Этот лозунг, провозглашенный Сергеем Ивановичем Мальцовым во второй половине XIX века, очень точно характеризует его как личность и со всей очевидностью подтверждает, что отечественная промышленность многим обязана его начинаниям. Автор статей о Сергее Ивановиче, Николай Петрович Мельников писал: «История почти всех производств России связана с именем Сергея Ивановича Мальцова ... будь это в Париже, ему бы поставили памятник, в назидание потомкам». Это в Париже, а в России ...
Мальцов Сергей Иванович (1809(10)— 1893) — из дворян Орловской губернии, генерал-майор в отставке, представитель «дятьковского куста» клана Мальцовых, крупнейший заводчик России.
Сергей Мальцов получил хорошее домашнее образование, владел несколькими иностранными языками. Был определен на воинскую службу и успешно по ней продвигался. Служба в элитном кавалергардском полку открывала перед ним дорогу к успешной военной карьере, но он выбрал другой путь: подал прошение об отставке и, получив ее вместе с чином генерал-майора, в 1849 году поселился в селе Дятьково.
В 1853 году, после смерти своего отца Ивана Акимовича, Сергей Иванович Мальцов становится крупнейшим землевладельцем, полновластным хозяином огромного промышленного района в центральной части Европейской России. Здесь он и начал создавать внутри империи «свое государство» со столицей в селе Дятьково, «Манчестером и Ливерпулем» — в селе Людиново.
Разносторонняя деятельность С.И. Мальцова привела к образованию одного из первых в России универсальных промышленных районов, со своими заводами и фабриками, законами и деньгами. Управляя огромным производством, Сергей Иванович, как отмечают многие авторы, забывал свои личные интересы, желая только развивать дело в более обширных масштабах и «давать побольше заработка населению». За время его управления и рождалась в основном всероссийская слава мальцовских заводов.
В период существования мальцовского промышленного района в разное время в него входили следующее заводы, связанные с производством и переработкой железа, чугуна и стали:
Людиновский чугунолитейный, машиностроительный завод;
Утриловский железопрокатный завод;
Сукременский (Сукремльский) чугунолитейный завод;
Песоченский чугунолитейный завод;
Ивано-Сергиевский чугунолитейный завод;
Ресетинский чугунолитейный завод;
Бытошевский чугунолитейный завод;
Сенетско-Ивановский чугунолитейный завод;
Сергиевский чугунолитейный завод;
Радицкий чугунолитейный завод;
Курганский гвоздильный завод;
Сергиево-Радицкий паровозо-вагоностроительный завод;
Хотьковский чугунолитейный завод.
Традиции художественного литья из чугуна на заводах мальцовского промышленного района родились задолго до его создания. История развития каждого чугунолитейного завода, вне зависимости от того, кому он принадлежал с момента образования, была как индивидуальной, так и подчинялась общим законам экономики и культуры. Вначале, выпуская только бытовое литье хозяйственного назначения, заводовладельцы не стремились придавать этим вещам художественное оформление. Но борьба за рынки сбыта и покупателя способствовала тому, на бытовом литье начал появляться художественный декор, а впоследствии появились и отлитые из чугуна утилитарные предметы и камерная скульптура. Этому способствовали и внедрявшиеся на чугунолитейных и железоделательных заводах «западные технологии». Россия, как прилежный ученик, стремилась к знаниям и всему новому.
Песоченский чугунолитейный завод
В 1745 году калужские промышленники и купцы братья Золотарёвы и Фалеевы основали на реке Песоченке Серпейского уезда Калужской провинции железоделательный и молотовый завод. Основной причиной строительства завода в этом месте послужило наличие здесь значительных запасов железных руд и леса, необходимых для производства древесного угля.
Однако из-за неимения оборотных средств купцы заложили свой завод барону А. Строганову, который вскоре стал полновластным хозяином и завода, и приписанных к нему работных людей. В феврале 1749 года завод перешел в собственность известного калужского промышленника Афанасия Абрамовича Гончарова. Ему и его наследникам Песоченский завод принадлежал вплоть до 1839 года.
В 1752 году А. А. Гончаровым был построен при впадении реки Песоченки в Болву еще один железоделательный завод. Сохранившиеся архивные документы дают представление об ассортименте выпускаемой этими заводами продукции. Это чугунное бытовое литье — котлы, таганы, горшки, сковороды и изделия из железа — петли, гвозди, полосное железо.
В 1839 году Песоченские заводы приобретает Иван Акимович Мальцов. За три года до его смерти, в 1850 году, в управление обширным семейным хозяйством вступил Сергей Иванович Мальцов.
