В начале этого года в Индии, в Дели, прошла всемирная филателистическая выставка. Каждое подобное мероприятие неизменно сопровождается выпуском памятных марок и блоков, проведением специальных гашений. Не стал исключением и смотр лучших филателистических коллекций мира в Дели. В числе ряда памятных выставочных выпусков индийской почты особо выделяется один, на котором воспроизведены старинные марки с бородачами- раджами. Точь-в-точь как те, о которых писал Киплинг в своих романах о Британской Индии середины девятнадцатого столетия. Да и марки-то эти именно тогда и вошли в обиход.
Когда в конце 60-х годов девятнадцатого столетия на заснеженных просторах необъятной Российской империи ямщики стали развозить письма, оплаченные земскими почтовыми марками, в другой мировой империи, Британской, под солнцем жаркого Индостана также появились свои собственные, отличающиеся от всех остальных, марки. Марки эти в историю филателии вошли как почтовые миниатюры староиндийских княжеств. И будучи по своей природе, назначению и служебным функциям совершенно отличными от земских русских почтовых марок, они также способствовали налаживанию коммуникаций в самых глубинных и отдаленных местах.
Первые марки Британской Индии вошли в почтовое обращение еще в 1852 году. Естественно, что украшал их профиль королевы Виктории. Однако еще до их появления Британская Ост-Индская компания для своих собственных нужд наладила надежную и регулярную почтовую связь с метрополией. Но воспользоваться ее услугами могли далеко не все. И дело тут заключалось не в том, что компания отправляла и получала сугубо деловую, служебную корреспонденцию. Нет, каждый желающий, уплатив за отправление, мог воспользоваться ее услугами в пересылке , корреспонденции. Тем не менее три момента, остававшиеся «за пределами» этой любезности, предоставляемой. компанией широкой публике, и привели в конце концов к появлению множества местных марок, имевших хождение не повсеместно, а лишь внутри владений махараджей, из которых, как из разноцветных лоскутков одного большого одеяла, состояла и сама Британская Индия.
Во-первых, услуги по пересылке почты компанией стоили недешево, а значит, доступны были лишь состоятельным людям Во-вторых, компания не занималась собственно предоставлением почтовых услуг, а, принимая к пересылке стороннюю корреспонденцию, доставляла ее лишь по своим «служебным линиям», то есть маршрутам, связанным с ее коммерческими интересами. А значит, большая и, в первую очередь, глубинная часть территории Британской Индии оставалась не охваченной регулярной и надежной почтой. И наконец, в-третьих, что оказалась самым главным: подавляющее большинство коренного населения попросту не владело английским языком, что автоматически делало невозможным его обращение к услугам британской Ее Величества или Ост-Индской компании почты.
Так с одобрения британских властей появилась своя внутрикняжеская почта и стали выпускаться свои собственные марки, используемые для внутренних отправлений на территориях всех этих княжеств-«махараждеств». И если местным жителям в своем большинстве был неведом английский, то, глядя на первые марки, скажем, Алвара, Бунди, Джамму и Кашмира, а также Фаридкота, европейцу без помощи лингвиста-индолога никак не разобраться в том, что на них написано и сколько в действительности они стоят. Вот почему западные коллекционеры, впервые обратив внимание на удивительные почтовые миниатюры далеких индийских княжеств, стали ориентироваться во всем их разнообразии исходя из некоей семантики. Так, например, если речь идет о первых алварских марках, которые появились в 1877 году и выходили в свет вплоть до начала следующего столетия, до 1901 года, то в глаза бросается одна непременная деталь, свойственная только им и никаким другим староиндийским маркам, — это обязательное изображение необычной формы кинжала, направленного острием вверх. Схожий кинжал изображался первоначально и на марках Бунди, но уже в годы Первой мировой войны (1915-1918) его сменил портрет махараджи с мечом и щитом Имеющие санскритские надписи, марки Джамму и Кашмира легко отличить по одной особенности — они имели округлую форму. А вот некоторые марки Хайдарабада, хотя и несущие английские надписи вроде «Post Stamp», «Postage» или «Post Receipt», без каталога не идентифицировать, поскольку традиционно название этого княжества никогда не указывалось. Попросту других марок местные жители никогда не видали, и это им не требовалось.
