Основные положения по данной теме были опубликованы Лией Израилевной Певзнер в соавторстве с И. М. Сахаровой в статье «Собрание силуэта в Государственной Третьяковской галерее» в академическом каталоге коллекции живописи, в томе, посвященном миниатюре1. Помимо отмеченной авторами близости миниатюры и силуэта, в ней были освещены такие вопросы, как истоки искусства силуэта, возникновение термина «силуэт», его разновидности, сфера бытования, краткий перечень мастеров, работавших в России, и анализ коллекции силуэта в Третьяковской галерее. За рамками статьи остались важные моменты, связанные с историей и историографией не только русского силуэта, но и западноевропейского, а также более подробный очерк о силуэтистах работавших в России. Предлагаемые материалы, сохранившиеся в разрозненном виде, порой несут характер эссе или комментариев, которые, на наш взгляд, также представляют интерес для читателя и свидетельствуют о стремлении автора в дальнейшем продолжить изучение силуэта — своеобразного явления в художественной культуре.
В экспозициях и на выставках художественных, исторических и мемориальных музеев можно изредка видеть образцы почти забытого ныне искусства — портретного силуэта, расцвет которого относится к концу XVIII — началу XIX века. Хрупкие, изящные изображения на стекле, бумаге или кости обычно хранятся в фондах музеев, так как требуют специальных условий для показа.
Портретный силуэт как разновидность жанра камерного портрета — неразработанная проблема в отечественном искусствознании. Определение техники исполнения и технология изготовления силуэтов до сих пор представляют серьезные затруднения для исследователей. В связи с большой работой по созданию серии каталогов- альбомов собрания Государственной Третьяковской галереи в музее были предприняты первые шаги в исследовании этого вида искусства. Многие произведения, несмотря на монтировку, были раскрыты, что дало возможность определить материал, из которого они сделаны, и приемы исполнения. В результате удалось выявить некоторые специфические качества силуэта, тесно связанные с художественной выразительностью самих произведений.
Искусство портретного силуэта имеет давнюю традицию. Профильные изображения людей встречаются на фресках гробниц, футлярах для мумий в Древнем Египте. Родиной рисованного профильного портрета в Европе считается Греция и, в частности, чернофигурный стиль античной вазописи с характерными для него изысканной чистотой контурных линий, обобщенностью черных плоских силуэтов, нанесенных на поверхность черным лаком. Согласно античной легенде, такой портрет был сделан впервые путем обведения контура по отраженной тени.
В своем новом качестве этот вид портретного искусства родился во Франции в первой половине XVIII века. Силуэтный портрет делался способом, близким античному: по отражению от восковой свечи или лампы (с оливковым маслом) на экран. Затем изображение уменьшалось механическими способами. Исполненный таким образом портрет получил название «теневого», а этот вид искусства — «тенографии». Мастера силуэта называли себя тоже по-разному: «тенографы», «профилисты», «ножниграфисты». Особый интерес к силуэту проявился в последней трети XVIII века Он был порожден классицизмом, обратившимся к традициям древнегреческого искусства чернофигурной вазописи.
Особенностью портретного силуэта является отсутствие последовательности эволюции как в самом ремесле, так и в художественной стилистике. Можно только заметить, что после 1790-х годов техника силуэта усложняется: на вырезанных из черной бумаги и рисованных тушью портретах подтушевывались волосы, детали одежды, украшения (иногда употреблялась и белая тушь). Что же касается самого исполнения, то метод комбинирования различных приемов всегда был характерен для этого вида искусства. Поэтому датировка силуэта затруднительна.
Типологически портретный силуэт родственен миниатюре: в нем более всего был распространен тип однофигурного портрета с оплечным или погрудным обрезом (реже — головки).
