Представить публике, новое художественное явление всегда интересно, и особенно приятно, когда это событие несет положительный душевный заряд. Живопись Степановой Надежды — яркая, оптимистичная, искренняя, такая же, как сама автор — молодая, энергичная женщина, неизменно вызывающая симпатию.
Надежда долгое время успешно занималась дизайном, а затем обратилась к станковой живописи, и неслучайно. Необычные композиции ее картин — как бы продолжение проектирования, они замещают недосказанность безликих объектов массового тиражирования, которыми современный человек окружен в повседневной жизни. Богатый опыт работы в дизайне и рекламе позволил Надежде углубиться в психологию визуальных образов, изучить ее, и найти то недостающее звено, которое отличает теперь ее живопись от коммерческих работ других профессиональных художников, — душевность и искренность.
Живопись Степановой Надежды трудно подвести под традиционную классификацию, она разнообразна и по смысловому содержанию, и по технике исполнения. В значительной части работ можно проследить мотивы неопримитивизма рубежа XIX—XX веков, характерного для отдельных русских авангардистов, некоторых работ Поля Гогена, увидеть колористические импульсы Ван Гога и кустодиевскую щедрость. Еще тогда их, людей тонко почувствовавших угрозу бездуховности современной технократической цивилизации, привлек поиск Истины в простом, в вечных человеческих ценностях, которые не менялись столетиями независимо от страны и социального уровня.
Наивность и открытость сюжетов, свойственная традиционной лубочной картинке и фольклору вообще, находит поддержку и в живописной технике, которую использует автор. Художница нарочито утрирует приемы стиля «наив», добиваясь максимальной близости, доступности картин зрителю. Живопись Степановой Надежды раскрывает как раз внутреннюю природу искусства, которая по существу своему предназначена не только для знатоков — галерейщиков и коллекционеров, но и для всех людей. Это не означает упрощенности или потакания отсталым вкусам, а заключено в высокой простоте и ясности художественных образов, предполагающих гармоничное и совершенное выражение значительного содержания. В картинах Степановой Н. использование глубоких локальных цветов и простой лаконичности линий создает эффект знаков, легко читаемых, узнаваемых. В то же время, яркость и чистота открытого цвета в сочетании с очень позитивными образами насыщает картины светоносностью, витальной энергией, делает каждую из них животворным источником Кажущаяся простота рисунка с лихвой компенсируется сложностью фактур масляной живописи. Рельефный, пастозный мазок создает поверхности вибрирующие, дышащие, вызывающие ассоциации с гобеленом, циновкой, тем, что создает уют. Каждое произведение Степановой Надежды — в противовес серости будней — глубоко личностный, сугубо рукотворный объект, несущий в себе почти забытое в наши дни тепло традиционного женского рукоделия.
Те же особенности — мягкость, теплота, личностность — присущи и выбору сюжетов и тем. Это не «глубокопсихологическая» живопись, а неназойливая фиксация зрителя на простых фактах человеческого бытия: очертания женской фигуры, аппетитные натюрморты, добрые разноцветные животные, словно для них же написанные полуфантастические пейзажи.
Серия «Женские характеры» — контуры женских фигур, «зашифрованные» своими пластическими подобиями из мира природы — цветы, фрукты, потоки воды. Трогательно и романтично вписываются алые ромашки в классические очертания женского торса. С давних времен поэты и художники уподобляли женское чрево сосуду, драгоценной вазе, словно изначально предназначенной для прекрасного содержимого, в том числе и цветов. В истории русской живописи такие позитивные и вызывающие симпатию женские образы были свойственны, пожалуй, лишь кустодиевским полотнам — прекрасные, полнокровные купчихи в окружении изобильных натюрмортов и плодородных волжских пейзажей.
Серия «Животные» — это чудесные сказочные звери, которых не боятся дети, потому что автор увидел и передал их образы с детской непосредственностью и вниманием к деталям.
Очевидно, что из всех животных художнику особенно симпатичны кошки. И это понятно — в природе нет, пожалуй, более прямой аналогии с женским характером Грациозность и изящество, плавные изгибы тела, ощущение домашнего тепла и уюта — все, что привлекает ее в женских образах, находит автор и в кошках. Даже очертания изысканного силуэта животного на фоне вьюжно-пасмурного окна («Багульник») находит отклик в форме вазы, стоящей рядом, как уподоблялась ранее вазе женская фигура. Другая, очень декоративная, кошка («Натюрморт. Пылесос, веник, кот») также может многое рассказать. Со времен первобытной пещеры, где хитрая и мудрая киплинговская Женщина приручила-таки Кошку, гулявшую «Сама по себе», соседствуют эти столь похожие характеры. И мало что изменил бытовой прогресс: по-прежнему Хозяйка — женщина, и все так же демонстрирует свою независимость, круто выгнув спину, кошка. На примере образов кошек в живописи Степановой Надежды особенно хорошо видно профессионально-дизайнерское отношение к предмету обобщение характерных особенностей животного постепенно приводит изображение к символу, лаконичному и выразительному знаку.
И кажется, что именно для своих сказочных животных и для этих романтичных женщин, способных кормить с руки кроткого сиреневого хищника, создает Степанова Надежда и особый мир своих пейзажей. Идиллические стройные деревья с пышными кронами создают хрестоматийный мотив русского пейзажа, прочитанный очень целостно, обобщенно, как сценическая декорация. Разные местности — от сентиментальной березки до грозной Фудзиямы, от чаек над морем до сияющего огнями мегаполиса, — но во всем ощущение праздника, яркого цветного света, бесконечной симпатии и приятия окружающего мира, легко передающееся зрителю.
Это нечастое явление в искусстве — когда художник намеренно избирает философский путь «наива» и раскрывает зрителю свой внутренний мир, даже отчасти закулисье своей творческой кухни. И уж тем более редкость, когда этот таинственный миг процесса созидания, приоткрываемый художником для публики, дарит исключительно положительный эмоциональный настрой.
Анна БЕНИДОВСКАЯ
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 46 (апрель 2007), стр.68