Вообще-то Киплинг был, несомненно, прав, утверждая, что «Запад есть Запад, Восток есть Восток, и вместе им не сойтись». Многие традиции и обычаи, бытовавшие в индийских княжествах, так и остались непонятны англичанам, как и европейский образ жизни остался абсолютно чужд мировосприятию местных жителей. И вследствие этой «цивилизационной ментальности», как любят сегодня выражаться социологи, возникло еще одно интересное явление. Точнее, не возникло, а получило особо широкое распространение в Британской Индии. Речь идет о служебных марках, игравших роль некоего «лингва франка» в общении английских чиновников с местным населением, которому было непросто втолковать те или иные особенности европейско- го Делопроизводства, но легко было за ту или иную услугу наглядно продемонстрировать процесс приклеивания специальной непочтовой, так называемой служебной марки в конторскую книгу. Так происходил процесс материализации никак иначе не проявляемой материально услуги вроде Денежного перевода, отправления телеграммы или чего-то еще, что никак не укладывалось в привычный для восточного человека образ жизни и мысли.
В этой связи в Индии и индийских княжествах также было выпущено множество служебных марок самых разных достоинств, самого разного вида и размера, использовавшихся для самых разных целей. Зачастую они были более разнообразны и куда как более красивы, чем обычные, заурядные знаки почтовой оплаты. А вначале именно на почтовых марках Британской Индии в 1866 году появилась скромная надпечатка «Service», то есть «служебная» марка. Надпечатки эти зачастую делались не очень аккуратно, и в результате возникали разного рода ошибки и опечатки. И сегодня коллекционеры на первых марках четырех различных номиналов старательно ищут «перевертки» — перевернутые по отношению к рисунку марки надпечатки, а также разного рода отклонения от нормы. Именно это обстоятельство привело впоследствии к появлению так называемых новоделов, то есть повторных выпусков прежней марки. Но и тут чиновники проявили неаккуратность, перепутав оригинальные клише разнономинальных марок. Так родились официальные имитации первых выпусков служебных марок Индии.
В том же 1866 году для служебных целей стали использовать индийские гербовые марки, но весьма своеобразно. От марок опять же четырех различных номиналов, первоначально предназначавшихся для оплаты заграничных банковских счетов, отрезались верхние и нижние части, а на оставшейся «центровке» делались соответствующие надпечатки. Но запас подобных гербовых марок очень скоро закончился, и уже в 1867 году им на смену пришли непочтовые марки для оплаты банковских чеков, счетов и подтверждений в получении ценной корреспонденции. Одним оттиском «Service» обычные почтовые марки превращались в служебные. В других княжествах, как, например, в Кишенгархе или Траванкоре, надпечатки выполнялись только английскими аббревиатурами вроде «On KDS» или «On S.S.». В Гвалиоре и Хайдарабаде аббревиатуры также использовались, но только на хинди. И лишь считанные княжества, как, например, Бопал или Бахавалпур, входящий ныне в состав Пакистана, выпускали оригинальные служебные марки. При этом интересно отметить, что служебные марки Бахавалпура вышли на целых три года раньше его официальных знаков почтовой оплаты.
Ну и еще об одной группе марок — телеграфных, которыми расплачивались за посланные телеграммы. Как известно, первые телеграфные марки появились в Англии в 1854 году, а уже в 1861-м свои телеграфные марки были выпущены и в Индии. Первый выпуск состоял из трех марок. В 1865-м последовал очередной, на этот раз охвативший 12 разнономинальных миниатюр. При этом марки «гасились» весьма оригинальным способом: их разрезали пополам по горизонтали, приклеивая одну половинку на отсылаемую телеграмму, а вторую — на квитанцию, подтверждавшую оплату ее пересылки. Так что собирателям гашеных марок ничего не остается, как положить в свои альбомы чистые половинки...
А в завершение — еще об одном индийском филателистическом «ноу-хау». Речь пойдет о первых авиапочтовых отправлениях. Если первые в мире почтовые марки появились в Европе, а родиной самой что ни на есть первой — «Черного пенни» — была Англия, то первая в мире перевозка почты воздушным путем, сопровождаемая специальным оттиском штемпелем, имела место в Британской Индии 18 февраля 1911 года в столице княжества Хайдарабад — городе Аллахабаде. Рассказывают, что местный махараджа собирал марки и решил с их помощью прославить свои владения. В итоге, по официальной договоренности с английскими почтовыми властями, местной хайдарабадской почтой и французским пилотом Пегу, во время работы национальной кустарно-промышленной выставки с ее территории стартовал первый в мире почтовый аэроплан, вся корреспонденция на борту которого имела гашение «First Aerial Post/U.P. Exhibition Allahabad, 1911» («Первая воздушная почта. Объединенная национальная выставка. Аллахабад, 1911»). Эра авиапочты, а вместе с ней и авиапочтовых марок началась...
Андрей СТРЫГИН
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 85 (апрель 2011), стр.140