Европейская историография искусства портретного силуэта начинается с середины XVII века. Первыми двумя изданиями, где описывались силуэты, были: «Тетрадь со многими белыми вырезками на черном фоне» (1653)2 и «Сборники» Свифта 3 — со стихотворениями к силуэтам. Научные труды, посвященные исследованию силуэта, как вида искусства, появляются с 1770-х годов. Примером подобных изданий служит «Физиогномика» цюрихского писателя и богослова Лафатера, в которой автор пишет о специфике силуэта: «В силуэте — теневом портрете самое труднейшее — это схватить в ограничивающей линии характерное в человеческом лице, что даже самому опытному художнику сделать трудно быстрой рукой. Из теневых изображений познал я больше психологических познаний, нежели из всех прочих художественных портретов и из непосредственных наблюдений вечно изменяющейся человеческой натуры. Теневой рисунок дает обобщенное впечатление от характера человека. Физиономистика как наука не имеет более... объективного и правдивого примера нежели теневой абрис» 4.
В 1911 году в Лондоне вышла книга Е.Н. Джексона «История силуэта» 5. Это капитальный обобщающий труд по истории портретного силуэта, несмотря на то что методология, лежащая в его основе (общая с методологией изучения миниатюры в это время), на сегодняшний день уже достаточно архаична, так как она не заключает в себе историко-проблемной постановки вопроса. В книге приводится много ценных сведений об истории возникновения силуэта, технике его изготовления, сообщаются биографические данные крупнейших силуэтистов Англии, Франции, Германии. Особую ценность представляет библиография работ по истории европейского силуэта XVIII - XIX веков.
В начале XX века начали издаваться труды, объединяющие в себе материалы о миниатюрах и силуэтах. Такова работа Макса Боена «Миниатюры и силуэты, глава из истории культуры и искусства» (Мюнхен, 1918, переизда ние 1919 и 1925)6. Автор указал на самые ранние известные в Германии силуэты, свидетельствующие о знакомстве с древней восточной техникой вырезания силуэта (Константинополь, XVI в.). Это вырезанные ножом силуэт (1631) и ряд силуэтов (1653-1654), наклеенные на цветную бумагу. В книге отмечается, что в XVII и XVIII веках в женских монастырях эта техника широко практиковалась для создания орнаментальных по характеру силуэтов — как рамку вокруг изображения Богородицы.
В истории русского искусства портретный силуэт не был предметом специального исследования, хотя эти произведения хранятся во многих художественных и литературных музеях: Государственном Эрмитаже, Государственном Историческом музее, Государственном Литературном музее. Отечественная историография силуэта не богата. Первые его публикации были в виде альбомов: «Коллекция из ста портретных силуэтов, сделанных с натуры» работы И.Ф. Антинга7, в 1838 году — альбом «Медальоны в память военных событий в 1812,1813,1814 и 1815 годах. Изобразил граф Толстой, выгравировал на стали по способу Бета Н. Менцов».
Во второй половине XIX века в словарях художников, в биографических словарях и энциклопедиях появляются сведения биографического характера о некоторых силуэтистах, работавших в России. Д. Ровинский (1880-е) сообщал о Ф. Сидо, Ф. Антинге, Н. Менцове; Н.П. Собко в своем «Словаре» и Русском биографическом словаре9 — о Ф. Антинге, позже о нем писал П. Эттингер10. В альбоме «Двор императрицы Екатерины II. Ее сотрудники и приближенные. 189 силуэтов»11 воспроизведены работы Ф. Сидо. Там же приводятся краткие биографические сведения о художнике. О работах в области силуэта Ф.-Э. Рокштуля и его сына А.П. Рокштуля сообщает В. Нейман в своем «Лексиконе прибалтийских мастеров»12 В упомянутых изданиях не было попытки синтезировать опубликованный материал и осмыслить роль и место портретного силуэта в русской художественной культуре. Интерес к этому виду искусства начинает активно проявляться начиная с 1960-х годов.
О способах техники одного из классических видов силуэта — эгломизе — дает представление книга Б. Шелков- никова «Русское художественное стекло» 13. И только две работы посвящены специально силуэту как виду искусства: Н.И. Никулиной 14 и Э. Кузнецовой 15. Первым научным трудом в строгом смысле стала книга Н.И. Никулиной. Автор рассматривает искусство силуэта в проблемноисторическом аспекте, как явление истории искусства в целом и русского в частности. В книге Э. Кузнецовой прослежена его историческая эволюция с конца XVIII и до второй половины XX века. В другой своей работе — монографин о Ф.П. Толстом — Э. Кузнецова посвящает специальную главу силуэтам художника16. В 1978 году Г.А. Принцева в статье о ДИ. Евреинове опубликовала два силуэта его работы17.
