В моих предыдущих статьях — «Клейма мастеров и мастерских на меднолитых иконах, распятиях и складнях» [1] и «Еще раз о дате “1594 год” и датах на меднолитой пластике» [2] — был начат разговор о клеймах на меднолитой пластике. Эти статьи вызвали определенный интерес у читателей, благодаря чему появились дополнительные фотографии предметов с различными клеймами, новая информация и рассуждения на данную тему. Поэтому сегодня этот разговор будет продолжен.
Напомню, что медное художественное литье — анонимное искусство. Обычно произведения меднолитой пластики aне подписывались авторами, следовательно, датировать такие предметы достаточно сложно. Конечно, с научной точки зрения самыми ценными считаются иконы, на которых значатся клеймо мастера и дата. Об этих клеймах мало что известно, в основном это догадки и размышления научных сотрудников различных музеев и коллекционеров. К тому же изделия, на которые они наносились, чаще всего являлись типовыми, так что клеймить их особого смысла не было. Авторской работы, в отличие от живописных икон, в них не так много, и правильнее было бы говорить в этом случае о мастерстве в изготовлении модели для отливки. В статье «Клейма мастеров и мастерских на меднолитых иконах, распятиях и складнях» [1] были помещены фотографии четырехстворчатого складня «Двунадесятые праздники», на котором имеется дата на кириллице «ЗТЧА» (где последняя буква — это «аз»), что означает 7391 год (по летоисчислению от Сотворения мира) и соответствует 1883 году по современному летоисчислению от Рождества Христова (7391 — 5508 = 1883).
Если внимательно рассмотреть другие иконы, упомянутые в той же статье («Вознесение Господне, «Воскресение Христово» и др.), то видно, что на них нанесены клейма в виде одной буквы «А» (Аз). В сегодняшнем материале помещено еще одно фото изделия с таким же клеймом — складень «Деисус с избранными святыми» (у коллекционеров он называется «девятка»). На обороте его двух створок нанесено по одному клейму «А» (Аз) (6,5 (6,0) х 16,6 см) (ил. 1). Доводы о связи данного клейма с мастерской Е.П. Петровой приводились мной ранее [1]. А его расшифровка пока неизвестна, хотя существуют мнения, что: а) «„клеймо связано с первой отливкой плашки...» [3]. Логично, так как «А» (Аз) означает цифру «1». Но «аз» в переводе со старославянского языка — это еще и «Я». Вероятно, это тоже нужно учитывать? Хотя замечу, что вышеназванный складень имеет высокое качество литья, и можно смело отливать другие складни, используя его в качестве модели. Таким образом, «А» (Аз) может быть и обозначением первой отливки. Этот предмет достался мне от одного жителя нашего сибирского городка (очень далекого от московских мастерских), и не чудо ли, что складень «первой» отливки попадает именно коллекционеру по меднолитой пластике?! Любопытно, что данные складни такого же высокого качества отливки мне встречались и без клейма «А» (Аз); б) «.клеймо владельческое.
Если предположить, что производитель клеймил только один экземпляр, то сложно объяснить цель такого клеймения, кроме версии о первой отливке.» и якобы «.даже чисто технологически, клеймо более позднее, чем сама отливка плашки. Иногда клеймо ставилось с таким усилием, что приводило к деформации участка самого клеймения плашки. Одно можно сказать точно, литье слабенькое («Неопалимая Купина» (ил. 27) в той же статье [1]), множественные непроливы мелких деталей, и связывать это клеймо с первой отливкой не совсем правильно.» [3].
Напомню, что в вышеназванной статье [1] приводились фотографии меднолитых изделий, где имеется другое клеймо с буквой «А» («аз») — это «АМ» (АзМ). В этой статье я привожу еще фото клейм «АМ» (АзМ) на картуше четырехчастного складня «Двунадесятые праздники» (ил. 2) и на оборотной стороне иконки «Воздвижение Креста Господня» (5,9 (6,4) х 5,9 х 0,4 см) (ил. 3). По мнению некоторых исследователей, в том числе и О. Кузовкова, эти клейма отличны друг от друга, и даже на изделия они наносились в разное время, с интервалом в 40 лет, и якобы «АМ» (АзМ) означает мастер «Андрей Михайлов», в то время как одна буква «А» (Аз) на данный момент не расшифрована.
Насчет клейма «А» (Аз) я выдвинул и свою версию, рассуждая следующим образом: если обратиться к другой иконе — «Воскресение Христово (Сошествие во ад)» в этой же статье ([1], ил. 48), то на ней имеется клеймо «ЧА» (где последняя буква — это Аз).
Если взять за основу то, что ряд клейм — «М.Р.С.Х.», «Р.С.Х.», «Р.Х.», «Х.» — имеют одну и ту же расшифровку: «Мастер Родион Семенович Хрусталёв», то логично и в нашем случае считать, что следующий ряд — «ЗТЧА», «ТЧА», «ЧА», «А» (где во всех вариантах последняя буква — «А» (Аз)) — также означает одно и то же: дату на кириллице, соответствующую 1883 году. Тогда можно предположить, что если на одной иконе, как, например, «Богоявление» (6,1 (5,6) х 5,3 см) (ил. 4), стоят два клейма — «Р.С.Х.» (внизу слева) и «А» (Аз) (на обороте), фото других предметов с этим сочетанием клейм имеются в вышеназванной статье, например икона «Вознесение Господне», то расшифровка их столь же очевидна: «Мастер Родион Семенович Хрусталёв. 1883 год». Следовательно, если на иконе стоит только одна буква «А» (Аз), как на ушке сюжета «Воскресение Христово» (6,3 (5,8) х 5,4 см) (ил. 5), то это просто дата — «1883 год»! Но, может, это вовсе не дата отливки, а что-то другое?
