Старые ассортиментные каталоги и прейскуранты разных художественных и хозяйственных предприятий (фабрик,, заводов, фирм, товариществ и торговых домов)XIX — начала XX века в наши дни крайне редки на антикварно-букинистическом рынке. Являясь необходимой в деятельности любого производства обычной рекламной и информативно-оперативной составляющей, показывающей заказчику широкий спектр производимых российской промышленностью изделий и их ценовой диапазон, предоставляя практическую возможность для совершения покупки, они сами сегодня стали желанным предметом антикварного поиска и торга, научного изучения, публикаций и репринтных изданий.
Музейные сотрудники, коллекционеры, антиквары и серьезные артдилеры активно работают в этом направлении — выявляют на антикварном рынке страны, в семейных архивах, в продажах на интернет-аукционах уникальные ассортиментные каталоги стекольных производств, фабрик по выпуску осветительных приборов, фирм по производству изделий из драгоценных металлов, находят в библиотечных фондах альбомы моделей (и эскизов художников-прикладников, сотрудничавших с фабрикантами) ведущих производств художественной бронзы, выкладывают на специализированных форумах в интернете каталоги-прейскуранты фабрик по производству самоваров, изделий в технике накладного серебра и мельхиора, издают монографические исследования в той или иной области российской промышленности с воспроизведением подлинных дореволюционных альбомов-прейскурантов разных фирм и предприятий. Однако эти редчайшие производственные каталоги и прейскуранты самых разных изделий XIX — начала ХХ века (в случае их отсутствия в библиотеках) большинству исследователей практически не доступны. Хотя именно на таких современных публикациях старой производственной рекламы держится во многих случаях изучение истории развития разных сфер русской художественной промышленности и в определенной степени научная искусствоведческая атрибуция этих предметов декоративноприкладного искусства (за исключением установления подлинности вещевого материала).
Не забытыми оказались альбомы и прейскуранты российских металлургических производств, выпускающих в XIX — начале ХХ века художественное и хозяйственное с декором литье из чугуна. Сегодня это два уникальных по своей культурно-информационной и научной значимости репринтных издания: совмещенный современным частным издателем альбом и прейскурант художественных изделий из чугуна Каслинского завода 1900 года (см.: Литье Каслинского завода Кыштымского округа. Художественные вещи. СПб, 1900) и кусинский прейскурант художественных изделий 1911 года (см.: Прейсъ-Курантъ на чугунные кабинетные вещи Кусинского Казенного Завода на 1911 г. Уфа, 1911). К ним следует добавить материал проходившей в Санкт-Петербурге в 2013 году научнопрактической конференции «Художественное литье из чугуна России и Европы. История и современность» (СПб, 2013; вставка между с. 206 и 215), в котором опубликован «Каталог-прейскурант литья Каслинского завода Кыштымского округа 1896 года» по разделу «Садовые вещи».
Наверное, не нужно объяснять, какое практическое значение имеют эти публикации редчайших рекламных источников старой России для уточнения самых разных научных вопросов и атрибуции русских художественных изделий из чугуна дореволюционного периода. Они оказывают неоценимую помощь в знании заводского ассортимента и модельного ряда предметов литья, его жанровотематической направленности, определении имен авторов оригинальных моделей, года их создания и освоения в тиражном производстве, практики клеймения вещей и выявления полученных выставочных наград и престижных званий (например, Поставщик Императорского двора). В этом контексте интересно введение в научный оборот уникального и не известного по научной литературе источника из частной коллекции — небольшого каталога «Изделия завода с/х машиностроения г. Касли» 1947 года, состоящего из двадцати двух пронумерованных ватманских листов с наклеенными черно-белыми фотоснимками чугунных изделий, с рукописными названиями приведенных на фотографиях вещей, написанными черной тушью с помощью перьевой ручки. Вручную сброшюрованная книжка карманного формата (размер обложки — 12,1 x 17,2 см, размер страницы — 11,6 х 17 см) имеет в верхнем правом углу надпись «Приложение № 4», что позволяет думать о наличии еще как минимум первых трех рабочих приложений с фотоизображениями каслинских отливок. На внутренней стороне простой картонной обложки имеется надпись карандашом: «возможно работы фотографа Егорова».
Можно предположить, что это составная часть какого- то сводного каталога для внутреннего пользования, или приложение к какой-либо заводской хозяйственной отчетности по ассортименту художественного литья на Каслинском заводе, или «справочная памятка» для «худрука» цеха художественного литья и пр. Установить в наши дни истинное предназначение этого фотоиллюстрированного самодельного каталога практически невозможно, но важность этого документа трудно оспорить.
