Литейная «Будерус» в Хирценхайне. Первое упоминание о ней относится к 1375 году. Это место в Верхнем Гессене, близ Хирценхайна Hirzenhain), традиционно считалось удобным для размещения здесь литейного производства, в первую очередь из-за значительного месторождения железной руды. Вначале художественное литье из чугуна, как обычно, было представлено плитами для каминов и печей. В 1731 году здесь основал предприятие Иоганн Вильгельм Будерус (Johann Wilhelm Buderus). В 1817 году уже фирма «Зоциетет И.В. Будерус сыновья» (Sozietat J.W. Buderus Sohne) взяла в аренду литейную в Хирценхайне. В 1838 году граф Штольберг (Stolberg) разрешил передавать литейную по наследству. И, наконец, в 1868 (по другим источникам — в 1873) году она стала собственностью семьи Будерус.
После переименования и перепрофилирования литейной в 1891 году в «Литейный завод Хирценхайн Х.Р.Будерус» (Eisenwerk Hirzenhain H.R.Buderus) на первый план вышло промышленное литье. В незначительном количестве завод продолжал изготавливать чугунные плиты для печей и различные предметы для ванных комнат.
Новый этап в выпуске чугунных художественных изделий на заводе «Будерус» начался после окончания Второй мировой войны. В Хирценхайн был приглашен скульптор Петер Вильгельм Йоханнес Липп (Peter Wilhelm Johannes Lipp, 1902 — 1975), который в 20—30-х годах XX века плодотворно работал в Гляйвице. В 1947 — 1967 годах Липп руководит здесь вновь воссозданным производством — художественным литьем из чугуна. Кроме чугуна используются бронза, цинк, алюминий, латунь и серебро. Модельная программа этого завода в стилевом отношении придерживалась художественных традиций XIX века и была ориентирована на чугунное литье заводов в Берлине, Гляйвице и Зайне.
В 1991 году на базе завода создается фирма «Buderus Guss GmbH», которая и по сей день, наряду с аналогичными производствами в Лауххаммере и Ильзенбурге, предлагает к отливке значительное число изделий из чугуна: предметы малой пластики (причем раздел «Животные» выделен в отдельный ряд), рельефы, как обычные плакеты, так и новогодние 1949 — 2006 годов, декоративные тарелки, подсвечники, каминные и печные плиты (используются модели начиная с XV века).
Стоимость современных изделий фирмы «Buderus Guss GmbH», конечно же, ниже, чем антикварных изделий XIX века. Так, например, плакеты предлагаются по 25 — 120 евро, новогодние плакеты — по 30—40 евро, декоративные тарелки — по 70—200 евро, подсвечник стоит 698 евро. Причем на повторах новогодних плакет 1949 — 1990 годов, как правило, дата не ставится. Но если коллекционеры пожелают, то копию отольют с первоначальной датой. Правда, это будет стоить на 20% дороже стандартной цены. С моей точки зрения, это не очень корректно, так как новодельные современные плакеты выдаются за оригинальные. И если специалист еще может отличить оригинальную вещь от новодельной, то остальным необходимо быть более осторожными. Пытаются здесь повторять и знаменитые ювелирные украшения из чугуна. По моделям Деваранна мастера отлили две броши: с изображением бабочки и в неоготическом стиле. Их цена — 136 и 248 евро соответственно.
В 1990 году рядом с этим предприятием был открыт музей художественного литья из чугуна. Посетителям рассказывают об истории создания фирмы, ее традициях, сохранившихся с 1731 года, и, конечно же, демонстрируют великолепные изделия из чугуна и других металлов.
Клеймо предприятия в XIX веке представляло собой монограмму «ВS». Иногда это была просто надпись «BUDERUS».
После Второй мировой войны клеймо изменилось, теперь это был круг, внутри него — надпись «BUDERUS», якорь и дата «1731». На изделии могли также ставиться год отливки и ее размеры. Так, на обратной стороне новогодней плакеты 1981 года, посвященной 250-летию предприятия «Будерус» (илл. 1), такие клейма: круглое с надписью «BUDERUS», якорем и датой «1731» и прямоугольное, с размером «142x108 mm» и годом отливки «1980». Автор этой плакеты Эберхард Фолькер Моотц (Eberhard Volker Mootz, 1942 — 1985) с 1969 по 1983 год работал на заводе «Будерус». Плакета находится в частном собрании.
Чугунолитейный завод около города Мариацел (Mariazell), земля Штайермарк (Steiermark). В этих местах в 1096 году бенедиктинцы основали монастырь Святого Аамбрехта (St. Lambrecht), под эгидой которого здесь позднее происходила разработка месторождения железной руды. В 1742 году настоятель монастыря Евгений Инзаги (Eugen Inzaghi) получил от австрийской императрицы Марии Терезии (Maria Theresia, 1717 — 1780) разрешение на строительство литейной близ Мариацела. Руда, лес и уголь — все было рядом. Первыми изделиями были пушки, мортиры и боеприпасы. В 1749 году литейная получила право открыть свой специализированный торговый магазин в Вене. Также пользовались спросом чугунные каминные и печные плиты, надгробные плиты с рельефом. Начиная с 1750 года все изделия должны были иметь клеймо «RE».
Необходимо отметить, что уже в 1756 году к празднованию 600-летия Мариацела (в 1757 году) была отлита памятная чугунная медаль диаметром 48 мм. На ней изображены церковь в Мариацеле и образ Божией Матери с Сыном на руках. Текст написан по-латыни.