О том, что некоторые даты, нанесенные на предметы меднолитой пластики, возможно, не соответствуют дате отливки, было сказано в статье «Еще раз о дате “1594 год” и датах на меднолитой пластике» [2]. Напомню, что в этой статье рассматривались клейма «МАП» и «ЗТОГ», где мною было выдвинуто предположение, что «1864 год» — это не дата отливки (изготовления матрицы, начала работы мастерской или рождения кого-то и т. п.), а дата, связанная с некоторыми значимыми событиями в жизни приверженцев старой веры, например: «...В результате уже в царствование Александра II (1855— 1881) были намечены, хотя и очень слабые льготы старообрядчеству. В 1864 г. царем был издан указ о «необходимости предоставить свободу в делах веры..» [4]. Хотя нужно учитывать и то, что некоторые текущие датировки могут совпадать с датировкой в ознаменование определенного события. А в сегодняшнем материале я помещаю еще несколько фотографий изделий с клеймом «МАП» и датой «ЗТОГ», которые лишний раз наводят на мысль, что этот год не означает дату отливки. Это иконы «Спас Благое молчание» (хочу обратить внимание, что клейма «МАП» и «ЗТОГ» мне встречались на иконе «Спас Благое молчание» только на той разновидности, у которой на внутренней рамке имеется узор (15,2 х 13,0 см) (ил. 6) и «Спас Смоленский» (11,4 х 9,4 см) (ил. 7).
Интересно, что именно эта дата, «1864 год», встречается и на задней стороне креста (26,5 х 13,4 см) (ил. 8). Эти же клейма, «МАП» и «ЗТОГ», оказались и на верхнем торце распятия (37,0 х 19,0 см) (ил. 9). Учитывая, что чаще всего одно клеймо из двух нанесенных на меднолитом изделии — это инициалы мастера, а другое — дата, выглядит убедительной версия о том, что сочетание клейм «М.Р.С.Х.» и «А» (Аз) также означает инициалы мастера и дату. Следуя той же логике, и дата «1883 Ч год», которая, предположительно, зашифрована в клейме «А» (Аз), может знаменовать какое-то важное событие в жизни староверов.
Обратимся к истории старообрядчества: «.3 мая 1883 г, уже в царствование Александра III, появился закон об общем положении старообрядчества в государстве и его религиозных правах. Он подтверждал прежнее постановление.. отменявшее многие ограничения николаевского царствования, и даже предусматривал новые послабления. Старообрядцы получали улучшение гражданских прав: они могли заниматься промышленностью и торговлей, получать паспорта на общих основаниях. Кроме экономических свобод разрешалось совершать “общественные моления и богослужения”, в том числе в специально устроенных молитвенных домах, открывать новые молитвенные здания, но с разрешения обер-прокурора Синода и министра внутренних дел, ремонтировать старые, с разрешения губернатора, но запрещалось возводить колокольни..» [4] Раз разрешалось открывать новые молитвенные здания и старообрядцам можно было заниматься промышленностью и торговлей, то, следовательно, потребность в меднолитых изделиях увеличивалась. А для новых молитвенных зданий требовались, конечно, крупноформатные иконы и кресты. И какими бы праведными ни были служители веры, коммерческая жилка у них всегда присутствовала. Раз на основании закона 1883 года староверам дали некоторые послабления, позволившие делать больше продукции и, следовательно, получать больше прибыли, то, наверно, можно было этот год как-то увековечить? Если придерживаться данной версии, то дата на кириллице нанесена (как и на других изделиях) именно по этому случаю.
За последний год мне попадалось много различных меднолитых изделий, на которых имеются клейма, в том числе и не опубликованные в моих статьях. Часть наиболее интересных фотографий приведена ниже:
1.Клеймо «1ОС» на картуше складня «Деисус» (16,3 (15,7) х 38,0 см) (ил. 10).
2.Клейма «N-ГП» на обороте иконы «Богоматерь ““Знамение” с символами Евангелистов» (6,3 (5,9) х 5,4 см) (ил. 11). Возможно, что это какое-то владельческое клеймо.
3.Внизу на оборотной стороне иконы «Спас Благое молчание» (15,1х12,9 см) стоит клеймо в виде повернутой буквы «З». Похоже, оно состоит из двух полуокружностей в виде «С». Возможно, выбито одним клеймом, состоящим из буквы «С». Можно предположить, что клеймо «З» означает «Заведение» кого-то из Соколовых [8] (ил. 12). А может, это обозначение перевернутой (0 (омеги), которая имеет совсем другой смысл?