Публикация данного каталога интересна достоверным прояснением, пусть даже и частичного, ассортимента художественного литья, начавшегося постепенно восстанавливаться на Каслинском заводе еще в военное время и обретшего свой более или менее ясный формат уже после окончания Второй мировой войны, к 1946—1947 годам. В этом каталоге нет указаний на авторов оригинальных моделей, на год создания модели и время отливки по ней чугунного изделия, на ставящиеся в этот период на чугунных вещах клейма. По-видимому, для администрации завода, руководителя цеха художественного литья и самих каслинских рабочих эта научная информация в те ранние послевоенные годы была несущественна. В этой книжечке соседствуют фотографии скульптурной пластики и утилитарно-функциональных изделий вне зависимости от времени создания их моделей, в ней представлены пятнадцать предметов, изготовленных по моделям из старого дореволюционного ассортимента, и шесть вещей, созданных по моделям советских художников в военный период и сразу же после войны. В наши дни со всей очевидностью, как для специалистов, так и для многих собирателей чугунных предметов, встает проблема выявления полного ассортимента художественного литья в тот или иной период деятельности Каслинского завода, научной идентификации моделей чугунных отливок и выяснения типологии заводского клейма, использующегося в разное время, в том числе и во второй половине 1940-х годов.
В связи с этим, отталкиваясь от уровня современной научной изученности каслинского художественного литья из чугуна, необходимо сделать комментарии к фотографическим изображениям ассортиментных отливок массового выпуска публикуемого каталога 1947 года (для большей ясности указываются размеры вещей по аналогам из музейных и частных коллекций):
С. 1. Скульптура «Дон Кихот». Высота — 72,3 см. Авторская модель 1870 г. Жака-Луи Готье (1831 — 1872), отливка в чугуне по французскому образцу в бронзе последней трети XIX в.
С. 2. Одна из двух скульптурных композиций «Укротителей коней», больше известных как «Кони Марли». Высота — 25 см. Автором моделей этих знаменитых монументальных скульптур в мраморе является выдающийся французский скульптор эпохи Людовика XIV Гийом Кусту- старший (1677—1746), создавший изваяния в 1740— 1745 гг. Их уменьшенный вариант («интерьерная» редукция) отливался в бронзе и шпиатре во Франции в XIX в. В несколько трансформированном виде эти парные скульптуры вошли в ассортимент художественного литья Кусин- ского завода начала ХХ в. В Прейскуранте Кусинского казенного завода на чугунные кабинетные вещи 1911 года на с. 5 под № 31—32 эти композиции ошибочно названы «Конь и всадник, копия со статуи на Аничковом мосту» (малая правая и левая группы). Отливались в чугуне, очевидно, по заводской модели, которая являлась новой и самостоятельной «кабинетной» редукцией интерьерной французской пластики. Скульптуры укротителей в виде обнаженных юношей, сдерживающих вздыбившихся коней, имеют европеоидный и негроидный черты лица и воспринимались в свое время, в середине XVIII в., как олицетворение двух континентов — Европы и Америки. Поэтому в публикуемом каталоге, на основе визуального представления о чернокожем населении Америки или Африки, чугунная отливка названа «Негр с конем».
С. 3. Скульптурная композиция (полуфигура) «Портрет формовщика М.И. Зацепина». 20 х 20 х 12 см. Авторская модель 1944 г. Александра Семеновича Гилёва (1928— 1988), отливка в чугуне по оригинальной авторской модели.
С. 4. Скульптурная композиция «Возвращение». Автор модели и размеры не определены. Модель середины 1940-х гг. (предположительно, 1945—1946 гг.). Отливка в чугуне по оригинальной авторской модели.
С. 5. Скульптура «Разъяренный зубр». 18 х 37 х 16 см. Авторская модель 1880-х гг. Роберта Романовича (Робертовича) Баха (1859—1933), отливка в чугуне по оригинальной авторской модели. После смерти Н.Р. Баха (1853— 1885), проработавшего в Каслях с лета 1884 г. по контракту шесть месяцев в должности заводского скульптора и происходившего из семьи известных петербургских художников Бахов (доводился Р.Р. Баху старшим братом), Р.Р. Бах на протяжении долгих лет присылал на Каслинский завод свои модели для отливки в чугуне.
С. 6. Шкатулка ажурная «Сталин» (с портретом И.В. Сталина на крышке и декором в виде эмблемы «Трудовые резервы»), с замочком и ключиком. 13 х 18,5 х 16 см. Авторская модель 1945 г. Александра Семеновича Гилёва (1928—1988), отливка в чугуне по оригинальной авторской модели. После выставки работ учащихся ремесленных и железнодорожных училищ и школ ФЗО («Трудовые резервы» в Москве, летом 1943 г.), вышло правительственное постановление об организации в ремесленном училище № 18 на базе Каслинского завода 3-летней учебной подготовки формовщиков и чеканщиков художественного литья. В 1944—1947 гг. А.С. Гилёв прошел полный курс обучения в училище, во время которого была выполнена модель данной шкатулки с портретом вождя и символическим декором, посвященным «Государственным Трудовым резервам» («скрещенные молоток и гаечный ключ» в обрамлении венка из колосьев). Отливалась в трех вариантах: в медальоне на крышке — профильное изображение Сталина в кителе и фуражке на голове; с символикой «Трудовых резервов»; с «расхожей» советской эмблемой в виде «серпа и молота» и надписью «Урал / Касли / 1946». Иногда на задней ажурной стенке шкатулок с изображением «серпа и молота» или эмблемой «Трудовых резервов» имеется круглый медальон с рельефным изображением чеканщика за работой.
