Издревле земли Брянского края являлись российским пограничьем. Западные районы современной Брянской области (Погарский, Почепский, Стародубский, Суражский, Мглинский, Новозыбковский, Клинцовский, Климовский, Красногорский) вводили в состав Стародубского уезда Черниговской губернии (и епархии) и занимали около 40% от ее общей территории. В настоящем кратком обзоре речь пойдет именно о произведениях народной иконописи, бытовавшей на Стародубщине, как о самобытном и малоизученном явлении.
Уникальное географическое и геополитическое положение обусловило своеобразие развития местной культуры — синтез русских, украинских и белорусских художественных традиций и элементов католического искусства, на формирование которой оказал влияние ряд факторов, в том числе обычаи и традиции служилых людей, присылавшихся сюда со всех концов государства для службы на неспокойной границе, а также годы иностранной интервенции и попытка насаждения унии в XVII столетии.
Памятники народной иконописи Стародубья обладают признаками как народной иконы, так и примитива. Для них характерно упрощение, скорописность, лаконичность композиции и узнаваемость изображаемого персонажа. Яркая цветовая гамма, состоящая из небольшого набора цветов, и фактурность поверхности придают им нарядность и декоративность.
В то же время, несомненно, что местная иконопись обладает признаками примитива, это отмечали и ММ. Красилин, и И.Л. Бусева-Давыдова. Богомазы пытались повторить в своих произведениях образцы ренессансной и барочной западноевропейской живописи, упрощая оригинальные схемы композиционно и колористически, подстраивая их под собственное умение и менталитет. Иконография местной народной иконописи не отличалась большим разнообразием. Сложившийся еще в XVIII веке набор изводов оставался неизменным до начала XX столетия.
На территории Стародубщины бытовали различные виды народной иконы, которые писали как богомазы-самоучки, так и небольшие артели. Наибольшее распространение получили:
— «малярсьюе» иконы (от укр. «живописные»), в которых особо ярко проявили себя украинские народные художественные традиции;
— примитивы, тяготеющие к провинциальному академизму, в том числе иконы-подокладницы.
«Малярскiе» иконы отличаются праздничностью и нарядностью, они покоряют своей простотой, выразительностью, открытостью локальных цветов и их гармоничным сочетанием. При этом однотипность техники, стилистики и иконографических схем говорит о существовании на протяжении XIX столетия нескольких артелей, писавших недорогие иконы для местных храмов и населения. Широкое распространение подобных икон, вплоть до Урала и Западной Сибири, может рассказать о путях миграции (добровольной или вынужденной) малороссийского казачества, поскольку Стародубский полк был одним из самых больших и знаменитых и просуществовал с 1654 по 1782 год.
Общие признаки, характерные для всех «малярскiх» икон:
а) тонкая сосновая доска с ярко выраженной структурой древесины; основа может быть как цельная, так и составная. С тыльной стороны поверхность доски гладкая. Шпонки тонкие, сквозные, клиновидные, трапециевидной формы в сечении;
б) грунт отсутствует. По этой причине и из-за плохого сцепления красочного слоя с поверхностью происходит осыпание краски соответственно структуре древесины, по срезу годовых слоев;
в) техника масляная. Мазок фактурный, придающий формам рельефность, что особенно ярко выражено в орнаментике фонов. Цветовая гамма строится на сочетании четырех основных цветов — желтого, ярко-красного, белого и зеленого.
При общих технологических признаках произведения разных мастерских имеют стилистические различия, главные из которых — различная цветовая гамма и орнаментика фонов, а также манера написания личного. По этим признакам можно выделить «малярскiе» иконы с красно-желтыми и черными фонами.
Красно-желтый фон
Фоны красные, орнамент желтый, сплошное заполнение фона орнаментом.
Основной элемент орнаментики — барочные завитки тонких ветвей с мелкими листочками; косая клетка в различных вариантах; крупные стилизованные розы в окружении зеленых листьев. Нимбы сплошные, желтые, часто с двойной широкой обводкой.
Изображение плоскостное. Светотеневая моделировка условная. Построение объемов за счет крупных мазков на тон темнее основного цвета.
Личное сильно выбелено. Объем моделируют неглубокие тени, проложенные по контуру, линии носа и под бровями. Типажи обобщенные.
Иконография: святая великомученица Варвара, святая великомученица Параскева, святой Николай Чудотворец, «Богоматерь Почаевская», Михаил Архангел, Господь Вседержитель. Реже встречаются «Казанская» и «Ахтырская» иконы Божией Матери.
«Богоматерь Троеручица» является одной из известнейших на Брянщине чудотворных икон. Она была написана в 1718 году известными московскими иконописцами Артемием Федоровым и Афанасием Ивановым и в 1724 году принесена из Москвы в Белобережский монастырь под Брянском. Нередко на списках с красно-желтыми фонами можно встретить надпись «Богоматерь Троеручица Белобережская».
Также широко были распространены иконы с изображением коленопреклоненного святого, держащего на руках спеленатого младенца. Иконография данного образа соответствует изображению в русской иконописной традиции святого Иулиана, епископа Кеноманийского (I в.). Почитание этого святого как покровителя и молитвенника за грудных детей было особенно велико в сельских районах с высокой младенческой и детской смертностью. На Стародубщине иконы святого Иулиана в большинстве своем датируются серединой — второй половиной XIX века. Возможно, что это было связано с эпидемиями холеры, которые прокатились по этим землям в 1831,1848 и 1850-х годах.