4.Икона «Воскресение Христово (Сошествие во ад)». На лицевой стороне в верхней ее части выбиты инициалы: «СИ И Т» (11,2 х 10,2 см) (ил. 13). Можно предположить, что это клеймо расшифровывается как «Сия икона Игната Тимофеева». Интересно, что клеймо, связанное с именем Игната Тимофеева, до этого встречалось только на иконе «Богоматерь Казанская» (11,7 х 10,5 см) [1]. Хотя можно сделать и другое предположение. В одной из своих статей Е.Я. Зотова пишет: «...в доме московской мещанки Прасковьи Артемьевой проживал федосеевец Иван Трофимов, занимавшийся отливанием крестов и икон.» [5] Поэтому не исключено, что эта иконка принадлежит руке не Игната Тимофеева, а Ивана Трофимова, и, возможно, «И» означает «Иван Трофимов», а «Иг» — «Игнат Тимофеев».
5.Интересная подборка икон была обнаружена в одном тайнике. Все они имеют клейма:
а) икона «Благовещение». На оборотной стороне внизу стоят буквы: слева — «З», справа — «с» (ил. 14);
б) икона «Воздвижение Креста Господня» (5,9 х 5,9 см) (ил. 15). На оборотной стороне в нижней части выбиты такие же буквы: слева — «З», справа — «с»;
в) икона «Вознесение Господне» (5,5 х 5,1 см) (ил. 16) из медного сплава. На оборотной стороне в нижней части — клеймо «1ОС»;
г) икона «Вознесение Господне» (5,5 х 5,1 см) (ил. 17) из медного сплава. На лицевой стороне внизу — буквы «М.Р.С.Х.». На оборотной стороне в нижней части выбиты буквы: слева — «З», справа — «с»;
д) икона «Богоявление» (ил. 18). По нижнему краю рамки — клеймо «М.Р.С.Х.». На оборотной стороне в нижней части выбиты буквы: слева — «З», справа — «с;
е) икона «Сретение Господне» (6,1 (5,7) х 5,2 см) (ил. 19). На оборотной стороне внизу буквы: слева — «З», справа — «с»;
ж) икона «Преображение Господне» (6,1 (5,7) х 5,3 см) (ил. 20). На оборотной стороне в правом нижнем углу — клеймо «СМ»;
з) икона «Успение Богородицы» (6,0 (5,6) х 5,1 см) (ил. 21). На оборотной стороне внизу буквы: слева — «З», справа — «с».
Интересно то, что эти буквы, «С» и «З», на всех вышеназванных иконках, похоже, выбиты одним и тем же клеймом, где «З» образовано как две буквы «С».
Тот факт, что все иконки были найдены в одном тайнике и имеют одинаковые следы коррозии, дает основание предполагать, что все они были приобретены в одном месте и, вероятнее всего, все эти клейма («М.Р.С.Х.», «ЗС», «СМ», «1ОС») принадлежат одной и той же мастерской, где работал Р.С. Хрусталёв. Возможно, и модели для всех этих икон были сделаны одним и тем же мастером — Р.С. Хрусталёвым.
Общеизвестно, что, например, на серебряных окладах одно клеймо связано с мастером или мастерской, а другое — пробирное, подтверждающее качество серебра. Так, может быть, и в рассматриваемом случае вполне уместно предположить, что «М.Р.С.Х.» — клеймо мастера, а «ЗС» — своеобразное клеймо качества, знак того, что данное заведение (Соколовой) делает отливки высокой «пробы»?
6.На иконе «Богоматерь Казанская» (6,1 х 5,7 см) (ил. 22), на лицевой стороне в левом нижнем углу, — буква «J».
7.На ушке иконы «Богоматерь Владимирская» — буква «Р» (ил. 23). На ушке иконы «Чудо Георгия о Змие» (6,4 (6,0) х 5,1 см) — тоже «Р» (ил. 24). Можно предположить, что «Р» расшифровывается как Р[одион Хрусталёв], хотя существует мнение, что это совсем другой мастер.
8.О клеймах на другой иконке «Богоматерь Казанская» я говорил в предыдущей статье [1], но, вероятнее всего, клеймо справа не было полностью отчеканено и правильнее его читать не «СС1», а «ССВ».
Интересно то, что это клеймо (сочетание клейм «М.Р.С.Х.» и «ССВ») встречается только на данном типе иконы и только с этими габаритами. Также замечу, что мне попадались данные иконки исключительно с «граненым» ушком (ил. 25).
9.Клеймо «РО» мне встречалось только на иконе с сюжетом «Кирик и Иулита», причем лишь на той разновидности, где все буквы на подписях выполнены выступающим рельефом [1]. Замечу, что и без такого клейма эта разновидность данного сюжета мне не встречалась (ил. 26).
10.На другой иконке «Кирик и Иулита», на ушке, имеется буква «П». Эта разновидность данного сюжета имеет рамку в виде «витой веревки». Также замечу, что буква «П» мне встречалась только на этом сюжете и только на этой разновидности [1] (ил. 27)
11.На ушке безэмальной иконки «Кирик и Иулита» (5,5 (6,1) х 5,1 см) (ил. 28) имеются буквы «ВП». Возможно, они означают то же самое, что и одна буква «П».
12.«Распятие Христово» (25,4 х 14,2 см) (ил. 29) имеет клеймо «СИБ» на обороте, а на его лицевой стороне, на верхней перекладине, видны маленькие буквы: в одном из левых квадратиков — «Р», а в правом — «Х». Получается, что с этой моделью работал также Р. Хрусталёв и клеймо «СИБ» относится к заведению, где он тогда трудился [1]. На всех известных мне крестах буквы «РХ» находятся спереди, а «СИБ» — на оборотной стороне. Может, Р. Хрусталёв вырезал лишь «матку» лицевой части креста, а некий мастер «С.И.Б» занимался только «обороткой»?