С. 7. Шкатулка ажурного литья (см. каталог, с. 6) с открытой крышкой, показанная в другом ракурсе.
С. 8. Тарелка ажурная с декором в виде акантовых побегов. Диаметр — 21,6 см Авторская модель 1820—1825 гг. Карла Фридриха Шинкеля (1781 — 1841), выполненная для Прусского Королевского литейного завода в Берлине, отливка в чугуне по заводской модели берлинского завода.
С. 9. Чернильница со скульптурной композицией «Партизаны в тылу врага». 22,5 х 24 х 27 см. Авторская модель 1945 г. Павла Степановича Аникина (1917—1956), отливка в чугуне по оригинальной авторской модели.
С. 10. Скульптура «Геркулес, бросающий камень». Высота — 41 см. Авторская модель 1854 г. Михаила Денисовича Канаева (1830—1880/84), отливка в чугуне по оригинальной авторской модели.
С. 11. Скульптура «Ермак» (или «Ермак — покоритель Сибири»). Высота — 46 см. Авторская модель 1860—1880-х гг. Пармена Петровича Забелло (1830—1917) для бронзолитейного завода К.Ф. Верфеля (?) в Санкт-Петербурге, отливка в чугуне с бронзового образца петербургского предприятия.
С. 12. Скульптура «Солдат после войны». 40 х 40 х 20 см. Авторская модель 1945 г. Александра Семеновича Гилёва (1928—1988), отливка в чугуне по оригинальной авторской модели.
С. 13. Скульптура «Конь с попоной» (или «Копия со статуи на Аничковом мосту»). 39 х 34 х 19,3 см. Авторская модель 1848—1850 гг. Петра Карловича Клодта (1805— 1867), отливка в чугуне с бронзового образца санкт- петербургского производства середины — второй половины XIX в.
С. 14. Скульптурная композиция «Олени». 35 х 36 х 22 см. Авторская модель 1870-х гг. Артура Вагена (1834— 1893), отливка в чугуне по французскому образцу в бронзе последней трети XIX в.
С. 15. Скульптурная композиция «Скандинавская борьба» (или «Борьба древнескандинавская», «Скандинавские борцы», «Борьба на ножах»), 30,5 х 49,7 х 17 см. На позёме подставки всегда присутствует подпись скульптора курсивом «Раб. Молина». Относительно авторства скульптурной пластики и года создания модели в научной литературе существует разночтение. По данным О.П. Губкина и Г.П. Шайдуровой (см.: Художественное литье XIX—XX веков в собрании Екатеринбургского музея изобразительных искусств: Каталог. Екатеринбург: Автограф, 2005. С. 95. № 206), автором модели «Скандинавские борцы» 1840-х гг. является датский скульптор Молин Йохан-Петер (1814—1873). Согласно другому научному источнику (см.: «Страна живительной прохлады...». Искусство стран Северной Европы XVIII — начала XX века из собраний музеев России. Дания, Исландия, Норвегия, Финляндия, Швеция: Каталог. М.: Красная Площадь, 2001), авторство данной модели приписывается шведскому художнику Хуго Эльм- квисту (1862—1930), год создания модели — 1897-й.
Скульптурная группа представляет широко известный городской монумент «Борющиеся на ножах» в гг. Гётеборге и Стокгольме. Придерживаясь первой версии (атрибуция О.П. Губкина и Г.П. Шайдуровой), следует отметить, что композиция «Скандинавская борьба», скорее всего, отливалась до 1917 г. на Каслинском заводе в чугуне (см.: Альбом Каслинского завода 1913. — Л. VI. В. № 35; Прейскурант Каслинского завода 1913. — В. № 35) по образцу в бисквите из ассортимента шведской фабрики «Gustafsberg» второй половины XIX в. Аналогично шведским бисквитным скульптурам чугунная пластика встречается в двух вариантах — на высоком постаменте с рельефными жанровыми сценами, поясняющими сюжет основной скульптурной композиции (ссора двух мужчин в таверне из-за женщины), и без постамента, на овальной подставке. Судя по публикуемому каталогу 1947 г, со второй половины 1940-х гг. работа тиражировалась в чугуне без рельефных сюжетных сцен на стенках постамента, в результате чего было утрачено первоначальное смысловое значение скульптурной композиции и она стала восприниматься как декоративная пластика спортивной тематики.
С. 16. Скульптурная композиция «Прощание казака с казачкой» (или «Отъезд казака»). Авторская модель 1878 г. Евгения Александровича Лансере (1848—1886) для бронзолитейной фабрики Ф. Шопена в Санкт-Петербурге, отливка в чугуне с бронзового образца 1880-х гг. указанного производства. Изготавливалась в двух размерах: большом — 40 х 35,5 х 17,8 см (формат авторской модели Е.А. Лансере) и малом — 21 х 9,5 х 18 см (редукция заводского литейщика и формовщика В.Ф. Торокина). Размер чугунной скульптуры в каталоге 1947 г. по фото не установлен.