В 1786 году литейная была передана в религиозный фонд, а в 1801 перешла в собственность государства и получила официальное название «Чугунолитейный завод около Мариацел».
Большую роль в развитии художественного литья сыграл Иоганн Хиппманн (Johann Hippmann, 1774 — ?), который с 1817 года осуществлял надзор за деятельностью завода. При поддержке эрцгерцога Иоганна (Johann), он внедрял различные нововведения. Будучи уже директором завода, Хиппманн совершал ознакомительные поездки по литейным Силезии и даже обучался художественному литью в Берлине и Гляйвице, где познакомился с Леонардом Пошем. За короткий срок Хиппманн расширил коллекцию модельного кабинета на заводе до 6000 (!) предметов. Эрцгерцог Иоганн требовал, чтобы было больше изделий мелкой пластики. И в 1818 — 1820 годах отлили большую серию портретных медалей, которую затем отправили в Вену. Среди них была и медаль «Эрцгерцог Иоганн» (илл. 2) работы венского медальера Леопольда Хойбергера (Leopold Heuberger, 1786 — 1839). Ее диаметр 55 мм. Находится в собрании «Hans Schell Collection» (Грац. Австрия).
Мариацел был местом религиозного паломничества, поэтому плакеты и медальоны с изображениями известных людей, БожиейМатери, святых и распятия пользовались большим спросом. Так, по гляйвицкой модели мастера отлили в трех размерах плакету «Тайная вечеря». А на заводе в Гляйвице, в свою очередь, в качестве образца использовали изображение фрески великого итальянского скульптора и живописца Леонардо да Винчи (1452 — 1519), выполненной в 1495 — 1497 годах в трапезной монастыря Санта-Мария делле Грацие в Милане. Большинство распятий имели подставки, которые литейщики тоже превратили в произведения искусства. При изготовлении небольших алтарей использовалась полированная сталь, на фоне которой очень эффектно смотрелись различные чугунные элементы композиции черного цвета.
На чугунолитейном заводе в Мариацеле отливали чернильницы, подставки под перья и ручки, табакерки, гребни и ювелирные украшения. Здесь были выполнены и монументальные скульптуры, изображавшие литейщиков и горнорабочих, в том числе и для дворца эрцгерцога Иоганна в Фордернберге.
В прейскуранте художественного и бытового литья завода 1820 года 694 предмета. Интересно, что часть изделий посвящена русской тематике: «Казаки» (№ 23), «Пушка из Москвы на подставке» (№ 117) (Царь-пушка?), «Казаки в овальной рамке с орлом» (№ 204), медали в честь императора Александра I (№ 129), императрицы Елизаветы Алексеевны (№ 130), генерал-фельдмаршала Барклая-де-Толли (№ 145), графов Остермана (№ 151) и Платова (№ 153). Под номером 108 значится табакерка в форме раковины (илл. 3). Внутри она позолочена, ее размеры — 15x65x55 мм. Внизу — профильное изображение императора Франца I, выполненное контррельефно. Эта великолепная табакерка находится в собрании «Technisches Museum» Вены. Некоторые исследователи неправильно атрибутируют ее, как выполненную в Хорцовиц-Комарау.
Из авторов моделей, работавших непосредственно для Мариацела, известны двое: Ляйхтфрид (Leichtfried) и Памфи (Pamfy). В 1844 году на заводе трудились 500 человек. Модельный кабинет к 1857 году насчитывал 14400 (!) предметов.
В 1882 году, после череды смен владельцев, завод был переименован в «Австрийско-альпийское монтанное общество» («Osterreichische-Alpine-Montan-Gesellschaft»). В 1899 году при его закрытии все модели, к сожалению, были уничтожены.
До 1820 года на художественных вещах ставилось такое клеймо: на обратной стороне — надпись «К.К. Eisengusswerk Mariazell» («Королевско-императорский чугунолитейный завод. Мариацел») и год. Так, на медальонах «Христос» и «Мария» есть эта надпись и год «1819». После появления в 1820 году прейскуранта на изделиях стали ставить только их порядковый номер из этого прейскуранта. Например, на обратной стороне плакеты с изображением Мариацела — арабскими цифрами обозначено число «594», а на подсвечнике снизу — «25».
Кроме того, вместо клейма на крупных изделиях часто использовали рельефные изображения почитаемой в Мариацеле Божией Матери с Сыном или иконы с их ликами, хранящейся в церкви города (илл. 4). На иллюстрации — чугунная статуэтка высотой 140 мм, это уменьшенная копия скульптуры, отлитой в Мариацеле. Статуэтка выполнена в 20-х годах XIX века. Впереди, на цоколе, размещено рельефное изображение Божией Матери.
