Этой статьей Мы открываем цикл, посвященный отечественным собирателям советской эпохи, тем, кто начинал дело личного коллекционирования в нашей стране и сформировал основы современного собирательства, а в значительной мере и антикварно-галерейного бизнеса.
Николай Николаевич / / Блохин (1912—1993) был прочно устроен в жизни. Член ЦК правящей партии, депутат нескольких созывов Верховного Совета, он происходил из Нижегородской губернии, окончил медицинский факультет Нижегородского (тогда — Горьковского) университета. В годы войны был главным хирургом горьковских госпиталей, даже стажировался в США, был ректором мединститута. Переехав в 1952 году в Москву, Блохин занимался организацией Всероссийского онкологического центра, а с 1977 по 1987 год ’занимал высокий пост президента Академии медицинских наук. Одновременно, несмотря на загруженность основной работой, он участвовал в работе комитета по Ленинским премиям и был председателем общества «СССР — США». Существует медаль имени Н. Блохина в развитии отечественной онкологической науки, а онкологическому центру присвоено его имя.
К собирательству Н.Н., как его называли коллеги, пристрастился в начале 1960-х годов. Оно скрашивало его досуг, отвлекало от тяжелой и скорбной работы. В его пятикомнатной квартире в «Доме на набережной» постепенно все стены заполнила большая и разношерстная коллекция, в которой были хорошо представлены работы художников «Мира искусства», горячо любимого им Союза русских художников и полузабытых мастеров «Голубой розы». К «левым» он не благоволил, и «бубнововалеты», «ослинохвостовцы» и прочие возмутители спокойствия его почти не интересовали.
Как человек материально обеспеченный, да к тому же имеющий возможность получить задешево интересующие его произведения в силу специфики своей работы, Н.Н. Блохин часто обновлял «сменную» часть своей коллекции. В желании получить новое, «пополировать кровь», как говорили старые коллекционеры, он был способен на материальные жертвы, отдавал более ценные вещи в обмен на новое в коллекции, проявляя прямо-таки охотничий азарт. Эти движения души, правда, не касались висящих на «вечных гвоздях» работ К. Коровина, Н. Крымова, А. Бенуа, 3. Серебряковой, А. Степанова, небольших этюдов М. Врубеля и некоторых других любимцев собирателя, которые часто были представлены и крупными, замечательными произведениями.
В собрании Н.Н. в те годы можно было увидеть и довольно редкие тогда работы Н. Тархова, В. Милли- отти, Н. Сапунова, Н. Фешина и других художников. Занимая в силу своего положения особое место в коллекционной среде и будучи достаточно одинок, Блохин любил встречи со своими коллегами-собирателями А.Я. Абрамяном, А.В. Смолянниковым, ВЯ. Андреевым, Е.А. Гунстом, Я.Е. Рубинштейном, Ю.А. Игнатьевым, приглашал их к себе, угощал коньяком из хрустального графина, вставленного, как груз, в тендер хрустального, нешуточных размеров сувенирного паровоза. В виде закуски раскрывались неимоверных, «кремлевских», размеров коробки с шоколадными конфетами, уже подернутыми легкой «поседелостью». Эти встречи не всегда мирно заканчивались из-за неуживчивого характера жены Блохина, дамы строгой и «чиновной», которую он побаивался.
Особенно теплые отношения были у него с земляком- нижегородцем Ю.С. Торсуевым, который осуществлял «негоции» по всем городам и весям страны. Торсуев, Безобразов, Свешников и еще два-три энтузиаста-спекулянта в 1960-х - начале 1970-х годов и создавали «антикварный рынок» на всем пространстве Союза
Я неоднократно бывал в гостях у Николая Николаевича, крайне редко приезжал и он ко мне на Кутузовский проспект на роскошной «Чайке», предназначавшейся ему как президенту Академии медицинских наук. Обычно его сопровождал Алкоголик, такая кличка была у известного московского собирателя, патологоанатома А.В. Смолянни- кова. Некоторые работы из собрания Блохина находятся в моей коллекции до сих пор.
Дружил Блохин и с Алексеем Ивановичем Слуцким — «красным директором» завода кладбищенских памятников, который был редким нахалом, на «ты» с Блохиным, и умел «выклевывать» из коллекции Н.Н. те вещи, которые Блохин не отдал бы другим коллекционерам ни на каких условиях.
После смерти Блохина большую часть его собрания купил А.Е. Стычкин, теперь же многие работы находятся в собрании П.О. Авена. При жизни Блохина его коллекции посвящена статья Ларисы Кашук в журнале «Художник» (№ 1,1984). Мне довелось выставлять работы из собрания Н.Н. Блохина на своих многочисленных выставках Клуба коллекционеров Советского фонда культуры.
Валерий ДУДАКОВ
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 85 (апрель 2011), стр.23