С. 17. Скульптура «Мефистофель» («Мефистофель, сидящий на скале») на постаменте (постамент не является авторским). 52,1 х 17,3 х 22,5 см. Авторская модель 1883 г. Марка Матвеевича Антокольского (1843—1902). Знаменитая статуя М.М. Антокольского «Мефистофель», выполненная в мраморе и названная им первоначально «XIX век». За эту статую Антокольский получил на Всемирной выставке в Вене в 1898 г. большую золотую медаль. В виде авторского повтора в другом материале скульптура высотой 94 см в 1890-х гг. была отлита небольшим тиражом в патинированной бронзе по заказу самого М.М. Антокольского на знаменитой парижской фабрике Ф. Барбедьенна с подписью скульптора и клеймом фабрики-производителя. Моделью для отлива в бронзе послужила авторская редукция мраморной статуи 1883 г., выполненная художником. В России, видимо, с этого бронзового парижского образца была выполнена еще меньшая модель, и на Каслинском заводе во второй половине 1930—1940-х гг. отливался в чугуне собственный вариант интерьерной редукции «Мефистофель» (встречаются отливки с постаментом и без него).
С. 18. Кронштейн ажурный, складной. 32,8 х 24,5 х 15,5 см. Отливка в чугуне по заводской модели последней четверти XIX в.
С. 19. Скульптурная композиция «Лошадь с упавшим всадником». 42,5 х 35,5 х 24,8 см. Авторская модель 1846—1850 гг. Петра Карловича Клодта (1805—1867), отливка в чугуне с бронзового образца санкт-петербургского производства середины — второй половины XIX в.
С. 20. Скульптура «Мефистофель». Высота — 73,2 см. Авторская модель 1870 г. Жака-Луи Готье (1831 — 1872), отливка в чугуне по французскому образцу в бронзе последней трети XIX в.
С. 21. Скульптура «И.В. Сталин». Высота — 69 см (?). Авторская модель 1944 г. Павла Степановича Аникина (1917—1956), отливка в чугуне по оригинальной авторской модели. Размер чугунной скульптуры в каталоге 1947 г. по фото установлен предположительно по существующим современным аналогам.
С. 22. Скульптурная группа «Джигитовка лезгин» (или «Джигитовка»). Авторская модель 1874 г. Евгения Александровича Лансере (1848—1886), возможно, выкупленная у автора (или владельца фабрики Ф. Шопена, где по найму работал скульптор) администрацией (управляющим Г.В. Дружининым) Каслинского завода. Тиражирование в бронзе этой работы Лансере не известно. Отливалась в чугуне в двух размерах: большом — 50,5 х 44,5 х 27 см (формат авторской модели Е.А. Лансере) и малом — 28 х 22,5 х 13 см (редукция заводского литейщика и формовщика В.Ф. Торокина). Размер чугунной скульптуры в каталоге 1947 г. по фото не установлен.
В этот период, когда создавался рассматриваемый импровизированный каталог заводского каслинского литья (вторая половина 1940-х гг.), на чугунных изделиях базового для Каслей завода ставились следующие клейма (отфиксированы по клеймам на вещах с антикварного рынка Москвы и Санкт-Петербурга, на предметах из музейных и частных коллекций):
Не лишним будет напомнить и выявленные по научным трудам биографические данные на авторов моделей чугунных отливок (в скобках указан год создания авторской модели), приведенных в этом каталоге 1947 года. Их имена показывают широкий спектр имен ведущих и признанных в европейском и российском искусстве художников, чьи модели послужили основой для формирования ассортимента чугунного литья на Каслинском заводе, принесшего широкую славу и самому уральскому предприятию.
АНИКИН Павел Степанович (1917—1956). Известный уральский скульптор. Работал мастером на Каслинском чугунолитейном заводе (1939—1940) и скульптором в артели «Возрождение» в Челябинске (1941). Работал главным скульптором (1944—1956) и зам. начальника цеха литья Каслинского чугунолитейного завода (1949—1950), с 1952 г. руководил творческой мастерской по подготовке кадров для каслинского художественного литья. Создал целый ряд моделей для каслинского художественного литья: бюсты «Портрет А. М. Горького» (1939), «Портрет И.В. Сталина» (1946), барельеф «Портрет В.И. Ленина» (1953), чернильный прибор «Партизаны в тылу врага» (1945), скульптурные группы «Танковый десант» (1944), «Гимн Советского Союза» (1944), «Мастерство бессмертно» (1946), «Мир победит» (1956), скульптуры «Свекловод» (1939), «Заря изобилия» (1949), «Три богатыря» (1952), «Джавахарлал Неру» (1956) и др. В 1950-е гг. скульптурная композиция «Мастерство бессмертно» отливалась учащимися и мастерами Каслинского ремесленного училища № 18. В 1958 г. эта эмблемная композиция, так называли работу в училище, получила на Международной выставке в Брюсселе большую бронзовую медаль и диплом.