Интересная история произошла с чугунными ювелирными украшениями, которые, как долго считалось, были выполнены в Мариацеле. В 1989 году в университете города Грац в рамках дипломной работы был проведен химический анализ украшений. В результате исследования из 42 предметов только 5 уверенно отнесли к Мариацелу. Дело в том, что руда, которую использовали на заводе при литье, отличалась высоким содержанием марганца и низким — фосфора. Это позволяло делать хорошие пушки и детали для станков, но не подходило для изготовления украшений. Большое количество марганца не давало жидкотекучести сплава, из-за чего не все каналы в формах заполнялись, поэтому тонкие отливки выполнить не удавалось. Ошибочная атрибуция большинства этих предметов как «мариацелских», по мнению автора дипломной работы, связана с тем, что на брошах и кулонах были изображения
Божией Матери с Сыном из Мариацел, которую там почитали, и ювелирные изделия, по аналогии с крупными, атрибутировали, исходя из этого. С моей точки зрения, не все так однозначно. Не думаю, что мариацелские литейщики использовали один и тот же сплав и для пушек, и для ювелирных украшений. Существуют различные добавки, которые при литье позволяют добиться нужного результата. Поэтому к такой «сенсации» необходимо относиться с осторожностью.
Чугунолитейная в Хорцовиц—Комарау (Ногzowitz—Komarau). В Западной Богемии, между Прагой и Пльзенем, в XIX веке было от 20 до 30 известных литейных, которые занимались художественным литьем из чугуна. В 1846 году в Богемии работало 48 чугунолитейных заводов, на которых трудились 8194 человек.
Весомый вклад в организацию и развитие богемского художественного литья из чугуна внес венский граф Рудольф Врбна (Rudolf Wrbna, 1761 — 1823). Он был государственным чиновником, посещал Горную академию имени Марии Терезии в Шемнице (Schemnitz), в Словакии, и основал в 1785 году литейное производство в своем семейном владении Хорцовиц-Комарау. В 1815 году эта литейная, первая в Богемии, начала выпускать художественные изделия из чугуна. Большую помощь в разработке проекта ему оказал граф фон Реден, используя успешный опыт реализации своей предыдущей программы по созданию чугунолитейных заводов в Пруссии. Благодаря Редену, граф Врбна наладил хорошие личные отношения с руководством Королевских Прусских чугунолитейных заводов.
Литейное производство располагалось в Комарау (Komarov), а художественные мастерские скульпторов находились в нескольких километрах, в Horzowitz, из-за чего в искусствоведческой литературе за этой чугунолитейной из Богемии закрепилось двойное название Хорцовиц — Комарау (Horzowitz — Komarau).
Начиная с 1818 года стали публиковать перечни художественной продукции, а в 1829 году к выставке в Праге издали каталог, в котором были представлены 205 предметов художественного литья из чугуна. Среди них: фигура «Лежащего Амура», бюст «Императора Франца I», рельефы «Тайная вечеря» (в различных размерах), «Император Франц I в своем рабочем кабинете» и «Парнас», подсвечники, пресс-папье, сахарницы, розетки, табакерки, распятия, медали и многочисленные варианты статуэток, посвященных чешскому покровителю влюбленных — Св. Иоанну Непомуку (ИЛА. 5). Представленная на иллюстрации статуэтка высотой 34С мм была отлита в первой половине XIX века в Хорцовиц — Комарау.
В День влюбленных во всем мире вспоминают Святого Валентина И только в Чехии существует еще один покровитель влюбленных — Святой Иоанн Непомук (по-чешски — Ян Непомуцкий). Практически на каждом мосту в Чехии стоит статуя мужчины с венцом из пяти звезд. Это и есть Иоанн Непомук. Исповедник жены знаменитого чешского короля Вацлава, он отказался выдать тайну ее исповеди, в которой она призналась в любви к некоему своему поклоннику. Муж пожелал узнать его имя. Однако Иоанн Непомук не раскрыл тайну влюбленных, за что по приказу короля был сброшен с Пражского моста. Предание гласит, что в тот момент, когда Непомук исчез под водой, пять звезд, словно венец мученика, загорелись над едва закрывшейся пучиной. В память об этом чуде пять металлических звезд были вделаны в каменные перила моста на том месте, откуда был сброшен Иоанн. Самая знаменитая фигура Святого Иоанна Непомука стоит в Праге на Карловом мосту.
Благодаря интенсивному обмену моделями завода в Берлине с литейной в Хорцовиц-Комарау, последняя закрепила за собой славу «чрезвычайной литейной», то есть не уступающей по художественно-техническому качеству изделий чугунным отливкам Королевского прусского завода.
К сожалению, известны имена лишь нескольких авторов моделей, работавших в то время для графа Рудольфа Врбна. Это пражский скульптор Игнац Михаель Платцер (Ignaz Michael Platzer, 1757 — 1826) и ювелир Иоганн Рихтер (Johann Richter).
Изготовлению чугунных ювелирных украшений в литейной Хорцовиц-Комарау уделяли большое внимание. Здесь использовали как модели Королевского прусского чугунолитейного завода в Берлине и частной мастерской Иоганна Гайса, так и работы Иоганна Рихтера. В каталогах изделий Хорцовиц-Комарау, изданных к выставкам в Праге 1829 и 1831 годов, специальный раздел — ювелирные украшения по моделям Иоганна Рихтера. Там значились браслеты, геммы, броши, колье в неоготическом стиле, кольца, пряжки ремней, гребни, заколки, печати и многое другое. Часто в украшениях использовали эффектные комбинации чугуна с бирюзой. Это стало фирменным стилем литейной. На иллюстрации 6 представлены крестик, брошь и серьги, выполненные в 1825 — 1830 годах. Вызывает восхищение ювелирная тонкость и ажурность литья. Размеры крестика — 90x74 мм. В центре, в розетке — бирюза. Размеры броши — 57x63 мм, высота серег — 72 мм. Брошь можно было использовать и в качестве кулона. В серьге в двух розетках — бирюза, в броши — камень в центре.
