Среди тысяч предметов дореволюционной российской фалеристики существует значительное количество так называемых "страховых знаков"— жетонов и нагрудных значков, выпущенных акционерными страховыми компаниями.
По своему назначению знаки страховых обществ можно разделить на четыре группы:
1) жетоны в память юбилеев страховых компаний;
2) жетоны для сотрудников обществ в награду за многолетнюю службу;
3) жетоны — подарки для клиентов (страхователей);
4) служебные нагрудные значки для должностных лиц компаний.
Жетоны в память юбилеев компаний
В конце XIX — начале XX века российские страховые компании, успешно проработавшие не один десяток лет, стали публично отмечать свои юбилеи. Так, известны специальные жетоны, выпущенные в связи с 50-летием «Российского страхового от огня общества, учрежденного в 1827 году», страхового товарищества «Саламандра», а также компаний «Надежда», «Московского страхового от огня общества» и «C-Петербургского общества страхований». В свое время они предназначались в дар руководителям и штатным сотрудникам (включая агентов) страховых компаний, а также особо важным гостям юбилейных мероприятий.
Коллекционеры обычно называют такие знаки жетонами, поскольку они имеют «ушко» для крепления к цепочке карманных часов.
Богатым оформлением отличаются жетоны в память 50-летия крупных страховых обществ — «Саламандра» (1896 г.) и Московского (1908 г.). В центре серебряного знака «Саламандры» находится барельеф, изображающий фирменный знак (торговую марку) компании, — саламандру в огне, которая является символом страхования от огня. По античным и средневековым представлениям, это похожее на ящерицу существо не может сгореть. Напротив, саламандра живет в стихии огня и олицетворяет его дух.
На массивном золотом знаке «Московского страхового от огня общества» воспроизведен фасад здания Правления компании в Москве на улице Большая Лубянка, 14. Это строение, кстати, сохранилось до нашего времени. Внизу знак украшает цветная эмалевая вставка — герб Москвы.
Подобные юбилейные жетоны Московского общества встречаются относительно часто и различаются только фамилиями бывших владельцев, выгравированными на реверсе.
В 1908 году свое пятидесятилетие отметило «С-Петербургское общество страхований», занимавшее среднюю позицию в отечественном страховом рейтинге. В период юбилея общество находилось в тяжелом финансовом положении и выпущенные им памятные жетоны двух видов, отштампованные из сплава недрагоценного металла, выглядят очень скромно.
Жетон, выпущенный в 1897 году к 50-летию санкт-петербургской компании «Надежда», воспроизводит на реверсе вариант фирменного знака общества, использовавшийся до середины 1890-х годов. В центре его — изображение якоря, который традиционно считается символом надежности и спасения. Этот овальный фирменный знак можно увидеть на дошедших до наших дней ранних страховых документах «Надежды». Помимо жетона компания отметила свой юбилей памятной бронзовой медалью, изготовленной на Петербургском монетном дворе.
Первый знак к 75-летию отечественной страховой организации был выпущен в 1902 году и принадлежал старейшему Российскому страховому обществу, добавившему к этому времени к своему названию почетное слово «Первое». Этот жетон круглой формы выполнен из золота и имеет вставку с покрытыми красной эмалью латинскими цифрами «LXXV».
К сожалению, жетоны учрежденных в 1835 году «Второго Российского страхового от огня общества» и «Российского общества застрахования капиталов и доходов («Жизнь»)» и отмечавших свои 50- и 75-летние юбилеи, автору не встречались.
Жетоны к юбилеям служащих
В дореволюционной России многолетняя работа в одном учреждении считалась, несомненно, достойной уважения. По случаю юбилеев службы своих работников (в том числе страховых агентов) Правления компаний награждали их жетонами с символикой общества. Личные юбилеи у тогдашних страховщиков — это, судя по знакам, 10, 15, 25 и 35 лет.
Встречающиеся наградные жетоны сотрудников «Русского страхового общества» имели типовую основу, на которую дополнительно наносились личные данные награжденного, в том числе годы его службы в компании. На аверсе знака изображен фирменный знак Русского общества — памятник «Тысячелетия России» в Новгороде на фигурном щите.