13.Наиболее интересный экземпляр, с которым мне удалось ознакомиться в последнее время, — это матрица «Успение Богородицы» (28,5 х 24 см) (ил. 30). На ней имеются надписи: на оборотной стороне — «ОТЪ, ЧЕКАНЕНА, ВЪ, 1872мъ, Году, +м.2. МАСТЕРЪ, РОД1ОН, СИМЕНОВЪ, ХРУСТАЛЕВЪ.», а на лицевой стороне, в верхней части рамки, — «1883. г. подправилъ М.Р.С.Х.». Эта матрица является своего рода документом, подтверждающим, что буквы «М.Р.С.Х.» расшифрованы правильно и означают «МАСТЕРЪ, РОД1ОН, СЕМЕНОВЪ, ХРУСТАЛЕВЪ». На основании вырезанных дат можно утверждать, что сначала с данной матрицы отливались иконы с 1872 по 1883 год. Замечу, что 1872 год — это год, когда впервые упоминается имя Р.С. Хрусталёва. Если с матрицы 1872 года отливали иконы 11 лет, то можно утверждать, что после подправки этот сюжет мог отливаться еще лет десять, а так как эта матрица и сегодня выглядит отлично, то можно констатировать, что отливки делались вплоть до закрытия меднолитого производства, то есть до начала XX века. И это наводит на мысль, что дата на меднолитом изделии может означать год чеканки матрицы или год ее подправки! Также эти даты говорят о том, что любая матрица могла периодически подправляться и использоваться не один десяток лет. Может быть, поэтому на ранних матрицах, например на той, с которой отливали четырехстворчатый складень «Двунадесятые праздники» второй половины XIX века, встречаются более поздние клейма начала ХХ века («ЛЕ», «ЛЕЮ» и др.)? А если клейма и вырезки штихелем могли наноситься и позже, спустя десяток лет, то наличие даты на меднолитом изделии вовсе не означает, что оно было отлито именно в этот год!
Думаю, следует обратить внимание и на то, что до 1883 года мастер Родион Хрусталёв не делал расшифровку своих инициалов (М.Р.С.Х.) на иконах, распятиях и складнях. Известна ранняя полная расшифровка только на вышеприведенной матрице. Но матрица применялась в узком кругу мастеров, и, наверно, грех не написать на ней, чьей руке принадлежит эта красота! И это дает еще одно основание предполагать, что 1883 год, на том же четырехстворчатом складне [1], выбран не случайно и связан именно с послаблением гонений на приверженцев старой веры. Ведь ранее Р.С. Хрусталёв не мог бы так открыто обнародовать свою фамилию, поскольку это было небезопасно.
14.Икона «Богоматерь Тихвинская» (5,4 х 4,8 см) (ил. 31). На оборотной стороне — клеймо «ФЕ (£)». Замечу, что фото подобного клейма я помещал в вышеназванной статье ([1], ил. 28), где ошибочно его перевернул и прочитал как «ОЭФ». Интересно в этом клейме еще то, что сочетание в нем двух последних букв совпадает с буквами в клейме «ЛЕСО» (ил. 37 и 38), которое «расшифровано» как «Лизунов Ефим Федорович» [7]. А может, в этих клеймах это сочетание означает что-то другое, тем более что « (О» (омега) в старославянской литературе читается как «О» или соответствует числу «800»? Тогда клеймо «ФЕСО» правильно читать как «Фео». Это слово является коренным для некоторых имен, например «Феодор» (дар божий), и означает производную от слова «Бог». Может, в этом и есть тайна данной надписи?
15.Интересно необычное сочетание клейм на иконе «Воздвижение Креста Господня» (10,9 х 9,5 см) (ил. 32) — это буквы «С ИК А И И» (на верхней части рамки средника) и «Р.С.Х.» (на «ушке» иконки, размещенной внутри «виноградной» рамки). Если внимательно посмотреть на эту икону, то видно, что между буквами «И И» имеется вырезанное пространство, залитое эмалью, и, вероятнее всего, на этом месте были буквы «Г Т». Тогда получается известная надпись — «С ИК [К]А И[Г] [Т]И», которая «переводится» как «Святая икона Казанская Игната Тимофеева» [1]. И появляются новые вопросы: а правильно ли расшифрована эта надпись, ведь сюжет иконы другой, не «Богоматери Казанской»? если буквы «И[Г] [Т]И» «соответствуют» все же Игнату Тимофееву, то почему они «встретились» с буквами «Р.С.Х.», ведь Р.С. Хрусталёв работал в другое время? Возможно, в литейной мастерской имелись две модели: двухвершковая «Богоматерь Казанская», с клеймом «С ИК КА ИГ ТИ», и вершковая «Воздвижение Креста Господня», с клеймом «Р.С.Х.», с которых и отлили эту икону. При этом в виноградный орнамент двухвершковой модели иконы «врезали» модель вершковой. Или была применена другая технология, например, в глину сначала поместили модель «Богоматери Казанской», потом ее вынули и на место центральной части поместили, в эту же глину, уже вершковую модель «Воздвижение Креста Господня». Тогда выходит, что все буквы были вырезаны на моделях? А может, они наносились другим способом?