После смерти графа Рудольфа Врбна в 1823 году его сын Евгений (Eugen) расширил и усовершенствовал производство. Достаточно долго литейная в Хорцовиц-Комарау продолжала успешно участвовать в различных выставках. В 1824 году там работало 50 скульпторов и среди них — Доминик Зафоук (Dominik Zafouk). В 1836 году в каталоге предприятия было уже 271 изделие. Одним из самых известных предметов того периода является скульптура «Лев» (илл. 7), выполненая в 1840 — 1850-х годах. Размеры ее — 185x95x156 мм. Находится в собрании «Hanns Schell Collection».
Однако уже в 1852 году литейная была продана гессенскому курфюрсту Фридриху Вильгельму I (Friedrich Wilhelm I). Новое немецкое руководство продолжило расширять номенклатуру выпускавшейся здесь продукции. В 1891 году был отлит чугунный павильон, который использовался в Праге как ресторан (эту достопримечательность отреставрировали в 1970 году).
В 1902 году венская фирма «С.Т. Petzold» купила чугунолитейную в Хорцовиц-Комарау. В 1929 году все права на нее перешли к пражскому чугунолитейному обществу, которое и по сей день занимается индустриальным литьем. В настоящее время в Комарау находится фирма «Бузулук» (Buzuluk), которая выпускает художественное литье из чугуна.
Атрибуция предметов, выполненных литейной в Хорцовиц-Комарау — сложное дело. Клейма есть лишь на небольшом количестве изделий. Это надписи: «Graf Wrbna Horzowitz Bohm» или «Graf Wrbna Horczowitz В.». Ha рельефе «Тайная вечеря», внизу, на лицевой части, надпись: «Komarau 1830», а на рельефе «Император Франц I в своем рабочем кабинете» — «Horzowitz», на бюсте «Императора Франца I» просто проставлен год отливки — «1829».
Литейная в местечке Холаубкау (Holaubkau) находилась в нескольких километрах от Хорцовиц. Она была небольшой и работала, скорее всего, под влиянием литейной в Хорцовиц-Комарау. О литейной в Холабкау известно очень мало. Художественный уровень изделий и технические возможности мастеров можно оценить лишь по одному известному на сегодня предмету с клеймом — скульптуре «Стоящий жеребец» (илл. 8). Отливка — цельнолитая, без деления на детали. Выполнена в 40—50-х годах XIX века. Размеры скульптуры 210x420x400 мм, вес — 20 кг. На подставке (360x450 мм), около левой ноги жеребца, есть клеймо: «HOLAUBKAU».
Литейная в Ной-Йоахимсталь (Neu-Joachimsthal) находилась севернее Хорцовиц и была собственностью княжества Фюрстенберг. Управляли ею директор политехнического института в Праге Франц Риттер фон Герстнер (Franz Ritter von Gerstner) и заводской мастер Веберниц (Webemitz). С 1819 года в Ной-Йоахимсталь начали заниматься художественным литьем из чугуна, в первую очередь — изготовлением памятных медалей. В пражских каталогах выставок 1829 и 1831 годов представлены разнообразные предметы этой литейной: 12 медалей, 10 колец, статуэтки Святого Иоанна Непомука, подсвечники, письменные приборы, пресс-папье с собаками, распятия и многочисленные бюсты.
Из скульпторов, работавших для литейной, известен Д.Циглер (D.Zigler), выполнивший рельеф «Император Австрии Франц I», на котором есть клеймо: «D.Zigler, F.F.G.» («Д.Циглер, княжества Фюрстенберг литейная»).
Чугунолитейный завод в Бланско (Blansko), расположенный в 20 километрах севернее Брно (Brunn), был центром литейной индустрии Моравии и продолжал традиции работы с железом, заложенные здесь еще в XVII веке. В 1810 году князь Карл Иозеф Альтграф цу Зальм (Carl Josef Altgraf zu Salm) получил разрешение на производство литых предметов на своем железоделательном заводе, который в следующем году перешел к его сыну — Хуго Францу Альтграфу цу Зальм (Hugo Franz Altgraf zu Salm, 1776 — 1836). Он пригласил опытного литейщика Игнаца Риттера фон Панца (Ignaz Ritter von Pantz) из Штайермарка на должность управляющего, а также горного мастера Карла Таубнера (Carl Taubner). Начали они с бытового литья, при этом кухонную чугунную посуду еще и эмалировали. В 1811 году приступили к выпуску художественных изделий. Хуго сам занимался формовкой и обучал рабочих. Первой художественной продукцией стал барельеф «Мадонна», который был размещен на гласисе (пологой земляной насыпи) перед городскими воротами Вены. Вскоре отлили медальоны с изображениями Иисуса, святых и Яна Гуса (Jan Hus, 1371 — 1415).
