В этом году исполнилось 190 лет со дня рождения выдающегося художника-мариниста Ивана Константиновича Айвазовского (1817—1900). Для Национальной картинной галереи, которая носит имя живописца, эта дата связана со значительными событиями, как тщательно и заранее подготовленными, так и блистательными экспромтами.
Из числа последних наиболее яркими были два эпизода. 29 июля, в день рождения художника, в главном выставочном зале галереи, обладающем уникальной акустикой, на концерте Международного музыкального фестиваля «В гостях у Айвазовского», который проводится в продолжение традиций, заложенных самим маэстро, звучала скрипка Страдивари. И в продолжение тех же музыкальных традиций дома художника в сентябре, к великой радости любителей и ценителей искусства, галерея получила в дар от мецената, Феодосийского городского головы, рояль фирмы «С. Bechstein». Это третий музыкальный инструмент такого класса на Украине, два первых приобретены Национальной музыкальной академией и Национальным театром оперетты г. Киева.
Наиболее крупными среди запланированных событий были: экспонирование графических работ мастера и предметов декоративно-прикладного искусства из интерьеров его дома, а также выход в свет нового издания альбома-каталога живописных произведений И.К. Айвазовского из собрания нашей галереи (в него вошла летопись жизни художника и впервые опубликовано генеалогическое древо семьи живописца). И, наконец, произошло событие не столь публичное, но очень важное в нашей научной жизни, — музейная конференция «Искусство не знает границ».
Один из докладов конференции появился в связи с обращением в Национальную картинную галерею им. И. Айвазовского руководства «Арт-Антик Галерея» (г. Москва) по поводу имеющейся у них картины «Оборона Севастополя» (1859 г., х., м., 76,7x113,5), которая является прямым аналогом картины «Осада Севастополя» (1854 г., х., м., 33,5x74) И.К. Айвазовского из фондов нашей галереи.
Картину «Оборона Севастополя» 1859 г. не раз представляли на экспертизу. Авторство И.К. Айвазовского подтвердили в экспертных заключениях такие уважаемые учреждения как Государственная Третьяковская галерея (Г.С.Чурак и Л.И.Гладкова), Государственный Русский музей (Г.Н.Голдовский, С.В.Моисеева, С.В.Римская-Корсакова), ВНИИР (С.А.Писарева и Е.Н.Киреева). Принадлежность полотна кисти всемирно известного мариниста подтверждена двумя экспертноатрибуционными заключениями автора книги «Технология и экспертиза живописи И.К.Айвазовского» В.И.Цитовичем.
У нас в связи с рассматриваемой картиной возникают два вопроса, ответы на которые не даны в представленных экспертами документах.
1. Если это работа И.К.Айвазовского, то как она связана с картиной «Осада Севастополя» 1854 года из фондов нашей галереи.
2. Если это работа И.К.Айвазовского, всемирно признанного мастера морского пейзажа, то почему в ней так невыразительно изображение моря.
Знакомство с архивными материалами и иными источниками позволяет составить довольно любопытную картину происходившего в тот период.
Война 1853 — 1856 годов не нашла адекватного отражения в изобразительном искусстве России того времени. И.К.Айвазовский был одним из немногих художников, посвятивших ряд произведений событиям тех лет. Это объясняет тот факт, что он получил небывало большое количество заказов на создание картин, которые были бы посвящены главным сражениям и другим эпизодам Крымской войны.
Из писем И.К. Айвазовского известно, что зимой 1853 — 1854 годов он, вопреки своему обыкновению, не был в Петербурге, так как выполнял многочисленные заказы — писал картины, изображавшие взятие пароходов и для сбора необходимых материалов какое-то время провел в Севастополе. В конце мая 1854 года он устроил выставку своих батальных картин в Севастополе, получившую широкий резонанс не только в самом городе, но и по всей стране.
В начале осени 1854 года И.К.Айвазовский вместе с семьей выезжает в Харьков для того, чтобы пережить там самое трудное военное время. В письме Х.Е. Лазареву от 17 ноября 1854 года художник сообщает: «Недавно я сам один ездил в Крым, был также 28 октября в Севастополе, имел счастье представиться их императорским высочествам и, по желанию великого князя Николая Николаевича, я наскоро нарисовал общий вид Севастополя во время сильной канонады».
По возвращении в Харьков живописец создает картины на основе своих впечатлений, а также на основе тех беглых подготовительных работ, которые сделал непосредственно в Севастополе.
По пути из Севастополя в Петербург через Харьков Великие князья Константин Николаевич и Михаил Николаевич навещают И.К. Айвазовского и берут с собой батальные картины художника для доклада императору о положении дел в Севастополе. При следующей встрече в Харькове Великие князья передают мастеру благодарность императора и его слова: «Что бы ни рисовал Айвазовский, я куплю».