В любом случае, получилась новая модель, на которой оказались одновременно два клейма, принадлежавших разным мастерам. Может, это говорит о том, что они работали в одной мастерской и, возможно, в одно время?
Также возникает еще один вопрос: если на двухвершковых иконах «Богоматерь Казанская» встречается клеймо с датой «МАП ЗТОГ» [1], а Р.С. Хрусталёв предположительно работал в мастерской (мастерских) с 1872 года, то логично, что «ЗТОГ» (1864 год) означает не дату отливки, а нечто иное. Если проанализировать подобные иконы, но с разными сюжетами [6], то видно, что «виноградная» рама применялась для их отливки от сюжета «Богоматери Казанской», так как по периметру «врезных» вершковых иконок размещается узор, характерный только для внутренней рамки двухвершковой иконы «Богоматерь Казанская», да и размеры известных мне «казанок» близки к 10,9 х 9,5 см.
16.Складень «Двунадесятые праздники и поклонение образам Богоматери». На задней части, внизу картуша, имеются буквы «ЛЕ». Возможно, это клеймо принадлежит Е.Ф. Лизунову (18,0 х 40,0 см) (ил. 33).
17.Складень «Распятие Христово. Седмица. Воскресение Христово». Клеймо «ЛЕ». Возможно, это клеймо также принадлежит Е.Ф. Лизунову (6,0 х 17,0 см) (ил. 34).
18.Четырехстворчатый складень «Двунадесятые праздники» (ил. 35) и складень «Деисус. Ангел-хранитель и избранные святые» (3,5 х 7,0 см) (ил. 36). У обоих складней на оборотной стороне, в нижней части картуша, буква «Л». Если эти клейма принадлежат Е.Ф. Лизунову, то, значит, датировка данных складней в разных источниках неверная? Тогда возникают вопросы без ответов: или складни отлиты позже, в начале ХХ века, или буквы неправильно расшифрованы.
19.Икона «Святитель Николай Чудотворец» (11,6 х см) (ил. 37). На оборотной стороне иконы имеется клеймо «ЛЕ(Й». Возможно, что данное клеймо принадлежит Лизунову Е.Ф. В своей статье [7] ЕЯ. Зотова пишет: «По архивным документам имя Марии Ивановны Соколовой упоминается последний раз 1 февраля 1911 года при получении ““свидетельства на производство торговли и мастерства золотыми и серебряными изделиями”. Далее владельцем этого заведения становится ее зять Лизунов Ефим Федорович, крестьянин Боровского уезда. Именно он получает промысловые и торговые свидетельства с 18 января 1912 г. по 10 декабря 1914 г. При последнем упоминании имени Е.Ф. Лизунова в 1916 г. указано, что заведение размещается в его ““собственном доме””. Здание мастерской сохранилось. Современный адрес: улица Девятая Рота, дом 27, стр. 2. Полагаем, что при новом владельце меднолитые изделия получили удостоверяющие знаки: «ЛЕ», «Л», «ЛЕ СО»... Особенности обработки оборотной стороны этих произведений характерны для меднолитой пластики начала ХХ века. Меднолитая пластика с удостоверяющими знаками Ефима Лизунова принадлежит к завершающему периоду истории существования известной московской мастерской». Можно предположить, что первоначальное клеймо было трехбуквенным и позже было заменено на двухбуквенное «ЛЕ» и однобуквенное «Л», и получается, что все эти клейма наносились в период с 1912 по 1916 год, возможно и позже, вплоть до закрытия мастерской. Если придерживаться этой версии, то даты изготовления некоторых икон в различных ранних публикациях определены неверно и требуют корректировки. Как, например, четырехстворчатого складня «Двунадесятые праздники», о котором говорилось выше, с клеймом «ЛЕ» на обороте, поскольку на подобном складне такого же извода имеются дата на кириллице «ЗТЧА» (1883 год) и надпись «Р.С. Хрусталёв» [1] и эти складни (без даты) в большей части литературы датировались последней четвертью XIX века. Можно сделать предположение, что матрицу резал Р.С. Хрусталёв еще в конце ХИ века, а потом, вероятно после подправки, из нее делали отливку этого складня в мастерской Е.Ф. Лизунова, но уже в период 1912—1916 годов. То же самое можно сказать и об этой иконе «Святитель Николай Чудотворец», что подобные иконы с таким сюжетом в различных источниках датировались второй половиной XIX века, и если это клеймо «ЛЕ ©» действительно принадлежит заведению Лизунова Е.Ф. (см. мои сомнения в п. 14), то и датировку этого литья можно смело ставить в период 1912—1916 годов.
20.На оборотной стороне створки четырехстворчатого складня «Распятие Христово. Троица Ветхозаветная. Седмица. Воскресение Христово (Сошествие во ад)» (6,3 (5,9) х 21,7 см) (ил. 38) имеются буквы «ЛЕ СО». Предположительно, расшифровываются как «Лизунов Ефим Федорович». Если это так, то время изготовления данного складня можно датировать 1910-ми годами.
21.Икона «Святитель Николай Чудотворец» (11,6 х 10.1 см) (ил. 39). На лицевой стороне под ушком — «М.Р.С.Х.», на ушке — «Г.».