В 1821 году Хуго начал модернизировать производство, расширять ассортимент художественного литья и менять работу торговой сети. Для решения первой задачи из Штуттгарта пригласили доктора Карла Райхенбаха (Dr. Carl Reichenbach). Были открыты торговые представительства в Брно, Вене и Гамбурге, продукцию завода экспортировали даже в Нью-Йорк. Ставка была сделана на изготовление монументальных фигур в рост человека и огромных ваз. При этом обратились, естественно, к опыту работы заводов в Берлине и Гляйвице, из которого в 1825 году прибыл в Бланско скульптор и медальер Шульц (Schulz). Кроме статуй и ваз, лили распятия, плиты для печей и предметы быта. Первые изделия были недостаточно хороши, но в дальнейшем литье достигло высокого уровня. Подтвердилось это во время участия завода в выставке 1829 года в Праге. Прекрасные большие статуи Аполлона, Венеры и Фавна и маленькие статуэтки Клио и Евтерпы вызвали восхищение посетителей. На Пражской выставке
1831 года выделялась фигура Бахуса, выполненная в Бланско. Модели для монументального литья на заводе изготавливали профессиональные скульпторы. История сохранила имена двух - Теодора Фриделя(Theodor Fridel) из Вены и Антона Доминика фон Фернкорна (Anton Dominik von Fernkorn, 1813 — 1878).
На объединенной австрийской ремесленно-промышленной выставке 1835 года в Вене завод из Бланско получил золотую медаль за представленные предметы: фигуру Иисуса на кресте, вазу, пять статуэток различного размера и печные плиты. Такую же награду он получил и на аналогичной выставке 1839 года. Как и многие другие литейные, завод выпускал статуэтки, подсвечники, вазы (часто использовалось золочение), пресс-папье, подставки под зеркала, маскароны, рельефы и распятия, которые имели характерные отличительные признаки: использование жемчуга для отделки цоколя, установленного на деревянной подставке, и острые шипы тернового венца (илл. 9). Высота распятия — 441 мм. Лучше всего в Бланско получались чугунные кубки. Всеобщее удивление вызывает сохранившийся уникальный кубок «Князь Зальм» (илл. 10), который был поднесен в подарок соседнему владыке. Высота прекрасного художественного изделия — 267 мм. Находится оно в собрании «Hanns Schell Collection». Одним из достижений в области монументального литья стала чугунная колоннада в Карсбаде. Вес конструкции более 820 тонн. 300 литейщиков отливали ее в Бланско 6 месяцев. В 1860 году на заводе выполнили чугунный киоск для городского парка Вены.
В 1896 году князь Леопольд фон Зальм (Leopold v. Salm) продал предприятие пражскому акционерному обществу «Брайтфельд-Данек» («Breitfeld—Danek»). После этого в Бланско выпускали детали для машин. В настоящее время завод называется «ЧКД-Завод машинного литья» («ĊKD-Werk Maschinenguss»). Несколько лет назад здесь попытались возродить художественное литье из чугуна по старым моделям, но качество изделий оказалось низким.
Не на всех отливках завода в Бланско есть клейма. Те же, что есть, можно разделить на две группы. Первая — это простые клейма. На рельефе «Император Франц I», выполненном в 1830 — 1840 годах, внизу, под обрезом рукава, надпись «BLANSKO» (илл. 11). Размеры рамы — 550x430 мм, овала — 470x360 мм, вес изделия — 8 кг. По периметру овального изображения размещены жемчужины, орнамент в углах позолочен, а само изображение имеет зеленую патину. Еще на одном рельефе справа внизу клеймо «Blansko», а на самом изображении указан автор модели «J.Krill». На распятии, которое упоминалось выше, клеймо «BLANSKO» стоит на обратной стороне креста.
Вторая группа — это клейма в виде надписей с информацией о заводе на подарочных вещах. Они более подробные. Так, в 1822 году в Бланско по заказу князя выполнили две вазы, которые предназначались в подарок. На них была надпись: «Gusseiserne grosse Schale mit vergoldetem Eichenlaub verziert, aus dem Grāflich Salm'shen Eisengusswerke zu Blansko in Māhren» («Отлитая из чугуна большая ваза для фруктов, украшенная позолоченными дубовыми листьями, графа Зальм чугунолитейного завода в Бланско в Моравии»). На цоколе кубка «Князь Зальм» было начертано: «Fűrst Hugo Salm dem Grafen Edmund Zichy zur freundlichen Erinnerung» («От князя Хуго Зальм графу Эдмунду Цихи на память»).
Чугунолитейный завод в Адамсталь (Adamsthal), что около Бланско, в Моравии был собственностью княжества Лихтенштейн. Уже в 1802 году здесь отливали чугунные памятные медали. Одну из них, посвященную князю Лихтенштейна Алоису Иозефу I (Alois Joseph I. Von Lichtenstein), можно увидеть на иллюстрации 12. Ее диаметр — 107 мм, вес — 500 г. Качество изделия представляется вполне удовлетворительным для того времени. По мнению немецкого исследователя художественного литья из чугуна Евы Шмидт (Eva Schmidt), — это наиболее ранние образцы чугунного художественного литья в Моравии по собственным моделям. Сохранилась еще одна прекрасная отливка завода начала XIX века — герб одной из линий князей Лихтенштейна, который был еще и раскрашен.
Сохранилось всего несколько ранних изделий завода. На них нет клейма в прямом смысле этого слова. Однако на аверсе представленной выше медали есть дата — MDCCCII (1802), а на реверсе можно прочесть «ADAMSTHAL». Австрийские исследователи Хельмут Фернер и Эльфрид Женэ однозначно атрибутируют эту медаль как отлитую в 1802 году на чугунолитейном заводе Адамсталь.