В «Русском художественном листке» В.Тимма (№ 3) воспроизведена гравированная копия работы «Осада Севастополя» 1854 года из собрания нашей галереи с надписью: «Вид Севастополя, рисованный с натуры К.И.Айвазовским, 27 октября 1854 г.». Рисунок получен издателем от Его Императорского Высочества Великого Князя Николая Николаевича (неверно указанные инициалы Айвазовского — К.И. и дату 27 октября можно отнести к допущенным неточностям). Таким образом, в Национальной картинной галерее имени И.Айвазовского хранится общий вид Севастополя во время
Канонады, сделанный художником 28 октября 1854 года. На протяжении ряда лет наша картина ошибочно датировалась 1859 годом, и все это время акварельный эскиз «Конвой пленных» 1855 года считался подготовительной работой к ней. Сравнительно недавно в результате реставрации удалось уточнить дату создания картины – 1854 год. Теперь резонно предположить, что эскиз «конвой пленных» 1855 года послужил для создания другого произведения, очень похожего на «Осаду Севастополя» 1854 года.
И.К.Айвазовский имел обыкновение часто обращаться к е одним и тем же батальным сюжетам. Так, известно большое количество вариантов и авторских повторений разных размеров его картин «Чесменский бой», «Наваринский бой», «Синопское сражение».
Кроме феодосийской «Осады Севастополя» 1854 года в разных источниках упоминаются две картины, посвященные обороне Севастополя — это картина, преподнесенная князю Васильчикову и полотно, которое художник написал для подарка Морскому музею. Пожалуй, это все, о чем поведали документы. Теперь предстояло обратиться к самой «Обороне Севастополя» 1859 года.
Первое, что поразило сразу же, — это удивительное сходство с эталонным произведением из собрания Национальной картинной галереи имени И.Айвазовского. Совершенно аналогичная композиция, работы очень близки по колориту. Отличаются же по размеру, панорамный охват более позднего полотна несколько меньше, но осмотр оборота показывает, что размер картины незначительно изменился при повторном натягивании на подрамник меньшего размера.
Монограмма «А» на полотнах И.К. Айвазовского чаще всего встречается в работах этюдного характера или в картинах, написанных очень быстро. В частности, широко известен случай, когда художник писал картину в присутствии генерала Ермолова, главнокомандующего русскими войсками в Греции, и, завершив работу очень быстро, поставил в качестве подписи только начальную букву «А». В экспертном заключении лаборатории технологической экспертизы ART CONSULTING при исследовании подписи отмечено, что буква «А» и цифра «18» процарапаны до грунта по размягченному красочному слою, то есть одновременно с созданием картины. Оградно также читать в экспертно-атрибуционном заключении В.И.Цитовича о четко различимом карандашном рисунке на ИК-рефлектограммах, идентичном рисунку на феодосийской картине и характерном только для произведений И.К.Айвазовского. Таким образом. получается единственно возможный ответ на первый вопрос: «Оборона Севастополя» 1859 года (датировка может быть в дальнейшем уточнена) — это более поздний авторский вариант феодосийской картины 1854 года.
К батальным картинам в XIX веке предъявлялись очень высокие требования. Изображения действующих лиц должны были быть портретны, изображения фортификационных сооружений и военной техники — строго соответствовать чертежам, а элементы пейзажного мотива — четко указывать на время года и на время суток, прочих требований к пейзажу не предъявлялось. Изображения эффектных состояний природы в батальных картинах не ожидали и зрители. Есть интересный факт в подтверждение этого. Мичман Иванов, флаг-офицер у адмирала Панфилова, в письме родным от 1 июня 1854 года сообщает о своих впечатлениях от выставки произведений И.К. Айвазовского, экспонировавшейся в Севастополе, охваченном войной. После восторженных отзывов о представленных двух видах Синопской битвы и трех видах битвы «Первас-Бахри» с «Владимиром» он вдруг замечает: «Эту картину можно упрекнуть только в том, что в ней уж слишком много эффекта».
Сосредоточившись на главном, на передаче хода сражения, художник оставляет изображение моря в виде подмалевка. Это характерно и для феодосийской картины, и для ряда других его батальных работ, изображения которых мы приводим.
Общение с искусством интересно всем, оно отвечает нашим эстетическим потребностям. Возможность причаститься к таинству творчества мастера — это большое искушение для знатока и ценителя, обращение не только к его эстетическим чувствам, но и его интеллекту. Такая возможность для исследователя — это настоящее благословление, соприкосновение с душой художника и понимание закономерностей творческого процесса.
Путь экспертиз и исследований пройден. Мы счастливы представить публике еще одно, до этого не известное произведение И.К.Айвазовского.
Татьяна ГАЙДУК
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 53 (декабрь 2007), стр.46