22.Икона «Преподобный Паисий Великий» (6,1 х 5.1 см) (ил. 40). На лицевой стороне под ушком — «Р.С.Х.», на ушке — «Г», где буква «Г» (как и в п. 21), возможно, означает слово «год». Но тогда почему при этом нет цифр этого года? Если цифры не входили на «ушко» иконки, то их можно было выбить или вырезать в другом месте. А может, буква «Г» означает что-то другое, например — «гравировал»?
23.Икона «Святители Иоанн Златоуст, Василий Великий, Григорий Богослов» (12,1 х 9,8 см) (ил. 41). На оборотной стороне — «ЗСС». Возможно, что эти буквы расшифровываются как «Заведение Сергея Соколова» [8].
24.Икона «Рождество Христово» (5,8 х 5,2 см) (ил. 42). На лицевой стороне внизу — «М.Р.С.Х.», а на оборотной стороне внизу — «1ОС». Это подтверждает, что клеймо «1ОС» относится к мастерской, где работал в это время Р.С. Хрусталёв.
25.На иконе «Кирик и Иулита» внизу — «М.Р.С.Х.» и «МС» (ил. 43). Буквы «МС» вписаны в прямоугольник, поэтому их часто принимают за какую-то одну букву. Вероятнее всего, «МС» — инициалы владелицы: «Мария Соколова». Если это так, то подтверждается и то, что мастер Р.С. Хрусталёв работал на заведение (или в заведении) Марии Соколовой.
26.Икона «Вход Господень в Иерусалим» (6,1 х 5,2 см) (ил. 44). На лицевой стороне, на ушке, имеется буква «И». Возможно, это клеймо расшифровывается как «И[гнат Тимофеев]» или «И[ван Трофимов]».
27.Икона «Святитель Николай Чудотворец» (11,6 х см) (ил. 45). На ушке клеймо «М:».
28.Икона «Апостол Иоанн Богослов и ученик его Прохор» (5,7 х 4,9 см) (ил. 46). На лицевой стороне внизу — «СИБ» и «МС». Раз клеймо «МС» встречается на изделиях с клеймом «М.Р.С.Х.», то эта икона еще раз подтверждает, что клеймо «СИБ» наносилось в мастерской, где работал Р.С. Хрусталёв.
29.Икона «Успение Богородицы» (5,6 (6,0) х 5,2 см) (ил. 47). На лицевой стороне внизу — «Р СИБ Р». Это клеймо опровергает мнение ЕЯ. Зотовой, которая в своей работе [9] пишет: «...Монограмма другого мастера «СИБ» известна лишь на произведениях с клеймом “МС”...» Хотя можно предположить, что «Р СИБ Р» — это более расширенная монограмма, которая означает то же самое, что зашифровано в «СИБ».
30.В статье ([1], ил. 29) я приводил пример складня «Богоматерь Казанская» с буквами «СГ». В этой же статье я помещаю еще один складень с такими же буквами — «СГ». Некоторые коллекционеры считают, что эти буквы означают «Господь Саваоф». А вот приверженец старой веры Илья Ушаков рассуждает так: «”Господь Саваоф” сокращается как “ГС”, а не “СГ”. В других вариантах этой композиции внизу идет надпись “Отечество” (ил. 48). Можно было бы всерьез рассматривать версию, что “СГ” — это “Господь Саваоф”, если бы такие же буквы не встречались (достаточно часто) на оборотах крестов. Вероятно, такие кресты (как правило, затертые и без эмали) просто оказались вне поля внимания некоторых исследователей. Стилистически они близки к указанному складню. Мое мнение, что это клейма какого-то мастера».
31. На оборотной стороне креста (37,5 х 20,0 см) (ил. 49) внизу имеются буквы «Г.М.К.», расшифровка которых на данный момент неизвестна.
32.На оборотной стороне иконы «Деисус с избранными святыми» внизу — буква «Х» (ил. 50). Что означает это клеймо, сегодня неизвестно. Возможно, что оно — «технологическое».
33.На оборотной стороне иконы «Святитель Николай Чудотворец» имеется клеймо «С-М» (ил. 51). На данный момент его расшифровка неизвестна. Про клеймо с этим сочетанием букв я говорил в своей статье [1], что их можно «привязать» и к «Соколовой Марии», и к чему-то другому. Есть мнение, что они означают «Соловецкий монастырь», так как якобы кто-то из предков привез иконку с такими буквами из паломнической поездки в Соловецкий монастырь [10].
34.На оборотной стороне иконы «Воскресение Христово (Сошествие во ад)» (11,3 х 10,3 х 0,6 см) (ил. 52) имеются две надписи — это клеймо «IOC», расшифровка которого на сегодня неизвестна, и вырезанная штихелем: «ДЕМ АРХ». Ее последний владелец утверждал, что она когда-то принадлежала старинному старообрядческому роду, а именно — Архипу Дементьеву. Да, действительно, был такой киновиарх Выговской обители в 1791 — 1809 годах, но принадлежала ли ему эта икона — вопрос, тем более что во всех источниках подобные иконы датируются второй половиной XIX века. Возможно, что это однофамилец, но пока приходится придерживаться этой легенды, за отсутствием достоверных фактов. В статье «Русское медное литье» [11] говорится: «...На поверхности гладкой рамки можно было после посещения Выговской обители вырезать памятную дату, инициалы или имя владельца.» Возможно, что некоторые вырезанные штихелем буквы как раз и означают инициалы владельца, как и на данной иконе. Эта информация вызывает определенное сомнение в расшифровке некоторых клейм, например, того же Лизунова и других, которые сделаны штихелем.