На северо-востоке Моравии, в 30 км южнее города Острава, в маленьком городе Фридланд (Friedland) располагалась чугунолитейная. Здесь во второй половине XIX века выпускали художественное литье высокого качества. Особенно славился Фридланд чугунными мужскими фигурами, статуэтками зверей, декоративными настенными тарелками и украшениями. У чугунной статуэтки «Охотник с собакой и оленем» охотничий рожок и перо на шляпе — из латуни. Из этого же металла ружье и нож, а также рога оленя. Все эти детали подчеркивают тонкость чугунного литья. Удачно и цветовое сочетание. Статуэтка «Мушкетер» бронзирована, а труба, мушкет, шпага, перо на шляпе и правое предплечье, по сложившейся практике, — из латуни. Третья фигура — «Идущий мальчик» — тоже бронзирована. Нельзя без улыбки смотреть на этого жизнерадостного, смеющегося босого ребенка. Высота двух первых статуэток — 250 мм, третьей — 355 мм, ее вес — 3 кг.
Подтверждением высокого качества работы скульпторов и литейщиков Фридланда являются фигуры серны и каменного козла. Вызывает восхищение декоративная настенная тарелка «Кирилл и Мефодий», выполненная в 1863 году в честь тысячелетней годовщины прибытия их в Моравию. Согласно традиционному изложению, по просьбе князя Великой Моравии Ростислава в 863 (864?) году из Византии прибыли учителя-миссионеры — братья Константин Философ (Кирилл) и Мефодий. Константин был создателем старославянской азбуки и первым, переводчиком с греческого на славянский язык христианских богослужебных текстов. К сожалению, он слишком рано умер — в 869 году в возрасте 42 лет. Мефодий с 870 года вплоть до своей смерти в 885 году был епископом в Великоморавской державе.
Очень важно то, что в чугунолитейной Фридланда изделия выполняли по собственным моделям, они не были копиями прусских отливок. Однако имена авторов моделей установить пока не удалось. С атрибуцией предметов этой литейной нет никаких проблем. На всех известных на сегодня изделиях есть клеймо — «FRIEDLAND». На статуэтках оно стоит сбоку или внизу на цоколе. На декоративной тарелке оно — сзади, его размер — 30x9 мм. Рядом — надпись «Musterschutz» («Образец защищен»). Такая надпись означала, что изделие выполнено по собственной модели литейной и защищено авторским правом. Использование немецкого языка в написании клейм объясняется тем, что в этом регионе в то время жили люди, говорившие по-немецки.
Литейная в Хронйец (Hroniec) располагалась на берегу реки Хрон в Словакии. Точная дата основания неизвестна. Первые упоминания о ней относятся к XVI веку. В XVII веке в работе литейной активно участвовали специалисты из Штайермарка. Впоследствии она стала достаточно известной, по некоторым источникам, у нее кроме словацкого названия, были немецкое — Кляйнгарам (Kleingaram) и венгерское — Рониц (Rhonic). Первые изделия литейной — чугунные печные плиты и бытовые предметы. Художественное литье ставили приглашенные скульпторы из Гляйвица и Берлина, но был и свой автор моделей — Леопольд Фёрстер (Leopold Főrster, ?— 1829). Самая значительная его работа — эмалированный кубок «Горный рабочий» (илл. 13) высотой 330 мм. Вообще разнообразные чугунные скульптурные композиции, отражающие сцены из жизни горных рабочих (в шахтах, на отдыхе, во время молитвы и т.д.), являются отличительной чертой литейной в Хронйец. Автором одной из таких скульптур был венский художник, скульптор и гравер Макс фон Гримм (Max von Grimm).
Здесь работала специальная школа литейщиков и скульпторов. Многие мастера даже из Пруссии и Силезии считали Хронйец основным местом своего обучения. В XIX веке трудно было найти в Венгрии и Словакии литейную, работники которой не прошли бы эту школу. В XIX столетии в литейной выполняли художественные предметы и по прусским моделям, например, декоративные тарелки работы Шинкеля. Однако основной доход приносило литье прекрасных чугунных мостов.
Атрибуция изделий литейной в Хронйец — сложное дело. Специальных клейм не было. Аишь на некоторых есть подписи авторов, как, например, на цоколе фигуры лежащего горного рабочего — «M.GRIMM». Поэтому выполненные здесь один из кубков и табакерку некоторые исследователи приписывают предприятию в Хорцовиц— Комарау.
Чугунолитейная в городе Мункач (Munkacs) — сегодня это Мукачево, Украина, — была основана в XVII веке князем Ракочи (Rakoczi), позднее стала собственностью Шёнборнов (Schőnborn). С 1770 года здесь лили чугунные печные плиты и бытовые предметы. Фридрих Карл граф Шёнборн (Friedrich Karl Graf Schőnborn) вложил в развитие литейной значительные средства. В 1820 году по его указанию модели для художественного литья привезли из Берлина, Гляйвица, Вены и Мариацела. Первым скульптором в Мункаче был Виллашек (Willaschek), приехавший из Германии. Он проработал здесь до 1849 года и создал разнообразные высокохудожественные модели классических предметов мелкой пластики, в основном по берлинским и гляйвицким образцам. После него ведущим скульптором с 1850 года и вплоть до своей смерти в 1874 году был Андреас Шоссель (Andreas Schossel), обучавшийся в Вене и Дрездене и побывавший на многих литейных в Германии. Шоссель выполнил ряд бюстов, а также портреты графов Шёнборн. Для Всемирной выставки в Вене в 1873 году им были созданы набор шахмат, фигуры зверей и монументальные группы. Об уровне его мастерства можно судить по выполненной им в 1854 году спичечнице «Лежащий мужчина» (илл. 14), размеры которой — 92x45x65 мм.
