В прошлом, 2006 году на одном из европейских нумизматических аукционов была приобретена не вполне обычная и, по имеющимся данным, не публиковавшаяся раньше монета. Это империал Екатерины II 1762 года Петербургского монетного двора с заметно отличающимися от известных образцов лицевой и оборотной сторонами, практически не имеющий следов обращения.
На иллюстрациях 1, 2 и 3 представлены соответственно монета, о которой идет речь, а также обычные империалы Екатерины II и Петра III, изображение которых МОЖНО увидеть как в корггусе В. К. Георгия Михайловича, так и во всех известных каталогах.
При изучении монеты (илл. 1) было обнаружено, что ее реверс отличается от известных вариантов реверса империалов Екатерины II 1762 года (илл. 2), а также идентичного империала 1763-го (на штемпеле которого просто перегравирована последняя цифра года), зато — полностью совпадает с одной из разновидностей реверса империала Петра III (илл. 3). Реверс этого империала легко отличить от реверса известных империалов Екатерины II (а также от других вариантов реверса империала Петра III), например, по таким наиболее заметным штемпельным отличиям:
а) в слове «РОССIИСК» буквы СС надписи расставлены несколько шире, чем обычно;
б) точки над буквой I в том же слове расположены так высоко, что обычно не попадают в поле монеты;
в) левый конец тильды над словом IМПРСКАЯ доходит до верхнего края буквы М.
От реверса империала Петра III, отчеканенного этим же штемпелем, монета отличается лишь наличием тонких следов, свидетельствующих о начинающемся разрушении (появлении трещин) штемпеля.
Аверс публикуемой монеты — еще больше отличается от обычного империала Екатерины II:
а) портрет императрицы на публикуемой монете чуть шире, чем на обычной, его «лепка» более выпуклая, более тонко моделирован глаз и особенно веко, что придает портрету больше живости и выразительности, заметно тоньше моделированы прическа, одежда императрицы, горностаевая мантия, корона и ювелирные украшения;
б) надпись, в отличие от надписи на обычной монете, не доходит до края корсажа, буквы в конце надписи не «налезают» друг на друга.
Кроме того, ряд выпуклых волосяных линий (самая заметная, дугообразная — в нижней части монеты) указывает на растрескивание штемпеля.
Гуртовое оформление монеты отличается от обычного для империала Екатерины II 1762 года и практически идентично гуртовому оформлению империала Петра III.
Публикуемая монета отсутствует в собраниях Государственного Эрмитажа и Государственного Исторического музея, автору не удалось обнаружить изображение этой монеты и в других доступных источниках.
Масса монеты — 16,48 г. Плотность (по результатам гидростатического взвешивания) — 17,48 г/см3, что соответствует нормативной 88-й пробе.
Хотя подлинность монеты не вызывает сомнений, эта проверка была произведена, чтобы подтвердить, что империал не относится к числу нескольких пробных монет, отчеканенных в 1763 году на Петербургском монетном дворе, где по указанию Монетной Канцелярии проводились эксперименты по изготовлению монет нормального веса, но пониженной (76 1/3) пробы. К сожалению, ни образцы, ни даже изображения этих монет до сих пор не обнаружены.
Заметные отличия штемпелей обсуждаемой монеты от обычных (использованных для массовой чеканки идентичных, различающихся только перегравированной последней цифрой года, империалов 1762 и 1763 годов), ее крайняя редкость, а также заметные следы разрушения штемпелей имеют, на наш взгляд, общее объяснение. Мы находим его в документальных свидетельствах о событиях времени начала чеканки империалов Екатерины II, опубликованных в Корпусе русских монет В. К. Георгия Михайловича (том документов, относящихся к чеканке монет при Екатерине II).
Одно из них — Сенатский Указ, посланный в Монетную Канцелярию «О приготовлении рублевиков, полтинников и империалов по Высочайше одобренным образцам», датирован 26 июля 1762 года. Как видим, он был издан уже через 3 недели после смерти Петра III, завершившей «переворот 28 июня». Вот выдержка из этого документа:
«Ея Императорское величество присутствии в Правительствующем Сенате Высочайше аппробовать соизволила сделанные рублевой, полтинной и империальной монете абдруки, и указала по оным ту монету делать...»
