опытъ тисненiя» был не чем иным, как пробным монетовидным знаком, полученным во время подготовки к выпуску 2-копеечников александровского типа.
Владимир НАЗАРОВ
Фото Александра Чеботарева
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 46 (апрель 2007), стр.141