Основную продукцию литейной составляли бытовые предметы и комнатные украшения с религиозной символикой. Со второй половины XIX века большим спросом начали пользоваться изделия с национальными мотивами. Одним из таких популярных предметов стала настенная тарелка с пасторальной сценой, которую отливали в Мункаче и Дернё.
На аверсе выполненной Виллашеком памятной медали 1837 года есть надпись «MUNKTS», а на ее реверсе изображена сама литейная. В качестве клейма на художественных изделиях, по мнению ряда исследователей, использовалось также изображение «герба» с надписью «MUNKACS» наверху. Мне пока не удалось найти такого оригинального клейма, зато есть клеймо «Munkacs 1859», а ниже — «Modell Schossel Andr.».
Чугунолитейная в Дернё (Dernő) была собственностью семьи Андрасси (Andrassy). Благодаря литейщикам, приглашенным из Германии, Андрасси удалось установить прочные связи с Гляйвицем и Вассеральфингеном. Своя самостоятельная продукция появилась здесь в 40-х годах XIX века. Большим спросом пользовались изготовленные в Дернё настенные декоративные тарелки с романтическими сценами из жизни венгерских пастухов и музыкантов, например, уже упомянутое изделие, отливавшееся и в Мункаче. Диаметр этой глубокой тарелки — 400 мм, вес — 6,5 кг. Найти клеймо этой чугунолитейной пока не удалось.
Чугунолитейные в Зибенбюргене (Siebenbűrgen), недалеко от Мункача, — второй по значимости центр венгерского художественного литья из чугуна в Южных Карпатах. Самыми известными были литейные в Богсане (Bogsan), в Резицабанье (Resicabanya), в Рузцкабанье (Ruszkabanya) и в Стайерлак-Анине (Stajerlak-Anina). Они подчинялись австрийскому горному ведомству, руда добывалась здесь под руководством специалистов из Германии, Богемии и Австрии. Начиная с XVIII века в Зибенбюргене лили чугунные печные плиты с библейскими сюжетами. Примерно с середины XIX века здесь начали изготовлять и предметы малой пластики. Они, хотя и создавались под влиянием изделий из Берлина, Гляйвица и Мариацел, отличались и своей национальной венгерской стилистикой. Из авторов моделей в истории сохранилось только имя скульптора, работавшего в Богсане, — Петера Штадтхера (Peter Stadther). В Резицабанье уже в первой половине XIX века отливали прекрасные декоративные тарелки с цветочным орнаментом. Некоторые фигуры, выполненные здесь, — подписные. Например, на статуэтке «Горный рабочий с тележкой» есть надпись «Emlekul» («На память»). Одно из сохранившихся клейм «Resiczabanya» представлено на иллюстрации.
Чугунолитейная Абрахама Ганца (Abraham Ganz) в Будапеште. Абрахам Ганц родился в 1815 году в Цюрихе, умер в 1867 году в Будапеште. Приехав в Венгрию, он открыл маленькую литейную, в которой работали 7 человек. Однако в историю Ганц вошел как один из основателей венгерской индустрии машиностроения. Благодаря внедрению новинок технического прогресса в литейной, он получил крупные заказы для железной дороги. Литейная изготавливала также детали для цепных мостов в Будапеште, надгробные монументы, печные плиты и некоторые предметы малой пластики. После смерти Абрахама она была реорганизована в акционерное общество «Ganz & С°. Budapest», которое с успехом продолжало работать, в том числе и в сфере художественного литья из чугуна. Примерно в 1880 году здесь отлили прекрасные фигуры рыцаря и лошади. На цоколе статуэтки «Рыцарь» было клеймо «Ganz & С°. Budapest».
Словенский чугунолитейный завод «Хоф в Краин» (Двор) (Hof in Krain (Dvor) основан в 1796 году князем Вильгельмом Ауерспергом (Wilhelm Auersperg), был собственностью его семьи до 1891 года. Начинал он как железоделательный завод, а в 1802 году стал чугунолитейным, первыми изделиями которого были пушки и мортиры.
В 1822 году директором завода назначили Игнаца Витуса фон Панца (Ignaz Vitus von Pantz), бывшего до этого директором в Бланско и учившегося в Горной академии в Шемнице. Панц изменил ассортимент продукции. В 1833 году он пригласил скульптора и специалиста по художественному литью из Саксонии. Вскоре здесь отлили два рельефа на религиозную тему, один из них — по модели Л.Поша, затем стали активно копировать изделия из Гляйвица и Берлина. Повторили здесь и фигуру «Крысолов» литейной Деваранна. В 1836 году литейная стала большим чугунолитейным заводом, на котором трудились примерно 220 — 280 рабочих.
С 1834 по 1849 год завод назывался «K.K.Privilegierte Furst von Auerspergische Guss— und Schmiede — Eisenwaaren Fabrik zu Hof in Illyrien» («Имеющий королевско-императорскую привилегию князя фон Ауерсперг завод по производству товаров из железа литейным и кузнечным способами близ Хоф в Иллирии»). В 1838, 1841,1844 и 1845 годах продукция завода была представлена на всевозможных выставках. Большим успехом пользовалась чугунная садовая мебель и предметы быта. В 50-х годах XIX века завод переключился на изготовление архитектурных вещей — балконов и оград для мостов. Затем, вплоть до закрытия в 1891 году, выполнял индустриальное литье. Сведений об использовании клейм при изготовлении изделий художественного литья этого завода нет.