35.На иконе с изображением Богоматери Тихвинской имеются буквы «СМ ОЛ» (ил. 53). Некоторые коллекционеры считают, что они означают «СМОЛенская» и якобы мастер сделал ошибку в наименовании Богоматери. Но я склоняюсь к мнению, что это не так. Церковное образование в то время, тем более у старообрядцев, было на высоком уровне, и сомнительно, что в мастерской могли перепутать образы. Возникают и другие вопросы: почему на других изводах Богоматери Тихвинской не встречаются эти буквы? почему на изводах самой Богоматери Одигитрии Смоленской никогда не пишется сокращенное название «СМОЛ»? почему не на всех образах Тихвинской Богоматери стоят эти буквы? если мастер сделал ошибочную надпись, то почему она встречается на разных изводах (как без рамки, с растительным орнаментом, так и с рамкой)?.. Вот мнение по этому поводу И. Ушакова: «...Церковные термины здесь не читаются. Кроме как на Тихвинском образе, я таких букв нигде не встречал. Трудно предположить, что эти буквы относятся к самому образу, а не к его изготовителю или заказчику. Насчет расшифровки: “Сработал Мастер Осип Лукин” или ““Семен Макаров Осип Лукьянов”. Осип — скорее, чем, например, Онисим или Онуфрий, которые, как правило, в народе писались через ““А”. Но, к сожалению, это все фантазии..»
36.На лицевой стороне иконы «Рождество Пресвятой Богородицы» (5,4 (5,8) х 5,1 см) (ил. 54) внизу — буквы «М.Р.С.Х», а на оборотной стороне — «АМ» (АзМ). Это еще раз подтверждает, что если «АМ» означают инициалы какого-то мастера, например, «Андрей Михайлов», то он и Р.С. Хрусталёв работали в одном заведении.
37.Клеймо «ВАГ» (возможно, и «ВЛТ») на ушке иконки «Благовещение» (5,6 (6,2) х 5,2 см) (ил. 55).
38.На нижней части рамки иконы «Спас Благое молчание» (14,4 х 12,4 см) (ил. 56) стоит клеймо «М.Р.С.Х.».
39.На верхнем торце иконки «Распятие Христово» (5,5 (5,8) х 5,1 см) (ил. 57) стоит только одно клеймо — «МАП».
40.Внизу на внутренней рамке иконки «Священномученик Харлампий, мученики Иоанн Воин и Вонифатий» (5,6 (5,9) х 5,2 см) (ил. 58) — клеймо «М.Р.С.Х.».
41.Икона «Сретение Господне» (5,7 (6,1) х 5,3 см) (ил. 59). На лицевой стороне, на «ушке» иконки — буквы «РХ» (Родион Хрусталёв), а в ее низу — «СИБ». Буква «Р», в сочетании букв «РХ», по своему начертанию похожа на букву «Р», которая часто встречается отдельно на «ушках» различных по сюжету иконок. Это сочетание дает подтверждение тому, что отдельно встречаемая буква «Р» тоже относится к клейму Р.С. Хрусталёва и переводится как Р[одион]. Также сочетание клейм на этой иконе дают подтверждение тому, что «РХ» и «СИБ» относятся к одному и тому же литейному заведению.
42.Буквы «ГС» на иконе «Преображение Господне» (6,3 (5,7) х 5,4 см) (ил. 60) [13]. Может быть, буква «Г» на иконах в пунктах 21 и 22 это часть данного клейма «ГС»? Тогда если на ушке стоит только одна буква «Г», без цифр, то это не означает слово «год», а что-то другое?
43.Про клеймо «МГ» (ил. 63) довольно полно рассказано в статье О. Кузовкова [14].
44.Буквы «МС» в левом нижнем углу на иконе «Преображение Господне» (5,5 (6,0) х 5,2 см) (ил. 61), вероятнее всего, относятся к заведению Марии Соколовой.
45.Внизу на рамке иконы «Рождество Богородицы» (9,8 х 9,0 см) (ил. 64) — буквы «Р.С.Х.» (Родион Семёнович Хрусталёв).
46.На одновершковой иконке «Успение Богородицы» (6,0 (5,6) х 5,1 см) (ил. 62) на ушке острым предметом начерчена буква «Х» (возможно, что «Х[русталёв]». Ниже, на бортике, — буква «И» (выполнена в «наклоне») или «М». Далее читается надпись как «Рук». На данный момент эта надпись-«клеймо» не имеет расшифровки.
