У собирателя антиквариата, как у охотника, всегда есть чmo рассказать о том, как появился в его коллекции тот или иной предмет. А собирательство древнерусской живописи, особенно храмовых икон, сопряжено с особыми сложностями.
Многие коллекционеры могут часами рассказывать истории спасения произведений искусства. Страшно представить, для чего использовались многовековые иконы, особенно в деревнях, где повсеместно разрушались храмы — как от времени, так и от рук человеческих.
И до сих пор рядом с коллекционерами-собирателями, спасающими иконы, не жалея ни времени, ни сил, ни средств, живут те, кто буднично использует их в быту, не думая о том, что это если не шедевры древнерусской живописи, то предметы культа. Александр Петрович Бойцов, собиратель с тридцатилетним стажем из Вологды, рассказал о подобных случаях на примере своей коллекции.
«Еще во времена студенчества, бывая на практике в деревнях, я не мог понять, как те, чьи предки были глубоко верующими людьми, могут так относиться к иконам? Тогда же и возникло желание спасти хоть что-то из увиденного от, по сути, кощунственного обращения.
В моей коллекции есть двухчастная икона из Великоустюгского района Вологодской области, которая использовалась в качестве ставней (илл. 1—3).
Икона «Страшный Суд» (илл. 5), великолепный памятник начала XVIII века и яркий образец северной школы иконописи, служила школьной доской в маленькой сельской школе в Галичском районе Костромской области.
У реки Печора, в деревеньке на берегу, была снята с петель дверь в погреб — икона «Иоанн Богослов в молчании» XIX века.
Изумительный по своей живописи памятник XVIII века, холст «Несение Креста на Голгофу» (илл. 6), использовался вместо экрана в сельском клубе в Архангельской области. Только поистине титанический труд реставраторов спас от гибели это чудо.
Вопиющая по своему цинизму история была в Тотемском районе Вологодской
области, когда в таком же сельском клубе сцена была сколочена из иконостаса разрушенной деревенской церкви! И только одну икону изображение Богородицы Смоленско-Шуйской (илл. 7), удалось спасти после этого вандализма.
Там же, в северной глуши, в одной из полузаброшенных деревенек, в старом коровнике, как часть стены, была прибитахрамовая икона св. Феодосия Черниговского (илл. 4). И отдельная история — как это двухметровое изображение зимой, без транспорта, доставлялось в город!
Икона «Богородица Гора Нерукосечная» (илл. 9) лежала на колокольне заброшенной сельской церкви в Архангельской области. Живопись оказалась под толстым слоем голубиного помета. Лишь скрупулезный труд высококвалифицированных реставраторов спас памятник русской живописи XVII века.
В одной из школ Архангельской же области в спортивном зале баскетбольным щитом была замечательная икона св. Параскевы XVII века (илл. 8). Кем выросли дети, бросавшие мяч в образ, на который молились их бабушки и дедушки? И в этой же школе двери в подсобное помещение были сделаны из Царских врат (илл. 10), видимо, происходивших из той же разрушенной церкви, что и икона св. Параскевы».
Говорить на эту тему можно бесконечно. Многие коллеги могли бы продолжить этот рассказ, у каждого есть свои истории, не менее интересные, свои «черные доски». И я счастлив, что есть и моя заслуга в том, что наши дети и внуки смогут увидеть красоту, оставленную нам предками, ведь иконы могут рассказать внимательному взору столь же много, как летописи.
Материал подготовлен
Мариной АНОСОВОЙ
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 85 (апрель 2011), стр.17