Именные жетоны по поводу крупных юбилеев сотрудников являются естественными раритетами. К ним относится жетон, врученный в 1912 году служащему «России» Л.А.Фельдману в связи с 25-летием его работы в обществе. На аверсе этого знака, как и всех жетонов дореволюционной «России», воспроизведен фирменный знак компании, имеющий глубокий символический смысл Основа его композиции — восьмиконечная звезда, состоящая из двух наложенных друг на друга четырехугольников с вогнутыми сторонами. Эти элементы характерны для чудотворной иконы Богоматери «Неопалимая Купина», которую на протяжении столетий в России почитали как «оберег» от пожара. Использование в композиции фирменного знака «России» иконографических мотивов, которые многим знакомы, должно было отождествлять в глазах людей божественную силу и это страховое общество. Они по-разному, но защищают от стихии огня.
С 1894 года Правление компании «Надежда» в качестве поощрения своих сотрудников стало «выдавать прослужившим 15, 25 и 35 лет именные жетоны». За два последующих года такие жетоны получили: за 35 лет — 8, за 25 лет — 23 и за 15 лет — 71 человек. Среди них была и проработавшая в компании 15 лет Аюция Николаевна Бресслер — страховой агент из местечка Радзивилов Волынской губернии. Внешний вид этих наградных жетонов установить не удалось.
Известно о существовании симпатичного жетона, врученного в 1913 году в связи с 10-летием службы сотруднику «Восточного общества товарных складов, страхования и транспортирования товаров, с выдачею ссуд». Эта компания, учрежденная в 1893 году, занималась только транспортным страхованием и владела значительным количеством судов на Волге. На аверсе жетона есть надпись «Восточное общество» и цветной рисунок парохода, принадлежащего компании. На оборотной стороне — данные о владельце жетона, а также изображения пятиконечной звезды — элемента фирменного знака Восточного общества, коммерческого флага России и флага пароходства с первыми буквами сокращенного названия общества «В.О.Т.С.».
Жетоны для страхователей
Страхование жизни при правильном расчете смертности клиентов и размера регулярно вносимой ими премии является для страховых учреждений чрезвычайно выгодным делом: люди отдают большие деньги сейчас, а выплаты могут последовать через десятилетия. Для привлечения клиентов страховые общества практиковали при страховании жизни выдачу специальных жетонов для страхователей. В зависимости от величины страховой суммы (а значит, и размера премии, которую нужно было регулярно вносить в кассу компании) получателю полиса вместе с документом преподносился серебряный или золотой фирменный жетон. На обороте таких знаков, дошедших до наших дней, нередко выгравированы фамилия, имя и отчество клиента, иногда номер полиса и сумма, в которую была оценена его жизнь.
Дарение жетонов не было просто красивым жестом, приятным страхователю. Жетоны в то время носили на цепочке от карманных часов, свисавшей на жилет, а такие часы были непременным атрибутом имиджа делового человека или просто состоятельного господина. Таким образом, каждый получатель знака страховщика становился вероятным «носителем» рекламы общества.
Известны жетоны для лиц, застраховавших свою жизнь в компании «Россия», в «Российском обществе застрахования капиталов и доходов» (получившем в 1910 году дополнительное название «Жизнь»), в «Первом Российском страховом обществе», в компании «Якорь». Такие жетоны выдавали и страховавшие в России американское общество «Нью-Йорк» и французское «Урбэн».
В коллекциях фалеристов могут находиться знаки для страхователей американского общества «Эквитебль», тоже работавшего в России, а также отечественных компаний «С.-Петербургского общества страхования от огня от огня имуществ и пожизненных доходов и денежных капиталов» (с 1896 года — «C-Петербургское общество страхований»), «Коммерческого страхового общества», компании «Заботливость» и «Генерального общества страхования жизни и пожизненных доходов».
В некоторых страховых обществах клиенты получали жетоны при страховании своего имущества от огня.
Жетон с надписью «Страхователю Варшавского страхового общества» выдавали лицу, застраховавшему свое имущество от пожара, — Другими видами страхования компания не занималась. В российской и мировой практике страхования существовала традиция: вместе с полисом страхования от огня владельцу имущества бесплатно вручали страховую доску, которую он прикреплял на застрахованное строение (большую — за страхование недвижимости) или у входа в квартиру (малую — за страхование домашней обстановки). (Подробнее о страховых досках в статье В.Борзых «Fire marks, или Страховые доски в России», опубликованной в журнале «Антиквариат. Предметы искусства и коллекционирования», № 9, 2004). Жетон Варшавского общества повторяет фасадную доску этой компании, он мог служить подарком, заменяющим ее.