АНТОКОЛЬСКИЙ Марк Матвеевич (Мордух Матысович, 1843—1902). Известный российский скульптор, относился к «натуральной школе» в европейском искусстве, работал в жанре портрета, мемориальной пластики и создавал сюжетные скульптуры на исторические и историко-религиозные темы. Родом из г. Вильно, где есть местечко Антоколия, что послужило основой для его псевдонима. В 1862—1868 гг. учился как вольнослушатель в Императорской Академии художеств в Петербурге на скульптурном отделении у Н. Пименова. За свои ученические работы был награжден несколькими серебряными медалями. В 1868 г. уехал в Германию, где занимался скульптурой у немецкого художника Р. Бегаса и одновременно посещал занятия в Королевской Академии художеств в Берлине. С 1871 г, после окончания обучения жил в течение 10 лет в Риме и, затем, более 20 лет в Париже, изредка и ненадолго приезжая в Россию по творческим делам и для участия в выставках. В период с 1871 по 1880 г. получил за свои скульптуры звание академика и профессора скульптуры. Член Академии изящных искусств в Париже, Королевской Академии художеств в Берлине и Института искусств в Урбино. Наиболее известные работы — мраморная статуя «Царь Иоанн Васильевич Грозный» (1871), бронзовая скульптура «Петр Первый» (1872), мраморная фигура «Христос перед народом» (1876), мраморные и бронзовые скульптуры «Мефистофель» (1883), «Христианская мученица. Не от мира сего» (1887), «Нестор- летописец» (1890). Многие свои мраморные и бронзовые статуи Антокольский уменьшал лично до размеров интерьерной скульптуры и отливал эти редукции в патинированном металле на крупнейших парижских бронзолитейных предприятиях — на фабрике Ф. Барбедьенна и заводе братьев Тьебо. На Каслинском заводе во второй половине 1930-х — 1940-х гг. отливали в чугуне уменьшенный до высоты в 52 см редукционный вариант скульптуры «Мефистофель» (встречаются отливки с постаментом и без него).
БАХ Роберт Романович (Робертович) (1859— 1933). Санкт-петербургский скульптор и педагог, младший сын скульптора академического направления Р.И. Баха. Создал широко известную галерею скульптурных портретов деятелей русской культуры. После смерти в Каслях старшего брата Н.Р. Баха в течение 15 лет присылал на Каслинский завод свои модели для тиражирования. В качестве примера можно привести бюсты И.А. Крылова (1887, модель для бронзолитейной санкт-петербургской фабрики К.Ф. Верфеля), М.Ю. Лермонтова (1886, модель для бронзолитейной санкт-петербургской фабрики К.Ф. Верфеля), Ф.М. Достоевского (1894), А.Г. Рубинштейна (1897), Л.Н. Толстого (1890), И.С. Тургенева (1886, модель для бронзолитейной санкт-петербургской фабрики К.Ф. Верфеля), П.И. Чайковского (1894), Н.В. Гоголя (1886). Также по его авторским моделям отливались декоративная ваза и парные канделябры на пять свечей с общим названием «В память Франко-Русского союза» (1897) со скульптурным декором, интерьерные скульптуры: «Зубр» (1897), «Придите ко мне все страждущие» (1881 — 1882, другое название — «Иисус Христос»). В советский период в Каслях в 1950-е гг. отливалась композиция «Н.В. Гоголь в кресле» (1902), которая до 1917 г. изготавливалась на одном из санкт-петербургских предприятий (завод К.Ф. Верфеля (?)) в бронзе.
ВАГЕН Артур (1834—1893). Немецкий скульптор, родом из Восточной Пруссии, работал в Париже, экспонировал жанровую и анималистическую скульптуру в Парижском Салоне изящных искусств во второй половине XIX в. На Каслинском заводе с французского бронзового образца по его модели (конец 1860-х — начало 1870-х гг.) отливалась работа «Олени», вошедшая в ранний заводской ассортимент 1870-х гг. Начиная со второй половины 1940-х гг., данная работа могла отливаться в Каслях в двух размерах — большом и малом. В 1963—1966 гг. данная работа в качестве уменьшенной статуэтки (редукция каслинской скульптуры) отливалась в чугуне на Свердловском чугунолитейном заводе. В научной литературе, посвященной художественному литью из чугуна, имя скульптора часто имеет неправильное написание — «Вааген» (через две литеры «а») вместо «Ваген».
КУСТУ Гийом (старший) (1677-1746). Выдающийся французский скульптор эпохи Людовика XIV. Его творчество соединяло черты двух больших стилей — классицизма и барокко. Самым известным произведением монументального искусства Кусту являются скульптуры коней с укротителями, выполненные для садов Марли и перенесенные позднее на Елисейские поля в Париже (1740—1745). Они послужили прообразом для аналогичных монументальных групп в бронзе, выполненных П. Клодтом для Аничкова моста в Петербурге. Из-за внешней схожести скульптурных групп Кусту и Клодта их часто путают. Примером такой ошибки является Прейскурант Кусинского казенного завода на чугунные кабинетные вещи 1911 года, где на с. 5 под № 31 — 32 эти композиции ошибочно названы «Конь и всадник, копия со статуи на Аничковом мосту» (малая правая и левая группы).