Искусство портретного силуэта появилось в России в середине XVIII века. Имена силуэтистов, работавших в то время, почти неизвестны. О некоторых из них сообщает А.П. Мюллер: с конца 1780-х годов в России работали, в основном, немецкие силуэтисты — И.-Х. Набгольц (в 1784—1797) в Петербурге, Гюбнер, Лоссе, Вагнер, Герман и А. Рауэрт; в 1782—1784 годах в Петербурге работал француз Ф. Сидо 18.
Арнольд Герхарт Рауэрт (Rauert) (1762—1819), произведения которого находятся в собрании ГТГ, работал в Ревеле в 1789—1819 годах и в Митаве в 1812—1816 годах. Золотых дел мастер, он гравировал портретные силуэты на золотом фоне. Два силуэта художника находятся в ГТГ 19, три — в Государственном художественном музее Таллина20. Один силуэт в овальном медальоне, с подписью «Rauert 1803», с изображением памятника на оборотной стороне и инициалами «СК» (Carl Kuhlstedt), хранился в собрании С.Э. и ВЛ. Евдокимовых 21.
Сидо Фердинанд Вильгельм (Sideau) (Sydow) (1721 — 1770) — сын Кристиана Сидоу, учился живописи, видимо, у отца, затем у С.Д. Хюберса. Работал в Женеве, Петербурге (1782—1783), Митаве (1786). Большая часть его изображений была в коллекции барона Аша и после его смерти поступила в Геттингенский университет. Сид о владел различными приемами техники силуэта: рисовал пером китайской тушью, гравировал на дереве и меди, но по большей части вырезал из черной бумаги. Из его многочисленных изображений выделяются «Могила в старом замке в Митаве» и Курляндский гербовник. В собрании ГЭ есть силуэт работы Сидо: «Приятнейшая тень Екатерины II» (1782).
Биография Фридриха Антинга (Anthing) (? — 1805), рисовальщика и силуэтиста, тесно связана с Россией. Родившийся в Готе, он вступил на русскую военную службу при Екатерине II. Будучи адъютантом и биографом А.В. Суворова, дослужился до чина полковника. В 1796-м был выслан в Киев, но в 1801-м вернулся в Петербург, где умер в 1805 году. Помимо Петербурга, Антинг работал в Пензе, Риге, Москве, Астрахани и других городах. У графа С.Д. Шереметева находился рукописный сборник собрания силуэтов Антинга, исполненных тушью и пером, 144 портрета с автографами моделей.
С конца 1780-х в истории русского силуэта появляется имя известного миниатюриста Д.И. Евреинова. В 1788 и 1799 годах им были выполнены тушью и цветной темперой на стекле два варианта многофигурного семейного портрета Екатерины II.
Крупнейшие миниатюристы П.-Э. Рокштуль и его сын академик А.П. Рокштуль также обращались к силуэту.
В первой половине XIX столетия в России в технике гравировального силуэта (способом Колласа-Бета) работал Ф.-Н. Менцов (1817—1848). Д. Ровинский называет имя ; еще одного силуэтиста, работавшего в этой манере, — Филиона (Filion) 14 15 16 17 18 19 20 21 22 Крупнейший русский силуэтист первой половины XIX века Ф.П. Толстой портретным силуэтом не занимался. Единственное, наиболее значительное имя, которое можно было бы назвать во второй половине XIX века, — это ЕМ. Бем (1843—1914), но и она работала только в жанре иллюстрации.
И в заключение хотелось бы сказать еще об одном: «узнаваемость» моделей в силуэтах весьма затруднительна. Черный плоский профиль не передает ни деталей физического облика, ни сложности индивидуального «внутреннего» лица человека. Для идентификации силуэт требует другого профильного же изображения. Поэтому проблема определения моделей является очередной при дальнейшем изучении силуэтов коллекции Третьяковской галереи, как, впрочем, и любой другой.
Подготовила к публикации
Наталья ПРЕСНОВА
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 85 (апрель 2011), стр.36