Местные образы этого святого именуются по-разному, и «С. Преп. Устилиан», и «С. Преподоб. Устиниан», и «С. Преп. Иустиниан», что может вызвать аналогии с именем греческого монаха — святого преподобного Стилиана (V в.), который также почитался как покровитель младенцев. Однако такие детали изображения, как облачение с черным епископским клобуком и омофором, указывают на высокий сан святого в церковной иерархии (св. Иулиан был епископом Кеномании). На иконах варьируется только состав предметов на аналое (книга, подсвечники, крест), отсутствие или наличие иконы Божией Матери в левом верхнем углу и тяжелой портьеры справа, вместо которых изображались пышные розы. Икона с подобным изводом, упрощенный вариант которой представлен в стародубских памятниках, была напечатана в хромолитографии Е.И. Фесенко в Одессе в 1889 году.
Иконы с черными фоном
Фоны черные, орнаментированы красными розами с темно-зеленой листвой. Нимбы сплошные, желтые.
Личное живоподобное, с подрумянкой и проработанной светотеневой моделировкой. Глаза большие, с тяжелыми подочьями и верхними веками, которые придают взгляду особую выразительность.
• Иконография: «Господь Вседержитель», «Богоматерь Одигитрия», икона Божией Матери «Почаевская», святители и апостолы.
Примитивы
Наиболее близко стоят к примитиву распространенные на Стародубщине образы, иконография и стилистика которых напрямую отсылает к барочным западноевропейским образцам и даже к произведениям круга В.Л. Боровиковского. Наиболее ранние из них датируются концом XVIII столетия, основное время бытования — XIX век.
Для них характерны: масляная техника, живописная манера, провинциальная барочная стилистика, поиски цветовой гаммы, ее различные варианты (зелено-красно-синяя; бело-зеленая; желто-красная; бело-сине-красная). Фоны нейтральные, чаще всего заполненные клубящимися облаками.
Наиболее распространены изводы: «Архангел Михаил», «Святой Георгий Победоносец», «Святой Иоанн Воин», «Коронование Богоматери», «Господь Саваоф», «Троица Новозаветная», «Богоматерь Трех Радостей» (Рафаэль, тондо «Мадонна в кресле», ок. 1513—1515 гг.).
Подокладницы
Не только в Стародубье, но и на территории всей Черниговщины были широко распространены подокладные иконы, написанные в местных мастерских. Датируются они, как правило, второй половиной — концом XIX и началом XX века и обладают рядом характерных особенностей:
• Икона заключалась в глухой деревянный со стеклом киот, максимальный размер которого мог составлять примерно до 80x90 см.
• Оклады изготовлены из латунной фольги. Рисунок продавливался, иногда сверху частично покрывался белой полупрозрачной краской, чтобы подчеркнуть некоторые элементы орнамента. Ступенчатая фольговая рама состояла из отдельных прямоугольных полосок. Ажурные орнаменты из фольги украшали углы и середины сторон рамы. Венчики накладные.
• Поверхность доски не прогрунтована. Техника масляная. Манера — «провинциальный академизм» с характерными для примитива признаками. Цветовая гамма — теплые телесные тона.
• Изображенные лики и кисти рук имеют темную (черную или темно-коричневую) обводку. Контуры остального изображения не прорисованы. Лики лишены индивидуальных черт.
• Лики овальные, брови дугообразные. Глаза крупные, миндалевидные, широко поставленные, со слезником и белильным бликом на радужке. Они имеют темную обводку и небольшие тени в области подочья и над верхним веком у переносицы. Глаза написаны во фронтальном положении, без ракурсного искажения даже при повороте головы на три четверти. Подрумянка имеет дугообразную форму и проложена под скулами. Нос с закругленным, немного свисающим кончиком, губы алые, верхняя имеет V-образное углубление по центру. Линия подбородка обозначена темным штрихом под нижней губой. Волосы расчесаны на прямой пробор, килевидной формы по центру лба.
• На ликах избранных и палеосных святых густые тени проложены по контуру с акцентированием на скулах, чтобы подчеркнуть аскетичность персонажа. У старцев — седые бороды с характерными длинными свисающими усами.
• Иконографические изводы весьма разнообразны. Наиболее популярны были различные иконы Пресвятой Богородицы, среди которых чаще остальных встречается образ «Трех Радостей».
В статье перечислены признаки наиболее распространенных групп памятников, но нельзя сказать, что ими исчерпывается все многообразие народной иконы Стародубщины Нового времени. Исследователям еще предстоит выявить ее связи с украинскими богомазами, мастерами владимирских и курских сел, проследить пути распространения по торговым (ярмарочным) и миграционным путям, локализовать ту или иную группу памятников относительно конкретных населенных пунктов, определить исходные изводы (гравюрные и живописные), послужившие образцами для народных мастеров. Ведь судьба народной иконы на Стародубщине сложилась более счастливо, нежели у древних почитаемых икон. Рассчитанные на простонародные вкусы и изначально не представлявшие большой материальной ценности, они смогли избежать уничтожения в первой четверти XX века и преступных посягательств в конце столетия, сохраниться до настоящего времени и радовать своей наивностью, открытостью и трогательностью образов как прихожан сельских храмов, так и искушенных ценителей русской иконописи.
Ирина ЗЛОТНИКОВА
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 99 (сентябрь 2012), стр.14