Песоченский чугунолитейный завод специализировался на выпуске бытового кухонного литья. В отдельные годы он выпускал десятки наименований этой продукции. Его изделия широко расходились по всей России и пользовались устойчивым спросом.
В 80-х годах XIX века другой промышленник, германский подданный Готлиб Генрих Карл Молль (Богдан Васильевич Молль), недалеко от Песоченского чугунолитейного завода построил эмалировочный завод. Он приобретал на мальцовских заводах, в том числе и на Песоченском, черновое литье, эмалировал его и, продавая уже готовую эмалированную посуду, получал значительную прибыль. Примером этого «сотрудничества» может служить кастрюля, изготовленная Песоченским заводом С.И. Мальцова и эмалированная на заводе Б.В. Молля.
Людиновский чугунолитейный завод
В 1732 году, чтобы выбрать место для строительства нового железоделательного завода, Людиново посетил Н.Н. Демидов. При выборе места решающими оказались такие факторы, как: нетронутые леса — источник дешевых топливных ресурсов, богатые залежи железной руды и близость рынков сбыта.
Датой основания Людиновского железоделательного завода считается 1745 год, год когда была построена первая доменная печь. Выплавка почти 500 пудов чугуна в сутки производилась на древесном угле из руды, добываемой в 30 верстах от Людинова. В начале завод специализировался на выделке толстого листового и кровельного железа, выплавке чугуна и выпуске простейших бытовых изделий.
Демидовы владели заводом до 1820 года, но в силу сложившегося на тот момент финансового положения были вынуждены продать его. В купчей говорилось: «... продал я, Демидов, секунд-майору Мальцову Людиновский и Сукремльский чугунолитейные заводы... Вместе с оными продаю земли по планам, находящиеся в разных селах, деревнях, отхожих пустошах и дачах...».
И.А. Мальцов сразу начал вводить на Людиновском заводе металлообработку и машиностроение. В 1841 году здесь были выпущены первые русские рельсы для постройки Николаевской железной дороги, до этого рельсы импортировались из-за границы.
В 1868 году Людиновский завод получил государственный заказ на постройку 50 паровозов в течение пяти лет. В 1870 году здесь выпустили первый русский товарный паровоз.
Именно Песоченский и Людиновский чугунолитейные заводы являлись основными заводами мальцовского промышленного района, занятыми производством чугуно-ваграночного литья в промышленных объемах. На них и были сосредоточены основные технические мощности и мастеровые кадры. Имея разветвленную торговую и представительскую сеть в России, заводы предлагали к реализации большой ассортимент чугунного литья: художественные вещи, посуду, в том числе эмалированную, хозяйственные вещи, камины, печные и садовые принадлежности.
После реформы 1861 года, проведенной сверху, несмотря на противодействие крупнейших помещиков, пришлось и С.И. Мальцову отказаться от авторитарного стиля управления. В 1875 году Сергей Иванович утверждает Мальцовское промышленно-торговое товарищество с правлением в селе Дятьково. В него вошли: 11 металлообрабатывающих и механических заводов, 8 фабрик по изготовлению стекла и стеклянной посуды, 4 винокуренных и пивоваренных завода, более 200 тысяч десятин земли. Товариществом была построена для нужд своих заводов первая в России узкоколейная железная дорога протяженностью 202 версты.
В 1883 году, когда С.И. Мальцов возвращался из Людинова в Дятьково, экипаж, в котором он ехал, перевернулся. Сергей Иванович получил тяжелые травмы, его состояние было очень тяжелым. Через несколько месяцев он уехал на лечение за границу. За время его шестимесячного отсутствия новое правление товарищества с делами не справилось, истощив оборотные средства и увеличив долги. Вследствие чего производство стало сокращаться, заводы приходили в упадок, в крае разразился тяжелый кризис.
Чтобы не допустить полного развала промышленного хозяйства, 28 августа 1885 года предприятия товарищества были переданы в ведение казны как главного кредитора. Но при казенном управлении положение на предприятиях лишь ухудшалось.
В 1894 году было образовано «Акционерное общество Мальцовских заводов». Производство стало крепнуть, валовой доход с восьми миллионов рублей в 1894—1895 годах повысился в среднем до десяти миллионов в 1899— 1902 годы. Основное производство «Акционерного общества» было размещено на шестнадцати заводах, в том числе на вагоностроительном и шести чугунолитейных и механических.
В 1918 году Постановлением Президиума ВСНХ предприятия «Акционерного общества Мальцовских заводов» были объявлены собственностью РСФСР.
Юрий ПОЛЮШКИН
Иллюстрации предоставлены автором.
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 53 (декабрь 2007), стр.102