Литейная в Харцгероде «Л.Мейер мл. & К°» (L.Meyer jun. & С°.) работала с 1870 по 1936 год, затем была преобразована в «Средне-германский завод по работе с легкими металлами» («Mitteldeutschen Leichtmetallwerke»).
Эта литейная долго оставалась одной из самых загадочных. Атрибуция ее изделий, в основном рельефно-плоскостного литья — пепельниц (илл. 15) и этажерок, — не поддавалась расшифровке и идентификации. На иллюстрации представлена пепельница из антикварной фирмы «Акция». Ее размеры — 150x180 мм, на обратной стороне — клеймо, рядом — четырехзначный номер модели (6173). Удивительно, что несмотря на наличие в частных собраниях и антикварных магазинах достаточно большого количества предметов хорошего качества, сведений о их изготовителе не было. Поэтому в большинстве научных работ немецких и австрийских исследователей это клеймо указано в разделе «Неопределенные». Единственное интерьерное изделие, которое удалось найти и определить, что оно изготовлено в этой литейной, — надкаминное охотничье украшение со скульптурной головой оленя (илл. 16). Его размеры — 500x370x180 мм, клеймо находится на обратной стороне, здесь же и четырехзначный номер модели «6480». Изображение предоставлено антикварной фирмой «Акция».
Чугунолитейная в Вернигероде В.Людерса (W.Liiders) была основана в 1872 году литейным мастером Вильгельмом Людерсом из Мэгдешпрунга, работала она до начала Первой мировой войны. Клеймо, представленное на иллюстрации, стоит на обороте декоративной настенной тарелки, рядом с ним — четырехзначный номер модели «1130».
Таким образом, на сегодня автору известны 34 европейских чугунолитейных завода и частных литейных. Хотя австрийские исследователи Хельмут Фернер и Эльфрид Женэ выделяют лишь 20 основных чугунолитейных в Западной Европе XIX века (илл. 17): 1. Гляйвиц. 2. Берлин. 3. Зайн. 4. Карлсхютте. 5. Лауххаммер. 6. Ханау. 7. Хирценхайн. 8. Мэгдешпрунг. 9. Вассеральфинген. 10. Ильзенбург. 11. Мариацел. 12. Вена. 13. Хорцовиц, Комарау, Холаубкау. 14. Ной-Йоахимсталь. 15. Бланско, Адамсталь. 16. Фридланд. 17. Мункач. 18. Хронйец. 19. Будапешт. 20. Хоф.
Однако, на мой взгляд, более важно составить определитель монограмм и клейм, который бы включал максимальное количество чугунолитейных с краткой историей их деятельности, с персоналиями (владельцами, управляющими, авторами моделей, мастерами т.д.), а также выявить ассортимента изделий и существующие клейма. Это позволит дать точные ориентиры в атрибуционной работе на российском антикварном рынке и в работе с материалами музейных и частных собраний.
Дополнительно здесь приводится научно-практический материал, включающий клейма заводов или литейных, информации о которых пока нет. Все указанные предметы, кроме одного, находятся в двух частных собраниях.
Не установлено предприятие-изготовитель плакеты «S.M. Le TSAR et LA TSARINЕ», выполненной в Париже в 1896 году по модели G.Millerand (илл. 18). Клеймо на обратной стороне — в виде буквы «А». Размеры плакеты 130x120 мм. Изображение предоставлено антикварной фирмой «Акция».
Не удалось определить принадлежность клейма к какому-нибудь конкретному чугунолитейному производству на комбинированном предмете — пепельнице со спичечницей (илл. 19). Австрийские исследователи тоже включили это клеймо в раздел неопознанных. Оно представляет собой овал с буквой «Е» и короной внутри. Высота предмета — 125 мм, диаметр пепельницы — 125 мм.
Не расшифровано клеймо в виде аббревиатуры из букв «TRM» на пепельнице (илл. 20), размеры которой — 135x35 мм.
На чугунной кружке (илл. 21) есть модельный номер (109 или 1090), мера «11/8 », а также затертое клеймо литейной в виде круга с надписью по окружности «MARIENHŰTTE» и крестом внутри, образованным двумя буквами «М» и «К» в середине. Надпись внизу не читается. Размеры кружки: высота — 108 мм, диаметр внизу — 132 мм, диаметр вверху — 97 мм. Об этой литейной тоже ничего не известно.
Не удалось найти материал еще об одной литейной. На иллюстрации 22 представлена очень интересная чугунная плакета в рамке с рельефным орнаментом из виноградной лозы. Внизу, между изображением и рамкой, — надпись: «KŐNIGL. HANNOVER. EISENWERK ZU KŐNIGSHŰTTE» («Королевский ганноверский чугунолитейный завод в Кёнигсхютте»). Размеры рельефа — 130x170 мм.
Приводим клейма еще 12 заводов и литейных, которые встречаются на художественных изделиях из чугуна.
Сергей НАЗИН
Иллюстрации предоставлены автором.
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 46 (апрель 2007), стр.24