ГИЛЁВ Александр Семенович (1928-1988). Известный каслинский скульптор и педагог. Автор оригинальных моделей, создал около 250 работ в области монументальной, мемориальной, станковой и декоративноприкладной скульптуры. Активно создавал перспективные модельные образцы для утилитарных изделий декоративноприкладного характера и архитектурного литья. Участник всесоюзных и международных художественно-промышленных выставок с 1944 г. Член Союза художников СССР с 1960 г. Преподавал в Каслинском профессионально-техническом училище № 18 (1954—1974). Работал скульптором на Каслинском машиностроительном заводе с 1954 г., был главным скульптором завода в 1975—1981 гг., с 1981 г. — старшим скульптором. На Каслинском заводе по его моделям отливалось в чугуне более 40 работ, в том числе настенные барельефы с портретными изображениями, ажурные шкатулки и настенные ажурные панно, эмблемы, стелы. Автор крупногабаритных жанровых скульптурных работ в стиле социалистического реализма, составивших «золотой фонд» каслинской скульптуры советского послевоенного времени («Юннатка» (1949), «Лесопосадчица» (1950), «Моряк-десантник» (1950), «Животновод С.Н. Уфимцев» (1961), «Хлеб» (1962), «Боль и гнев Вьетнама» (1965), «Ремесленница» (1965) и др.). Предположительно, автор заказной репрезентативной скульптурной композиции «Ленин беседует с красноармейцем и комсомолкой» (другое название — «Ленин и комсомольцы», «Ленин и рабфаковцы», 1961), отливавшейся в 1962 г. ограниченным тиражом для оформления рабочих кабинетов крупных политработников и чиновников высшей государственной номенклатуры. Автор бюстов М.Д. Канаева, Н.Р. Баха, К.А. Клодта для мемориального комплекса в Каслях (1986—1987). В 1986 г. являлся консультантом при переносе Каслинского чугунного павильона 1900 г. в новое здание Екатеринбургского музея изобразительных искусств и отливал недостающие штандарты. Автор ажурного выставочного павильона «Уральская сюита» (совместно с преподавательским и ученическим коллективом ГПТУ № 18, 1974), экспонировавшегося на ВДНХ СССР в павильоне «Трудовые резервы». Создал галерею из четырнадцати портретных бюстов скульпторов и мастеров каслинского художественного литья (1984— 1985), предназначавшихся для декоративного убранства ниш нового каслинского ажурного «Павильона 2000 г.» (проект неосуществлен, макет из гипса и пластилина, 1988). За высокое художественное качество и оригинальность своих работ награжден восемью золотыми, серебряными и бронзовой медалями ВДНХ СССР.
ГОТЬЕ Жак-Луи (1831—1872). Французский (парижский) скульптор. Участник выставок Парижских Салонов изящных искусств в 1850—1868 гг. Работал в разных жанрах: интерьерная скульптура, портретные бюсты, аллегорическая и мифологическая скульптура. В основном широко известен как автор очень удачных скульптурных образов литературных героев из произведений И.-В. Гёте и С.-М. Сервантеса — парных крупногабаритных интерьерных скульптур из бронзы «Мефистофель» (1870) и «ДонКихот» (1870), по образцам которых с конца XIX в. и до настоящего момента на Каслинском заводе производится тиражирование этих работ и их редукций в чугуне. В конце XIX — начале ХХ в. эти парные фигуры отливались на частном каслинском предприятии «ГЯ. Кобелев с сыновьями». В 1934—1935 гг. обе скульптурные работы изготовлялись в чугуне в чугунолитейном цехе № 34 Уральского завода тяжелого машиностроения.
ЗАБЕЛЛО Пармен Петрович (1830—1917). Санкт- петербургский скульптор и педагог, академик скульптуры (1868). В 1850—1854 гг. учился в петербургской Императорской Академии художеств, ученик крупнейших русских скульпторов Н.С. Пименова и П.К. Клодта. В 1854— 1872 гг. жил и работал в Италии. Работал в жанре монументальной, мемориальной скульптуры, портретной пластики и скульптуры малых форм. На Каслинском и Кусинском заводах в двух размерах (большом и малом) с бронзовых образцов работы санкт-петербургских литейщиков по его модели тиражировалась скульптура «Ермак — покоритель Сибири» (1860—1980-е гг.).
КАНАЕВ Михаил Денисович (1829/31-1880/84). Екатеринбургский скульптор и медальер, выпускник Санкт-Петербургской Академии художеств (1857). Работал на Екатеринбургском монетном дворе художником медальерного отделения (1857—1876). С 1876 по 1880/84 г. работал скульптором на Каслинском заводе, во второй половине 1870-х гг. организовал при заводе художественную школу для рабочих, где преподавал основы изобразительного искусства, рисунок и лепку моделей для художественного литья из чугуна. Создал целый ряд оригинальных моделей для Каслинского завода, ввел практику отливки медальонов и медалей из чугуна и бронзы. По его авторским моделям на заводе отливали 11 — 12 предметов: бюст «Император Александр III» (начало 1880-х гг.), с конца 1880-х гг. данный бюст тиражировался на Кусинском заводе; скульптура «Геркулес, бросающий камень» (1854); подчасники «Геркулес, разламывающий пещеру ветров» (1870-е гг.), «Избушка на курьих ножках» (1870-е гг.) и «Мороз-демон с замерзшими детьми» (1870-е гг.); канделябр на три свечи (как вариант — скульптура) «Цыганка-маляр» (1870-е гг.); канделябр на четыре свечи «Мальчик у фонарного столба, играющий в снежки» (1870-е гг.); настольная статуэтка «Амур оборванный, хромой» (1860-е гг.); коробочка с ажурной крышкой (конец 1870-х — начало 1880-х гг.); миниатюрные кувшинчики ажурного литья (конец 1870-х — начало 1880-х гг.).