Подведем итоги. В 1883 году Хрусталёв работал в заведении Е. Петровой. Самое раннее упоминание о Р.С. Хрусталёве на меднолитом изделии относится к 1872 году. Есть изводы, на которых «Хрусталёвские» буквы (М.Р.С.Х., Р.С.Х., Р.Х., Р.) встречаются совместно с буквами «СИБ», «МС», «1ОС», «А» (Аз), «АМ» (АзМ), «ЗС». Значит, эти иконы, распятия и складни могли отливаться с 1872 года до начала ХХ века, то есть более 40 лет в одной и той же мастерской, у которой менялся только хозяин. Думаю, что за это время Р.С. Хрусталёв воспитал достойных учеников, фамилий которых мы, к сожалению, не знаем. Раз встречаются отдельные буквы, и только на определенных изводах (например, «П», «ВП», «РО», «ВАГ», «М:», «Г.М.К.» и др.), то, может быть, это и есть инициалы тех самых последователей меднолитейного промысла? Еще раз обращаю внимание, что все расшифровки клейм в моих статьях — это чисто гипотезы, и утверждать, что они именно так «переводятся», я не буду, так как на данный момент нет документальных подтверждений этому. На сегодня можно с точностью утверждать лишь то, что «М.Р.С.Х.» означает сокращенно «Мастер Родион Семенович Хрусталёв». Осталось еще много вопросов, на которые убедительные ответы не получены, в том числе:
1.Почему клейма наносили не на все изделия? Если предположить, что инициалы мастера вырезались на матрице, то отчего мало таких иконок? По какому принципу в одном случае инициалы вырезались штихелем, в другом — отливались, а в третьем — выбивались? Исходя из чего одни клейма (например «М.Р.С.Х.», «Р.С.Х.», «Р.Х.» и др.) встречаются только на лицевой стороне изделия, а другие — «МАП», «ЗТОГ» — только на торцевой части? И т. д
2.Как определять датировки изготовления, если ни года, ни клейма мастера на большинстве меднолитых икон, распятий и складней массовой работы (более чем на 90%) не ставилось? Можно с высокой долей вероятности говорить лишь о каких-то длительных периодах (начало или конец века, четверть века, середина века). Если на меднолитом изделии стоит дата, то она отнюдь не означает год изготовления, так как из вышесказанного следует, что это может быть год изготовления модели, год ее подправки или что-то другое.
3.Что же все-таки означает дата «1864 год», которая сопровождается буквами «МАП», да и сами эти буквы? Если предположить, что «МАП» — это инициалы какого-то мастера и он долгие годы обходился без клейм, а потом начал наносить свое клеймо на изделия, то зачем он клеймил их одной датой, ведь понятно, что такое количество моделей (которых уже известно около 40 штук) за один год изготовить невозможно?
4.Почему Р.С. Хрусталёв датировал не все изделия со своими клеймами? Если он работал с меднолитыми заведениями предположительно с 1872 года, то почему с его клеймами встречаются только следующие даты: 73 г., 1876 г, 1879 г, 1883 г, 85 г. и последнее упоминание года: «новая матка отъчеканена въ [188] 6..л...М.Р.С.Х.» на иконе «Мученики Кирик и Иулита с избранными святыми» [12] (по крайней мере, другие даты мне не попадались)?
На данный момент в определении датировки изделий меднолитой пластики, которые имеют клейма, можно опираться на таблицу О. Кузовкова:
В данной таблице О. Кузовков делает уточнение: «Мастер А.П., вероятнее всего, работал в Преображенском меднолитом заведении № 2, но в 1860—81 гг. владелицей оного была Прокофьева М.И. Соколова М.И. же приобрела его только в 1881 г. (1881—96 гг. и 1900—11 гг.). Поэтому дал предполагаемую фамилию “Мастера А.П.” — “Прокофьев” с вопросительным знаком».
К данной таблице хотелось бы сделать уточнение. В графе «Клейма мастеров», которая соответствует графе «Период владения 1900—1911 гг.», написано, что «Клейма мастеров, дублирующих клеймо заведения, — НЕТ». Это не соответствует действительности, так как в пункте 5 данной статьи говорится: «...г) икона “Вознесение Господне” изготовлена из медного сплава размером 5,5 х 5,1 см. На лицевой стороне внизу — буквы “М.Р.С.Х.”. На оборотной стороне в нижней части выбиты буквы — слева “З”, справа “с”..» Следовательно, правильно писать в этой графе так: «.Клеймо мастера, дублирующего клеймо заведения “ЗС”— “М.Р.С.Х.”...» Учитывая, что буквы «ЗС» соответствуют расшифровке «Заведение Соколовой», получается, что Р.С. Хрусталёв работал с этим заведением в какие-то из 1900—1911 годов. Но если первое упоминание о Родионе Семеновиче как о мастере и чеканщике относится к 1872 году, то получается, что он трудился на эти заведения около 40 лет? В каком же возрасте он тогда начал создавать эту красоту?
Данная статья дает определенные ответы на некоторые вопросы, но в то же время их не стало меньше, и даже появились другие. Важно то, что новые предметы с выявленными клеймами позволяют дополнить ассортимент продукции известной мастерской (мастерских), связанной с Преображенским кладбищем. Благодаря описанным в этой статье монограммам и клеймам, проставленным на меднолитых предметах, можно еще раз убедиться, что большая часть существующих клейм (возможно, и все известные клейма) принадлежит одним и тем же заведениям с ул. 9-я Рота, где работал (или изготавливал модели самостоятельно для нескольких меднолитых заведений) Р.С. Хрусталёв.
Думаю, что пришло время сделать серьезный анализ творчества Р.С. Хрусталёва и выпустить каталог его изделий, который подтвердит, что большая часть изводов из мастерских — с улицы 9-я Рота.
Евгений КРЮКОВ
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 125 (апрель 2015), стр.36