В этом же качестве использовался довольно изящный золотой жетон Северного страхового общества, однако выдавался он за страхование имущества движимого, поскольку воспроизводит редкий тип квартирной страховой доски. Жетон был знаком особого внимания страховой компании к владельцу особняка, застраховавшего дорогую мебель, библиотеку, картины и другие домашние «пожитки».
Золотой жетон «Второго Российского страхового общества» отображает основные элементы фирменного знака компании, который также присутствует на ее полисах и страховых досках. На нем изображен классический символ огневого страхования — мифическая птица Феникс. Согласно древнеегипетским и античным верованиям, это существо, прожив несколько сотен лет и ощутив приближение смерти, сжигало себя на костре и молодым возрождалось из пепла. Жетон имел двойное назначение, вручать его могли как служащим компании, так и особо важным клиентам.
Служебные значки
Согласно полисным условиям акционерных страховых обществ (получавших после утверждения в Министерстве внутренних дел, курировавшем вопросы страхования, силу закона), их уполномоченные во время пожара имели право «наблюдать за спасением имущества и сохранением спасенного, а равно принимать и указывать все нужные к тому меры». Причина допуска страховщиков на пожары — свойственное клиентам (у всех народов и во все времена) стремление получить прибыль от случайного уничтожения огнем своего имущества, а то и просто поджечь его, предварительно застраховав на большую сумму. Прибыв на место возгорания, пожарные по закрепленной на строении страховой доске определяли, из какой страховой компании нужно вызвать представителей, чтобы те предприняли меры для уменьшения ущерба.
Право присутствия на пожарах уполномоченных лиц страховщика удостоверяли специальные пропуска. Из текста разрешения посещать пожары в Москве, выданного в 1907 году сотруднику пожарного отделения «Русского страхового общества» и подписанного московским брандмайором Н.Ф. Гартье, следует, что владелец пропуска мог (или должен был) иметь значок, причем номерной. Типовые пожарные знаки такого рода неизвестны, и это позволяет сделать вывод, что значки своим служащим выдавали сами страховые компании. Эти знаки вместе с официальным разрешением для представителей страховых компаний присутствовать на пожаре придавали разгоряченным «огнеборцам» сил, чтобы терпеть присутствие штатских, болтавшихся под ногами во время тушения пожара.
Все служебные значки — односторонние, повторяют (в разной степени) внешний вид страховых досок своих компаний. Некоторые из них фактически являются миниатюрной страховой доской.
Кроме того, служебные знаки объединяет:
а) простая техника изготовления — штамповка;
б) использование недрагоценного металла;
в) наличие булавки или заколки для крепления.
Завершая обзор предметов фалеристики, относящихся к акционерному страхованию в Российской империи, следует упомянуть о единственной, имеющей отношение к этой теме, плакете. Она была выпущена в 1917 году в память 50-летия «Русского страхового общества» и считается последним художественным произведением Петербургского монетного двора.
Помимо акционерных страховых компаний страховые жетоны выдавали городские взаимные страховые от огня общества. Так, на состоявшемся в конце февраля 1916 года годовом собрании уполномоченных от членов «Петроградского городского общества взаимного от огня страхования» было принято решение отложить празднование 50-летия общества в связи с трудностями, возникшими в ходе Гражданской войны. По сообщению газеты «Петроградские ведомости», в ознаменование этого момента были лишь «розданы уполномоченным участни
ков Общества жетоны». Сведений об этих жетонах у автора нет; известна только юбилейная медаль компании. Муниципальных страховых взаимных обществ, объединявших сотни, а в некоторых городах и тысячи домовладельцев, в 1917 году насчитывалось 218. Поводов для юбилеев у городских обществ было немало — первые из них начали работать еще в 1863 году. Однако исследование знаков городских страховых обществ затруднено, поскольку нет более-менее полной коллекции этих знаков.
Владимир БОРЗЫХ
Иллюстрации предоставлены из Национального музея российского страхования (ОСАО «Россия») и частных коллекций.
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 46 (апрель 2007), стр.92