КЛОДТ фон ЮРГЕНСБУРГ Петр Карлович (18051867). Широко знаменитый санкт-петербургский скульптор, литейщик, педагог. Работал в области монументальной и станковой пластики, является основоположником анималистического жанра в России. За монументальную скульптурную группу «Лошадь с водничим» в 1838 г. получил звание академика и произведен в профессоры. Преподавал в Императорской Академии художеств в Санкт- Петербурге и осуществлял руководство ее литейной мастерской («Литейный Дом»). Являлся членом Академии Святого Луки в Риме (1852), Академии изящных искусств в Париже и Королевской Академии художеств в Берлине. С его готовых бронзовых скульптур (часто отлитым самим скульптором в патинированной бронзе) на разных промышленных предприятиях (литейных заводах и фабриках) производилось в бронзе и чугуне большое количество несанкционированных художником повторов кабинетных скульптур и предметов декоративно-прикладного характера. Среди наиболее известных работ, отливаемых в чугуне на чугунолитейных заводах Центральной России и Южного Урала, следует назвать: «Конногвардеец, поящий коня» (1830-е гг.), «Артиллерист верхом» (1830-е гг.), «Николай I. Модель конной статуи для памятника в Санкт- Петербурге» (1856), «Лошадь-кляча» (1850-е гг.), «Павшая лошадь и волк» (1840—1850-е гг.), «Лошадь с жеребенком» (1854—1855), «Лошадь на водопое» (1850-е гг.), скульптурная коновязь «Голова лошади» (1860-е гг.), ставшие классикой скульптурные группы «Конь с водничим» (1846), «Укротитель коня» (1836), «Конь с попоной» (1848— 1850), «Лошадь с упавшим всадником» (1846—1850) и т. д. На Каслинском заводе до 1917 г. по его моделям отливалось не менее семнадцати скульптур и композиций, на Кусинском заводе — пять скульптурных композиций. Многие работы П.К. Клодта по старым каслинским и кусинским заводским моделям тиражировались в советский период до конца ХХ в. В ассортиментный каталог Каслинского завода 2011 года входит шесть моделей П.К. Клодта, предлагаемых к отливке в чугуне или бронзе. В 1934—1935 гг. наиболее известные скульптурные композиции П.К. Клодта «Конь с водничим» (или «Укротитель коня») и «Конь с садящимся всадником» отливались в чугуне в чугунолитейном цехе № 34 Уральского завода тяжелого машиностроения.
ЛАНСЕРЕ Евгений Александрович (1848-1886). Широко известный санкт-петербургский скульптор- прикладник, чьи авторские модели, отлитые в бронзе, являются наиболее ярким проявлением русского стиля в декоративно-прикладном искусстве России второй половины XIX в. В 1869 г. окончил Санкт-Петербургский университет с ученой степенью кандидата права. В годы учебы в университете самостоятельно занимался скульптурой, посещал мастерскую скульптора-анималиста Н.И. Либе- риха и пользовался его профессиональными советами. В 1869 г., являясь студентом университета, получил от Императорской Академии художеств за скульптурные группы «Тройка с двумя седоками, собакою и ямщиком» (бронза, санкт-петербургская фабрика А.Н. Соколова) и «Руслан и Людмила» (модель в воске) звание классного художника 2-й степени (1869). Свою творческую деятельность связал с санкт-петербургской бронзолитейной фабрикой и фабрикантом Ф.Ю. Шопеном (работал в России в 1838—1892 гг.), с которым около 1870 г. заключил контракт на эксклюзивное изготовление авторских моделей для фабричного тиражирования. В 1872 г., после экспонирования на Академической выставке нескольких скульптурных композиций, Лансере был удостоен звания классного художника 1-й степени, в 1874 г. — звания почетного вольного общника Императорской Академии художеств. Участвовал в ежегодных выставках Академии художеств (1869—1879) и во Всемирных промышленных выставках: в Лондоне (1872), Вене (1873), Филадельфии (1876), Париже (1878). Активно путешествовал по России, Украине, Башкирии, Киргизии, Кавказу и Крыму. Дважды посещал Францию (1867 и 1876), где изучал коллекции парижских музеев и технику художественного бронзового литья, в 1883 г. предпринял длительную поездку по Алжиру. Получил большую известность благодаря своим работам в жанре малой скульптурной пластики (кабинетная бронза) на исторические, этнографические, фольклорные и бытовые сюжеты. На южноуральских заводах отливался в чугуне целый ряд изделий, модели которых были выполнены Е.А. Лансере. На Каслинском заводе тиражировались: «Охотники с борзыми собаками» (1868), «Джигитовка лезгин» (1874), «Отъезд казака» (1878), «Тройка летом» (1869), «Мужик с цибиком чая» (ок. 1875). На Кусинском заводе отливались те же самые скульптуры, но иногда с частичным изменением в каталожном названии («Охотники с 5-ю борзыми собаками», «Джигитовка лезгин», «Отъезд казака», «Тройка лошадей в русской упряжке», «Разносчик»). Многие работы Е.А. Лансере по старым каслинским и кусинским заводским моделям тиражировались в советский период до конца ХХ в. и продолжают отливаться на Каслинском заводе до настоящего времени в соответствии с ассортиментным каталогом 2011 года. В 1934—1935 гг. наиболее известная скульптурная композиция Е.А. Лансере «Джигитовка лезгин» отливалась в чугуне в чугунолитейном цехе № 34 Уральского завода тяжелого машиностроения.