То есть к моменту издания указа уже были отчеканены пробные свинцовые оттиски («абдруки») «рублевой, полтинной и империальной монет», и императрица их лично «аппробировала» — осмотрела и одобрила до принятия указа. Понятно, что штемпели для чеканки новых империалов были изготовлены в крайней спешке, поэтому совершенно естественно, что для новых 10-рублевиков использовали сохранившийся штемпель реверса империала Петра III (практически без изменений повторяющий дизайн империалов Елизаветы). Штемпель же лицевой стороны, вырезать который было поручено Тимофею Иванову, пришлось изготавливать в исключительно сжатые сроки.
Судя по документам, вслед за Высочайшим апробированием так же спешно были изготовлены и первые пробные оттиски империалов в золоте. Читаем «Определение Правительствующаго Сената о Представленных в Монетною Канцеляриею оттисках со штемпелей золотой и серебряной рублевой, полтинной и полуполтинной монеты. 1762 года Августа 8 дня»:
«По указу Ея Императорского Величества Правительствующий Сенат, по доношению Монетной Канцелярии, при котором ко аппробации взнесен формуляр публичному указу о хождении в народе новоделаемой, по аппробованным абдрукам, монеты серебряной, рублевой и полтинной в определенную сего 1762 года Генваря 17 числа пробу, а золотой империальной и полуимпериальной на прежнем основания, и при том империальной и полтинной монете с поправленнаго штемпеля и деланной вновь полуимпериальной и полуполтинной монете ж два оловянные абдрука и представляет, чтоб канцелярию Академии Наук определить указом, дабы по сообщаемым из Монетной Канцелярии монетным абдрукам на монетных досках, для напечатания публичнаго указа, нагридировать велела...» (Моск. Архив М-ва юстиции, дела Сената кн. № 3-595, л. 55).
Из приведенного документа видно, что, во-первых, империалы и полтины предполагалось чеканить с использованием одного и того же штемпеля лицевой стороны и, во-вторых, этот уже Высочайше одобренный штемпель после изготовления пробных монет потребовалось «поправить». Единственная причина, по которой «поправление» уже утвержденного штемпеля могло оказаться необходимым, — это его частичное разрушение (растрескивание) при чеканке пробных образцов на монетном дворе. Напомним, что к тому времени уже было принято решение о проведении в сентябре в Москве коронационных торжеств, к началу которых первая партия новых монет с портретом императрицы должна была быть, конечно, готова для различного рода награждений и подарков.
Вернемся к публикуемой монете. Известно, что в тот период при чеканке монет небольших серий, каковыми были империалы Петра III, новые штемпеля изготовлялись лишь по разрушению старых, поэтому более одного штемпеля оборотной стороны от предыдущей чеканки, пригодного для чеканки новых екатерининских империалов, на монетном дворе сохраниться не могло. Отсюда следует, что именно этот штемпель реверса послужил для изготовления первых пробных абдруков и монет.
Соответственно, то обстоятельство, что у публикуемой монеты оба штемпеля имеют следы разрушения, дает основания считать ее оттиском в золоте тех самых штемпелей, свинцовые «абдруки» которых были одобрены императрицей, но которые из-за разрушения при изготовлении пробных образцов (лицевой штемпель использовался также для полтин) оказалось необходимым «поправить», а в действительности — изготовить заново.
В результате несколько изменился и рисунок монеты, особенно портретной стороны. Это потребовало при издании Публичного Указа о хождении новой монеты изобразить в нем не оттиски заметно более изящных (как мы теперь знаем) «аппробированных абдруков», а оттиски с новых штемпелей. Именно эти монеты и известны были до сих пор в русской нумизматике как империалы Екатерины II 1762 и 1763 годов.
Таким образом, публикуемую монету можно уверенно считать пробной, являющейся интересным и важным нумизматическим памятником начального периода чеканки монет Екатерины II. Заметно более высокий по сравнению с обычными монетами художественный уровень портрета императрицы, выполненного Тимофеем Ивановым, делает эту пробную монету и интересным памятником медальерного искусства.
Юрий ВОРОНОВ
P.S.Совсем недавно автору стал известен еще один образец публикуемой монеты. На этот раз речь идет об экземпляре, имеющем, по нашему мнению, следы снятия с подвески и передающем практически ту же картину растрескивания штемпелей, что и на описанной выше монете, но еще более выраженную на реверсе (сам кружок монеты получил также небольшую трещину при чеканке). Можно осторожно предположить, что этим пробным империалом, который не мог попасть в обращение, был награжден кто-то из причастных к выполнению этого срочного и политически важного правительственного заказа.
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 46 (апрель 2007), стр.136