МОЛИН Йохан-Питер (1814—1873). Шведский скульптор, профессор скульптуры, академик. Родился в г. Гётеборге на западном побережье Швеции. Работал в области монументальной, монументально-декоративной и станковой скульптуры, автор медалей и портретных бюстов. Учился в Копенгагене (1831 — 1843), в 1845 г. посетил Париж и Рим. Наиболее известна его монументальная скульптурная композиция в бронзе (памятник в городском парке г. Гётеборга и копия в г. Стокгольме) «Борющиеся на ножах» (1840/1860), уменьшенная модель (1864) которой широко тиражировалась в бисквите в двух вариантах: двухфигурная скульптура без постамента- цоколя с авторской подписью на подставке скульптуры «I.P. Molin. Stockholm 1864» и скульптура на высокой подставке-цоколе со шведской фабричной маркировкой на плинфе цоколя «Gustafsberg». На Каслинском заводе уменьшенная модель данной работы по шведскому образцу в бисквите тиражировалась до 1917 г. под каталожным названием «Борьба древнескандинавская» на высоком прямоугольном постаменте, с подписью на подставке скульптуры «Раб. Молина». Постамент, украшенный фризом из скандинавских рун и рельефными сюжетными сценами бытового характера, усиливал драматический смысл скульптурной композиции. В период второй половины 1940-х -1960-х гг. скульптурная группа отливалась незначительным тиражом в двух вариантах — с постаментом (подчасник), но без жанровых рельефов на боковых стенках, и без постамента (скульптура) на овальной подставке с гладким поземом; в конце ХХ в. скульптурная композиция отливалась с постаментом (уже не как подчасник), и также без сюжетных сценок, в результате чего терялся общий содержательный смысл работы. В ассортиментный каталог Каслинского завода 2011 года включена модель данной скульптуры без рельефного декора на постаменте- цоколе.
ШИНКЕЛЬ Карл-Фридрих (1781-1841). Берлинский художник и главный архитектор Пруссии, яркий представитель европейского классицизма. С 1834 г. почетный вольный общник Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге. Помимо создания в первой трети XIX в. многочисленных эскизов и проектов декоративных архитектурных деталей и интерьеров (балконные консоли, различные перила и решетки, лестничные марши, двери порталов гражданских зданий, дворцовые интерьеры для немецкой аристократии), много внимания уделял разработке моделей декоративных ажурных и кабинетных предметов для их отливки в чугуне на Прусском Королевском литейном заводе в Берлине (1804—1873), откуда эти образцы попадали в производство разных немецких литейных мастерских и на чугунолитейные заводы Англии, Франции, Австрии и России. Являлся автором моделей декоративных тарелок, ваз, подсвечников, канделябров, а также садово-парковой мебели — столов, диванов, кресел и стульев в стилистике классицизма и неоготики, которые с середины XIX в. отливались на многих провинциальных чугунолитейных заводах России. По его авторским моделям и с чугунных немецких отливок по его моделям на Каслинском заводе отливались: «Ваза ажурная на ажурной ножке» (1820—1825), тарелки ажурные «Ажурная с лозами аканта» (1820—1825), «Нептун и наяды» (ок. 1825) и «Ажурная в готическом стиле» (ок. 1825— 1827), подсвечник «Вакх» и «Кариатиды» (1810—1820-е гг.), кресло садовое и стул в стиле классицизма (1810— 1820-е гг.), диван садовый в готическом стиле (конец 1820-х — 1830-е гг.), диван садовый ажурного литья (1830-е гг., «Диван по новому образцу») и др. На Кусинском заводе отливались три ажурных декоративных тарелки: «Ажурная с лозами аканта», «Нептун и наяды» и «Ажурная в готическом стиле». На Белохолуницком заводе А.Ф. Поклевского-Козелл по образцам каслинских отливок в чугуне с моделей К.-Ф. Шинкеля в конце XIX в. выпускались декоративная тарелка «Нептун и наяды» и садовопарковая мебель. На санкт-петербургском заводе Сан-Галли во второй половине XIX в. по модели Шинкеля также выпускались чугунные садовые диваны.
Замира МАЛАЕВА
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 125 (апрель 2015), стр.60